Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам культуры Родного края на занятиях по музыкальному воспитанию.
статья

Проходская Вера Павловна

Знакомство детей с традициями и культурой татарского народа создает благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному воспитанию.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам культуры Родного края на занятиях

по музыкальному воспитанию.

                              «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей 

                                 не передаются по наследству, в каждом поколении их надо  

                                   воспитывать  вновь и вновь, и чем раньше начинается

                            формирование этих качеств, тем большую устойчивость

                                   они приобретут».                Э. К. Суслова.

Проблема национального воспитания в настоящее время является очень важным в нашей работе детского сада. Знакомя детей с народностями нашей страны, в том числе с культурой и традициями татарского народа, мы ставим цель: вызвать у ребят искренний интерес к ним, воспитать дружелюбие, уважение к людям другой национальности, культуру межнационального общения.

На современном этапе развития нашего общества воспитание и формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям особенно актуален. Ведь именно в дошкольном возрасте мы взрослые закладываем в детях основу нравственно-патриотических чувств, любовь и гордость к своим историческим корням и национальным истокам.

Не забывать историю культурного прошлого, её ценности, события, искусство, литературу, обряды, народные праздники. В наше время многое утеряно, забыто; изменились до неузнаваемости жизненные условия народа, недостаточно знаний о своих корнях, о жизни предков.

Необходимо возрождать то, что будет способствовать духовному и нравственному совершенствованию дошкольников.

Исходя из выше изложенного, в работе с детьми по музыкальному воспитанию  по приобщению детей к истокам татарской народной культуры были определены приоритеты намеченной работы:

  • Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
  • Использование всех видов фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, игры, хороводы и т.д.
  • Проведение народных праздников и укрепление традиции. В них

фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Обобщая сказанное, можно заключить, что поставленная мною цель состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства  от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Таким образом,  приобщение детей к национальному искусству вижу в систематическом использовании в практике своей работы всех разновидностей (жанров) народного творчества посредством знакомства и исполнения произведений фольклора, который способен привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней; простые попевки произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий игровых песенных припевов, через интонирование прибауток и скороговорок возможно подготовить детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных, лирических песен и уже как вершина творческих достижений — это участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества — именно там, где дети смогут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине на занятиях по музыкальному воспитанию.

Татарский фольклор представлен широкой палитрой жанров — прибаутки, небылицы, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

Так, прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Небылицы — э то необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.

Скороговорки. Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Хотя и говорится, что «всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь», детей это не останавливает, а только подогревает их интерес. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. К ним даны напевы. Исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку, легче, чем просто произносить. Музыкальные скороговорки можно использовать в работе по совершенствованию вокальных навыков, четкого произношения слов, правильной дикции.

Игровые и плясовые песни — образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.

Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы. Загадки можно вставлять в сценарии театрализованных представлений и праздников.

Все свободное время дети играют. Во дворе и в комнате, на улице и на берегу речки. Почти в каждой местности есть свои игры, которые здесь родились и получили распространение. Во многих играх поются короткие или длинные песни — игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребенку мелодии. Игра — всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.

Хоровод — это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы. Участвуя в хороводе — маленьком театрализованном представлении, — ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной и т.д. Здесь все зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие — развивают сообразительность и смекалку. Третьи — дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.

Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка — загадываться, игра — играться; песня только тогда и песня, когда ее поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей — устной. Для этого надо устраивать театрализованные представления или фольклорные праздники, где весело только тому, кто и сам поет песни, водит хоровод, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки. На этом празднике каждый и гость, и хозяин. Успех фольклорного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Готовность к игре — это не просто знание того, что зачем идет и по каким правилам — это, прежде всего, самое серьезное отношение к ней.

На мой взгляд, фольклорные праздники - это наиболее яркое, интересное, красивое, веселое, артистичное, балагурное, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие. Каждый ребенок может принять участие в ярмарке, даже если он не является участником постановки, он может быть вовлечен в действие тем, что станет участвовать в играх вместе с актерами, петь песни, отгадывать загадки. Сценарий ярмарки позволяет выделить роль каждому ребенку соответственно его возрасту и творческим возможностям. Можно с точностью сказать, что ярмарка объединяет в себе все жанры народного творчества, за что и являлась излюбленным время провождением русского народа в былые времена и остается веселым праздником в жизни

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует нетрадиционные подходы к процессу воспитания.

Художественное слово, музыка, произведения изобразительного искусства помогают наполнить нашу работу глубоким содержанием.

