Главные вкладки

    Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"
    консультация на тему

    В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon krizis_semi_let.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Кризис семи лет. Основные симптомы.

    Как правильно общаться с ребёнком в период кризиса»

                                            педагог – психолог МБДОУ  «Золотая рыбка»

        Петрушина Светлана Анатольевна

                                                                   

                                 

    Кризисов в нашей жизни бывает множество, это и экономические кризисы и политические и кризисы семейной жизни и, конечно же, возрастные кризисы.

    Надо заметить, что возрастной кризис – это необходимый и закономерный этап в жизни ребёнка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новую ступень. Обойти кризис невозможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьёзными, значительными поведенческими проявлениями.

    Психологи утверждают, что из всех возрастных кризисов кризис семи лет наиболее спокойный. Проходит на границе дошкольного и младшего школьного возраста.

    Так что же происходит с ребёнком в этом возрасте? И связан ли этот кризис только с тем, что ребёнок переходит в новый социальный статус ученика? Переход в новый статус очень важен, но ещё важнее те изменения, которым подвергается головной мозг ребёнка в процессе созревания в этом возрасте. В возрастном интервале с 6—7 до 9—10 лет происходят существенные изменения в общем характере взаимодействия полушарий головного мозга, в результате чего ребёнок уже может регулировать своё поведение и переходит от предметной деятельности к умственным действиям (анализ, обобщение, рассуждение, умозаключение и пр.).

    К 7 годам ребёнок сильно меняется. Лицо теряет «кукольные» черты, происходит смена зубов, начинается быстрый рост, изменение рациона питания, вкуса, повышается выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений. Немалую роль в этом играет центральная нервная система и железы внутренней секреции, новые взаимосвязи в их работе; именно в этом возрасте начинает интенсивно работать щитовидная железа. По мнению многих учёных, именно эта железа повинна в известной эмоциональной неустойчивости и быстрой смене настроений у семилетних детей. Естественно, что основным испытанием для ребёнка являются не эндокринные изменения, но не учитывать их нельзя.

    Основные симптомы кризиса семи лет

    Пауза. Это промежуток времени между обращением к ребёнку (указанием, требованиями, напоминаниями о соблюдении режима, об иных необходимых действиях, просьбами) и реакцией ребёнка. Реакция выражается как собственно в невыполнении действия, так и в отказе от выполнения или оттягивании его.

     Это проявление поведения обнаруживается на седьмом году жизни. Создается впечатление, что дети "не слышат, о чем их просят", "делают вид, что не слышат", "не реагируют" и т. п. Данное поведение характеризуется родителями как новое, "раньше такого не было", "с лета просто начал издеваться: говорим, а он не слышит". Анализ ситуаций показывает, что пауза возникает в ответ на указание, напоминание сделать что-либо, в привычных ситуациях, ранее не вызывавших возражений. Например, в ответ на приглашение идти есть, на напоминание о режимных моментах и т. п. Не обнаружено ни одного упоминания о возникновении паузы в новой ситуации (связанной с новыми обязанностями, с новыми занятиями).

    Спор. Реакция, при которой ребенок в ответ на просьбу, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего, ссылаясь на занятость), возражать.  Спор, в противоположность молчаливой паузе, вербальная реакция на указание. Ребенок в ответ, например, на просьбу закончить свои занятия и идти готовиться ко сну начинает возражать, спорить, говорить, что он "уже большой", что вчера ему разрешили, что "Оля (сестра) всегда долго не ложится" и т. п.

    Частым аргументом в споре является сравнение себя с другими членами семьи, в основном с братьями и сёстрами: "Почему ей можно, а мне - нет", с родителями: "У тебя вчера кровать стояла неубранная до обеда, а я почему-то должна свою сразу убирать".

    Непослушание. Этот симптом составляют невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям взрослых.

     В отличие от паузы или спора, о непослушании можно судить не по непосредственной реакции на просьбу, а по самому факту невыполнения требуемого или даже уже обещанного. В случае непослушания типичная ситуация выглядит следующим образом. Взрослые просят ребёнка сделать что-то. В ответ на просьбу возникает возражение (в форме паузы или спора), но ребёнок может и согласиться или ничем не выразить своего несогласия. Далее, когда родители спрашивают о сделанном, обнаруживается, что ребёнок не выполнил обещанного. В ответ на претензии со стороны взрослого ребёнок каким-то образом объясняет невыполнение, на этом этапе может возникнуть хитрость как способ избегания наказания или другой ответственности.

     Если рассмотреть динамику возникновения непослушания с разными членами семьи, то можно выделить тенденцию к возникновению непослушания сначала с бабушками-дедушками, одновременно - с братьями или сестрами, лишь позже - с родителями.

    Хитрость. Нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребёнок может извлечь некоторую выгоду для себя.

    Хитрость носит, как правило, игровой характер, не превращаясь в злостные формы избегания наказания или сокрытия правды. Например, вместо мытья рук перед едой ребёнок или вообще не моет их, или идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к столу, так и не вымыв рук. Может также поиграть с водой и выйти с мокрыми (но грязными) руками, демонстративно показывая их матери. Если мать упрекает его за это, он говорит, что забыл, возвращается в ванную и моет руки.

    "Взрослое поведение". Частный случай манерничанья и кривлянья, при котором ребёнок ведет себя демонстративно "по-взрослому". На вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении - в карикатурной взрослости.

    "Рассудительность" возникает в споре или иной ситуации, требующей противопоставления своего желания (намерения) требованиям (просьбам) родителей. Ребёнок начинает пространно рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то, приводя "логические" основания для своих выводов. Аргументация имеет характер повторения услышанного от взрослых.

    "Взрослость".  Ребёнок, по утверждению родителей, изображает какого-то конкретного члена семьи. Может возникать просто как форма поведения (например, возвращаясь из детского сада, копирует отца в момент прихода с работы) или в стремлении к выполнению каких-то новых "взрослых" обязанностей. Как правило, выполнение обязанностей долго не продолжается. Если же оно закрепляется, то возникает самостоятельность.

    Обе характеристики касаются стремления к взрослому по форме поведению (в противоположность собственно взрослости, выражающейся в самостоятельных занятиях и стремлении к подлинной независимости).

    Внешний вид. Внимание к собственной внешности. Споры об одежде. Например, при выборе одежды девочки подчеркивают, что не просто хотят надеть то или иное платье, но отвергают предлагаемое со словами "я не маленькая".  Интерес к внешнему виду касается как девочек, так и мальчиков.

    Упрямство. Возникает самопроизвольно или как продолжение спора. Упрямство детей шести-семи лет сродни упрямству трёхлетних детей. Ребёнок настаивает на своём не потому, что ему действительно хочется чего-то (или не хочется), но потому, что он уже высказал свое желание или нежелание.

    Требовательность. Настаивание на своём, навязчивое напоминание об обещанном. Возникает вначале как напоминание об обещанном родителями или как просьба о чем-то желаемом. Неосторожное обещание родителей или просто недостаточно твердый отказ выполнить требуемое провоцирует настойчивое напоминание, "занудство", упреки.

    Капризы. Здесь важно, что ребёнок "вдруг" стал капризным, до определенного момента таких проблем не наблюдалось. Капризы - один из наиболее редких симптомов. Они возникают как реакция на неуспех, как продолжение  требовательности и упрямства. В определенном смысле их можно считать попыткой ребёнка привлечь внимание родителей к своим проблемам, к своим трудностям. Возможно, возникновение капризов связано с индивидуально высокой тревожностью.

    Реакция на критику. Также один из наименее часто встречающихся симптомов. Имеются в виду неадекватные реакции на высказанное или продемонстрированное иным образом отношение родителей к поведению, действиям, продуктам деятельности ребёнка. Дети, как отмечают родители, демонстрируя им нечто, ждут похвалы, а если получают критические замечания, обижаются, начинают обвинять родителей в невнимательности, в некомпетентности.

    Общие вопросы. В общении ребёнка и родителей возникают новые темы, не связанные с реальными бытовыми событиями, с ежедневной жизнью ребёнка и семьи в целом. Ключевые темы: политика, происхождение планет, жизнь на Земле и других планетах, эволюция живого, жизнь в других странах, морально-этические вопросы (на примере  фильмов).

    Возникновение интереса к общим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребёнка седьмого года жизни, о его стремлении найти своё место в мире. Отсюда и обращение к родителям за информацией, стремление сделать их экспертами в ситуации обсуждения общих вопросов.

    Особым случаем общих вопросов на седьмом году жизни является интерес к истории семьи, к семейным связям. Это вопросы о дальних родственниках, о детстве родителей, о живущих далеко (или покойных) дедушках и бабушках. Отмечается также интерес к семейному архиву. Увидев старые семейные фотографии (а часто и попросив их достать), ребенок начинает спрашивать о том, кем приходится ему или родителям изображенный на фотографии человек. Можно заключить, что так проявляется стремление ребёнка найти свое место в широкой сети семейных связей.

    Самостоятельность. Желание делать что-то (как правило, по дому) самостоятельно в роли взрослого. Важным показателем возникающей на седьмом году самостоятельности является то, что ребёнок выбирает дела и сферы обязанностей, ранее ему не принадлежавших. Например, "с удовольствием стирает свои вещи". Или "просит разрешения самому сходить за хлебом". Характерны следующие высказывания родителей: "Просишь - не делает, если сам вызвался, делает с охотой" или "Любит выполнять некоторые домашние дела, но самостоятельно, без указания".

