Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
проект
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_2_-_kopiya.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
(педагогический проект)
Краткая справка- аннотация
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев
Актуальность проекта:
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и ᴨередавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Новизна:
Новизна проекта заключается в ознакомлении с историей национальной культуры в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. Федеральный государственный стандарт ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.
Знаний детей о русской народной культуре и о народных промыслах России - недостаточно. Нравственно - патриотическому воспитанию детей отводится недостаточно времени в рамках образовательной деятельности в детском саду. Мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно - прикладного искусства и с народными традициями, в том числе и народной музыкой.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания, и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России.
Цель проекта:
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию. Формирование чувства любви к Родине, родной природе, воспитание патриотизма.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны, края. Прививать им интерес к прошлому родной страны;
- воспитывать интеллектуальных, всесторонне развитых дошкольников.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к народным обычаям, традициям и праздникам на Руси;
- пробудить чувства любви к Родине.
Образовательные:
- знакомить детей с потешками, песнями, загадками, пословицами и поговорками;
- познакомить детей с народными промыслами;
- знакомить детей с устным народным творчеством и народно-прикладным
искусством родного края, России.
Гипотеза:
Реализация проекта в воспитании детей в условиях группы будет происходить успешно и способствовать приобщению детей к истокам народной культуры при условии систематической работы с детьми и привлечении родителей к активным формам работы.
Ожидаемый образовательный результат
- создание условий и формирование предметно - развивающей среды для внедрения в жизнь своих воспитанников детского фольклора;
- воспитание у детей зачатков нравственного самосознания и причастности к родным истокам;
- расширение кругозора и увеличение объема знаний детей об истории русского народного творчества;
- приобретение детьми знаний о бережном отношении к историческому наследию и традициям своего народа;
- повышение профессионального уровня управления процессом художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Участники проекта: дети старшей группы
Исполнители проекта: воспитатели
Партнёры проекта: родители, педагоги ДОУ
Программа реализации проекта
Срок реализации проекта: долгосрочный, 1 год
Этапы реализации проекта
1 этап Подготовительный
Цель этапа: Определение главного направления работы |
родителями, разработка опросников, консультаций, выявление психолого- педагогических потребностей родителей.
|
2 этап Основной, практический Цель этапа: Внедрение в практику работы форм и методов по реализации проекта |
|
3 этап
Итоговый Цель этапа: Обобщение и презентация опыта работы, анализ достигнутых результатов. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Материал содержит систему работы в средней групппе по теме приобщения детей к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...
Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам культуры Родного края на занятиях по музыкальному воспитанию.
Знакомство детей с традициями и культурой татарского народа создает благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному воспитанию....
Статья "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества"
В статье "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества" освещены вопросы о необходимости воспитания у детей интереса и любви к рускому народному творчеству....
НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....
«Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Фольклер в ДОУ...
Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию. Формирование чувства любви к Родине, родной природе, во...
Русская народная сказка как средство приобщения детей раннего возраста к источникам русской народной культуры
Конечно, сказки есть в каждом доме.И дети их любят.Сказки позволяют впервые испытать храбрость и стойкость,увидеть добро и зло.Сказка занимает в мире малыша очень важное,очень большое место....