Домашние задания для детей младшей группы ОНР по Нищевой Н. В.
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Алтухова Ольга Олеговна

Материал сделан в виде карточек, удобен в использовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dom._zadaniya_kartochki.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

«Игрушки».

  1. Убедитесь, названия, каких игрушек знает малыш. Расставьте перед  

ним знакомые игрушки и называйте их. Похвалите ребенка, если он тоже будет называть игрушки. Предложите ему задание – пусть он покажет игрушку, которую вы назовете:

– Где мишка? Покажи. Где машинка? Покажи. И т.п.

  1. Покажите ребенку рисунок и прокомментируйте его: «Девочка

бросает мяч. Мальчик везет машинку. У девочки кукла. У мальчика мишка».

   После этого предложите ребенку показать на рисунке по порядку мяч, машинку, куклу, мишку.   Похвалите малыша, если он не только покажет, но и назовет игрушки. Если малыш только показывает   предметы на картинке, но не называет их, называйте их сами.

  1. Поиграйте с малышом в подвижную игру. Сначала выразительно

прочитайте текст, потом проговорите его, сопровождая движениями, затем предложите ребенку делать упражнение вместе с вами. Делайте упражнение весело, позвольте малышу немного пошалить.

                                                   ГНОМ.

Дождик, дождик за окном.

Под дождем остался гном.

Поскорей кончайся, дождик.

Мы гулять идти не можем.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, держа руки на поясе.

Присесть.

Посмотреть вверх. Поднять руки.

Пойти по кругу взявшись за руки.

    4. На следующий день можно предложить ребенку поиграть в другую подвижную игру.                                                      

МЯЧ.

Это мяч, круглый мяч.

Красный мяч, гладкий мяч.

Любит мячик прыгать вскачь.

Вот так мяч, круглый мяч.

Нарисовать руками большой круг.

Два раза нарисовать полукруг.

Четыре ритмичных прыжка на двух ногах, руки на поясе

Опять нарисовать руками большой круг.

    5.Покажите ребенку игрушки: дудочку, паровозик, машинку, цыпленка, мишку, молоточек, корову, лошадку, куклу. Предложите ему изобразить, какие звуки производят эти игрушки. Это упражнение позволит уточнить артикуляцию гласных и наиболее легких согласных звуков, будет способствовать формированию правильного произношения.

М и ш к а. О! О! О! ;  К у к л а. А! А! А! ; Л о ш а д к а . И! И! И! ; Ц ы п л е н о к . ПИ! ПИ! ; М а ш и н а . БИ! БИ!  ; П а р о в о з и  к . ТУ! ТУ! ;   д у д о ч к а . ДУ! ДУ! ; М о л о т о ч е к . ТУК! ТУК!

    6. Прочитайте ребенку стихотворение и предложите ему вместе поиграть в мячик: подбрасывайте и ловите его, бросайте друг другу, покатайте по полу.

Новый мячик у Артема, с ним играет Тёма дома.

А ещё в саду на даче он играет в новый мячик.

«Семья»

    1. Убедитесь, умеет ли малыш называть всех членов семьи, правильно ли он произносит слова МАМА, ПАПА, ДЕДА, БАБА, ТЕТЯ, ДЯДЯ. Произнесите эти слова, покажите ребенку всех членов семьи на фотографии. Предложите ему узнать на фотографии близких людей. Показывая фото, спросите его:

-Где мама? Покажи.

- Где папа? Покажи.    И т.п.

    2. Прочитайте ребенку русскую народную потешку «Семья»:

Как у нас семья большая, да веселая.

Два у лавки стоят, два учиться хотят,

Два Степана у сметаны объедаются.

Две Дашки у кашки питаются.

Две Ульки в люльке качаются.

    3. Предложите ребенку поиграть с пальчиками (проведите пальчиковую гимнастику) следующим образом:                  

СЕМЬЯ

Папа, мама, брат и я-                            

Вместе дружная семья.                          

Раз, два, три, четыре  

                           

Все живем в одной квартире.              

Правой рукой загибать на левой руке по одному пальчику начиная с   большого.

Крепко сжать и показать кулачок левой руки.

Левой рукой загибать на правой руке по одному пальчику, начиная  с большого.                                                  

Показать крепко сжатый кулачок правой руки.

    4. Каждый раз, укладывая малыша спать, пойте ему русские народные колыбельные песенки.

Баю-баю, за рекой

Солнце скрылось на покой.

У Алешиных ворот

Зайки водят хоровод.

Заиньки, заиньки, не пора ли баиньки?

Вам – под осинку,

Леше – на перинку.

Баю – баю Лешенька,

Засыпай скорешенько.

Баю – бай, баю – бай,

Катя, глазки закрывай!

Пошел котик на Торжок,

Купил Кате пирожок.

Пошел котик под мосток,

Поймал рыбку за хвосток.

Придет котик к Катеньке,

Велит Кате спатиньки.

     5. Покажите ребенку картинку. Объясните, что мама поет песенку сыну: «А-а-а!» Затем предложите ребенку спеть эту песенку так же.

«Части тела и лица».

  1. Убедитесь в том, знает ли малыш названия частей лица и тела и может ли он показать на кукле и на себе, где находятся голова, живот, спина, руки, ноги, уши, нос, рот, глаза. Для этого предложите ребенку задания: называйте часть тела и просите, чтобы он показал ее.

– Где у куклы голова? Покажи. Где у тебя голова? Покажи. Где у куклы живот? Покажи. Где у тебя живот? Покажи. Где у куклы спина? Покажи.  Где у тебя спина? Покажи. И т.п.

  1. Чтобы малыш лучше запомнил названия частей тела и лица, поиграйте с ним в игру «Это я». Сначала прочитайте малышу текст, а потом покажите, как нужно выполнять движения. Похвалите малыша, если он будет выполнять не только движения, но и проговаривать текст вместе с вами.

Это глазки. Вот, вот.

Показать указательным пальцем сначала левый глаз, потом – правый.

Это ушки. Вот, вот.

Взяться сначала за мочку левого уха, потом – правого.

Это нос. Это рот.

Левой рукой показать рот, правой  - нос.

Там спина. Тут живот.

Левую ладошку положить на спину, правую – на живот.

Это ручки. Хлоп – хлоп.

Показать обе руки, потом сделать два хлопка.

Это ножки. Топ, топ.

Положить ладони на бёдра, потом два раза топнуть одной и другой ногой.

Ой, устали, вытрем лоб.

Правой ладонью провести по лбу.

  1. Почитайте малышу русские народные потешки, поиграйте с ним в игру  «Водичка,  водичка»,  «Ладушки». Когда рассказываете потешку, показывайте на ребенке те части тела, о которых идет речь. Это поможет формированию словарного запаса по теме.

Ладушки, ладушки, где были?

–У бабушки.

-Что ели?

-Кашку.

-Что пили?

-Простоквашку.

-Кыш, кыш, полетели, на головку сели.  

Потягушки, потягунюшки,

Поперек толстунюшки.

А в ножки ходунюшки,

А в ручки хватунюшки.

А в роток говорок.

А в головку разумок.

  1. Предложите малышу выполнить задания по словесной команде: потопай ножками, подними ручки, закрой глазки, погладь животик, потрогай носик, открой ротик, возьми себя за ушки.

  1. Рассмотрите вместе с ребенком куклу-пупса и предложите ему показать части тела и лица куклы. Задавайте при этом вопросы, как вы делали, выполняя задание №1.

«Туалетные принадлежности».

1. Каждый день, помогая ребенку умываться и причесываться, называйте ему туалетные принадлежности: мыло, зубную щетку, зубную пасту, полотенце, расческу. Поощряйте любое проявление самостоятельности малыша, даже если он еще не очень хорошо себя обслуживает. Активизируйте речь ребенка. Вы можете сделать вид, что забыли названия некоторых туалетных принадлежностей. Попросите ребенка напомнить, как они называются. Удивитесь, что малыш хорошо все помнит, похвалите его.

2.  Рассмотрите с ребенком рисунки. Показывайте  на картинке детей и рассказывайте, что они делают: «Девочка намыливает руки. Мальчик умывает лицо. Мальчик чистит зубы». После этого предложите ребенку ответить на вопросы:   - Что делает девочка?   - Что делает  первый мальчик?   - Что делает другой мальчик?

   Похвалите малыша, даже если будет отвечать на вопросы односложно, - в этом случае сами давайте развернутые ответы:  - Девочка намыливает руки.   - Мальчик умывает лицо.    - Мальчик чистит зубы.

3. Предложите ребенку выполнить подвижное упражнение. Для этого сначала прочитайте вслух текст и покажите, как нужно выполнять движения. Похвалите малыша, если он будет договаривать строки стихотворения.

УМЫВАЛОЧКА

Мы намыливаем ручки,

Раз, два, три. Раз, два, три.

А над ручками, как тучки

Пузыри, пузыри.

Круговым движением потереть  одну ладошку о другую.

Два раза выполнить по три ритмичных хлопка. «Выбросить» руки вверх.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, держа руки на поясе.

