Конспект открытого занятия «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем» ОО «Познавательное развитие» (социальный мир
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Букова Наталья Николаевна

Конспект открытого занятия

«Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем»

ОО «Познавательное развитие» (социальный мир и предметное окружение) /ОО «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ispr_sr_gr.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск «Детский сад  № 18»

Конспект открытого занятия

«Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем»

ОО «Познавательное развитие» (социальный мир и предметное окружение) /ОО «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация)

Подготовила: воспитатель

Букова Н.Н.

Саранск 2022

Цель: продолжать знакомить детей с историей развития народной игрушки, прививать детям любовь к родному краю.

Задачи:  

Обучающие: познакомить детей с разновидностями мордовской национальной игрушки. Учить различать в игрушках национальный колорит, расширять кругозор детей.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие и художественный вкус. Способствовать развитию интереса и познавательной активности.

 Воспитывающие: воспитывать чувство гордости и уважения к своей малой родине Республике Мордовии, интерес к народной игрушке.

Предварительная работа: рассматривание и обследование с детьми различных видов мордовских народных игрушек.

Заучивание потешек, прибауток, песенок.

Рассматривание иллюстраций с изображением мордовских игрушек.

Словарная работа – «гончар», «глазурь», «панар», «пулай».

Сюжетные и творческие игры детей с использованием мордовских народных игрушек: свистулек, матрёшек, кукол в национальных костюмах.

Методы и приемы:

Игровой: дидактическая игра «Угадайка».

Наглядный: рассматривание игрушек, сравнение, рассматривание иллюстраций.

Словесный: прибаутка «Хоть я мал как шишечка».

Материал и оборудование:  образцы мордовских народных игрушек, изготовленных из разных материалов (матрешки, куклы, свистульки, лошадки, Тавлинские сюжетные игрушки и т.д.). картинки и иллюстрации с изображением мордовских народных игрушек и народных мастеров, работающих над созданием игрушек, аудиозаписи с мордовской музыкой, звуками природы, кукла в национальном костюме.

Ход ООД:

Дети сидят на стульчиках полукругом, звучит спокойная мордовская музыка. Воспитатель в национальном мордовском костюме.

Воспитатель: Шумбратада шабат! Здравствуйте, дети! Сегодня к нам в гости пришла кукла Алдуня, давайте поздороваемся с ней и с нашими гостями.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, посмотрите я, как и кукла Алдуня одета в мордовский (мокшанский) народный костюм и мы сейчас все вместе отправимся в путешествие в музей народной игрушки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста и скажите, что у меня на столе? (игрушки накрыты скатертью)

Дети: (предполагаемый ответ) игрушки, горшок и т.д.

Воспитатель: Правильно вы сказали. А еще можно сказать, что это народные игрушки. Эти игрушки сделаны из разного материала.

Воспитатель показывает на свистульку, горшок, птицу и барыню из глины.

Воспитатель: Из чего они сделаны?

Дети: Из глины (предполагаемый ответ)

Воспитатель: Что такое глина?    

Дети: Это природный материал.     

Воспитатель: Значит они какие?

Дети: Глиняные.

Воспитатель: Молодцы! На территории Мордовии глиняную игрушку делали в русских сёлах, где занимались гончарством. Они, как правила, не расписывались.

Воспитатель:  Давайте поиграем в игру на внимательность «Угадайка».

Воспитатель убирает игрушку со стола. Дети отвечают какой игрушки не стало.

Воспитатель: А вот эти игрушки (показывает на деревянные) сделаны мастерами Подлесной Тавлы.

Рассказ воспитателя: Тавлинская игрушка -это резная игрушка из неокрашенного дерева, изготавливаемая в с. Подлесная Тавла Кочкуровского района Республики Мордовия. Центральное место в работах Тавлинских мастеров занимает образ человека в различных жизненных ситуациях, часто наполненных юмором. Скульптурам, декоративным маскам и движущимся игрушкам из неокрашенного дерева на мордовские народные темы и сюжеты из сельской жизни, присущи лаконичность и условность формы, выразительность образов.

Воспитатель: А вот ещё одна разновидность деревянной игрушки - забавная лошадка-свистулька является музыкальной игрушкой.

Воспитатель: Для чего нужна такая игрушка? (Предполагаемые ответы: Чтобы она издавала свистящий звук; Чтобы играть на ней; Чтобы свистеть).

Воспитатель: Покажите деревянную лошадку-свистульку.

Воспитатель: Посмотрите, как она играет.

Воспитатель: А если эти игрушки из дерева, то они какие?

Дети: Деревянные.

Воспитатель:Мастеровой мордовский народ очень любил петь, шутить, играть. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Хоть я мал как шишечка».