Начиная с младшей группы, Знакомим с простейшими движениями, характерными для татарского танца: «простые шаги», «притоп одной ногой», «притопы двумя ногами», «пружинка». Формируем умения вслушиваться в татарскую народную музыку и музыку татарских композиторов, понимать её образное содержание. В группе  создаётся музыкальная среда, которая включает татарскую (русскую) музыку в повседневную жизнь детей.

В течение года в средней группе используем музыкальные произведения татарских композиторов. Продолжаем знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (курай, кубыз, тальянка). Знакомим с простейшими движениями, характерными для татарского танца.

В старшей группе программные задачи значительно усложняются. Более разнообразной становится детская деятельность. На музыкальных занятиях знакомим детей с национальными инструментами (думбра, курай, кубыс), их звучанием; татарским искусством народного танца; с композиторами Республики Татарстан, прослушиваем их произведения, знакомим с гимном РТ. Прекрасны и татарские песни. Разучивая их, отмечаем национальный характер, обороты, колорит, мелизматику. Знакомим с элементами танцевальных движений народов Поволжья.

Когда дети приходят в подготовительную группу, они имеют уже достаточный запас знаний и представлений о своем родном крае. Знакомим с лучшими образцами вокальной, инструментальной, оркестровой  музыки ( С.Сайдашева, Ф.Яруллина, Р.Яхина и др.) Многообразие татарских праздников, соревнований, народных игр, игр - драматизаций по мотивам народных сказок положительно влияет на развитие национального воспитания.

На базе нашего детского сада был организован межрегиональный семинар по теме: «Национальное воспитание в детском саду». Гостей принимали дети подготовительной к школе группы, они показали музыкальную сказку на татарском языке «Что только не бывает в праздник Навруз?». Цель сказки: приобщать детей к татарскому национальному искусству и фольклору; обогатить новыми впечатлениями, развивать инициативу, творческие способности, эстетический вкус.

Для детей и родителей детского сада показали фрагмент пьесы Г.Гильманова «Тайна Деда Мороза». Всё представление состояло из татарских диалогов, песен и танцев.

Благодаря таким развлечениям, мы развиваем у детей интерес, фантазию, увлеченность.

Определенное место в нашем саду отведено татарским праздникам: Науруз, Сабантуй, День принятия суверенитета Республики Татарстан.

Любой праздник - это всегда радостное событие в жизни детей. Они ждут его с нетерпением, готовятся к нему. Яркие впечатления, связанные с ним, долго живут в их памяти.

Особенно любим детьми татарский народный праздник Сабантуй, который проходит в нашем саду каждый год. Сегодня я хочу поделиться своим опытом.

Праздник устраиваем на полянке детского сада, приглашаем гостей, родителей. Место проведения соответствующие образом оборудуется: там устанавливаем шест для лазанья, наклонное бревно, бум. Празднично оформляем полянку воздушными шарами, цветными лентами.

В содержание праздника включаем материал, уже знакомый детям /песни, танцы, игры разучиваем предварительно на музыкальных занятиях/. Аттракционы являются сюрпризом праздника, они всегда вносят элемент неожиданности, оживление, неподдельную радость. В празднике участвуют все дети нашего сада.

Все татарские праздники отличаются тем, что на них царят добро и мир. Нет громких криков, громких песен, а есть тепло, сердечность, приветливость каждого, кто был на них. Ни один праздник не обходится без сюрприза. Не стал исключением и праздник Сабантуй. Гостями праздника были татарские персонажи – Кыз, Джигит, Шурале, которые продолжают веселье.

Так, впитывая с детских лет татарские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего края. Нет сомнений, что Сабантуй останется любимым праздником.

Организовывая праздники, мы убеждаемся, что эта форма работы помогает эффективно решать задачу национального воспитания и даёт хороший эффект. Через неделю, после сабантуя, услышав татарскую народную мелодию, ребята радостно оживились и с большим удовольствием  приняли предложение поплясать под эту песню. Все - и девочки, и мальчики - каждый по-своему, но очень увлеченно и выразительно, в татарской манере исполняли пляску.

Знакомство детей с традициями и культурой татарского народа создает благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

«Народная игрушка как средство приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры»

Мастер-класс «Народная игрушка как средство приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры»  Изготовление игрушки «Коза дереза» из лыка...

НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Цель проекта:        Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию.  Формирование чувства любви к Родине, родной природе, во...

Конспект открытого занятия «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем» ОО «Познавательное развитие» (социальный мир

Конспект открытого занятия«Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля ...