Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».
методическая разработка

Паникар Александра Алексеевна

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методическая разработка

«Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Актуальность

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. Она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. Исследования детской психологии показали, что ключом к развитию познавательных способностей ребенка является его личный опыт в первые три года жизни – все зависит от стимуляции в решающие годы жизни. Главное – расширить для ребенка мир познания, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития последующих.
С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Задачи:

  • Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  • Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве).
  • Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)

Направления  работы:

  • Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
  • Обучение способам обследования предметов
  • Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина)

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Так, как в основе сенсорного развития лежит восприятие, то я определила содержание развития восприятия у детей раннего возраста, которые определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений действительности. Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.

Виды восприятия и новообразования в возрасте от 1-го до 3-х лет:

  • восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде всего по форме;
  • восприятие цвета,
  • восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет;
  • восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);
  • восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;
  • восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение ощущений от разных органов чувств:зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении;
  • восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия;
  • восприятие сложных явлений действительности – осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения.

Начинается в раннем возрасте вместе с развитием речи: взрослые обучают ребенка восприятию изображений предметов на рисунках, затем восприятию иллюстраций, восприятию действий и музыки.

(По материалам статьи Т.В. Башаевой "Как ребенок воспринимает окружающее")

Принципы организации работы:

  1. Посильность требований
  2. Постепенность усложнений
  3. Последовательность

Методы и приемы:

Наглядный

 Сравнения
Практический

Сопоставления
Словесный

 Приложения
Эмоциональная  

Установка взрослого

Наложения
Привлечение внимания .

Наблюдение за действиями взрослого и сверстников
Показ и объяснение 
Словесная инструкция

Очень нужно уделять большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через игры с дидактическим материалом. После отбора необходимого содержания из дошкольных методик,  нужно составить примерный перспективный план игр-занятий с дидактическим материалом, который охватывает все программные требования по сенсорному развитию детей./см. приложение 1/

 Примерный перспективный план по предметно-игровой деятельности, куда входят игры и упражнения по сенсорному воспитанию./ см. приложение 2/

Данная работа проводится по подгруппам 1 раз в неделю, по 10-15 минут. Само слово «игра» используется условно как характеристика времени, отведенного на специальную работу с детьми. За время такой игры часто происходит смена форм и видов деятельности, которые связаны сюжетной линией или действующим персонажем, что позволяет удерживать внимание детей. В игру входит 2-3 игровых упражнения.

Принципы:

Принцип дифференцированного подхода

Я помню о том, что ребенок – уникальная личность. Стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать. 
После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшего ребенка, подбираю задания в соответствии с его умениями и навыками. Давать задание на соотношение цветов, например, «Подбери пару для варежки», то Славе даю задание на их различение: «Найди такую же, как у меня». И учить обозначить результат словами «такая», «не такая». Это касается и других свойств предметов – формы, размера.

Принцип сотрудничества

Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. 
Если ребенок не справляется, с каким либо заданием, предложить например : «Давай, я тебе помогу», «Давай попробуем вместе», «У нас с тобой все получится», «Ты конечно, же справишься».  Робкие и застенчивые дети неуверенно выполняют задания, им можно предложить. Например, собрать пирамидку по принципу уменьшения колец, тогда я предлагаю: «Давай вместе со мной соберем пирамидку. Сначала я выберу самое большое кольцо из всех и одену его на стержень, теперь ты, посмотри и выбери самое большое кольцо из всех оставшихся....» и ребенок с удовольствием выбирал кольца и выполнил задание.

Принцип психологического комфорта каждого ребенка

Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях. 
В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главное чтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: «Какой ты молодец!», «Здорово у тебя получилось!», «Замечательно!», «Я очень горжусь 
тобой!», «Великолепно!», «Я знаю, ты сможешь!», «Большое тебе спасибо!» и др.

Принцип вариативности

Работу вне «занятий» или необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близким по целям, но предполагающих действия с разными предметами. Например: по ознакомлению с цветом - «Постройка башни из кубиков», «Разложи в коробочки», «Подбери попугаю колечки», «Собери цветок», «Грибочки по местам», «Спрячь мышку», «Найди пару» и др. В повседневной жизни я обращаю внимание на цвет одежды, цвет, размер, форму и количество предметов в групповой комнате, на прогулке.

