НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.
учебно-методический материал
Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnoe_penie.zip | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 248»
г. Барнаул, Балтийская 46
Музыкальный руководитель:
Герасимова Ольга Юрьевна
НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.
«Воспитание, лишенное народных корней – бессильно!»
Р.К.Ушинский
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка. И поэтому активное воспитание касается дошкольного возраста. Так же и приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.
Прошло время, когда в детском саду дети учили политизированные песни, сейчас направление иное – нужно обращать внимание детей на народные истоки, корни, обряды, традиции, обычаи, которые долгое время были в забвении.
Современный дошкольник живет в то время, когда он находится под влиянием телевидения, интернета. В этот период он чутко реагирует на все увиденное и услышанное. Поэтому важно именно в дошкольном возрасте приобщаться к народной культуре. Именно в это время формируется личность. Использование музыкального фольклора способствует формированию в ребенке таких качеств, как любовь к Родине, народу, обычаям и традициям.
Ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. Музыкальный и поэтический язык народной песни – его правдивость, искренность, простота, эмоциональная выразительность. Русская народная песня производит огромное впечатление своей задушевностью и глубиной чувства; она исключительно проста, сдержанна, в ней нет ничего лишнего, но при этом её напевы очень выразительны.
Как же с помощью русской народной песни воспитать в ребенке доброту, искренность, любовь к Родине, к сверстникам? Эта тема очень актуальна, ведь пение - основной вид музыкальной деятельности детей в детском саду.
Дошкольный возраст наиболее восприимчив, поэтому через народную песенную культуру в понятной для ребенка форме можно воспитать нравственные и эстетические чувства; духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, стране, к культурному наследию своего народа, к природе родного края.
Уже с младшего возраста мы знакомим детей с русской народной музыкой, используя детский песенный фольклор: колыбельные, пестушки, потешки. Под русские народные мелодии исполняем пляски; учимся различать колыбельную и плясовую.
Во второй младшей группе сравниваем музыку по типу контрастного сопоставления: колыбельная – плясовая, плясовая – хороводная.
В средней группе продолжаем различать характер народных песен; учим высказываться, обогащая словарь детей прилагательными и образными выражениями. Знакомим детей с разновидностями колыбельной песни.
В старшей группе знакомим с календарными песнями: закличками, приговорками, колядками и потешным фольклором: прибаутками, небылицами, дразнилками.
В подготовительной к школе группе происходит углубление знаний о разновидностях народных песен: хороводных, плясовых, колыбельных; знакомим с трудовыми песнями, обрядовыми календарными и обрядовыми семейно-бытовыми.
Знакомство с песней происходит согласно народному календарю и соответствующим ему календарно-обрядовых праздников, в которых каждый сюжетный момент сопровождается пением.
Замечательный праздник «Кузьминки» – встреча зимы и проводов осени. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. В это время на Руси «играли» свадьбы. Дети знакомятся со свадебными песнями, с играми, обрядами.
На «Святки» дети исполняют колядки- обрядовые песни с пожеланием богатства, здоровья, удачи исполняются на рождество.
Масленица-встреча и проводы масленицы— обрядовые календарные песни призыва весны. Кульминацией встречи весны является — 22 марта в день весеннего равноденствия, когда происходит вторая встреча весны – называемая в народе Сороки. В эти дни начинается прилет птиц. Дети с удовольствием готовят птичек из теста - «жаворонков», при этом исполняя заклички и попевки.
Широко в нашем детском саду проходят праздники: «Пасха» и «Троица». Дети водят хороводы, задорно поют частушки, весело играют в народные игры с пением.
Поддерживая интерес детей к народному творчеству, мы решили провести праздник «8 марта» в народном стиле.
Сколько положительных эмоций получили и взрослые, и дети! Оформление зала, народные костюмы, хороводы, песни, и конечно веселье! Мамы и бабушки были не просто зрителями, а участникам. Дети дарили радость своим близким, и это был главный подарок!
Сценарий праздника «8 марта» для детей подготовительной группы
"СЛАВНЫЙ ГОРОД МАСТЕРОВ"
Задачи:
- расширять знания детей о жанрах детского музыкального фольклора (колыбельная, хороводная, игровая и т.д);
- способствовать развитию творческих способностей;
- развивать вокально-хоровых навыков, чистоту интонирования средствами народного фольклора; расширять диапазона детского голоса;
-содействовать устойчивому интересу к народному искусству, через знакомство с народными промыслами;
- укреплять семейные традиции, уважительное отношение к женщинам.
Ход праздника:
Звучит русская народная мелодия. В зал входит воспитатель в русском костюме.
Воспитатель:
Внимание! Внимание!...
В честь праздника 8 Марта
Объявляем весёлое гуляние!
Поспешите, поспешите!
Ничего не пропустите!
Дети (в русских народных костюмах) заходят в зал под мелодию Ивана Купала: «Заинька»
Исполняют хоровод «Заинька»
/ по окончании останавливаются полукругом лицом к гостям /
Дети читают стихи:
1. Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
2. Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд,
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
3. Сегодня солнце ярче светит,
И звонче ручейки поют.