4.Помогая ребенку умываться, рассказывайте ему русские народные потешки. Если делать это ежедневно, то через несколько дней малыш начнет договаривать за вами строчки, а потом – рассказывать потешки вместе с вами, а может быть и самостоятельно.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,  

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,      

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок                                                                

От водички, от водицы

Все  улыбочками искрится,

От водички, от водицы,                                                                                      Веселей цветы и птицы.                                                                                           Катя умывается,                                                                                        Солнцу улыбается.            

  5.  Для  воспитания  правильного  физиологического  дыхания,   формирования  плавного  длительного  выдоха  поиграйте  с  ребенком  в  «Мыльные  пузыри».  

Покажите, как правильно надо дуть, чтоб полетели пузыри, - не раздувая щек, не поднимая плеч. Предложите   попробовать подуть детям.

Задания к теме: «Туалетные принадлежности».

1. Каждый день, помогая ребенку умываться и причесываться, называйте ему туалетные принадлежности: мыло, зубную щетку, зубную пасту, полотенце, расческу. Поощряйте любое проявление самостоятельности малыша, даже если он еще не очень хорошо себя обслуживает. Активизируйте речь ребенка. Вы можете сделать вид, что забыли названия некоторых туалетных принадлежностей. Попросите ребенка напомнить, как они называются. Удивитесь, что малыш хорошо все помнит, похвалите его.

2.  Рассмотрите с ребенком рисунки. Показывайте  на картинке детей и рассказывайте, что они делают: «Девочка намыливает руки. Мальчик умывает лицо. Мальчик чистит зубы». После этого предложите ребенку ответить на вопросы:   - Что делает девочка?   - Что делает  первый мальчик?   - Что делает другой мальчик?

   Похвалите малыша, даже если будет отвечать на вопросы односложно, - в этом случае сами давайте развернутые ответы:  - Девочка намыливает руки.   - Мальчик умывает лицо.    - Мальчик чистит зубы.

3. Выполняйте игру перед зеркалом.

Это щётка для Андрейки

Чисти зубки поскорей-ка.

Раз, два, три. Раз, два, три.

Вот так зубки! Посмотри!

Указательным пальчиком правой руки гладим правую и левую щёчку.

Четыре движения горизонтально расположенным указательным пальцем правой руки.

Движения указательным пальцем сверху вниз.

Упражнение «Улыбка». Улыбнуться своему отражению в зеркале так, чтобы видно было все зубки.

4.Помогая ребенку умываться, рассказывайте ему русские народные потешки. Если делать это ежедневно, то через несколько дней малыш начнет договаривать за вами строчки, а потом – рассказывать потешки вместе с вами, а может быть и самостоятельно.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,  

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,      

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок                                                                

От водички, от водицы

Все  улыбочками искрится,

От водички, от водицы,                                                                                      Веселей цветы и птицы.                                                                                           Катя умывается,                                                                                        Солнцу улыбается.            

  5.  Для  воспитания  правильного  физиологического  дыхания,   формирования  плавного  длительного  выдоха  поиграйте  с  ребенком  в  «Мыльные  пузыри».  

Покажите, как правильно надо дуть, чтоб полетели пузыри, - не раздувая щек, не поднимая плеч. Предложите   попробовать подуть детям.

«Одежда»

1. Убедитесь в том, знаком ли ребенок с названиями одежды, умеет ли он самостоятельно одеваться и раздеваться. Поощряйте самостоятельность ребенка, тренируйте его в застегивании и расстегивании пуговиц. Это способствует развитию мелкой (пальцевой) моторики  и в конечном итоге – развитию речи.

    Каждый раз, помогая ребенку одеваться и раздеваться, называйте ему предметы одежды, комментируйте свои действия: «Наденем рубашку. Застегнем брюки. Завяжем шапочку». И т.п. Поощряйте ребенка, если он пытается называть предметы одежды и пояснять действия.

2. Проведите с ребенком подвижные игры. Также сначала прочитайте текст, а потом покажите движения. Похвалите малыша, если он хочет договаривать за вами стихотворные строчки.                           ПЛАТЬЕ.

Это платье для Наташки –

Красные горошки.

А на платье два кармашка,

Спрячем в них ладошки.

Четыре ритмичных поворота корпусом вправо-влево, держа руки на поясе.

Четыре ритмичных прыжка на двух ногах.

Нарисовать на животике два кармашка.

Приложить обе ладошки к животику.

БРЮКИ

Это брюки для Илюши

Сшила бабушка из плюша.

Ходит в них гулять Илья,

Он большой, как ты и я.