Можно провести  консультации для родителей «Как ребенок познает мир», «Малыш и его игрушки», «12 игр на цвет», которые оформлены в виде папок и предоставлены для изучения родителям. Родительское собрание на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста», организовала выставку дидактических игр и пособий по предметно - игровой деятельности, которые можно не только приобрести в магазине, но и сделать своими руками . Например: «Разложи по цвету», «Посади бабочку на цветок», «Подбери пару», «Собери бусы», «Большие и маленькие», «Прищепки» и др., также были продемонстрированы видеозаписи занятий «К нам приехал паровозик» (по предметно-игровой деятельности), «Степашка в гостях у детей» (игра-занятие с дидактическим материалом), «Играем с машиной и мишкой» (по развитию сенсорных способностей).

Самое главное, чтобы у каждого ребенка создалось ощущение своей значимости, необходимости.

Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре,  у детей появились такие качества, как интерес и любознательность. У них выработались активность, сдержанность, целеустремленность, а достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Список литературы:

  1. И.П. Афанасьева. Маленькими шагами в большой мир знаний. Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. -СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕС», 2005г.
  2. Л.А. Венгер и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Кн.для воспитателей дет.сада- М.: Просвещение,1988г.
  3. Л.Н. Павлова и др. Ранее детство: познавательное развитие. Методическое пособие.- М.: Мозайка -Синтез, 2000г.
  4. Л.Н. Павлова. Знакомим малыша с окружающим миром. Раздел: «Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами».-М.: Просвещение,1987г.
  5. К.Л. Печора и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн.для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение,1986.
  6. О.В. Полищук. Использование развивающих игр в работе с детьми раннего возраста. - Снежногорск, ГМК, 2004г.
  7. Э.Г.Пилюгина. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.
  8. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду. Из опыта работы московских педагогов.- М.: «Линка-Пресс», 2005г.



Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН  ИГР-ЗАНЯТИЙ С ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ                                     В 3  ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

        

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим  материалом

октябрь

1.Знакомство с формой предметов

Цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами. Обращать их внимание на сенсорную

характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик.

Материал: ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, цилиндр, яичко, мячик. Высота ведерка -10-12 см; размер предметов для вкладывания – 3-5 см.  

2.Знакомство с величиной предметов

Цель: продолжать учить детей простейшим способам действий с предметами (вынимать и вкладывать). Обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками.

Материал: большое и маленькое ведерки с комплектом разных кубиков (4 больших и 5 маленьких). Высота большого ведерка – 16 см, маленького – 10 см. размер большого кубика – 4,5х 4,5х4,5 см, маленького 3х3х3 см.

3.Знакомство с цветом предметов

Цель: накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятиям.

Материал: ведерко с крышкой, комплект мелких предметов. Высота ведерка-12см, размер предметов- вкладышей- 3-4.5см. Предметы яркие, их окраска примерно одинаковой насыщенности.

4.Нанизывание колец на стержень

Цель: учить детей простым действиям с предметами: надевать кольцо с широким отверстием на стержень. Совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем. Формировать у малышей положительное отношение к занятиям.

Материал: стержень высотой 20см, укрепленный на основании; вершина стержня закругленная. 5 колец диаметром от 3 до 5см с большими отверстиями.

5.Нанизывание колец одинакового размера

Цель: продолжать учить детей действиям с предметами: снимать и надевать на стержень кольца с широким отверстием. Развивать координацию движений рук под зрительным контролем; совершенствовать осязание.

Материал: одноцветные пирамидки на 5 колец  одинакового размера из расчета 1 пирамидка на ребенка. Цвет пирамидок следующий: красный, желтый, зеленый, синий,  красный.

6.« В гости к нам пришла матрешка».

Цель: познакомить детей с народной игрушкой – матрешкой. Обратить внимание на различную величину вкладышей. Учить находить по просьбе взрослого предметы, одинаковые по конфигурации, но различные по величине. Вводить понятие маленькие матрешки, большие  матрешки.

Материал: 12 матрешек двух размеров: по 6-высотой 10 и 5см. 12 чашечек одного цвета и двух размеров. (Столики изготавливают из коробок, вырезав боковые стороны.)

7.Знакомство со свойствами предметов

Цель: в процессе практических действий с предметами на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе познакомить со свойствами шара: круглый, неустойчивый, хорошо прокатывается.

Материал: 8 шаров, одного размера и цвета, помешенные по 4шт. в 2 коробки (плоская, высотой 3см., высокая-15см.). Лоток для скатывания шаров.

8.Нанизывание шаров на стержень

Цель: учить выполнять действие нанизывание шаров на стержень: повернуть шар так, чтобы было видно сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, опустить на стержень. Развивать координированные движения рук, осуществляя поиск соответствующего положения предмета в пространстве.

