Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
проект

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных  факторов  в  воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_2_-_kopiya.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

(педагогический проект)

               

                                                                       

Краткая справка- аннотация

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных  факторов  в  воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

          Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев

Актуальность проекта:  

       Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и ᴨередавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

     Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

     Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

     Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Новизна:

     Новизна проекта заключается в ознакомлении с историей национальной культуры в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. Федеральный государственный стандарт ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.

     Знаний детей о русской народной культуре и о народных промыслах России - недостаточно. Нравственно - патриотическому воспитанию детей отводится недостаточно времени в рамках образовательной деятельности в детском саду. Мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно - прикладного искусства и с народными традициями, в том числе и народной музыкой.

      Если знакомить детей, начиная с раннего возраста с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания, и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России.

Цель проекта:  

      Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию.  Формирование чувства любви к Родине, родной природе, воспитание патриотизма.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны, края. Прививать им интерес к прошлому родной страны;

- воспитывать интеллектуальных, всесторонне развитых дошкольников.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к народным обычаям, традициям и праздникам на Руси;

- пробудить чувства любви к Родине.

Образовательные:

 - знакомить детей с потешками, песнями, загадками, пословицами и поговорками;

- познакомить детей с народными промыслами;

 - знакомить детей с устным народным творчеством и народно-прикладным
искусством родного края, России.

Гипотеза:

      Реализация проекта в воспитании детей  в условиях группы будет происходить успешно и способствовать приобщению детей к истокам народной культуры при условии систематической работы с детьми и привлечении родителей к активным формам работы.

 Ожидаемый образовательный результат

- создание условий и формирование предметно - развивающей среды для внедрения в жизнь своих воспитанников детского фольклора;

- воспитание  у детей зачатков нравственного самосознания и причастности к родным истокам;

- расширение кругозора и увеличение объема знаний детей об истории русского народного творчества;

- приобретение детьми знаний о бережном отношении к историческому наследию и традициям своего народа;

- повышение  профессионального уровня управления процессом художественно-эстетического воспитания дошкольников.

     Участники проекта: дети старшей группы

Исполнители проекта: воспитатели

Партнёры проекта: родители, педагоги ДОУ

Программа реализации проекта

Срок реализации проекта: долгосрочный, 1 год

Этапы реализации проекта

1 этап

Подготовительный

 

Цель этапа:

Определение главного направления работы

  1.  Введение в проблему, определение темы проекта, цели и задач.
  2. Выбор формы работы с

  родителями, разработка опросников,              консультаций, выявление психолого- педагогических потребностей родителей.

  1. Создание предметно - развивающей среды для реализации проекта, изучение соответствующей литературы.
  2. Планирование работы по организации работы с детьми для реализации задач.

2 этап

Основной, практический

Цель этапа:

Внедрение в практику работы форм и методов по реализации проекта

  1. Реализация разработанных планов педагогической деятельности с детьми.
  2. Проведение комплекса мероприятий по теме: «Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».
  3. Организация совместной деятельности педагогов детского сада и семьи по проблеме приобщения к истокам народной культуры.

3 этап

 

Итоговый

Цель этапа:

Обобщение и презентация опыта работы, анализ достигнутых результатов.

  1. Мониторинг  выявления знаний о русской народной культуре

  1. Распространение опыта работы.
  2. Разработка рекомендаций  для педагогов и родителей по проблеме приобщения детей к истокам народной культуры.
  3. Выявление перспектив дальнейшего сотрудничества ДОУ и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам культуры Родного края на занятиях по музыкальному воспитанию.

Знакомство детей с традициями и культурой татарского народа создает благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному воспитанию....

Статья "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества"

В статье "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества" освещены вопросы о необходимости воспитания у детей интереса и любви к рускому народному творчеству....

НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....