Статья "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Калашникова Юлия Сергеевна

В статье "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества" освещены вопросы о необходимости воспитания у детей интереса и любви к рускому народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

                            Приобщение детей дошкольного возраста

                       к истокам русского народного творчества  

Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственное начало в воспитании человека оказалось потеснённым урбанистическими «идеалами»: потребительством, развлекательностью, «информационным накопительством». В таком случае страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семьёй, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий, в том числе теорий дошкольного детства. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам культуры. По словам К.Д.Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь « был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. Основная задача, которая стоит перед музыкальными руководителями – воспитание у детей интереса и любви к музыкальному народному творчеству, фольклору. Пути решения этой задачи я вижу в комплексном подходе.

1.Изучение музыкально-фольклорного материала на музыкальных занятиях.

2.Проведение музыкальных праздников в т.ч. народных, обрядовых.

3.Обогащение предметно-развивающей среды.

4Проведение работы с родителями воспитанников.

5.Проведение консультаций для воспитателей. 

Программа «Ладушки», (авторы Новоскольцева И.А., Каплунова И.М.), по которой осуществляется музыкальное воспитание детей в нашем дошкольном образовательном учреждении не является специализированной программой по фольклору, например, такой, как программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, авторы О.Л.Князева, М.Д.Маханева) и др., но в то же время в ней значительное место отведено фольклору.

Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, архитектура, танец изобразительное и декоративно- прикладное искусство. Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нём неразрывно связаны музыка, пение, движение и игра на русских народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора, которые изучаются детьми на музыкальных занятиях в детском саду:

  1. народная песня
  2. народная хореография
  3. народные игры
  4. народные музыкальные инструменты.    

Рассмотрим эти направления подробнее. Первое направление - народная песня.

Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младшей группе. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки. При разучивании русской народной прибаутки «Петушок» музыкальный руководитель спрашивает: «Как поёт петушок?» привлекая тем самым детей к подпеванию. Песни подбираются удобные для активного подпевания, тексты должны быть понятны и доступны детям. Например, последняя строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается следующий куплет. В средней группе увеличивается объём песенного репертуара. Добавляются хороводные песни, появляется новый жанр - игровая песня. Активизируется переход от разговорной к певческой интонации. Дети должны правильно интонировать в пределах терции – кварты. В средней группе можно предложить ситуацию, в которой необходимо действовать самостоятельно: «У меня кукла не хочет засыпать, укачай её». Ребёнок должен спеть колыбельную или рассказать потешку, например: «Котя, котенька, коток, Котя – серенький хвосток, приди, котик, ночевать, мою детоньку качать», «Пошел котик во лесок, Нашел котик поясок. Нарядился, воротился. стал он люлечку качать: Баю-бай,баю-бай, ляг, Галинка скоренько, Встань, Галинка, с зоренькой». В средней группе усложняется режиссура песни, может быть несколько солистов («ведёт музыку» комар, а стрекоза «плясать идёт») и др. Вводится понятие «обрядовая песня» (зимние колядки, масленичные, весенние заклички).     В старшей группе значительно расширяется объём песенного репертуара, добавляются песни шутливо- комического характера («Шел козел по лесу», «Ворон»). Песни должны быть доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации: «Прялица», « Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько», «Земелюшка-чернозём» и др. Именно в старшей группе вводится новый жанр- частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и лёгкости. Ребёнок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а ещё подыграть на доступных музыкальных инструментах. В подготовительной группе закрепляется умение петь частушки, даётся понятие о таких жанрах р.н.п., как:

Лирические:  

  1. «Ходила младёшенька по борочку».
  2. «Уж, как я свою коровушку люблю».
  3. «А я по лугу, а я по лугу».
  4. «Со вьюном я хожу».

Шутливо- комические:

  1. « Комара женить мы будем».
  2. «Долговязый журавель».
  3. « Во кузнице».

Строевые:

  1. «Солдатушки, браво ребятушки».
  2. «Из-за леса, из-за гор».

Второе направление, изучаемое детьми на музыкальных занятиях - это

народная хореография.

В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленочкам, повороты ладошек из стороны в сторону, перебежки, пружинка, прыжки. Педагог учит детей самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. В этом возрасте важно научить детей реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это с желанием. Поэтому в репертуаре младших групп указаны хороводные игры «Скок, скок, поскок», «Ходит зайка по саду», где используются плясовые элементы, часто с солистом. Разучивание плясовых элементов и хороводных перестроений проводится по показу взрослых.

В средней группе вводятся новые элементы народного танца: ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка»), топать с остановками. Уделяется внимание пластике рук в пляске – кружение в парах «крендельком», «под локоток», на талии или на плечах у партнёра. В хороводах дети обучаются менять направление в кругу, разрывать круг по окончанию мелодии или на смену частей в музыке, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот.  Необходимо поощрять детей к проявлению большей самостоятельности в свободной пляске.  В старшей группе педагог учит детей простому хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног. В хороводе используются такие движения, как хоровод « по солнцу», «против солнца», «стенка на стенку», «два круга в разные стороны». Все орнаментальные хороводы («Светит месяц», «Во саду ли, в огороде») выполняются по команде: выбирается один ведущий, который диктует порядок перестроения.  В подготовительной группе вводятся новые элементы хоровода: «хотьба под воротца», «плетень» («На горе-то калина», «Лен зеленой»).

Говоря о синкретизме фольклора (пляска, песня, музыка существуют в единстве), не следует забывать, что любые плясовые или хороводные элементы могут использоваться детьми в любых ситуациях: при исполнении песен, игр, при игре на музыкальных инструментах и т.д. Это надо всячески поощрять в детях.

Следующее направление- народные игры.

Всем известно, что игра не только любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребёнок познаёт мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом. В младшей группе игры («Петушок», «Идёт коза рогатая», «Идёт кисонька из кухни») побуждают детей к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или своя «киска». На начальном этапе можно показать детям образец, а потом, как правило, этого не требуется – дети ориентируются на интонацию взрослого («весёлый петушок», «грустная кисонька»). Игры способствуют развитию у детей чувства юмора, желание сопереживать герою и друг другу. В средней группе усложняются правила игр: быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. Ребята сами должны использовать считалки, чтобы выбрать ведущего. В играх «Волк и гуси», «У медведя во бору», «Снежная баба», «Варёная репка», усложняется диалог с ведущим: ребёнок не просто должен дать ответ, а придумать его. Следует вместе с детьми выяснить варианты ответов (особенно, если они касаются подробностей крестьянского быта или работ в огороде, в поле). В старшей группе необходимо вызывать желание детей участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами. Во время игр («Дедушка Сысой», «Махоня») обращать внимание не только на удачные ответы и вопросы, но и манеру поведения героев. Стараться отобразить характер персонажей: дедушка старый, Махоня ленивая и притвора, бабка хитрая и т.д., воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли.

В подготовительной группе активизировать детей для участия в играх с развёрнутым театральным действом («Воробей», «Селезнь утку догонял», «Ты слети-ка, сизый голубочек»).Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр. Объясняя детям, связь некоторых игр с древними обрядами, помочь им понять необходимость отдельных действий и их порядок («Кострома», «Бояре», «А мы просо сеяли»). Это объяснение поможет

ребёнку и при выражении характерных черт какого-либо персонажа.

И последнее направление – игра на русских народных инструментах.

В младшей группе интерес к музыкальным инструментам возникает при личном контакте ребёнка с тем или иным инструментом. Ребёнок стремится сам поиграть на инструменте и желательно предоставить ему эту возможность. Давая малышу в руки инструмент, не сводить этот момент к шалости, а учить его играть что – нибудь конкретное: звуки свистульки похожи на птичьи голоса, на гуслях можно изобразить мелодичное движение ручейка и т.д. При этом происходит не просто игра, а обучение по звукоизвлечению. В игре на ложках сначала надо рассмотреть её части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп, обратная сторона называется « щекой». На двух деревянных ложках осваивать 2-3 приёма(стучать «щеками», ручками и «щеками» в кулачках. В средней группе продолжают знакомить детей с музыкальными инструментами, с их звучанием в ансамбле. Обучать игре на отдельных инструментах: на свистульке меняется высота звука в зависимости от силы, с которой в неё дуют, добавляются приёмы на двух ложках (палочкой одной из них стучать по «щеке» другой, поочередно играть на своих ложках и на ложках соседа). Для разнообразия в работе по обучению игре на инструментах можно предложить песни «На зелёном лугу» (дудочка), прокричав заклички, послушать, как поют птички (свистульки).Учить играть в ансамбле, оркестре со старшими детьми. В старшей группе продолжать слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре. Прослушивать записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, учить узнавать и правильно называть инструменты. Чаще сочетать игру на инструментах с песней, игрой, пляской. Учить играть в оркестре. В подготовительной группе учить детей не только различать инструменты в оркестре, но и дать теоретические знания о составе оркестра народных инструментов. Дать представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты ( коса, пила и др.). Предоставить возможность детям импровизировать на знакомых инструментах. В процессе создания оркестра учитывать симпатии детей к определённым инструментам. Всё чаще включать инструменты в игры, пляски, предоставлять детям возможность самостоятельно выбрать инструменты для данного произведения.

Жизнь детей в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Итогом изучения в течении года с детьми репертуара по музыкальному фольклору являются фольклорные праздники.«Ярмарка- осенний переполох» в старшей группе и «Праздник для мам» в подготовительной группе, построенный на музыкальном материале русского народного творчества».

Музыкально- фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи, потешки, прибаутки. Сценарии праздников составляются так, чтобы у каждого ребёнка был свой, хоть и небольшой, номер или роль. Красота праздничного действия, образная выразительная речь, русские народные песни и хороводы – прекрасный материал для эмоционально- эстетического и нравственного воспитания детей.

Продолжением решения задачи по приобщению детей к русскому народному творчеству является обогащение предметно-развивающей среды: яркие русские народные костюмы, в которых выступают дети, приобретены для всех возрастных групп. Широкий набор русских народных инструментов позволяет исполнять разнообразный репертуар.

Одним из направлений работы, приносящий результат, является работа музыкального руководителя с родителями воспитанников. Тематика консультаций для родителей разнообразна: «Знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями», «Изготовление поделок, атрибутов к праздникам», «Слушание музыки дома-какой?» и т.д.

Для воспитателей  разработаны следующие консультации: «Помощь в проведении «Посиделок» в группах, подбор музыкально-фольклорного материала», «Прибаутки, потешки, русские народные поговорки в повседневной жизни детей», « Нескучный режим» (музыкально-фольклорное оформление режимных моментов в жизни детей) и др.

Широко внедряя в свою работу по музыкальному воспитанию детей перечисленные направления, мы привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, родной стране и таким образом через русский фольклор приобщаем детей к культуре.



,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)

Для того, чтобы наши дети стали носителями русской культуры, необходимо знакомить их с историей, обычаями, традициями русского народа. Сделать это можно используя русский фольклор, так как он от...

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Цель проекта:        Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию.  Формирование чувства любви к Родине, родной природе, во...