Материал: вертикальный стержень высотой 20-25см., 5-6 шаров для нанизывания, имеющих сквозное отверстие по оси симметрии. Коробочка для шаров.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

ноябрь

9.Знакомство со свойствами предметов

Цель: в процессе практических действий знакомить детей с особенностями куба - устойчивой геометрической фигурой, имеющей одинаковые грани. Развивать целенаправленные действия в зависимости от поставленной задачи: выложить, переложить и т.п. на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе дать представление о свойствах заполненных и полых емкостей.

Материал: : 8 кубов, одного размера и цвета, помешенные по 4шт. в 2 коробки (плоская, высотой 3см., высокая-15см.).

10.Нанизывание кубов на стержень

Цель: закрепить действие нанизывания предметов, имеющих сквозное отверстие по оси симметрии. Действуя с кубами, развивать пространственное воображение ребенка, умение повернуть предмет соответствующей стороной, найти его местоположение согласно поставленной практической задаче. Развивать мелкую моторику рук.

Материал: вертикальный стержень высотой 20-25см., 5-6 кубов для нанизывания, имеющих сквозное отверстие по оси симметрии. Коробочка для  кубов.

11.Группировка предметов по форме

Цель: учить детей умению группировать однородные предметы, ориентируясь на слова такой, не такой; выполнять простые действия с предметами: нанизывать на стержень.

Материал:  однородные пирамидки разной формы, состоящие из 5 колец и 5 квадратных брусков.

12.Нанизывание больших и маленьких колец

Цель: обращать внимание детей на величину предметов, учитывать это свойство при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова (большой, маленький).

Материал: однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера. Диаметр большого кольца- 4,5 см,

маленького-3см.

13.Раскладывание однородных предметов разной величины                                           Цель: учить детей действовать с шарами, кубами - выбирая их по форме и величине; обхватывать шар, удерживая его ладонью и пальцами, куб - удерживать большим, указательным и средним пальцами, обхватывая его сверху или сбоку; понимать слова шар, кубик, большой, маленький.

Материал: две коробки в виде параллелепипеда (40х20х20см.) На крышке одной –круглые отверстия, для большого шара и для маленького, на другой крышке аналогично – квадратные. Для каждого ребенка 3 больших и 3 маленьких шара, 3 больших и 3 маленьких кубика.

14.« В гостях у матрешки»                        Цель: продолжать учить детей действовать со сборно-разборными  игрушками, разъединять и соединять части матрешки, производя эти действия в вертикальном направлении. Состоящими из двух однотипных и взаимосвязанных частей. Развивать цепкость, силу кончиков пальцев.  

Материал :матрешка (высотой 10-12см.), внутри ее цветная салфетка, домик (теремок).

15.Знакомство со свойствами предметов

Цель: познакомить с особенностями полых предметов разной величины: накладывание меньшего на больший, накрывание меньшего большим (кубы, конусы, цилиндры). Развивать моторику и координацию рук, совершенствовать относительно тонкие движения кончиков большого, указательного и среднего пальцев. Выполнять задание с ориентировкой на одно свойство – величину предметов.

Материал: набор из 8 одноцветных полых кубов, убирающихся последовательно один в другой.

16.Нанизывание колец на конус

Цель: учить детей выполнять простые действия с предметами, обогащать их сенсорный опыт, развивать координацию движений руки под зрительным и осязательным контролем.

Материал: пирамидка на конической основе из 5 колец, равномерно убывающих по размеру.

 

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

декабрь

17.        Пособие

«Сортировочный ящик»

Цель: способствовать накоплению зрительно-осязательных впечатлений. Развивать предметное восприятие при манипулировании с предметами.

Материал: выдвижной ящик  с двумя объемными фигурами: шаром и кубом.

18.        « Что там в ящичке?»

Цель: накопление сенсорного опыта детей, создание условий для обследования объемных геометрических фигур. Продолжать  развивать предметное восприятие при манипулировании с предметами.

Материал: выдвижной ящик  с тремя объемными фигурами: шаром, куб, треугольная призма.

19.    «Спрячь шарик»

Цель: соотнесение предметов по форме; совершенствование действий с предметами: проталкивание, открывание выдвижного ящика, вынимание предметов на поднос.

Материал: сортировочный ящик, крышка с круглым отверстием, три шарика.

20.    «Спрячь кубик»

Цель: соотнесение предметов по форме; совершенствование действий с предметами: проталкивание, открывание выдвижного ящика, вынимание предметов на поднос.

Материал: сортировочный ящик, крышка с квадратным отверстием, три кубика.

