Главные вкладки

    Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности
    консультация (младшая группа) по теме

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.

    Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. Она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. Исследования детской психологии показали, что ключом к развитию познавательных способностей ребенка является его личный опыт в первые три года жизни – все зависит от стимуляции в решающие годы жизни. Главное – расширить для ребенка мир познания, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития последующих.
    С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

    В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

    • Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
    • Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве).
    • Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)

    Направления моей работы:

    • Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
    • Обучение способам обследования предметов
    • Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина)

    Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
    Так, как в основе сенсорного развития лежит восприятие, то я определила содержание развития восприятия у детей раннего возраста, которые определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений действительности. Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.

    Виды восприятия и новообразования в возрасте от 1-го до 3-х лет:

    • восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде всего по форме;
    • восприятие цвета,
    • восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет;
    • восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);
    • восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;
    • восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении;
    • восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия;
    • восприятие сложных явлений действительности – осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения.

    Начинается в раннем возрасте вместе с развитием речи: взрослые обучают ребенка восприятию изображений предметов на рисунках, затем восприятию иллюстраций, восприятию действий и музыки.

    (По материалам статьи Т.В. Башаевой "Как ребенок воспринимает окружающее")

    Принципы организации работы:

    1. Посильность требований
    2. Постепенность усложнений
    3. Последовательность

    Методы и приемы:

    Наглядный Сравнения
    Практический Сопоставления
    Словесный Приложения
    Эмоц. установка взрослого Наложения
    Привлечение вниманияНаблюдение за действиями взрослого и сверстников
    Показ и объяснение 
    Словесная инструкция

    Еще работая в группе раннего возраста, я уделяла большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через игры с дидактическим материалом. После отбора необходимого содержания из дошкольных методик, мною был составлен примерный перспективный план игр-занятий с дидактическим материалом, который охватывает все программные требования по сенсорному развитию детей по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

    Работая в первой младшей группе, я составила примерный перспективный план по предметно-игровой деятельности, куда входят игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

    Данная работа проводится по подгруппам 1 раз в неделю, по 10-15 минут. Само слово «игра» используется условно как характеристика времени, отведенного на специальную работу с детьми. За время такой игры часто происходит смена форм и видов деятельности, которые связаны сюжетной линией или действующим персонажем, что позволяет удерживать внимание детей. В игру входит 2-3 игровых упражнения.

    В своей работе с детьми придерживаюсь следующих принципов:

    Принцип дифференцированного подхода

    Я помню о том, что ребенок – уникальная личность. Стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать. 
    После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшего ребенка, подбираю задания в соответствии с его умениями и навыками. Так, Слава, пришел к нам в начале ноября (2,4 г.), диагностическое исследование показало, что ребенок не знает и не называет цвета. Для него я подбираю задания более легкие, чем те которые я даю детям, посещающим детский сад с сентября. Если детям я даю задание на соотношение цветов, например, «Подбери пару для варежки», то Славе даю задание на их различение: «Найди такую же, как у меня». И прошу обозначить результат словами «такая», «не такая». Это касается и других свойств предметов – формы, размера.

    Принцип сотрудничества

    Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. 
    Если ребенок не справляется с каким либо заданием, я предлагаю: «Давай, я тебе помогу», «Давай попробуем вместе», «У нас с тобой все получится», «Ты конечно, же справишься». Владик, сам по себе очень робкий и застенчивый мальчик и неуверенно выполняет задания, которые я предлагаю. Например, собрать пирамидку по принципу уменьшения колец, тогда я предлагаю: «Давай вместе со мной соберем пирамидку. Сначала я выберу самое большое кольцо из всех и одену его на стержень, теперь ты, посмотри и выбери самое большое кольцо из всех оставшихся....» и ребенок с удовольствием выбирал кольца и выполнил задание.

    Принцип психологического комфорта каждого ребенка

    Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях. 
    В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главное чтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: «Какой ты молодец!», «Здорово у тебя получилось!», «Замечательно!», «Я очень горжусь 
    тобой!», «Великолепно!», «Я знаю, ты сможешь!», «Большое тебе спасибо!» и др.

    Принцип вариативности

    Работу вне «занятий» или необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близким по целям, но предполагающих действия с разными предметами. Например: по ознакомлению с цветом - «Постройка башни из кубиков», «Разложи в коробочки», «Подбери попугаю колечки», «Собери цветок», «Грибочки по местам», «Спрячь мышку», «Найди пару» и др. В повседневной жизни я обращаю внимание на цвет одежды, цвет, размер, форму и количество предметов в групповой комнате, на прогулке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

    (Слайд 1) В течение раннего возраста у детей развиваются сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, производить дейст...

    «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе познавательно- практической деятельности»

    laquo;Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе познавательно- практической деятельности»...

    Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве....

    Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

    Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...