Главные вкладки

    Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры.
    методическая разработка по теме

    Лоенко Ольга Александровна

     

    Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon проэкт92 КБ
    Файл проэкт75.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обоснование проблемы.

    Отторжение подрастающего поколения от отечественной  культуры, от общественно –исторического опыта поколений –одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.  

    Исходя из своего опыта работы пришла к выводу что, формирование нравственно –этических чувств вызывает затруднения у дошкольников. Проанализировав опыт работы коллег по приобщению детей к русской народной культуре, а также таких педагогов как А.П.Усова, К.Д.Ушинский пришла к выводу что, игра является неотъемлемой частью интернационального воспитания детей. Особенно народные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны.

    А.П.Усова; К.Д.Ушинский; П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины и товарищества. изучив материал возникла необходимость в разработке методического проекта по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижны игры.

     

    Цель проекта:

    Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры.

    Задачи проекта:  

    1.Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний и умений детьми.

    2. Создать программу по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры.

    3. Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс  через русские народные подвижные игры.

    4. Развитие общей моторики через выполнение движений с речевым сопровождением.

     Оснащение  проекта:

    Методическое обеспечение.


    Комплексная

    программа

        Программа воспитания и обучения в детском саду /под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.г.;

    Направления

    Парциальные программы

    Педагогические технологии



    Познавательно-

    речевое

       Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке». Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова.

     (ОС - «ШКОЛА 2100»)

      Программа по курсу окружающего мира для дошкольников «Здравствуй, мир!». А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, И.К. Белова.

     (ОС - «ШКОЛА 2100»)

    Программа дошкольной подготовки по информатике для детей 5-6 лет. А.В. Горячев, Н.В. Ключ. (ОС - «ШКОЛА 2100»)

    Дошкольный курс по развитию элементарных математических представлений.

    (ОС– «Школа 2100)

    «Юный эколог», С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 1994 г.;

         Подготовка к школе детей с недостатками речи/ под редакцией П.А. Каше. - М.; Просвещение, 1985 г.;

    Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, О.В Дыбина. и др. – М.: ТЦ «Сфера», 2005 г.


    «Ознакомление с художественной литературой».

    О.С. Ушакова.

    Художественно-

    эстетическое

    «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар», Э.Г. Чурилова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 г.

    «Изобразительная деятельность в детском саду»,  Г.С. Швайко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 г.

    Театрализованная деятельность:

    «Развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

    Федосеева О.Н., музыкальный руководитель высшей кв. категории.

    Физкультурно-

    оздоровитель-ное

    Здоровый ребенок. Маханева М.Д. – М.: АРКТИ, 2004.

    «Развитие мелкой моторики посредством художественно-творческой деятельности».

    Смирнова В.Ю., воспитатель высшей кв. категории

    Социально-

    нравственное

    Программа по начальному курсу социально-личностного развития детей дошкольного возраста «Познаю себя»

    (ОС - «ШКОЛА 2100»)

    Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью./ Алешина Н.В. – М.ООО: «ЭЛИЗЕ ТРЭЙДИНГ», 2002.


                                             Техническое       обеспечение

    - Аудиомагнитофон;

    -Видеомагнитофон;

    -DVDпроигрователь;

    -Телевизор;

    -Музыкальный центр;

    -Цифровой фотоаппарат;

                            Специальные помещения детского сада


    -Методический кабинет;

    -Кабинет учителя –логопеда ;

    -Медицинский кабинет;

    -ИЗО студия;

    -Спортивный зал;

    -Музыкальный зал;

    -Зимний сад;

    -Костюмерная

                                                          Печатные средства

    - методические пособия,

    - дидактические  пособия,

    - современные энциклопедии и справочники,

      I.этапы реализации проекта.

    I.подготовительный этап.

     Вид деятельности

      Цель деятельности

    Сроки выполнения

    1


    2


    3



    4



    5



    6

    Анализ работы по данной проблеме

    Изучение методических разработок

    Изучение литературы по данной проблеме.


    Проведение педагогической диагностики


    Проведение логопедической диагностики


    Составить систему работы по приобщению  дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

     

    Выявить методы, приемы ознакомления дошкольников с народным творчеством.  



    Выявить уровень развития мелкой, крупной моторики.

    см. приложение №1

    Выявить уровень развития речи.

    см. приложение №2





    см.приложение №3

    Сентябрь

    Октябрь

    2007г  




    Сентябрь октябрь

    2007г


    Май 2006г





    Октябрь

      2007г

    II. основной этап.

    Вид деятельности

    Цель деятельности

    Сроки выполнения

                                                   Работа  с   детьми

    1


    2




    3



    4



    5


    6



    7



    8




    9



    10




    11




    12

    Беседы о временах года ;


    Рассматривание иллюстративного материала, репродукций, фотографий;


    Чтение художественной литературы(сказки, былины);


    Знакомство со славянской мифологией ;


    Изготовление атрибутов для игр;


    Проведение народных праздников; (см.приложение№ 4)


    Просмотр эпизодов фильмов (народные гуляния, забавы);


    Разучивание игровых диалогов, попевок, закличек;



    Разучивание игр в соответствии с планом; (см. приложение№ 5)


    Совместная игровая деятельность переходящая в самостоятельную


    Изготовление народных игрушек и других предметов;



    Беседы познавательного характера.


    Развивать познавательную активность детей.


    Формировать нравственно –этические чувства, эстетическое восприятие, любовь к Родине.


    Развивать воображение, любознательность, память, творческие способности.


    Воспитывать интерес к народному творчеству, к культурному прошлому родного народа.


    Закреплять обычаи, традиции связанные с образами мифологических героев.


    Развивать связную речь, интонационную выразительность, мелкую моторику рук.


    Создание эмоционального комфорта.

           В течении 2007/2008,   2008/2009 учебного года согласно           календарному плану

                                           Работа         с        родителями

    1



    2



    3


    4




    5

    Наглядная информация для родителей в родительском уголке по устному народному творчеству;(см.приложение №6)

    Знакомство родителей с народными календарными праздниками, обычаями, традициями;

    Проведение консультаций для родителей;

    Экскурсии и целевые прогулки:

    -музей народного искусства;

    -музей народного костюма;


    Народные гуляния в городе (масленица, рождество, пасха) и т.д. (Фотоприложение)

    Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс через знакомство с культурой родного народа, через проведение русских народных подвижных игр. Знакомить с календарными праздниками.

    Развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности.


    2 раза в месяц


    1 раз в месяц


    1 раз в месяц

    III квартал 2007г

    I квартал  2008г


    Согласно календарю

                                   Взаимосвязь    со      специалистами

    1

    Подготовка и проведение праздников



    Развивать координацию движений;

    Развивать музыкальные способности и чувство ритма в движении;

    Развивать у детей положительные эмоции;

               В течении 2007/2008  -2008/2009  учебного года

                                       Методическая                деятельность

    1


    2


    3



    4



    5


    6



    7

    Открытое занятие: «Воздействие художественной литературы на развитие ребенка»

    Консультация : «Речь с движением» ;

    Консультация: «Использование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольника »;

    Подготовка и участие в районном конкурсе «Воспитатель года»;


    Предоставление материала на образовательную выставку «Сибирская ярмарка» ;

    Предоставление материала для участия в районном конкурсе «Детский сад года»;

    Семинар –практикум: «приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»


    Февраль

    2006г

    Апрель 2007г


    Октябрь 2007г


    Март       апрель     2007г


    2007 -2008г

    2008 -2009 г


    Апрель    2009г

    III. заключительный этап.

                Вид  деятельности

           Цель деятельности

    Сроки выполнения

    1

    Создание технологии  работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

     Обобщение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре родного народа через русские народные подвижные игры

     Июнь        2008г

    Результаты реализации проекта:

    Задачи проекта

    Результаты реализации проекта

    1. создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний и умений детьми.



    Дети знают историю русского народного костюма. Знают сказки и сказочных героев. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках(знают название праздника, поют песн , читают стихи).дети умеют активно самостоятельно играть в русские народные игры, используя считалки, потешки.

    2.вовлечь родителей в воспитательно –образовательный процесс через русские народные подвижные игры

    родители стали активными участниками педагогического процесса, принимают активное участие в проведении праздников. Родители имеют знания по русским народным подвижным играм. Оказывают помощь в изготовлении атрибутов в мини –музее «Русская изба», в украшении группы к праздникам. Активно участвуют в играх, обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.  

    3.создание

    В группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству: «Полочка народного декоративно –прикладного искусства», мини –музей народной старины «Русская изба», разработаны перспективные планы по народным подвижным играм

     



    Предварительный просмотр:

    Цель проекта:

    Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры.

    Задачи проекта:  

    1.Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний и умений детьми.

    2. Создать программу по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры.

    3. Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс  через русские народные подвижные игры.

    4. Развитие общей моторики через выполнение движений с речевым сопровождением.

     Оснащение  проекта:

    Методическое обеспечение.

    Комплексная

    программа

        Программа воспитания и обучения в детском саду /под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.г.;

    Направления

    Парциальные программы

    Педагогические технологии

    Познавательно-

    речевое

       Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке». Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова.

     (ОС - «ШКОЛА 2100»)

      Программа по курсу окружающего мира для дошкольников «Здравствуй, мир!». А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, И.К. Белова.

     (ОС - «ШКОЛА 2100»)

    Программа дошкольной подготовки по информатике для детей 5-6 лет. А.В. Горячев, Н.В. Ключ. (ОС - «ШКОЛА 2100»)

    Дошкольный курс по развитию элементарных математических представлений.

    (ОС– «Школа 2100)

    «Юный эколог», С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 1994 г.;

         Подготовка к школе детей с недостатками речи/ под редакцией П.А. Каше. - М.; Просвещение, 1985 г.;

    Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, О.В Дыбина. и др. – М.: ТЦ «Сфера», 2005 г.

    «Ознакомление с художественной литературой».

    О.С. Ушакова.

    Художественно-

    эстетическое

    «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар», Э.Г. Чурилова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 г.

    «Изобразительная деятельность в детском саду»,  Г.С. Швайко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 г.

    Театрализованная деятельность:

    «Развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

    Федосеева О.Н., музыкальный руководитель высшей кв. категории.

    Физкультурно-

    оздоровитель-ное

    Здоровый ребенок. Маханева М.Д. – М.: АРКТИ, 2004.

    «Развитие мелкой моторики посредством художественно-творческой деятельности».

    Смирнова В.Ю., воспитатель высшей кв. категории

    Социально-

    нравственное

    Программа по начальному курсу социально-личностного развития детей дошкольного возраста «Познаю себя»

    (ОС - «ШКОЛА 2100»)

    Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью./ Алешина Н.В. – М.ООО: «ЭЛИЗЕ ТРЭЙДИНГ», 2002.

                                             Техническое       обеспечение

    - Аудиомагнитофон;

    -Видеомагнитофон;

    -DVDпроигрователь;

    -Телевизор;

    -Музыкальный центр;

    -Цифровой фотоаппарат;

                            Специальные помещения детского сада

    -Методический кабинет;

    -Кабинет учителя –логопеда ;

    -Медицинский кабинет;

    -ИЗО студия;

    -Спортивный зал;

    -Музыкальный зал;

    -Зимний сад;

    -Костюмерная

                                                          Печатные средства

    - методические пособия,

    - дидактические  пособия,

    - современные энциклопедии и справочники,

      I.этапы реализации проекта.

    I.подготовительный этап.

     Вид деятельности

      Цель деятельности

    Сроки выполнения

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Анализ работы по данной проблеме

    Изучение методических разработок

    Изучение литературы по данной проблеме.

    Проведение педагогической диагностики

    Проведение логопедической диагностики

    Составить систему работы по приобщению  дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

     

    Выявить методы, приемы ознакомления дошкольников с народным творчеством.  

    Выявить уровень развития мелкой, крупной моторики.

    см. приложение №1

    Выявить уровень развития речи.

    см. приложение №2

    см.приложение №3

    Сентябрь

    Октябрь

    2007г  

    Сентябрь октябрь

    2007г

    Май 2006г

    Октябрь

      2007г

    II. основной этап.

    Вид деятельности

    Цель деятельности

    Сроки выполнения

                                                   Работа  с   детьми

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    Беседы о временах года ;

    Рассматривание иллюстративного материала, репродукций, фотографий;

    Чтение художественной литературы(сказки, былины);

    Знакомство со славянской мифологией ;

    Изготовление атрибутов для игр;

    Проведение народных праздников; (см.приложение№ 4)

    Просмотр эпизодов фильмов (народные гуляния, забавы);

    Разучивание игровых диалогов, попевок, закличек;

    Разучивание игр в соответствии с планом; (см. приложение№ 5)

    Совместная игровая деятельность переходящая в самостоятельную

    Изготовление народных игрушек и других предметов;

    Беседы познавательного характера.

    Развивать познавательную активность детей.

    Формировать нравственно –этические чувства, эстетическое восприятие, любовь к Родине.

    Развивать воображение, любознательность, память, творческие способности.

    Воспитывать интерес к народному творчеству, к культурному прошлому родного народа.

    Закреплять обычаи, традиции связанные с образами мифологических героев.

    Развивать связную речь, интонационную выразительность, мелкую моторику рук.

    Создание эмоционального комфорта.

           В течении 2007/2008,   2008/2009 учебного года согласно           календарному плану

                                           Работа         с        родителями

    1

    2

    3

    4

    5

    Наглядная информация для родителей в родительском уголке по устному народному творчеству;(см.приложение №6)

    Знакомство родителей с народными календарными праздниками, обычаями, традициями;

    Проведение консультаций для родителей;

    Экскурсии и целевые прогулки:

    -музей народного искусства;

    -музей народного костюма;

    Народные гуляния в городе (масленица, рождество, пасха) и т.д. (Фотоприложение)

    Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс через знакомство с культурой родного народа, через проведение русских народных подвижных игр. Знакомить с календарными праздниками.

    Развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности.

    2 раза в месяц

    1 раз в месяц

    1 раз в месяц

    III квартал 2007г

    I квартал  2008г

    Согласно календарю

                                   Взаимосвязь    со      специалистами

    1

    Подготовка и проведение праздников

    Развивать координацию движений;

    Развивать музыкальные способности и чувство ритма в движении;

    Развивать у детей положительные эмоции;

               В течении 2007/2008  -2008/2009  учебного года

                                       Методическая                деятельность

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Открытое занятие: «Воздействие художественной литературы на развитие ребенка»

    Консультация : «Речь с движением» ;

    Консультация: «Использование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольника »;

    Подготовка и участие в районном конкурсе «Воспитатель года»;

    Предоставление материала на образовательную выставку «Сибирская ярмарка» ;

    Предоставление материала для участия в районном конкурсе «Детский сад года»;

    Семинар –практикум: «приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

    Февраль

    2006г

    Апрель 2007г

    Октябрь 2007г

    Март       апрель     2007г

    2007 -2008г

    2008 -2009 г

    Апрель    2009г

    III. заключительный этап.

                Вид  деятельности

           Цель деятельности

    Сроки выполнения

    1

    Создание технологии  работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

     Обобщение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре родного народа через русские народные подвижные игры

     Июнь        2008г

    Результаты реализации проекта:

    Задачи проекта

    Результаты реализации проекта

    1. создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний и умений детьми.

    Дети знают историю русского народного костюма. Знают сказки и сказочных героев. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках(знают название праздника, поют песн , читают стихи).дети умеют активно самостоятельно играть в русские народные игры, используя считалки, потешки.

    2.вовлечь родителей в воспитательно –образовательный процесс через русские народные подвижные игры

    родители стали активными участниками педагогического процесса, принимают активное участие в проведении праздников. Родители имеют знания по русским народным подвижным играм. Оказывают помощь в изготовлении атрибутов в мини –музее «Русская изба», в украшении группы к праздникам. Активно участвуют в играх, обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.  

    3.создание

    В группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству: «Полочка народного декоративно –прикладного искусства», мини –музей народной старины «Русская изба», разработаны перспективные планы по народным подвижным играм

     

    Игра: «Палочка -выручалочка».

    Дети выбирают водящего считалкой:  

    Я куплю себе дуду и на улицу пойду

    Громче дудочка дуди, мы играем ты води.

    Водящий закрывает глаза и становится к стене  лицом, а дети прячутся. У стены рядом с ним помещают палочку –выручалочку, сделанную из дерева(длиной 50 -60 см и диаметром 2 -3 см) ярко окрашенную, чтобы хорошо было заметно в зеленой траве.

    Водящий берет палочку –выручалочку стучит по стене и говорит: «Палочка пришла никого не нашла. Кого первым найдет тот за палочкой пойдет. »

    После этих слов он ставит палочку у стены и идет искать. Заметив кого –то из играющих водящий громко называет его по имени и бежит к палочке стучит по стене, кричит: «Палочка –выручалочка нашла (имя того кого нашел)» . так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный должен водит при повторе игры.

    Игра: «Игровая».

    Дети встают в круг берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят слова нараспев: «У дядюшки Трифона было семеро детей семеро сыновей. Они не пили, не ели, друг на друга смотрели. Разом делали как я ».

    При последних словах все начинают повторять жесты  ведущего. Тот, кто повторил движения лучше всех становится ведущим.

    Игра: «Заря»

    Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих –заря –ходит сзади с лентой и говорит :

            Заря зарница красная девица

            По полю ходила ключи обронила

            Ленты голубые кольца обвитые

            За водой пошла.  

         С последними словами водящий кладет ленту на плечо одному из играющих , который заметив это быстро берет ленту и они оба быстро бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места становится зарей. Игра повторяется.

    Правила игры: бегущие не должны пересекать круг.

    Игра: «Краски»

    Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки –краски. каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его  хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

    -тук, тук!

    -кто там?

    -покупатель.

    -зачем пришел?

    -за краской.

    -за какой?

    -за голубой!

    Если голубой краски нет, хозяин говорит: -Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси.  

    Если же покупатель угадал  цвет  краски, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином продолжается. И так они подходят по очереди пока не разберут все краски. Выигрывает тот покупатель который наберет больше красок. Если покупатель не угадал цвет краски, то хозяин может дать ему более сложное задание. Например: скачи на одной ножке по голубой дорожке.

    Игра: «Фанты».                                

    Игра начинается так: ведущий обходит играющих и каждому говорит:

    -вам прислали сто рублей.

    Что хотите то купите.

    Черный, белый не берите,

    Да и нет не говорите.

    После этого он ведет с играющими беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем чтобы  кто –то в разговоре произнес одно  из запрещенных  слов: черный. Белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый проштрафившийся выкупает  свой фант.

    Играют не более десяти человек. Все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре слушают внимательно вопросы и следят за своей речью.

    Ведущий ведет примерно такой разговор:

    Что продается в булочной?

    Хлеб.

    Какой?

    Мягкий.

    А какой хлеб ты больше любишь?

    Всякий.

    Из какой муки пекут булки?

    Из пшеничной.

    И т. Д  при выкупе фантов участники  игры придумывают  для хозяина фанта интересные задания: дети должны спеть песню, загадать загадки, рассказать смешную историю, прыгать на одной ноге и т.д.

    Фанты могут выкупаться сразу после того как проиграют несколько человек.  

    Правила игры: на вопросы играющие отвечают, быстро не задумываясь. Ответ исправлять нельзя.

    Ведущий может вести разговор одновременно с двумя участниками.

    Игра: «Игровая».

    Дети встают в круг берутся за руки. В центре находится водящий.  Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

    У дядюшки Трифона было семеро детей,

    Семеро сыновей.

    Они не пили, не ели друг на друга смотрели,

    Разом делали как я.

    При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот кто повторял лучше всех становится ведущим.

    Игра: «Птицелов».

    Играющие выбирают себе, названия птиц крику, которых они будут подражать. Встают в круг, в центре которого птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят слова на распев:

    В лесу, во лесочке,

    На зеленом дубочке

    Птицы весело поют.

    Ай! Птицелов идет!

    Он в неволю нас возьмет,

    Птицы улетайте.

    Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц.  Тот кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Пойманный становится птицеловом.

    Игра: «Волк».

    Все играющие –овцы, они просят волка пустить их в лес погулять.

    -Разреши нам волк погулять в твоем лесу.

    Волк отвечает:

    -гуляйте, гуляйте, да только траву не щипите, а то мне спать будет не на чем.

    Овцы сначала гуляют, но скоро забывают о своем обещании, щиплют траву и поют:

    Щиплем, щиплем травку зеленую муравку,

    Бабушке на рукавички. Дедушке на кафтанчик.

    Серому волку грязи на лопату.

    Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком, и игра продолжается.    

    Игра: «Капуста».

    Рисуется круг –«огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки ит.д все что может обозначать одежду капусты. Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движением то, о чем поет:

    Я на камушке сижу, мелки колышки тешу,

    Мелки колышки тешу, огород свой горожу.          

    Чтоб капусту не украли, в огород не прибежали:

    Волк и лисица, бобер и курица,

    Заяц усатый, медведь косолапый.

    Играющие стараются быстро забежать в «огород» , схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет капусты, объявляется победителем.        

    Игра: «Два мороза».

    На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «дома». Играющие располагаются в одном «доме». Выбираются два «мороза»: Синий Нос и Красный Нос. По сигналу морозы говорят: «Мы два брата молодые

                                   Два мороза удалые

                                   Я –Мороз Красный Нос

                                   Я –Мороз Синий Нос.

                                   Кто из вас решится

                                   В путь –дороженьку пуститься?

         Все играющие хором отвечают:

     Не боимся мы угроз

    И не страшен нам мороз.

    После слов «мороз» все играющие перебегают в «дом» на противоположной стороне площадки. А «морозы» стараются их «заморозить», коснувшись кого –нибудь  рукой.          

                                   

    Игра: «Горелки».      

    Играющие поют:  Гори, гори ясно

                                  Чтобы не погасло!

                                  Глянь на небо :

                                 Птички летят,

                                  Колокольчики звенят!

    Затем все встают в круг. Считалкой выбирают кому «гореть». Выбранный тихо, закрыв глаза , приговаривает:         « горю, горю на камушке!

                                           Горю, горю на камушке!»

    В это время играющие образуют из пар вереницу. Спрашивают «горящего»:  

    -где стоишь?                

    Он отвечает              

    -у ворот!

    -что продаешь?

    -Квас!

    -Лови же нас!

    Как только произнесены последние слова, пары –врассыпную: одни на лево, другие на право. «Горящий»  бегает за ними, кого догонит тому «гореть».    

    Игра: «Пчёлы».         

      Играющие, по считалке  делятся  на две  равные команды. Одна команда –«пчёлы». Другая –«цветы». «Пчелы» их ловят.  «Цветы» при этом говорят: Пчелки, пчелки, жальца   жалки.                                                                

                                                                                           Серые, малые, крылышки алые

                                                                                           Поверху летают, к цветам                     припадают.

                                                                                           Медок собирают. В колоду таскают.

                                                                                           Ж –ж –ж –ж –ж –ж –ж –ж –ж –ж .

    «Пчела», поймавшая «цветок» говорит   «замри», и цветок стоит на месте.  не двигаясь.  Когда «пчелы» переловят все «цветы», то меняются  с ними ролями и игра продолжает.

    Игра: «У дядюшки Трифона».

    Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий в середине. Все поют или приговаривают:

    У дядюшки Трифона семеро детей

    Семеро детей и все сыновья

    Они не пьют, не едят,

    Друг на друга глядят

    И все делают вот так.

    При этом водящий выполняет какие –либо действия, а все играющие должны повторять их. Тот кто не успевает повторить движения или повторяет их не точно, платит фант. Движения должны быть забавными.

    Игра: «Кораблики».

    Несколько мальчиков изображают кораблики. Остальные ребята делятся на две группы.

    Мальчики изображающие кораблики «проплывают» друг за другом. Первая группа ребят бежит за ними с песней:

     Дуй, дуй ветерок, с запада на восток,

    Кораблик гони до великой реки,

    До великой реки, до широкой воды.