21.     «Спрячь крышу (призму)»

Цель: соотнесение предметов по форме; совершенствовать умение действовать с предметами: проталкивание, открывание выдвижного ящика, вынимание предметов на поднос.

Материал: сортировочный ящик, крышка с треугольным отверстием, три призмы.

22.       « Что там в ящичке?»

Цель: продолжать учить детей соотносить предметы по форме; развивать умение действовать в соответствии с указаниями педагога; воспитывать желание вступать в игровую ситуацию со взрослым.

Материал: сортировочный ящик, крышка с треугольным отверстием, три призмы, три шарика и кубика.

23.      « Чудесный мешочек»

Цель: различение на ощупь и называние объемных геометрических фигур (шарик, кубик, крыша).

Материал: яркая игрушка, « чудесный мешочек», вкладыши из «сортировочного ящика»: шары, кубы, треугольные призмы.

        ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим  материалом

январь

24. Действия с полыми                            

            предметами

Цель: совершенствовать практические навыки действия с полыми предметами. Учить осуществлять выбор предметов, ориентируясь на одно свойство-форму. Развивать ориентировочно - исследовательские и практические действия; формировать точность, ловкость, целенаправленность действий рук, совершенствовать глазомер.

Материал: набор из 8 цилиндров колпачков, последовательно убирающихся один в другой, аналогичный набор из 8 кубов.

25.  Действия со сборно-разборными игрушками.

Цель: продолжать учить действию со сборно-разборной игрушкой, разъединять и соединять части матрешки, с учетом соотношения их величины и положения в пространстве. Ввести понятие большая, поменьше, маленькая. Развивать более точный глазомер и координацию движений рук.

Материал :матрешка (высотой 10-12см.), матрешка (высотой 6-8см.),

неразборная (2-3см.) из одного комплекта (из расчета на одного ребенка).

26.            Пособие

«Сортировочный ящик»

Цель: упражнять детей в размещении контрастных по форме вкладышей в отверстиях соответствующей формы.  Развивать предметное восприятие при манипулировании с предметами: шарами, кубами, треугольными призмами.

Материал: сортировочный ящик, крышка с тремя отверстиями – круглым, квадратным и треугольным, три призмы, три шарика и три кубика.

27. Ориентировка в трех                      

        величинах

Цель: учить детей ориентироваться в предметах 3 величин: большой, поменьше, маленький; понимать слова поменьше, побольше, соответствующие промежуточной величине предметов; подбирать  предметы  в    определенной последовательности, ориентируясь на их величину.

Материал: 3 полых цилиндра, разница в величине – 2-3 см. (из расчета на одного ребенка).

28.  «Найди пару варежке»

Цель: учить детей выполнять действия с предметами; подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство – цвет. Понимать слова такая, не такая; воспитывать желание вступать в игровую ситуацию со взрослым.

Материал: кукла, 4 пары варежек сделанных из картона (красного, синего, желтого, зеленого цвета).

29. Знакомство с кругом

Цель: учить действовать с плоскими предметами круглой формы. Закреплять практический опыт действия с предметами, учитывая их функциональные свойства (нанизать можно только кольцо, а круг нельзя, но и круг и кольцо можно прокатить). Накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кольцами и кругами разных цветов.

Материал: большие кольца и круги (диаметром 30,40,50см.- всего 20 колец, 20 кругов), стойка для нанизывания предметов

30. «Подбери колеса к

        грузовикам»

Цель: продолжать учить детей выполнять действия с предметами; подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство – цвет. Понимать слова такой, не такой; накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кругами (колесами) красного, синего, желтого, зеленого цвета.

Материал: грузовики 4 цветов сделанные (вырезанные) из картона,  отдельно – колеса: красного, синего, желтого, зеленого цвета (из расчета на одного ребенка).

31. Нанизывание колец,               убывающих по величине

Цель: Развивать умение действовать в определенной системе, подбирая кольца по убывающей  величине. Учить придерживаться замысла и поставленной задачи, выделяя главные признаки, имеющие отношение к ее решению, и отвлекаясь от несущественных.

Материал :пирамидка из 4-5 колец, разных по величине и цвету.

        ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим  материалом

февраль

32. Пособие «Угадай-ка».

Цель: накопление сенсорного опыта; знакомство с формой (круг), цветом (желтым, зеленым), величиной (большая и маленькая) крышки; соотнесение предметов одной заданной формы разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал: подставка, 2 крышки желтого и зеленого цвета.

33. «Найди место».