(Читает воспитатель, берет в руки шишечку)

Хоть я мал как шишечка,     (показывают руками)        

Скалочкой побитый,        (хлопают в ладоши)

Как пойду я в баню             (Топают )         

Умоюсь и попарюсь,        (Показывают как умываются)

Всех белее буду!        

Когда встану на ступу       (встают со стульчиков) 

Всех я выше буду!        (тянут руки вверх)

Воспитатель: Отдохнули, а теперь отгадайте-ка мою загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружки.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка

Дети: Матрешка.

Воспитатель: Посмотрите какие яркие наряды у  матрешек, они одеты в разные сарафаны: русские и мордовские.

Воспитатель: Почему матрешки одеты в мордовские костюмы?

Дети: Потому, что её сделали мордовские мастера.

Рассказ воспитателя: В 70-е годы во всех районах матрешек «одевали» в национальные костюмы, которые бытовали в данной деревне, селе, районе. В настоящее время в некоторых районах Мордовии жизнь игрушки- сувенира продолжается в авторском видении и исполнении.

Воспитатель: Ребята, кукла Алдуня хотела открыть свой магазин с мордовской национальной одеждой для кукол, но, к сожалению, одной ей не справиться. Не успевает она вышить узоры на одежде. Ей очень грустно и она просит нас помочь ей. Ребята, как вы думаете, мы можем помочь кукле Алдуне? А как? 

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель:Давайте рассмотрим, из чего состоит мокшанский народный костюм. (дети рассматривают изображение мокшанского народного костюма). Это рубашка, по-мокшански – панар. Она украшена вышивкой. Какого цвета вышивка? (красная, черная). Ребята, обратите внимание, вышивка расположена на подоле, горловине и на рукавах.

Воспитатель:Ребета, из каких геометрических фигур составлен орнамент?

Дети: (из треугольников, квадратов, ромбов).

Воспитатель:А чем подвязывается рубашка?

Дети: (поясом).

Воспитатель:Верно, рубашка повязывается поясом, по-мокшански – карькс. Посмотрите, как украшен пояс: это кисти и ракушки. Послушайте, как они гремят. А на рубашку надевается передник. Передник бывает разного цвета: красный, синий, зеленый.Мордовский костюм невозможно представить  без украшений. Их великое множество. Это бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, подвески ушные из металла, перьев птиц. Украшение «сюльгам» носили на груди, она защищала наших предков от болезней и злых духов.

Воспитатель:Ребята, сегодня вы станете мастерами-художниками и сами распишите орнаментом мордовский костюм. Вспомните, какие цвета используют в мордовском орнаменте

Дети: (красный, черный)

Воспитатель: где расположен орнамент

Дети: (около горловины, на рукавах, внизу рубахи).

Воспитатель:Какие элементы узора вы знаете?

Дети: (крест, ромб, галочка).

Воспитатель:Вы можете создавать узоры из уже знакомых вам элементов, находящихся перед вами. (Воспитатель напоминает способы наклеивания элементов мордовских узоров).

Воспитатель: ребята, а  прежде чем приступить к работе, подготовим наши глазки.

Гимнастика для глаз «Ветер»

Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)

Закачалось дepевце. (Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.)

Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше. (Встают и глаза поднимают вверх.)

Воспитатель:У вас на столах лежат силуэты одежды мордовского костюма. Рассмотрите их. Пусть каждый из вас придумает свой узор.

Под аудиозапись «Звуки природы» дети приступают к работе.

В ходе занятия воспитатель  поощряет детей, которые придумали свой интересный узор, тех, кто наклеивает элементы узора аккуратно и старается.

Воспитатель:Ребята, давайте все вместе рассмотрим ваши работы (выставляет работы детей). Какие цвета и элементы узора вы использовали? (ответы детей)

Воспитатель:Молодцы, ребята, получилось очень красиво. Думаю, Алдуня будет очень довольна. Я думаю, теперь у нее будут самые красивые мордовские наряды.

Воспитатель:Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? А что больше всего запомнилось? Что нового вы узнали для себя?

Воспитатель:  Вам понравились игрушки?

Дети: Да, понравились.

Воспитатель: А еще что вам понравилось?

Дети: (предполагаемый ответ)

 - А мне понравилась матрешка;

 -  А мне понравилась свистулька;

Воспитатель: И мы знаем, что эти игрушки сделаны мастерами нашей родины. Эти игрушки двух видов: глиняные, деревянные.

Воспитатель: Умнички! Может быть кто-то из вас тоже станет мастером своего дела. А кукла Алдуня подготовила вам сюрприз.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры....

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам культуры Родного края на занятиях по музыкальному воспитанию.

Знакомство детей с традициями и культурой татарского народа создает благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному воспитанию....

«Народная игрушка как средство приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры»

Мастер-класс «Народная игрушка как средство приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры»  Изготовление игрушки «Коза дереза» из лыка...

НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Цель проекта:        Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию.  Формирование чувства любви к Родине, родной природе, во...