Подарки мамам дарят дети,
А папы им цветы несут!
4. Мы поздравляем мам любимых
С весенним светлым женским днём!
Желаем много дней счастливых,
И обещание даём:
Поочерёдно:
- Не огорчать вас … очень часто…
- И в меру сил вам помогать…
- И не перечить вам напрасно…
- Вовремя ложиться спать!
- Мы знаем, как вы устаёте:
С утра до вечера дела!
- Нет равных вам в любой работе…
А дома нет без вас тепла!
Песня «Мамин день»
Дети читают:
1. Мы очень долго совещались,
Что своим мамам подарить?
Ведь в нашем двадцать первом веке,
Так трудно чем-то удивить.
2. Давно известно всем на свете
Искусство русских мастеров –
В них красота родной природы,
И мудрость древняя веков.
3. Небо синее в России,
Реки синие в России,
Васильки и незабудки
Не цветут нигде красивей!
Дети поочерёдно:
- Есть берёзки и дубы,
- А какие тут грибы!
- А ещё пекут в печи
Вот такие калачи!
4. Тайну вам сейчас откроем,
Скажем, все без лишних слов:
Вы сегодня оказались
В Чудо-Граде мастеров!
Украшают каждый праздник
Мастера ремёсел разных!
5. А теперь, дорогие мамы,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Песня «Ах, ярмарка»
( садятся на стульчики)
Ребёнок: /с дымковской игрушкой /
Славилась Россия чудо-мастерами:
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Ах, наш русский сувенир,
Покорил он целый мир!
Дети:
1. Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
2. Посмотри, как хороша
Эта девица-душа!
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Инсценировка песни-танца "Пошла Млада за водой»
Ребёнок: / с хохломой /
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи - перелески,
Шёлковые всплески,
Солнечно - медовой золотой листвы.
Мальчики: / с хохломскими ложками/
1. Золотая хохлома –
Лучше нет подарка!
Хохломские ложечки
Звонкие да яркие!
2. Мы на ярмарку ходили,
Ложки дёшево купили.
Звонкие резные
Ложки расписные!
Оба:
От зари и до зари
Веселятся ложкари!
Танец с ложками – рус. нар. мелодия.
Игровой блок:
Ярмарка нас всех зовёт в наш весёлый хоровод!
Будем с мамами играть,
Играм русским обучать
Народные игры:
«Воротики» (парами)
«Марама»
Ребёнок: / с гжельской посудой/
Гжельская роспись на белом фарфоре –
Синее небо, синее море.
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
Танец с голубыми платочками «Гжель»
Ребёнок : /с платком /
Вот павлопосадские мягкие платки –
В холод согревают, на плечах легки.
Собраны - в букеты дивной красоты -
На тончайшей шерсти расцвели цветы.
Игра с платком
( 2 мамы держат платок, дети стоят круг вокруг каждой мамы, звучит музыка, дети ходят по кругу, по окончанию музыки мамы опускают платок, кто из детей оказался под платком, обнимаются)
Ребёнок: /с тряпичной куклой/
Не расписана игрушка,
Хоть скромна, но хороша.
В этом маленьком кулёчке
Чудо-мастера душа:
Куколка из пёстрой ткани.
Посмотрите, вот какая!
Девочки:
1. Куклы иностранные- лица у них странные,
И наряд у кукол вовсе не такой.
Сядем рядом с бабушкой
И сошьём мне Ладушку –
Куколку тряпичную с русскою душой.
2. Личико, как солнышко,
Назову Алёнушкой.
Буду я любить её, как родную дочь.
Милая хорошая,
На меня похожая,
Я всегда в любой беде ей смогу помочь.
3. В пляске мы подружимся,
С нею мы покружимся,
И шагать по жизни нам вместе веселей.
Будут зимы с вёснами,
Вырасту я взрослою,
Подарю Алёнушку доченьке своей.
Песня «Кукольная колыбельная»
Воспитатель: /выносит «карусель» с лентами/
Наша русская игрушка
Не стареет сотни лет.
В красоте, таланте русском
Весь находится секрет.
Карусельные резные
Петушки, лошадки
Кружат весело игриво:
- Прокатись, ребятки!
Пляска – игра “Карусели” - рус.нар.мелодия «Cмоленский гусачок»
Воспитатель:
Дело мастера боится –
Так в народе говорится.
Мы об этом не забыли –
Подарки сами мастерили.
Дети, маму поздравляйте,
Скорей подарок свой вручайте!
Песня «Песенка для мамы»
Дети вручают подарки мамам, выполненные в народном стиле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Материал содержит систему работы в средней групппе по теме приобщения детей к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...
Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"
В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....
Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...
«Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Фольклер в ДОУ...
Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию. Формирование чувства любви к Родине, родной природе, во...
Русская народная сказка как средство приобщения детей раннего возраста к источникам русской народной культуры
Конечно, сказки есть в каждом доме.И дети их любят.Сказки позволяют впервые испытать храбрость и стойкость,увидеть добро и зло.Сказка занимает в мире малыша очень важное,очень большое место....