Чтение как фактор формирования личности нового человека
статья по теме
Влияние художественной литературы на формирование личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение как фактор формирования личности нового человека
В формировании личности нового человека важную роль играет художественная литература. Она оказывает огромное влияние на общее развитие человека, его идейное, нравственное и эстетическое воспитание, расширяет кругозор, способствует формированию художественного вкуса и творческой фантазии, повышению культуры устной речи, прививает любовь к Родине.
Чем раньше соприкоснется человек с литературой, тем быстрее в нем разовьется широта интересов, духовное богатство, понимание красоты. Поэтому знакомить детей с литературой, прививать любовь к книге необходимо с самого раннего возраста.
Одним из действенных средств восприятия художественной литературы является чтение. Дети дошкольного возраста, как правило, читать не умеют. Поэтому ознакомление их с литературой, привитие им любви к книге осуществляют воспитатели в детских садах и родители – дома.
Первые литературные произведения, с которыми знакомятся дети, - народная поэзия: потешки («Ладушки», «Гуленьки», «Сорока-белобока», песенки («Киска», «Петушок», «Жили у бабуси» и др.) . Эти короткие произведения устного народного творчества привлекают внимание детей, успокаивают и развлекают их, воспитывают чувство ритма, помогают познать окружающий мир, формируют эстетические чувства, активизируют деятельность, развивают речь. Повторение детьми этих стихов, сопровождающееся соответствующими жестами, способствует развитию двигательной активности.
К чтению народной поэзии детям следует готовиться, заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать текст наизусть и выразительно рассказывать.
Народные песенки, потешки и байки исполняются и разучиваются с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Особенностью этих произведений являются предельная простота сюжета, правдивость, поэтичность, занимательность, краткость, ритмичность, игровой момент.
Дети младшего дошкольного возраста не воспринимают быстрой речи, поэтому потешки, народные песенки должны произноситься неторопливо, чтобы каждое слово ребенку было ясно. Читая потешку, необходимо соблюдать ритмические паузы (остановку после каждой стихотворной строки, выделять главное слово в предложении. Тогда ребенок обратит на него внимание и оно запечатлится на всю жизнь в его сознании.
Народные песенки, потешки и байки исполняются и разучиваются с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Читаются они просто, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи, с соблюдением ритма, присущего народной поэзии. В их передаче должна отразиться теплота, ласковое, душевное отношение к ребенку.
Огромное значение в воспитании детей имеют сказки. Они помогают ребенку овладеть языком, знакомиться с родной природой, обычаями народа, учиться бороться со злом, вызывают у него стремление быть добрым, отзывчивым, храбрым, трудолюбивым.
Сказки доставляют детям огромную радость. Ребята их внимательно слушают, быстро запоминают, проводят игры на сказочные сюжеты.
Само название «сказка» (от слова сказывать, говорить, рассказывать) определяет форму ее передачи. Исполняется сказка (по книге или наизусть) всегда в простой, разговорной манере. Читающий обращается к ребенку, как бы желая воспроизвести историю, свидетелем которой он был или которую хорошо знает.
Большое место в жизни ребенка занимают стихи. Они развивают эстетический вкус детей и поэтическое восприятие мира, обогащают речь, побуждают чувство ритма, развивают музыкальный слух.
Выразительно прочитанное стихотворение производит на детей неизгладимое впечатление. Оно побуждает у них желание слушать стихи, заучивать и повторять их.
Один из распространенных литературных жанров, широко используемых для чтения дошкольникам – рассказ. Рассказы знакомят детей с окружающей действительностью, учат правилам поведения, помогают оценивать поступки свои и товарищей, развивают интерес к природе, воспитывают любовь к Родине, к своему народу. Написанные для дошкольников они отличаются лаконичностью повествования, небольшим объемом, ясностью и занимательностью сюжета. Герои таких рассказов – дети и взрослые, животные, которых ребенок хорошо знает, игрушки. Почти во всех рассказах имеется действие. Многие из них построены на диалоге (разговоре) .
Раскрывая образы героев, передавая их речь, рассказчику не следует перевоплощаться в действующих лиц и переходить на сценическую игру. Он должен передавать их речь так, как это делается в жизни, когда рассказчик выступает в роли собеседника и воссоздает разговор хорошо известных ему лиц.
При чтении рассказов следует обращать внимание на описание времени и места действия (в лесу, дома, в поле и т. д., чтобы сразу ввести детей в обстановку, в которой будут развиваться события. Эти места следует читать медленнее, оттеняя их голосом.
Начало рассказа должно сразу привлечь внимание детей. Для этого надо, чтобы в голосе читающего звучала заинтересованность, чувствовалось стремление сообщить что-то очень занимательное.
Рассказы для детей младшей группы характеризуются краткостью, четкостью построения, простотой сюжета. Часто они носят описательный характер.
Как правило, рассказы читают. Это привлекает внимание детей к книге как к источнику знаний и художественных ценностей.
Художественная литература заключает в себе богатейшие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Предметно - развивающая среда в ДОУ как фактор формирования личности ребенка"
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития ...
Разумная материнская любовь как важный фактор формирования личности ребенка
В настоящее время современные психологи, педагоги обращаются к теме материнской любви. Что такое материнская любовь и как она влияет на формирование личности ребенка....
«Предметно-протранственная среда в ДОУ, как фактор формирования личности ребёнка дошкольного возраста»
Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребёнка , его всестороннего развития , для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в детском са...
предметно-развивающая среда как фактор формирования личности ребенка
Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших х задач...всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляется в условиях обогащённой разви...
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....
Статья." Личность педагога ,как фактор формирования личности дошкольника"
Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокул...