«Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
методическая разработка по музыке

Авагян Бела Кароевна

Фольклер в ДОУ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

В   данном        дошкольном учреждении я работаю 5-й года и занимаюсь музыкальной деятельностью во всех возрастных группах дошкольного возраста.

Целостность педагогического процесса в нашем ДОУ  осуществляется реализацией программы

«Ладушки» под редакцией И.М. Каплуновой,

И.А. Новоскольцевой, которая предусматривает: воспитание интереса к музыке, эмоциональную отзывчивость, знакомство с музыкальными жанрами, развитие эстетического восприятия, музыкальной культуры, певческого голоса, навыков движения под музыку.

Параллельно с воспитанием общих   музыкальных   способностей,   предусмотренных государственным стандартом, я работаю по проблеме приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального   фольклора.   В   дошкольном   возрасте ребенок особенно активно впитывает социальный опыт, превращает его в собственный, приобщается к общечеловеческим ценностям.        Народная музыка в процессе воспитания отличается от других предметов тем, что ей доступно передавать непосредственное движение человеческой жизни, она способна воплотить в себе дух эпохи, характер нации, позволяет формировать у ребенка чувство сопричастности традициям и духовным ценностям Родины. Поэтому так велико значение народного искусства в развитии личности ребенка.

Целью моей работы является - привлечение детей дошкольного возраста к народной культуре, воспитание на народных традициях и обрядах.

Исходя из этого, в работе я определяю следующие задачи:

  • Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора.
  • Формирование        исполнительских        навыков        в        области        пения,        музыкально-ритмических движений.
  • Развитие воображения, эмоциональности, творчества ребенка. Свою работу я условно разделяю на несколько направлений:
  • Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных.
  • Знакомство с музыкальными играми и хороводами.
  • Знакомство с народными музыкальными инструментами.
  • Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

Одной из форм приобщения детей к народной культуре является непосредственно  – образовательная деятельность в детском саду, на которой я знакомлю детей с различными видами народного музыкального фольклора.

Это детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички, игры, хороводы, потешки, которые используются в различных обрядовых праздниках.

Работу по приобщению к истокам русской народной  культуры  начинаю  с детьми младшего возраста и веду на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ.

Основными видами деятельности детей в младшем дошкольном возрасте на НОД, с использованием фольклора является слушание-восприятие, игры и пение. Я считаю, что детям необходимо слушать хорошую, добрую, доступную музыку, какой является народная музыка, потому что в данном  возрасте способность  ребенка  воспринимать,  зап ечатлевать информ аци ю ( интонационный строй мелоди и, содержательность и выразительность речи) просто огромна.

На занятиях использую колыбельные песни, пестушки, потешки. Этот песенный материал несложен и по образности «Зайка», «Петушок», «Дождик» и по мелодическому, и ритмическому строю, легко усваивается детьми. Колыбельным песням я уделяю особое внимание, ведь она таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Спокойная музыка и мелодичные напевы оказывают терапевтические воздействия, создают у детей положительный эмоциональный настрой.

Азы музыкально-ритмических движений закладываются при пении пестушек, где ритмические приговорки сопровождаются движениями ребенка. Стараюсь подобрать такой репертуар, где есть гармоническое соединение движений и рифмованной речи. Все это впоследствии трансформируется в умение правильно говорить, точно воспроизводить движения танца или хоровода. Например: «Ладушки» - хлопать в ладоши; « Галушки, галушки» - разводить руки в стороны; «Ерши» - игра пальчиков. Сначала я разучиваю с малышами приседания и подпрыгивания под песенки-потешки, затем постепенно перехожу  к обучению  элементам пляски: притопам, хлопкам, вращению кистями.

С целью развития у малышей чувства ритма использую игру на детских музыкальных инструментах: погремушках, ложках, колокольчиках, бубнах. Эти инструменты впоследствии использую в плясовых песнях и играх на праздниках и развлечениях.

У детей этого возраста есть интерес к музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться. Образы всех используемых фольклорных музыкальных произведений   взяты   из жизни, конкретны и содержательны, и поэтому служат средством социализации,   приобщения детей к истокам собственной культуры.

Дети среднего возраста отличаются большей самостоятельностью, они способны   к простейшим обобщениям и анализу. В легкой, доступной форме я начинаю знакомство с народным календарем. Для этой работы подобрала практический материал: песни,  игры, хороводы, отражающие четыре времени года. Вместе с воспитателями составила тематический блок произведений, которые наиболее соответствуют развитию детей и той тематике занятий, проводимых в группе. Например: осенью, когда дети на познавательных занятиях   знакомятся   с   трудом   взрослых,   я   использую   песни,   хороводы   о   труде   осенью

«Посмотрите, как у нас в мастерской», «Буду жито жати», «Серпы золотые», «В огороде Фекла»,

«Капустка». Наблюдения показали, что создавая музыкальный фон в трудовом процессе, дети испытывают удовольствие и одновременно  получают  представление  о смысле  и содержании  труда   осенью.      Продолжаю  знакомить с колыбельными песнями, даю сведения о колыбели, рассказываю о доброте материнских рук, через это показываю выразительные средства колыбельной песни. Даю возможность детям самим придумывать колыбельные песенки, которые они с удовольствием поют на занятиях, баюкая кукол. Обращаю внимание детей и на различные виды фольклорных  песен:   лирические,  плясовые,   шуточные, игровые.   Использую эти виды песен как на занятиях, так и праздниках «Нивка золотая», «Заинька в огороде» - на осенних праздниках, «Весна - красна», «Солнышко» - на весенних гуляниях и т.д. Популярностью, особенно у девочек, пользуются хороводы. Хороводам присуще драматизация - «Каравай», «А мы просо сеяли», «Заинька выходи».

