Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
проект

Цель проекта:  

     Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию.  Формирование чувства любви к Родине, родной природе, воспитание патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы воспитателя по активизации речевого общения детей в раннем возрасте путем ознакомления с фольклором

Для развития речевого общения нами были созданы следующие условия:

Во-первых, целенаправленное использовании детского фольклора в разных формах образовательного процесса (НОД, совместной с педагогом и свободной деятельности детей).

После анализа и выбора необходимого содержания из дошкольных методик был составлен перспективный план для проведения занятий с детьми. (приложение 1) При составлении плана акцент был на специальные занятия с использованием малых форм фольклора: потешок, песен, загадок, сказок. Закрепление проходило через интеграцию с другими видами деятельности.  В основном занятия по развитию речи сочетались с использованием детского фольклора в сочетании с познавательным содержанием, при этом знакомя детей с окружающей реальностью.  При составлении плана был учтен тот факт, что первое время пребывания ребенка в детском саду проходит для него нелегко. Поэтому, главное - это создание благоприятной среды, приближенной к домашней.  Здесь на помощь приходят «уговорушки». «Уговорушки» снимают у ребенка напряжение, а колыбельные песенки помогают ребенку успокоиться, они убаюкивают его, несут теплоту.

Кроме занятий, проводимых в игровой форме развитие речевого общения детей раннего возраста закреплялось в режимные моменты, в самостоятельной игре, в индивидуальном взаимодействие со взрослым. В таком принципе работы ребенок легче и быстрее усваивает способность понимать обращенную речь. Планируя занятия, было стремление, чтобы каждый ребенок участвовал в них не только голосом, но и движением, практическими действием.

Знакомство с народным творчеством началось для детей с детских стишков, колыбельных. Детям понравилось, когда качали куклу на руках и тихим голосом припевали, качая ее.

- Баю, бай, баю, бай, Ты собачка не лай. Белолоба - не скули, Мою дочку не буди.

Чтобы детки могли запомнить песню быстрее и лучше, им было показано, как собака громко лает (используя мягкую игрушку) и может разбудить куклу. И дети вместе просили ее: «Ты собачка не лай. Белобоба не скули». После таких обыгрываний дети легко запоминали песни и использовали их в повседневной жизни.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания рисунков, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, им было рассказано о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе было объяснение значение новых слов, которые ребята услышат в потешке.

Во время умывания, причесывания малышей, они знакомились с такими песенками:

Водичка, водичка. Умой мое личико...

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньку,

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса!

Расти коса не путайся,

Дочка маму слушайся!

Приятно было наблюдать за тем, как дети использовали потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно относились к своим куклам.

На начальном этапе использовался такой прием как объяснение, сопровождавшееся определенными действиями. По своим возможностям, дети копировали движения, разговор, интонацию обращения и ответы. Например, при разучивании потешки «Уточка» все вместе спрашивали:

Серая, полевая, Где ты ночку ночевала?

Затем было предложено кому-либо из малышей произнести слова уточки:

«Под кустиком, под березкой...»

Дети показывали при этом действия уточки соответствующее тексту потешки, и объясняли их. Например, как уточка ходит вперевалочку, как зовет за собой своих деток. При последующих повторениях потешки старались передать ее текст по-иному с помощью других движений и интонаций. Дети действовали в соответствии замечаниям, внимательно прислушивались. Например, «Смотрите какая уточка -мама важная, как она гордо подняла головку, все утята ее слушают» (одобрение). Или: «Как мама - уточка торопится, утята за ней не успевают» (осуждение).

Вариативность в передаче какого - либо эпизода потешки было связано с особенностями индивидуальной восприимчивости, эмоциональности, непосредственности малышей. Для того чтобы малыши могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа, были использованы «живые картинки». Например, при чтении потешки «Расти коса» предлагалось ребенку: «Покажи, как мама бережно, осторожно причесывает твои волосы, как ласково приговаривает при этом». В памяти детей живо возникал образ мамы, и копируя ее в своих действиях, они передавали чувства, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождались жестом. Подобные «живые картинки» позволяли правильно понять и эмоционально передать содержание потешек.

Наблюдая за детьми, можно было отметить, что они проявляют заботу, чуткость, доброжелательность. Это чувствовалось в теплом тоне обращения друг к другу, и в игре. Таким образом, в играх по сюжету потешек, прибауток, песенок, сказок формировались и закреплялись нравственные качества. Неоднократное использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащало словарь детей, делали их речь эмоционально-выразительной. Дети вполне самостоятельно переносили действия и разговор персонажей хорошо знакомого произведения на совершенно другие игрушки: куклы, матрешки, зайчики, уточки. При этом интонацией своего голоса пытались передать характер того или иного персонажа: за уточку пели тонким голосом, за матрешку обыкновенным, за бычка - грубым.

Навыки, полученные на занятиях, дети переносили в игровую деятельность. Например, построив из кирпичиков кроватку, укладывали куклу спать, а качать кроватку поручали котику (игрушке).

Активность в основном проявляли дети, имеющие хорошие речевые навыки. Для стимулирования пассивных детей были проведены коллективные показы и упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества, например, «Про сороку». На роль сороки выбирался самый активный ребенок. Читая потешку детям предлагалось отобразить ее содержание в действии. В результате потешка превращалась в игру и очень увлекала детей. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучали непосредственно эмоционально.

Вторым условием реализации поставленных целей и задач являлось создании предметно-развивающей среды, способствующей ознакомлению с фольклором.

Для этого в группе была создана предметно-развивающая среда соответствующая возрасту детей: детская художественная литература, настольные игры, магнитный, пальчиковый, настольный и кукольный театры по сказкам, картотека пестушек, потешек, игрушки и различные игровые материалы. Своеобразное оформление, яркость, красочность «Книжного уголка» сразу же привлекли внимание детей. Они с радостью и большим желанием шли в «Книжный уголок», рассматривали картинки, книги и пересказывали содержание знакомых произведений.

Третьим условием успешного развития речевого общения детей являлось тесное взаимодействии с семьями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам культуры Родного края на занятиях по музыкальному воспитанию.

Знакомство детей с традициями и культурой татарского народа создает благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному воспитанию....

Статья "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества"

В статье "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества" освещены вопросы о необходимости воспитания у детей интереса и любви к рускому народному творчеству....

НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...