      Вторая группа ребят бежит за корабликами с песней:

     Кораблик плывет и товары везет

     Все дешевые, да грошовые,

    Смолы да вару –

    На грош всего товару.

    Дыму до ветру –

    Ничего в трюме нету.

     

     

                                                                                                      

                                             Тематический годовой  план.

    Старшая группа

    Тема занятия

    Содержание

    Сентябрь

    «Гуляй, да присматривайся»

    Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки - попевки «Восенушка - осень»

    «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

    Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и  гостеприимстве. Загадывание загадок о  предметах крестьянского труда и быта.

    «Вершки да корешки»

    Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок.

    «Хлеб всему голова»

    Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

    Октябрь

    «Октябрь пахнет капустой»

    Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и  праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка - осень»

    «Зайчишка-трусишка»

    Знакомство со сказкой «Заяц - хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка»

    «У страха глаза велики»

    Беседа о страхе. Знакомство со сказкой

     «У страха глаза велики»

    «Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

    Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да  масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.

    Ноябрь

    « Народные приметы »

    Знакомство с приметами  на ноябрь месяц.

     «Гончарные мастеровые»

      Дидактическая игра «Что как называется?» рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

    «Что нам осень принесла?»

     Беседа об осени с  использованием  соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

    «Крестьянская игрушка»

    Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой.

    Декабрь

    «Здравствуй, зимушка-зима!»

    Беседа о  характерных особенностях декабря с  использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

    «Проказы старухи зимы»

    Загадывание загадок о зиме.  Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы»

    «Зимние святки»

    Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год)

    «С новым годом со всем родом»

    Рассказ о  традициях празднования Нового года. Пение колядок.

    Тема занятия

    Содержание

    Январь

    «Пришла коляда – отворяй ворота»

    Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

    «Гуляй, да присматривай»

    Беседа о  характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко»

    «Сказка для Кузи»

    Самостоятельное рассказывание детьми сказок

    Февраль

    «Гуляй, да присматривай»

    Беседа о  характерных особенностях февраля Знакомство со сказкой «Два Мороза»

    Народная вышивка

    Знакомство с народной вышивкой.  Обучение детей вышиванию тамбурным швом

    «На героя и слава бежит »

    Беседа  о русских богатырях

    «Ой ты, Масленица!»

    Рассказ воспитателя о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки» «Гори, гори ясно»

    Март

    «Нет милее дружка, чем родимая матушка»

    Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

    «Гуляй, да присматривайся»

    Беседа  о характерных признаках начала весны.  Разучивание закличке о весне «Жаворонки, прилетели»

    «Мудреному и счастье к лицу»

    Знакомство со сказкой «Семилетка».  Загадывание загадок.

    Вербное воскресенье

    Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка» «Ерыкалище»,

    Апрель

    «Небылица в лицах,  небывальщина»

    Знакомство с русскими народными небылицами.  Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

    «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»

      Рассказ воспитателя о прялке.  Знакомство с  Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица»

    «Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

    Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семях.

    «Красна горка»

    Знакомство с традициями народных гуляний на  Пасхальной неделе.  Словесные игры. Пение частушек.

    Май

    «Весна красна цветами»

    Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом»

    «Победа в воздухе не вьется, а руками достается».

      Рассказ о воинах – защитниках Отечества.  Знакомство со сказкой «Каша из топора».

    «А за ним такая гладь – ни  морщинки не видать»

    Знакомство детей с различными способами глажения белья.  Загадывание загадок о предметах обихода.

    Прощание с «избой».

     Словесные народные игры.  Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.


    Подготовительная групп

    Тема занятия

    Содержание

    Сентябрь

    «Восенушка - осень – сноп  последний косим»

    Беседа  о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень»

    «Корнеплоды»

    проводится 13 сентября  в Куприянов день

    Познакомить детей с понятием «корнеплод» рассмотреть с ними разные виды корней. Учить детей отгадывать загадки.

    Семенов день

     (14 сентября)

    Рассказ воспитателя о празднике Семенов день, о  народных  приметах и  обычаях, с ним связанных. Проведение русской народной игры «Муха»

    «Хлеб - всему голова»

    Беседа о старинных способах уборки хлеба.

    Повторение пословиц и поговорок о труде, хлебе

    Октябрь

    «Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит»

    Беседа о характерных приметах октября

    Покров  (14 октября)

    Рассказ воспитателя  о празднике Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение  русских народных игр  «В углы» «Карусель».

    «Посиделки»

    27октября

    (Параскева-льняница)

    Познакомить детей с русскими народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках. Разучить с детьми  русскую народную игру «Ворота»

    «Муравьи»

    28 октября (Ефимий)

     Познакомить детей с образом  жизни муравьев и их поведением  в природе, загадки об этих насекомых

    Ноябрь

    «Синичкин день»

    Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

    Народная игрушка

    Формировать целостное представление о народной игрушке. Формировать представление о традициях народного искусства.

    «Где живет перо Жар – птицы?»

    Знакомство детей с хохломской росписью

    «Чудо- чудное, диво- дивное – Золотая хохлома»

    Рассказ о традициях хохломской росписи

     

    Декабрь

    «Зима – не лето, - в шубу одето»

    Беседа о характерных особенностях зимы. Проведение русской народной игры «Лиса и зайцы», «Медведь».  

     «Светит, да не греет»

    Беседа о  разных источниках освещения

    «Пришел мороз – береги ухо и нос»

    Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.

    Снегурочка – внучка Деда Мороза

    Знакомство со сказкой «Снегурочка».  

    Январь

    «Пришла Коляда на кануне Рождества»

    Беседа о рождественских праздниках, святочных гадания. Пение песенок.

    «Зимние узоры»

    Знакомство с творчеством вологодских кружевниц

    «Гжель прекрасна»

    Знакомство с гжельским художественным промыслом.

    Тема занятия

    Содержание

    Февраль

    «Гуляй, да присматривай»

    Беседа о  характерных особенностях февраля

     

    «Дело мастера боится»

      Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» повторение пословиц о труде и мастерстве.

    «На героя и слава бежит »

    Рассказ о русских богатырях

    Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!

    Беседа  о Масленице. Пение песен, частушек.

    Март

     «Сердце матери лучше солнца греет»

      Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

      «Русская матрешка»

      Рассказ о матрешке. Разучивание частушек

    «Живет в народе песня»

    Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне.

    Вербное воскресенье

    Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка» «Ерыкалище»,

    Апрель

    «Грач на горе – весна на дворе»

    Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение  закличек о весне.

    «Шутку шутить – людей насмешить»

    Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «путаница»

    «Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

    Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

    «Красна горка»

     Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи.  Проведение русских народных игр. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки»

    Май

     «Литературная викторина»

      Литературная викторина. Игра -драматизация

    «Край родной навек любимый»

    Русские подвижные игры на открытом воздухе.

    «Пастухи»

    Познакомить  детей с работой пастухов в прежние времена, особенностями пастушьего снаряжения.

    Прощание с «избой».

    Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Чаепитие

    Диагностика

    (для выявления у детей знаний о русской народной культуре)

    подготовительная к школе группа

    Ф.И.

    ребенка

    уровни

    I

    II

    III

    Примечание

    Использует в речи потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, считалки.

    Знает народные приметы, умеет соотнести увиденное в природе с народными приметами.

    Знает быт русского народа и традиции народной культуры.

    Знает сказочных и былинных героев.

    Использует пословицы и участвует в русских народных праздниках.

    Умеет играть в подвижные игры и хороводные.

    Знает историю русского костюма.

    Имеет представление о народных промыслах (Хохломские, Городецкие, Палеховские, Дымковские).

    Умеет раскрашивать красками игрушки, кокошники, сарафан, полотенце, яйца.

    Умеет классифицировать бытовые предметы, выделять характерные признаки предметов, обобщать.

    Знает достопримечательности города

    I. Уровень – высокий.

    II. Уровень – средний.

    III. Уровень - низкий.

    РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ИГРЫ

             Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка   в   будущем.

    Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

    Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

    Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

    Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

    Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?

    Русские народные игры, в которых принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря.

    Новый год.

    Арина

    Бабка Ёжка

    Баба Яга

    В углы Башмачник

    Жмурки

    Рождественский сочельник

    Два Мороза

    Скакалка

    Масло

    Орешек

    С города долой!

    Зимние святки

    Бабка

    Гуськи

    Дедушка-рожок

    Краской

    Прялица

    Слепая курица и чулок

    Слепой козел

    «Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять.

    Масленица

    В каравай

    Взятие снежной крепости

    Водить козла

    Горелки

    Гори, гори ясно

    Горшки

    Крута гора

    Лапти

    Летят- не летят

    Пирог

    Салки

    Салки- догонялки

    Салки-мартышки

    Салки с мячом

    Пятнашки с мячом

    Благовещенье

    «Ай да птица, что за птица!»

    Бабочки и ласточки

    В птицы

    Воробей

    Ворон

    Голуби

    Жаворонок

    Коршун

     Ласточки

    Огородник и воробей

    Птички

    Пчелы

    Пчелы и ласточка

    Филин и пташки

    Вербная неделя

    Верба-вербочка

    Дед

    Захарка

    Мосток

    Пасха

    Игры с яйцами

    Чье яйцо дольше покрутится?

    Катание яиц с горки

    Бой яйцами

    Солнышко-ведрышко

    Береза

    Медом или сахаром

    Красная горка

          В круги

          Отгадывание

    Лялин день

          Ляля

    Егорьев день

        Лошадки

        Пастух и стадо

    Троица (Семик)

    В кресты

    Венок

    Водяной

    Горячее место

    Ерыкальце

    Никита-гусятник

    В утку

    Волк и гуси

    Гуси-гуси

    Утка и селезень

    Заинька

    Утица

    Уточка

    Давид – земляничник

    У медведя во бору

    Волкв лесу

    Медведь

    Николай Кочанский

            Капуста

            Плетень

    Успение

        Кто с нами?

        Огородник

         Пахари и жнецы

    Семенов день

    Муха

    Охотники и собаки

              Черный жук

    Покров

    Заря-зарница

    Кружева

    Молчанка

    Пятнашки

    У дядюшки Трифона

    Кузьма и Демьян

    Ворон и куры

    Золотые ворота

    Кузнецы

    Курочки

    Царевна

    Описание игр

    Пастух и стадо

     Дети изображают  стадо (коровы или овцы) и  находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий – пастух, он  в шапке, за  поясом  хлыст, в руках рожок, и  находится  немного поодаль стада. По сигналу «Рожок!» (свисток или музыка) все  животные  спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по  пастбищу, по сигналу «Домой!» все  возвращаются в свои  дома.

    Муха

      На земле  очерчивается круг. В центре  вбивается кол, на него  вешается кружок – «муха». Играющие встают за кругом и  бросают палочки, кусочки дерева -  стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит  караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда  играющие  бросят все свои «снаряды», то  бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять свое место, тот  становится караульщиком у «мухи».

    Ручеек

    Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,
    взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.

    Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.

    Пирог

    Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

    Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

    Вот он какой высоконький,
    Вот он какой мякошенький,
    Вот он какой широконький.            
    Режъ его да ешь!

    После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор,

    пока не проиграют все в одной из команд.

    Капуста

    Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все  участники игры  стоят за  кругом, а один из  них  выбирается хозяином. Он садится  рядом с «капустой». «Хозяин» изображает  движениями то, о чем поет:

            Я на камушке сижу,

            Мелки колышки тешу.

            Мелки колышки тешу,

            Огород свой горожу,

            Чтоб капусту не украли,

            В огород не прибежали

            Волк и лисица, бобер и курица,

            Заяц усатый, медведь косолапый.

    Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот  выбывает из  игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

    Бабка Ёжка

    В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

    Бабка Ежка                                                                           Костяная Ножка                                                                             С печки упала,                                                                             Ногу сломала,                                                                                   А потом и говорит:                                                                       — У меня нога болит.                                                                       Пошла она на улицу                                                                                — Раздавила курицу.                                                                           Пошла на базар                                                                                                         — Раздавила самовар.

    Бабка  Ежка  скачет  на  одной  ноге  и  старается  кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает

    У дядюшки Трифона

       Играющие  берутся за руки, образуя круг, водящий – в  середине. Все поют или  приговаривают:

    У дядюшки Трифона семеро детей,

    Семеро детей, и все сыновья.

    Они не пьют, не едят,

    Друг на друга глядят

    И все делают вот так.

      При этом водящий, выполняет какие – либо движения, а  все играющие должны повторить их. Тот, кто не  успевает повторить движения или  повторяет их  неточно, платит фант. Движения должны быть  забавными.

    Гуси-гуси

    Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.

    — Гуси-гуси!

    — Га-га-га

    — Есть хотите?        

    — Да-да-да!

    — Ну, летите же домой!

    — Серый волк под горой,
    Не пускает нас
     домой,
    Зубы точит,

    Съесть нас хочет!

    — Ну летите, как хотите, только крылья берегите!

    «Гуси»  разбегаются,   «волк»  их ловит.   Когда   «волк»  переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:

    — Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.

        «Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.

    Салки

    Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»

    Игра повторяется.

    Правила.

    1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.

    2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

    3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

    Скакалка

    Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова:

    Чтоб был долог колосок,                                                                 Чтобы вырос лен высок,                                                       Прыгайте как можно выше.

                                          Можно прыгать выше крыши.

    Жмурки

    Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог.        

    — Кот, Кот, на чем стоишь?

    — На квашне.

    — Что в квашне?        

    — Квас,        

    — Лови мышей, а не нас.        
    После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их
    ловит, Кого он поймал — тот становится «жмуркой».

    Считалки

            Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают.     Все  участники игры встают в  круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку, например:        

    Тара – бара,

    Домой пора —

    Ребят кормить,

    Телят поить,

    Коров доить,

    Тебе водить!

    Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и  слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим. Считалка не повторяется.

    Раз, два, три, четыре,

    Пять, шесть, семь,

    Восемь, девять, десять.

    Выплывает белый месяц!

    Кто до месяца дойдет,

    Тот и прятаться пойдет!

    Катилося яблочко

    Мимо сада,

    Мимо огорода,

    Мимо частокола;

    Кто его поднимет,

    Тот вон выйдет!

    – Заяц белый,

    Куда бегал?

    – В лес дубовый!

    – Что там делал?

    – Лыки драл!

    – Куда клал?

    – Под колоду!

    – Кто украл?

    – Родион.

    – Выйди вон!

    Шла кукушка

    Мимо сети,

    А за нею

    Малы дети.

    И кричали:

    «Кук! Мак!»

    Убирай

    Один кулак!

    Шла кукушка

    Мимо сети,

    А за нею

    Малы дети.

    Кукушата

    Просят пить.

    Выходи —

    Тебе водить!

    Кукушечка –

    Горюшечка

    Плетень плела,

    Детей вела.

    Дети шли,

    До конца дошли,

    До конца дошли,

    Обратно пошли.

    Кук!

    Тили – тели,

    На лавочке сидели:

    Царь, царевич,

    Король, королевич,

    Сапожник,

    Портной.

    А ты кто такой?

    Ах ты, Совушка – сова,

    Ты большая голова!

    Ты на дереве сидела,

    Головою ты вертела —

    Во траву свалилася,

    В яму покатилася!

    За морями, за горами,

    За железными столбами

    На пригорке теремок,

    На двери висит замок.

    Ты за ключиком иди

    И замочек отопри.

    Лиса по лесу шла,

    Лиса лычки драла,

    Лиса лапотки плела  —

    Мужу двое,

    Себе трое

    И детишкам

    По лаптишкам!

    Под мельницей,

    Под веретельницей

    Подралися два ерша.

    Вот и сказка вся!

    Обруч кружь, обруч кружь.

    Кто играет, будет уж.

    Кто не хочет быть ужом,

    Выходи из круга вон!

    Инцы-брынцы,

    Балалайка!

    Инцы-брынцы,

    Поиграй-ка!

    Инцы-брынцы,

    Не хочу!

    Инцы-брынцы,

    Вон пойду!

    По дорожке Дарья шла,

    Клубок ниточек нашла.

    Клубок маленький,

    Нитки аленьки,

    Клубок катится,

    Нитка тянется.

    Клубок дале, дале, дале,

    Нитка доле, доле, доле.

    Я за ниточку взяла,

    Потянула, порвала.

    Стакан, лимон —

    Вышел вон.

    Комарики-мошки,

    Тоненькие ножки,

    Пляшут по дорожке.

    Близко ночь,

    Улетайте прочь.

    Еду-еду

    К бабке, к деду

    На лошадке

    В красной шапке.

    По ровной дорожке

    На одной ножке,

    В старом лапоточке

    По рытвинам, по кочкам,

    Все прямо и прямо,

    А потом вдруг... в яму! Бух!

    Катился горох по блюду.

    Ты води,

    А я не буду.

    Тара-бара, домой пора,

    Коров доить, тебе водить!

    Заяц бегал по болоту,

    Он искал себе работу.

    Он работу не нашел,

    А заплакал и пошел!

    Конь ретивый с длинной гривой

    Скачет, скачет по полям,

    Тут и там, тут и там!

    Где проскачет он  —

    Выходи из круга вон!

    Ягода, малиновка,

    Медок, сахарок,

    Поди вон, королек!

    Там тебе место,

    В кислое тесто.

    Раз, два, три, четыре —

    Жили мошки на квартире.

    К ним повадился сам-друг Крестовик  — большой паук.

    Пять, шесть, семь, восемь—

    Паука мы попросим: —

    Ты, обжора, не ходи.

    Ну-ка, Мишенька, води.

    Раз, два, три, четыре —

    Меня грамоте учили.

    Пять, шесть, семь —

    Покосился пень.

    Он, Додон,

    Выйдет от нас вон!

    По утренней росе,

    По зеленой полосе.

    Здесь яблоки, орешки,                   Медок,сахарок,

    Поди, вон в уголок!

    Чуха, рюха, ты свинуха!

    Семьсот поросят

    За тобой кричат.

    Шестьсот красот

    По болоту бродят,

    Тебя не находят,

    Щиплют травку-лебеду,

    Ее в рот не берут —

    Под березоньку кладут.

    Кто возьмет ее из нас,

    Пусть он выйдет тот же час!