Цель: накопление сенсорного опыта; знакомство с формой (круг), цветом (желтым и красным), величиной (большая и маленькая) крышки; соотнесение предметов одной заданной формы разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал: подставка, 2 крышки желтого и красного цвета.

34.  «Неваляшка» (моделирование)

Цель: Ориентировка на листе бумаги; подбор предметов по цвету и величине, способствовать называнию цвета и величины предметов (крышек).

Материал: лист картона, 2 крышки желтого, зеленого цвета.

35. «Неваляшка» (моделирование)

Цель: Ориентировка на листе бумаги; подбор предметов по цвету и величине, способствовать называнию цвета и величины предметов (крышек).

Материал: лист картона, 2 крышки желтого, красного цвета.

36.  «Найди место».

Цель:  накопление сенсорного опыта; познакомить с синим цветом; соотнесение предметов одной заданной формы разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал: подставка, 2 крышки желтого и синего цвета.

37. Ориентировка в пространстве.

Цель: Учить ориентироваться в пространстве, находить предмет по указанному признаку (цвету). Развивать умение действовать кончиками пальцев, манипулируя тонкими предметами.

Материал: ленты красного и синего цвета (3-4шт. на ребенка).

38.  Группировка предметов по форме и цвету

Цель: развивать быстроту и         точность движений рук при действии с предметами, находящимися в движении и имеющими свое положение в пространстве. Учить выбирать предметы, ориентируясь на 2 свойства: цвет и форму.

Материал: по 5 шаров и кубов желтого и зеленого цвета, 2 коробочки соответствующего предметам цвета, лоток для скатывания шаров.

39.   «Найди место».

Цель: накопление сенсорного опыта; знакомство с формой (круг), цветом (желтым, красным, зеленым, синим), величиной (самая большая и самая маленькая) крышки; соотнесение предметов круглой формы и четырех величин  при выборе из четырех.

Материал: подставка, 4 крышки основных цветов.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим  материалом

Март

40. Пособие «Угадай-ка».

    « Кто где живет?»

Цель: развитие мелкой мускулатуры рук (вкладывание фигур в отверстия, открывание и закрывание крышки); соотнесение предметов одной заданной формы, разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал: подставка с четырьмя крышками. Две фигурки: уточка желтого цвета, елочка зеленого цвета.

41. Пособие «Угадай-ка».

    « Кто где живет?»

Цель: накопление сенсорного опыта;  развитие мелкой мускулатуры рук (вкладывание фигур в отверстия, открывание и закрывание крышки); соотнесение предметов одной заданной формы, разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал: подставка с четырьмя крышками. Три  фигурки: уточка желтого цвета, елочка зеленого цвета, синий зайчик.

42. Пособие «Угадай-ка».

    « Кто где живет?»

Цель: накопление сенсорного опыта;  развитие мелкой мускулатуры рук (вкладывание фигур в отверстия, открывание и закрывание крышки); соотнесение предметов одной заданной формы, разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал: подставка с четырьмя крышками. Четыре  фигурки: уточка желтого цвета, елочка зеленого цвета, синий зайчик, красный грибок.

43.  Пособие «Занимательные        

  фигуры»                                                                 «Найди такую же по форме                              

        фигуру».

Цель: продолжать учить детей группировать фигуры по форме, накрывая их последовательно такой же фигурой по показу педагога; познакомить детей с квадратом. Накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кругами и квадратами разных цветов.

Материал: квадраты и круги четырех основных цветов (пособие «Занимательные фигуры»).

Фигуры выкладывать в определенной последовательности: красный, зеленый, синий, желтый.

44.  Пособие «Занимательные        

       фигуры»                                                                  «Найди такую же по форме                              

        фигуру».

Цель: продолжать учить детей группировать фигуры по форме, накрывая их последовательно такой же фигурой по показу педагога; познакомить детей с кирпичиком. Накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кирпичиками и кругами разных цветов.

Материал: кирпичики и круги четырех основных цветов (пособие «Занимательные фигуры»).

Фигуры выкладывать в опреде -ленной последовательности: красный, зеленый, синий, желтый.

45. «Найди такую же по форме                              

        фигуру».

Цель:  упражнять детей в различении,  сопоставлении и назывании основных цветов: красный, зеленый, синий, желтый; сопоставлять и называть форму предмета: круг (кольцо, кружок), квадрат, кирпичик, фигура, как крыша; развивать умение детей раскладывать однородные предметы на  группы в зависимости  от их формы и цвета (группировать предметы);  развитие словаря: такой, не такой, разные, цвет, форма.

Материал: круги, квадраты, кирпичики, призмы четырех основных цветов (пособие «Занимательные фигуры»).

