Доклад для родителей "Переход от дошкольника к школьнику и кризис семи лет"
консультация (подготовительная группа) на тему

Неделина Наталья Викторовна

Пока мамы и папы с нетерпение ждут 1 сентября, к малышу подкрался очередной психологический кризис. Как же выглядит этот самый кризис и как его преодолеть? Давайте поможем родителям оказать необходимую поддержку ребенку в этот сложный для него период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_7_let.docx207.57 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад для родителей

«Переход от дошкольника к школьнику и кризис семи лет»

Подготовил: воспитатель

МБДОУ детский сад д.Казинка

Елецкого муниципального района

Липецкой области

Неделина Н.В.

Возраст 6-7 лет – еще один переломный момент в развитии ребенка, знаменующий собой переход от дошкольника к школьнику. Однако это не означает, что в первый же день своего обучения в 1-м классе ваш малыш подцепит кризис словно весеннюю простуду. Он как и кризис 1 года, 3 лет, как ожидающий впереди и по праву считающийся самым не простым подростковый период, может наступить чуть раньше или, напротив, чуть позже. Более того, в современной ситуации развития наблюдается его запаздывание, в особенности у мальчиков. Но мы будем называть его усредненно – «кризис 7 лет».

Не смотря на то, что этот психологический феномен был описан раньше других и в научной литературе есть много информации об изменениях, происходящих в такой период с ребенком, родители почему-то упускают этот кризисный период из виду. Отчасти все объясняется некоторой предшкольной эйфорией. Родители объясняют перемены в поведении ребенка волнением и психологическим напряжением, сменой обстановки, новыми впечатлениями и новым социальным статусом ученика и т.д.. Разумеется, в этом есть доля истины, и все перечисленные причины накладывают свой отпечаток на развитие психики ребенка. Однако подлинные механизмы принципиально иные. Но для того чтобы познакомиться с ними поближе и попытаться в них разобраться, посмотрим для начала, как же выглядит этот самый кризис снаружи?

Внешние проявления.

Как и предыдущие переломные моменты развития (1 год, 3 года), этот критический период имеет свои внешние, не слишком приятные проявления. Наблюдая вступившего в кризис дошкольника. Даже посторонний человек может заметить изменения в его поведении, в отношениях с окружающими. Эти перемены совсем не похожи на те, что были раньше, характер их значительно глубже, сложнее. Ребенок становится не таким понятным во всех своих проявлениях, каким мы привыкли видеть его до сих пор.

Общее впечатление от детского поведения в подобный критический период хорошо передают слова выдающегося отеческого психолога Льва Семеновича Выготского: «ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное. Какая-то вертлявость и паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута». Несмотря на то, что все без исключения дети и до 7 лет кривляются и капризничают, именно теперь такое поведение становится демонстративным и вычурным, приобретает оттенок искусственности. Зачастую оно способно вызвать не улыбку и смех, а напротив, осуждение и неприязнь со стороны взрослых.

Как понять, что с малышом что-то не так? Есть несколько признаков, выделяемых психологом Поливановой.

  • Ребенок начинает делать паузы в разговоре, например в ответ на ваши указания.
  • У вас с малышом постоянно возникают споры как реакция на просьбу или напоминание.
  • Ребенок перестал вас слушаться, не выполняет привычные требования.
  • Вы замечаете, что малыш стал хитрить, причем весьма беззлобно.
  • Ребенок демонстрирует нарочитое «взрослое поведение» - рассуждает, передразнивает повадки взрослых, кривляется.
  • Ваше чадо начинает обращать внимание на свой внешний вид: одежду, прическу и т.п.
  • В детском характере стало проявляться изрядное упрямство. Ситуация похожа на ту, которую вы могли наблюдать во время кризиса 3 лет, но теперь все зависит не от конкретной ситуации, а от эмоционального состояния ребенка в определенный момент.
  • Ребенок предъявляет к окружающим повышенные требования (например, напоминает об обещанном).
  • Малыш частенько капризничает.
  • Возникает порой неадекватная реакция на критику, ребенок становится очень обидчив.
  • В диалогах с вами появляются новые темы (политика, эволюция животного), малыш начинает интересоваться семьей, ее историей. Семейными связями и т.п.
  • Ребенок всячески проявляет свою самостоятельность – появляются занятия, связанные с продуктивной деятельностью (вязание, шитье, конструирование). Причем, занимаясь, малыш ждет от взрослых похвалы, иначе бросает это увлечение.
  • У малыша просыпается интерес к школе и появляется беспокойство по поводу нее (особенно после первого посещения).

Психологи условно разделили эти приобретения на три группы.

  1. Негативные -  когда ребенок противопоставляет себя взрослым: пауза, спор, непослушание, хитрость, упрямство, требовательность, капризы, реакция на критику.
  2. Нейтральные -  внимание к своему внешнему виду, взрослое поведение.
  3. Положительные -  возрастающая самостоятельность, новые занятия, интерес к школе.

Взгляд изнутри.

А теперь давайте разберемся, что же стоит за всеми этими переменами?