    Самостоятельные занятия. В начале седьмого года жизни у детей появляется стремление к продуктивной деятельности или иным занятиям, постепенно замещающим (по времени) игру. К таким занятиям относятся шитье, вязание, конструирование, поделки из бумаги и т. п. За подобными занятиями дети проводят всё больше времени.

    Характерна для ребёнка ценность получаемого им в самостоятельных занятиях результата. Связанное или сшитое, сделанное из деталей конструктора демонстрируется родителям. Ребёнок обязательно ждет похвалы, болезненно реагирует на критику своего произведения.

    Школа. Ребёнок на седьмом году жизни начинает интересоваться школой и беспокоиться относительно своей успешности в ней. Разговоры о школе начинаются после того или непосредственно перед тем, как ребёнка туда сводили записываться.

    Посетив школу, дети начинают беспокоиться: как пойдут в школу, будут ли там ставить оценки, всё ли готово к школе, нужна ли форма и т. д. Темы обсуждения касаются формальной стороны школьной жизни, особый интерес вызывает фигура учителя - строгая ли, наказывает ли и т. д.

    Все перечисленные поведенческие характеристики можно условно разбить на три категории:

    • "Негативистские симптомы", которые имеют характер прямого нарушения некоторых устоявшихся в данной семье отношений (спор, непослушание, пауза, требовательность, упрямство, хитрость, реакция на критику, капризы).
    • "Нейтральные симптомы"  (внешний вид, взрослое поведение).
    • "Положительные приобретения" взрослеющего ребёнка (самостоятельность, самостоятельные занятия, общие вопросы, интерес к школе).

    Нормальное разрешение кризиса семи лет

    Кризис семи лет - первый из критических возрастов, когда возможны вербальные (словесные) формы помощи ребёнку в проживании трудного периода. Конструктивный диалог с ребёнком, предоставление ему возможности высказать своё мнение,  является одной из форм адекватной реакции взрослого на изменившееся поведение ребёнка. Можно поразмышлять с ребёнком на тему "действие - его последствия", проследив, что будет в случае выполнения или невыполнения требований взрослого.

    Если ребёнок стремится к самостоятельным занятиям, ему нужно помочь, предоставить возможности для новых форм деятельности. Можно предлагать ребёнку новые формы занятий и предоставить возможность взять на себя какие-то новые обязанности. Если же ребёнок через короткое время "забудет" о том, что взялся за самостоятельное выполнение какого-то поручения, следует напомнить ему об этом. При этом желательно выразить надежду на то, что он с этим справится.

    Расширение сферы интересов ребёнка, происходящее в этом возрасте, нуждается в поощрении. Следует поддерживать интерес  к миру людей и вещей, давать ему пищу для развития (походы в музеи, на экскурсии). Не стоит жалеть времени на разговоры об увиденном.

    Как и в предыдущие кризисы развития, надо стараться дифференцировать своё поведение в зависимости от требований ребёнка. Не стоит отказывать ему в помощи, нужно эмоционально поддерживать его. При этом следует останавливать негативные проявления, разрушающие семейный уклад. Такая дифференциация помогает ребёнку построить собственное поведение, найти своё место в изменяющихся условиях жизни.

     Даже в самых простых ситуациях можно дать ребёнку почувствовать свою самостоятельность и ответственность за принимаемые решения. Иногда взрослым не стоит бояться проявить свою "слабость", особенно если у ребёнка ярко выражено стремление к взрослости. Например, после слов "Ты знаешь, я сегодня очень устала и хотела бы лечь пораньше" - большая вероятность того, что ребёнок пойдет спать вовремя. Детям нужно оставлять возможность позаботиться о родителях, тогда они вырастут более чуткими к нуждам других людей.

    Уважаемые родители, помните, любой кризис когда - нибудь заканчивается. Пережив его ребёнок становится на ступеньку выше в своем развитии как личность. Помогите ему в этом нелёгком деле.

    Литература:

    • Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2004
    • Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
    • Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. Москва, 1986.
    • Популярная психология для родителей: 2-е изд., испр. / Под ред. А.С. Спиваковской. СПб.: СОЮЗ, 1997.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: " Как правильно общаться с детьми"

    Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе....

    Консультация для родителей как правильно общаться с детьми 2-3 лет

    В данной статье для родителей  рассматриваются важные вопросы воспитания детей: – что делать, когда ребенок не слушается? – как мотивировать детей сотрудничать со взрослыми?...

    Консультация для родителей на тему: «Как правильно общаться с детьми?»

    Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том,почему в определенных ситуациях поступают так,а не иначе....

    Консультация для родителей на тему: «Как правильно общаться с детьми?»

    Консультация для родителей на тему:«Как правильно общаться с детьми?»...