46. Пособие «Занимательные        

      фигуры»                                                                    «Найди такую же по форме                              

        фигуру».

Цель: развивать умение детей раскладывать однородные предметы на две группы в зависимости  от их формы и цвета (группировать предметы); познакомить с фигурой, как крыша (призма); развитие словаря: такой, не такой, разные, цвет, форма.

Материал: призмы и круги четырех основных цветов (пособие «Занимательные фигуры»).

Фигуры выкладывать в определенной последовательности: красный, зеленый, синий, желтый.

47.  Пособие «Занимательные        

        фигуры»                                                                

«Разложи фигуры на подставке».

Цель: накопление сенсорного опыта. Учить детей раскладывать фигуры в соответствии с требованиями к форме: круг – на 1 стержень, кирпичик – на 2 стержня, называя цвет фигуры. Упражнять детей в различении, сопоставлении назывании геометрических форм: круг (кольцо, кружок), кирпичик. Закреплять умение детей раскладывать однородные предметы на две группы.

Материал: подставка, круги и кирпичики четырех основных цветов.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

апрель

48. «Разложи фигуры на      подставке».

Цель: раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме: круг – на 1 стержень, треугольник – на 3 стержня, называя цвет фигур.

Материал: подставка, круги и призмы четырех основных цветов.

49. «Разложи фигуры на      подставке».

Цель: раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме: круг – на 1 стержень, квадрат – на 4 стержня, называя цвет фигур.

Материал: подставка, круги и квадраты четырех основных цветов.

50. «Разложи фигуры на      подставке».

Цель: раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме: кирпичик – на 2 стержня,  треугольник – на 3 стержня,  называя цвет фигур.

Материал: подставка, кирпичики и призмы четырех основных цветов.

51. «Разложи фигуры на      подставке».

Цель: раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме: кирпичик – на 2 стержня,  квадрат – на 4 стержня,  называя цвет фигур.

Материал: подставка, кирпичики и квадраты четырех основных цветов.

52. «Разложи фигуры на      подставке».

 Цель: раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме, треугольник – на 3 стержня, квадрат – на 4 стержня,  называя цвет фигур.

Материал: подставка, призмы и квадраты четырех основных цветов.

53. «Составь узор».

Цель: раскладывание фигур разных по форме и цвету в определенной последовательности (по образцу, указанию взрослого и самостоятельно)

Материал: круги и кирпичики синего и красного цвета

54.  «Составь узор».

Цель: раскладывание фигур разных по форме и цвету в определенной последователь -ности (по образцу, указанию взрослого и самостоятельно)

Материал: круги и квадраты зеленого и желтого цвета.

55. «Вот как я умею!» (украсим группу разноцветными улочками)

Цель: составление картинок из фигур; закрепление навыков различения фигур по цвету и форме; развитие словаря: такой, не такой, разные, цвет, форма.

Материал: 4 разноцветных призмы.

        ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим  материалом

май

56. «Вот как я умею!» (сделаем для неваляшек подружек: веселую и грустную неваляшку).

Цель: продолжать учить детей составлять картинки из фигур; закрепление навыков различения фигур по цвету и форме.

Материал: 4 разноцветных круга.

57. «Вот как я умею!» (сделаем для неваляшек домики)

Цель: продолжать учить детей составлять картинки из фигур; закрепление навыков различения фигур по цвету и форме.

Материал: 2 призмы и 2 квадрата  зеленого и красного цвета.

58. «Вот как я умею!» (сделаем для неваляшек стол и стульчик)

Цель: продолжать учить детей составлять картинки из фигур; закрепление навыков различения фигур по цвету и форме.

Материал: четыре кирпичика.

59. Пособие «Надень фигуру».            

Цель: упражнять детей в узнавании, соотнесении и назывании предметов круглой, треугольной формы. Совершенствовать действия с пред- метами, обучая нанизыванию колец разной формы на соответствующие стержни.

Материал: по 4 фигуры круглой, треугольной формы.

60. Пособие «Надень фигуру».            

Цель: упражнять детей в узнавании, соотнесении и назывании предметов круглой, прямоугольной формы. Совершенствовать действия с пред- метами, обучая нанизыванию колец разной формы на соответствующие стержни.

Материал: по 4 фигуры круглой,  прямоугольной формы.

61. Пособие «Надень фигуру».

Цель: упражнять детей в узнавании, соотнесении и назывании предметов круглой, треугольной, прямоугольной формы. Совершенствовать действия с пред- метами, обучая нанизыванию колец разной формы на соответствующие стержни.