В своей работе я использую разные виды народных игр, которые связаны с календарными праздниками - «Дрема»- зимние Святки, «Кострома» - весенние посиделки. Во всех играх усилена развлекательная функция: исход игры - это, по существу, ловишки. Большая роль создания образов в игре отводится жестам и мимике. Ребятишки очень любят придумывать свои индивидуальные сюжеты, игровые образы - «Мишка на пне», «Похороны комара», «Мушки и жуки» и т. д. В этой творческой деятельности нет лучших, все проявления хороши.

В старшем  дошкольном  возрасте я даю  детям   музыкальный материал, направленный на освоение фольклорных традиций. Углубляю сведения о народном календаре. Продолжаю развивать интонационную выразительность, акцентирую внимание на правильности интонирования и напевности, на умении слышать себя и своего соседа, на ритмичность движений в играх, плясках и хороводах. Вся работа с детьми строится на обрядах - потому что для ребенка это прежде всего встреча со сказкой.

Дети с огромным удовольствием принимают участие в календарных и обрядовых праздниках, потому что в них нет определенных строгих рамок, они спонтанны и основываются на знакомом фольклорном материале. Встречаем и провожаем Масленицу, зазываем весну, закликаем птиц, приносим веточки вербы и ждем, пока они распустятся.

Прощаясь с осенью, провожаем ее песнями, играми, хороводами «Пахари и жнецы», устраиваем капустные вечеринки, где дети под веселые песни «Кочаны», «Завивайся, капустка» учатся солить капусту, вносим сноп- батюшку и благодарим его за новый урожай. Ни один   обрядовый праздник не обходится без игры на русских музыкальных инструментах. Знакомство с музыкальными инструментами, начатое в младших группах, продолжается в этом возрасте более углубленно. Дополняю известные детям инструменты новыми - «сорока», дудка, свирель, балалайка, гармонь, баян.

Народные музыкальные инструменты, песни игрового, плясового характера, частушки, хороводы, элементы народного театра - становятся основой всех обрядовых праздников.

Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, ведет к самой сути фольклорной традиции — к импровизации, к созданию такой атмосферы, в которой дети проживают все эмоционально и глубоко.

Успешной работе в данной деятельности способствует тесная связь с воспитателями. Нами составлен совместный план вечеров-развлечений и обрядовых праздников, которые проходят в течение года. Большое место в данном направлении уделяется театрализованной деятельности. На НОД в группах дети знакомятся с устным народным творчеством через театрализованную деятельность. Финалом занятий являются театрализованные музыкальные спектакли по мотивам народных сказок, поставленные в ДОУ «Колобок», «Теремок», а также сказки русских писателей: «Морозко».

Неформальный подход к работе с родителями помогает найти в них единомышленников, они становятся активными участниками в работе по приобщению  детей к истокам  русской культуры.

Ежегодно являются участниками выставок « Осенняя фантазия », « Город мастеров», помогают своим детям в изготовлении атрибутов, творческих заданий: «Сочини сказку», «Придумай колыбельную песню».

Родители  участвовали  в   праздниках  и   развлечениях:     «Пища   наша   -   это   каша»,

«Русский чай». Пекли блины на Масленицу для конкурсов «Самый большой блин».

В процессе такой совместной работы специалистов ДОУ, родителей, через  различные формы приобщения к истокам русской народной культуры, у детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности -интегрированного свойства личности, которое проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.

Я        как        музыкальный        руководитель        участвую        во        всех        городских        мероприятиях,        и проводимых в ДОУ.

  • Принимала участие вместе с пед. коллективом в городском семинаре

«Социализация детей дошкольного возраста через погружение в сказку»

  • Принимала участие в городском конкурсе «Росинка»
  • Участник народного фольклорного коллектива казачьей песни «Как у наших у ворот».

Создаю систему поэтапного, последовательного музыкального развития ребенка средствами фольклора, нахожу эффективные методы и приемы развития песенного творчества   на фольклорном материале, освоения элементов народной культуры через обряды и традиции, формирование бережного отношения и любви к народной культуре. Разрабатываю сценарии обрядовых праздников, конспекты занятий по ознакомлению детей с песенным фольклором, картотеку хороводов и подвижных игр.

В дальнейшем я планирую:

Составить картотеку народных обрядов и традиций с полным описанием песенного, игровогоитанцевальногоматериала, Провести новые обряды «Покров», «Русская свадьба»,Благовещение», «Иван-Купала

Закончить        подборку        музыкальных        произведений        русских композиторов и фольклорного материала по слушанию - восприятию музыки в младших группах.

Разработать комплексы общеразвивающих упражнений на основе музыкального фольклора.

Организовать конкурс частушек среди родителей, детей и сотрудников ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Цель проекта:        Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию.  Формирование чувства любви к Родине, родной природе, во...

Педагогический проект на тему: «Фольклор как средство приобщения детей с ОВЗ к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях»

Актуальность. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у детей высокой художественн...