По два раза топнуть сначала правой, потом левой ногой.

Показать, как бабушка шила брюки.

Пройти по кругу, взявшись за руки.

Поднять руки вверх, потянуться на носочках.

                                 

3. Рассмотрите с ребенком рисунки  по  этой  теме и пего: «Девочка надевает платье. Мальчик надевает рубашку. Мама повязывает мальчику шарф». После этого предложите ребенку ответить на вопросы и выполнить задания. Если ребенок дает односложные ответы, давайте полные ответы сами.

- покажи, где девочка надевает платье.

- покажи,  где мальчик надевает рубашку.

- покажи, где мама повязывает мальчику шарф.

- что надевает девочка?

- что надевает мальчик?

- что повязывает мама мальчику?

- что делает девочка?

- что делает мальчик?

- что делает мама?

4. Каждый раз, помогая ребенку одеваться или раздеваться, рассказывайте ему русскую народную потешку. Старайтесь говорить четко и выразительно. Помните, что для малыша вы - образец для подражания. Кроме того, он лучше воспринимает интонированную речь.

У Матрешиной сестрицы по деревне небылицы:

Ходит утка в юбке, в теплом полушубке,

Курочка – в жилете, петушок – в берете,

Коза – в сарафане, заинька – в кафтане,

А всех пригоже корова в рогоже.


Рекомендации к теме «Одежда»

1. Убедитесь в том, знаком ли ребенок с названиями одежды, умеет ли он самостоятельно одеваться и раздеваться. Поощряйте самостоятельность ребенка, тренируйте его в застегивании и расстегивании пуговиц. Это способствует развитию мелкой (пальцевой) моторики  и в конечном итоге – развитию речи.

    Каждый раз, помогая ребенку одеваться и раздеваться, называйте ему предметы одежды, комментируйте свои действия: «Наденем рубашку. Застегнем брюки. Завяжем шапочку». И т.п. Поощряйте ребенка, если он пытается называть предметы одежды и пояснять действия.

2. Проведите с ребенком подвижные игры. Также сначала прочитайте текст, а потом покажите движения. Похвалите малыша, если он хочет договаривать за вами стихотворные строчки.                        

ПЛАТЬЕ

Это платье для Наташки –

Красные горошки.

А на платье два кармашка,

Спрячем в них ладошки.

Четыре ритмичных поворота корпусом вправо-влево, держа руки на поясе.

Четыре ритмичных прыжка на двух ногах.

Нарисовать на животике два кармашка.

Приложить обе ладошки к животику.

БРЮКИ

Это брюки для Илюши

Сшила бабушка из плюша.

Ходит в них гулять Илья,

Он большой, как ты и я.

По два раза топнуть сначала правой, потом левой ногой.

Показать, как бабушка шила брюки.

Пройти по кругу, взявшись за руки.

Поднять руки вверх, потянуться на носочках.

                                 

3. Каждый раз, помогая ребенку одеваться или раздеваться, рассказывайте ему русскую народную потешку. Старайтесь говорить четко и выразительно. Помните, что для малыша вы - образец для подражания. Кроме того, он лучше воспринимает интонированную речь.

У Матрешиной сестрицы по деревне небылицы:

Ходит утка в юбке, в теплом полушубке,

Курочка – в жилете, петушок – в берете,

Коза – в сарафане, заинька – в кафтане,

А всех пригоже корова в рогоже.

Рекомендации к теме «Обувь»

  1. Убедитесь, знает ли ребенок названия обуви, умеет ли правильно произносить их и может ли сам обуваться и разуваться. Тренируйте ребёнка в завязывании и развязывании шнурков. Это способствует развитию мелкой моторики.

  1. Предложите ребёнку показать и назвать ту обувь, которая у него есть. Поиграйте в игру «Чего не стало?». Для этого поставьте в ряд три пары обуви: тапки, туфли, ботинки, покажите и назовите их. Затем предложите ребёнку сделать то же самое. После этого попросите  его отвернуться и спрячьте одну пару обуви. Когда  ребёнок повернётся, задайте ему вопросы; пусть он ответит, угадав, что вы спрятали.

    3. Поиграйте с ребенком  в подвижные игры. Похвалите его, если он будет не только выполнять движения, но и договаривать за вами стихотворные строчки. Старайтесь не только выразительно говорить, но и выразительно выполнять движения. Малыш с удовольствием будет вам подражать.                        

ТАПКИ

Это тапки для Антошки,

Чтобы в них не мёрзли ножки.

Топ-топ, топотушки,

Что за тапки? Как игрушки!