    Гори-гори ясно,

    Чтобы не погасло,

    Стой подоле,

    Гляди на поле,

    Едут там трубачи

    Да едят калачи.

    Шатар, батар,

    Шуми, шу,

    Я не тятькин сын,

    Я не мамкин сын,

    Я на елке рос,

    Меня ветер снес,

    Я упал на пенек,

    Поди водить, паренек!

    Первой дал,

    Второй взял,

    Трое сели  —

    Все поели.

    Кому гадки гадать?

    По-турецки писать?

    Шел, прошел —

    Шишел, вышел,

    Вон пошел!

    Аты-баты,

    Шли солдаты,

    Аты-баты,

    На базар.

    Аты-баты,

    Что купили?  

    Аты-баты,

    Самовар!

    Соломинка, яреминка,

    Прела, горела,

    На море летела,

    Кастюк-мастюк,

    Родион, поди вон!

    Тенти-бренти!

    Сам сокол

    Через поле

    Перешел:

    Руку, ногу

    Наколол.

    Шишел, вышел,

    Вон пошел!

    Чики-брики, ты куда?

    Чики-брики, на базар.

    Чики-брики, ты зачем?

    Чики-брики, за овсом!

    Чики-брики, ты кому?

    Чики-брики, я коню!

    Чики-брики, ты какому?

    Чики-брики, вороному!

    Таря-Маря

    В лес ходила,

    Шишки ела —

    Нам велела.

    А мы шишки

    Не едим,

    Таре-Маре

    Отдадим!

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Вышел зайчик погулять,

    Вдруг охотник выбегает,

    Прямо в зайчика стреляет.

    Пиф! Паф! Не попал,

    Серый зайчик убежал!

    Ходит свинка

    По бору,

    Рвет траву-мураву.

    Она рвет,

    И берет,

    И в корзиночку кладет.

    Этот выйдет,

    Вон пойдет.

    Ахи, ахи, ахи, ох,

    Маша сеяла горох.

    Уродился он густой,

    Мы помчимся, ты постой!

    Летела кукушечка мимо сада,     Поклевала всю рассаду

    И кричала: «Ку-ку-мак!»

    Раскрывай один кулак.

    Катилася торба

    С высокого горба.

    В этой торбе

    Хлеб, соль, пшеница.

    С кем хочешь поделиться?

    Прыг да скок,

    Прыг да скок,

    Скачет зайка —

    Серый бок.

    По лесочку

    Прыг-прыг-прыг,

    По снежочку

    Тык-тык-тык.

    Под кусточек присел,

    Схорониться захотел.

    Кто его поймает, тот и водит.

    Ехал Ваня из Казани,

    Полтораста рублей сани.

    Двадцать пять рублей дуга. —            Мальчик — девочке слуга. —

    Ты, слуга, подай карету,

    Я в ней сяду и поеду.

    Тани-бани,

    Что за вами

    Под железными

    Столбами?

    Пчелы в поле полетели,

    Зажужжали, загудели.

    Сели пчелы на цветы.

     Мы играем – водишь ты.

    По тропинке кувырком

    Скачет зайка босиком.

    Заинька, не беги —

    Вот тебе сапоги,

    Вот тебе поясок,

    Не спеши в лесок.

    Иди к нам в хоровод

    Веселить народ.

    — Теля— меля, ты, Емеля,

    Третий бас.

    Поводи-ка ты за нас!

    Покатилось колесо,

    Укатилось далеко,

    И не в рожь,

    И не в пшеницу,

    А до самой

    До столицы.

    Колесо кто найдет,

    Тот ведет.

    Трух-тух,

    Трух-тух-тух,

    Ходит по двору петух.

    Сам со шпорами,

    Хвост с узорами.

    Под окном стоит,

    На весь мир кричит.

    Кто услышит,

    Тот бежит.

    Погляди на небо,

    Звезды горят,

    Журавли кричат:

    Гу-гу! Убегу!

    Раз, два, не воронь,

    А беги, как огонь!

    Уж как шла лиса по тропке,

    Нашла грамоту в охлопке,

    Она села на пенек

    И читала весь денек.

    Петушок-петушок,

    Покажи свой кожушок.

    Кожушок горит огнем,

    Сколько перышек на нем?

    Раз, два, три, четыре, пять, Невозможно сосчитать!

    Ниточка, иголочка,

    Синенько стеколочко,

    Рыба-карась,

    Ты убирайсь!

    Стульчик,

    Мальчик,

    Сам король,

    Шишел, вышел,

    Вон пошел.


    Сговорки

        В играх где все играющие делятся на две партии (группы, команды), вначале  выбирают вожака (матку) для каждой партии, а затем уже  определяют состав команд.  Разделить всех игроков поровну, так, чтобы никому не было обидно, помогают сговорки.

      Играющие образуют пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, кому какое название взять. Это могут быть названия зверей, птицы, игрушки, растения и т.д. Разрешается применять  шуточные названия: цапы-цапы и топы-топы; дедушка Пыхто и бабушка Никто и т.п.  сговорившись, пары  подходят поочередно к тому или другому  матке и спрашивают:

    Матка, матка! Чего тебе надо?

    Пирог с грибами или  козла с рогами?

     Из ведра ерша или  из корзины ежа?

     Выбирая названия, матка выбирает себе игроков. Сговорки бывают разные.

    Выбирай:                                                                      

    Сахару кусочек

    Или красненький платочек?

    Ландыш душистый

    Или одуванчик пушистый?

    Колокольчик голубой

    Или желтый зверобой?

    Белую березу

    Или красную розу?

    Гороху мешок

    Или масла горшок?

    Медведя лохматого

    Или козла рогатого?

    Зеленую лягушку

    Или хлеба краюшку?

    Из речки ерша

    Или из лесу ежа?

    Выбери помощника


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

    ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игрыАктуальность темы:      Приобщение дошкольников в современном общест...

    Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

    Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего....

    Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

    Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...

    Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

    Наши дети должны хорошо знать не только историю Российско­го государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как лич...

    Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

    Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»Цель: приобщение детей к истории  и культуре своей страны.Задачи:•...

    ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

    Актуальность темы: Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и ...