Наиболее значимым признаком серьезных изменений считается утрата детской непосредственности. В поведении еще недавно беззаботного малыша появляется интеллектуальный момент, другими словами, он начинает обдумывать и переживать собственные поступки. Главной причиной перемен считают начало разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка. У малыша появляется новая внутренняя жизнь, которая может разительно отличаться от внешних ее проявлений, однако оказывает на них существенное влияние. Теперь поведение ребенка обусловлено личными внутренними переживаниями. В такой период детей очень увлекают таинственные и необъяснимые истории, у них появляются различные тайнички, секреты, личные дневники. Все это – результат разделения личности на две половинки: внешнюю и внутреннюю. Оно, в свою очередь, и является причиной исчезновения детской непосредственности, наивности. Ведь непосредственным мы называем поведение малыша, когда поступки целиком и полностью соответствуют его внутреннему состоянию – снаружи он такой же, как и внутри. С появлением внутренней стороны личности между поступками и переживаниями ребенка возникает этап осознания, осмысления собственных действий. Поступки малыша становятся совсем не так очевидны и прозрачны, как было раньше, потому что теперь для него важно не только действие само по себе, но и значение, которое это действие будет иметь и для него самого, и для окружающих. Удивительный и захватывающий мир собственных чувств и переживаний открывается вашему малышу! Можно сказать, что он начинает интересоваться собой как личностью, ведь только теперь ребенок полностью осознает, что значит «я добрый» или «я злой», «я рад» или «я огорчен».

Многие дети в этом возрасте увлекаются чтением. Они с интересом и любопытством наблюдают не только за развитием сюжета, но в первую очередь пытаются осмыслить и понять свои переживания и чувства, которые теперь наполнены новым смыслом.

С появлением осмысленной ориентировки в собственных чувствах в психике ребенка возникает острая борьба переживаний, а также способность к их обобщению. Что такое борьба переживаний? Оказываясь в ситуации выбора, малыш начинает не просто колебаться, а обдумывать, взвешивать и анализировать свои порой противоречивые чувства. Благодаря способности к обобщению переживаний, малыш теперь может противопоставить собственную личность обществу, сформировать уровень запросов к себе.

Этот период требует особого внимания и чуткости со стороны родителей. Ведь от отношения с ними зависит очень многое: какой будет самооценка маленького человека, насколько он будет уверен в себе, в своих силах, сможет ли он доверять окружающим. Сейчас малыш стоит на пороге сложного и серьезного пути – школьного обучения. С одной стороны, перемены, происходящие с ребенком, диктуют ему переход к новой социальной ситуации, роль которой и займет школа. Ведь с появлением внутренней жизни, личностных переживаний, самооценки он пытается осознать свое место в мире. У маленького человечка появляется стремление почувствовать себя частью социума, самоутвердиться в обществе, получить оценку собственных действий. Такая потребность ребенка объясняется желанием сформировать адекватное представление о самом себе, узнать себя лучше, выяснить, на что он способен, и в соответствии с этим дать самому себе оценку. Нетрудно догадаться, что то, с каким окажется этот автопортрет, в первую очередь зависит от ближайшего окружения ребенка: родителей, родственников, учителей, друзей.

С другой стороны, нельзя упускать из виду и то, что знакомство с новой социальной системой в лице школы, новые для ребенка обязанности ученика накладывают свой отпечаток на его состояние. Таким образом, становится ясно, что психика ребенка испытывает сильнейшую нагрузку. В этот период малыш становится особенно ранимым и уязвимым. Нельзя забывать о том, что как раз сейчас он учится не только осознавать, но и скрывать свои истинные чувства, и недалек тот день, когда он овладеет этим искусством в совершенстве. Потому, если в такой переломный момент развития не проявить к малышу должного терпения и понимания, очень легко подорвать его доверие, потерять эмоциональный контакт. Вы должны быть особенно осторожны и внимательны. Теперь, когда внутренняя жизнь ребенка скрыта от глаз окружающих, излишняя строгость и требовательность по отношению к малышу приведет к тому, что он просто замкнется в себе. Кризис протекает как процесс малопонятный для окружающих, потому что он скрывает в себе цепь серьезных внутренних изменений при незначительных внешних переменах. В этот непростой для малыша момент именно родители должны оказать ему необходимую поддержку. Ведь все капризы, упрямство, кривлянье исчезнут сами собой, а полезные и важные изменения характера останутся! Пусть любовь и терпение помогут совместными усилиями преодолеть этот непростой период!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на родительское собрание «Дошкольник готовится стать школьником»

Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, обучаясь в 1-ом и даже во 2-ом, 3-ем классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что, пост...

От дошкольника к младшему школьнику: кризис семи лет

От дошкольника к младшему школьнику: кризис семи лет...

презинтация для дошкольников и школьников и доклад к презинтации

Цель работы – изучить лисицу. Её образ жизни , цвет шерсти , строение, питание , размножение.Задачи:Развивающая – развить самостоятельность в изучении и подборе материала для проекта. Привить любознат...

Консультация для родителей старших дошкольников: «Кризис семи лет»

Старший дошкольный возраст — это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резк...

Доклад на тему: «Особенности использования современных форм работы с семьей дошкольника» Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 3 Патутина Анна Алексеевна

Особенности использования современных форм работы с семьей дошкольника При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдат...

Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....