Материал: по 4 фигуры круглой, треугольной, прямоугольной формы.

62. Пособие «Дерево-шнуровка»

Цель: формировать и поддерживать интерес детей к манипулятивным действиям с иглой и шнурком. Способствовать формированию ручной умелости, приобретению детьми опыта выполнения действий, необходимых в быту.

63. Пособие «Собери бусы».

Цель: формировать и поддерживать интерес детей к манипулятивным действиям со шнуром и иглой, бусинками. Способствовать формированию ручной умелости, развивая точность движений.



Предварительный просмотр:

Примерный план работы по предметно-игровой деятельности

в 3 группе раннего возраста.

Игра

Цели

Игры и упражнения

Октябрь

1. Цветок для бабочки

2. Мишуткины игрушки

3. Ежики

4. Паровозик из Ромашково

Ознакомление с названиями цветов. Обучение соотнесению предметов по цвету и обозначению результата словами «такой», «не такой», выполнению действий по подражанию. Формирование восприятия пространственных отношений и обучение воспроизведению их по подражанию

Продолжать знакомить с названиями цветов, соотнесению предметов по цвету, выделению и выбору предмета с заданным свойством

Продолжать учить детей узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Обучение ориентированию в помещении.

Формирование понятий «много» и «один». Обучение группировке однородных предметов по цвету, выделению и выбору предмета с заданным свойством

Найди цветок для бабочки. Бабочки.            

 Внизу — наверху

Чудесный мешочек.

Медвежата.

Собираем мячики.

Домики для ежат.

Зайка и ежик.

Прищепки.

Здравствуй, паровозик!

 Поезд.  

Соберем букет

Игра

Цели

Игры и упражнения

Ноябрь

5. Оденем ежика

6. Поиграем с пирамидками

7. Что за гости?

8.  Поиграем с кошкой и собачкой

Обучение соотнесению предметов по форме, сравнению совокупности предметов по количеству путем составления пар

Обучение соотнесению предметов по размеру. Развитие координации движений. Обучение группировке по цвету

Развитие зрительной памяти, внимания. Обучение объединению элементов в целостный образ. Развитие умения имитировать заданный

образ

Продолжать формировать понятия «один», «еще один», «большой», «маленький», «сверху», «внизу», «рядом»; обучение  умению различать на слух один или несколько ударов по деревянной поверхности стола.

Поиграем с ежиком.                   Ежик и барабан. Оденем ежика

Соберем пирамидки. Разложим колечки по цвету

Собери картинку. Изобрази животных.                       Что изменилось? Зайчик

Строим башню        

Инструменты.

Кто там стучит?

Игра

Цели

Игры и упражнения

Декабрь

9. Матрешки

10. Чудесная коробочка

11. Наведем порядок

12. Листопад

Уточнить, насколько хорошо понимает ребенок речевые инструкции с предлогами («в», «на», «за»), связанные с выполнением знакомых ему заданий на изменение положения предметов в пространстве относительно самого ребенка. Обучение группировке разнородных предметов по цвету

Обучение группировке однородных предметов по цвету и форме. Ознакомление с геометрической формой кругом. Развитие артикуляторного аппарата

Обучение группировке однородных предметов по цвету, соотнесению предметов по размеру, воспроизведению пространственного расположения элементов конструкции по подражанию

Обучение группировке предметов по цвету, размеру, соотнесению предметов по форме, распознаванию и выбору по названию с использованием слов «большой», «маленький», чередованию по цвету

Играем с платочками.

Как у наших у ребят.

Помоги матрешке найти свои игрушки.

Чудесная коробочка. Разноцветная дорожка.            Веселый Язычок

Соберем пирамидки по цвету.            Построим башни

Разложим листочки на подносы. Дорожка из листьев.                  Домики для листочков

Игра

Цели

Игры и упражнения

Январь

13. Фонарики

14. Птенчики

15. Три медведя

Развитие умения составлять целое из частей. Обучение соотнесению предметов по цвету. Развитие умения сравнивать предметы по признакам: цвету, форме, размеру

Обучение умению находить признаки сходства и различия предметов, соотнесению предметов по форме. Продолжать формировать понятия «один», «много».

Обучение сравнению совокупности предметов по количеству путем составления пар. Тренировка в узнавании и назывании цвета, размера с использованием слов «большой», « поменьше», «маленький». Ознакомление с геометрической формой - квадратом.

Соберем фонарики.

Елочка.

Найди лишний фонарик

Птичка и птенчики. Найди лишний листочек.

 Найди домик для листочка

Три медведя. Мишка косолапый.

Разноцветные дорожки.

Игра

Цели

Игры и упражнения

Февраль

16. Любопытный Мишутка

17. Курочка и цыплята

18.Маша и медведь

19. Бабочки

Продолжить ознакомление с геометрической формой - квадратом. Обучение группировке однородных предметов по форме, цвету и размеру

Обучение восприятию предметов в количестве один,  много, ни одного. Ознакомление с понятием «цвет». Развитие памяти, внимания, мышления.

Обучение восприятию предметов в количестве один,  много, ни одного. Обучение выполнению действий в соответствии с условным обозначением (работа с палочками)

Обучение соотнесению предметов по цвету, объединению элементов в целостный образ. Формирование понятий «много», «один», «ни одного».Развитие речевого дыхания.

В гостях у квадратов.

Медвежата.

Мишуткины задания.

Курочка и цыплята. Что изменилось?

Пирожки в корзинке.

Солнышко и дождик.             Выложим домик из палочек.

Посади бабочку на цветок.                 Подуем на бабочек.

Сложи бабочку

Игра

Цели

Игры и упражнения

Март

20. Построим поезда

21.Подарки с грядки

22. Поиграем с зайками

23. Снеговик

Закрепление понятий  «большой», «маленький». Обучение различению и называнию основных цветов, обучение соотнесению предметов по размеру, умению находить признаки сходства и различия предметов

Обогащение знаний об овощах. Обучение выбору парных предметов по образцу, соотнесению формы рамки и вкладыша, различению и называнию основных цветов.

Закрепление понятий «большой», «маленький». Обучение соотнесению формы прорези и вкладки. Тренировка в объединении элементов в целостный образ.

 Развитие творческого воображения

Обучение выкладыванию несложных плоскостных предметов в горизонтальной плоскости, ориентированию на листе бумаги. Развитие мелкой моторики.

Построим поезда. Поезд.

Найди лишний вагончик.

Найди такой же овощ.

Соберем урожай. Посадим овощи.

Здравствуй, зайка!

Зайка серенький сидит.

Почтовый ящик.

Сложи зайку.

Снеговик.

Что мы делали. Погреем ручки

Игра

Цели

Игры и упражнения

Апрель

24. Флажки

25. Кто к нам в гости пришел?

26. Елочки и грибочки

27. Лисичка-сестричка

Обучение группировке предметов по цвету и размеру. Развитие слухового внимания, координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна. Формирование представления о пространственных отношениях

Обучение группировке однородных предметов по цвету. Развитие умения составлять целое из частей. Обучение громкому и тихому произношению

Обучение фиксированию внимания на изображении предметов разных цветов. Чередованию предметов по цвету, группировке однородных предметов по цвету.

Обучение чередованию предметов по цвету, соотнесению формы прорези и вкладки. Закрепление знания названий основных цветов.

Большие и маленькие.

Угадай, что делать. Разложи в стаканчики

        

Подбери части по цвету.

Кто к нам в гости пришел?

Кто в домике живет?

Елочки и грибочки. Человечек.

Грибочки на полянке.

Сделаем бусы для лисички. Отправим подарки

Игра

Цели

Игры и упражнения

Май

28. В Стране великанов и карликов

29. В магазине

30. Письмо из леса

31.Поиграем с палочками.

Обучение группировке однородных предметов по цвету. Обучение использованию в речи слов «большой»,   «маленький»,   соотнесению предметов по величине; формирование умения находить признаки сходства и различия предметов

Выработка умения различать и называть игрушки, выделяя их основные качества (цвет и размер); закрепление понятий «много», «один», «ни одного».

Формирование умения выкладывать несложные плоскостные предметы в горизонтальной плоскости и ориентироваться на листе бумаги. Развитие памяти, внимания

Развитие конструктивных способностей, формирование умения выкладывать несложные рисунки по схеме.

Закрепление знания названий основных цветов.

Построим домики. Карлики и великаны.

Найди лишний кирпичик.

Заборчики

В магазине.

Купи игрушку.

Выручи лесных зверей.

День и ночь

Разложи палочки.

Отдыхать умеем тоже…

Что получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....

Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

В данном материале говорится о самом главном для малышей восприятии в маленьком мире. Сенсорное развитие является очень восприимчивым периодом для малышей. В течении всег дошкольного периода является ...

Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается позна...

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.Ведущим видом деяте...

«Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. Она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. Исследования детской психологии показали, ч...

Отчёт по самообразованию. «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно – игровой деятельности»

Отчёт по самообразованию. «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно – игровой деятельности»...