По два раза ритмично топнуть каждой  ногой.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

По два раза ритмично топнуть каждой ногой.

Сначала левую ногу поставить на носок, потом на пятку, потом повторить те же движения правой.

БОТИНКИ

Вот ботинки для Маринки,

Не ботинки, а картинки.

Чтобы в них гулять ходить,

Бегать, прыгать и шалить.

По два раза ритмично топнуть каждой  ногой.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

Пойти по кругу друг за другом.

Побежать, сделать два прыжка, топнуть каждой ногой.

                                 

3. Каждый раз, помогая ребенку обуваться, рассказывайте ему русскую народную потешку. В потешки и стишки старайтесь вставить имя своего малыша, и вы увидите, как он будет этим удивлён и горд, что про него рассказывают стихи. Это станет стимулом для запоминания потешек.

Баю-баю-баиньки,

Я скатаю валенки.

Я скатаю валенки

Невелички, маленьки

Оленьке на ножки

Бегать по дорожке.

4. Предложите ребёнку послушать и повторить вместе с вами маленькие стишки. Если вы будете делать это ежедневно, то через два дня малыш сможет рассказать их самостоятельно. Заучивание стихов способствует активизации словаря по теме, развитию памяти.

Вот сапожки для Егорки,

Можно в них кататься с горки.

Вот кроссовки для Андрея,

Чтобы бегать побыстрее.

Туфли новые для Вали,

Их ещё не надевали.

Для Аришки – босоножки,

Чтобы бегать по дороржке.

Рекомендации к теме: «Мебель»

    1. Рассмотрите вместе с ребенком мебель, которая есть у вас дома. Поупражняйте ребенка в назывании мебели. Показывайте и называйте ее: «Это стол. Это шкаф. Это кровать». Похвалите малыша, если он будет называть предметы мебели за вами. Побеседуйте о назначении мебели. Объясните ребенку: «На стуле сидят. На кровати спят. В шкафу хранят одежду».

    2. Рассмотрите с малышом детский стульчик, его части, четко произнося их название: «Это сиденье. Это ножка. Это спинка. Давай посчитаем ножки. Раз, два, три, четыре». Поупражняйте ребенка в назывании частей стула: «Покажи где спинка. Покажи где сиденье, покажи, где ножки. Сколько ножек сосчитай. Что это (сиденье) что это? (спинка) что это? (ножки)». Похвалите малыша за ответы.

    3. Выполните с малышом подвижные упражнения. Похвалите ребенка, если он будет не только выполнять движения, но и договаривать за вами стихотворные строчки.

Стул.

Это стул. Сиденье, спинка,

А на спинке две картинки,

А еще четыре ножки,

Чтоб сидеть под стулом кошке.

К прямой правой ладони приставить согнутую левую, чтоб получился «стульчик».

Показать два пальчика на правой руке.

Показать по два пальчика на обеих руках.

Присесть, сделать из ладошек «ушки».

Кроватка.

Вот Кирюшкина кроватка,

Чтобы спал  Кирюшка сладко,

Чтоб во сне он подрастал,

Чтоб большим скорее стал.

Развести руки в стороны.

Присесть, положить сложенные ладони под левую щеку.

Медленно подняться.

Встать на носочки, потянуться руками вверх.

    4. Используя картинки с изображением мебели или игрушечную мебель, поиграть с ребенком в игру «Чего не стало?»

В  возрасте  3-4  лет  при  ознакомлении  с  новыми  предметами  ребенку  необходим  тесный  непосредственный  контакт  с  ними.  По  возможности  потрогать  предметы,  поиграть  с  ними.

«Зима»

    1.  «Расскажите  о  зиме»

    Каждый день,   гуляя  с  ребенком,  обратите  внимание,  что  наступила зима. Расскажите  ребенку  о  зиме:

-  На  улице  стало  холодно.  

-  Выпало  много  снега.

-  Когда  идет  сильный  снег – это  называют снегопад.

-  Можно  играть  в  снежки  и  кататься  с  горки  на  санках.

-  Хорошо  зимой!

Активизируйте речь ребенка. Учите  отвечать  на  вопросы.

    2.   Игра  «Где  лежит  снег?»

    Рассмотрите с малышом,  где  лежит  снег.  Попросите  ребенка  самостоятельно  ответить  на    вопрос:  «Где  лежит  снег?

-  Снег  лежит  на  земле.  

-  Снег  лежит  на  машине.  

-  Снег  лежит  на  дорожках.  И  так  далее.

Эта игра  помогает  формировать  навык  составления  предложений  с  предлогом на.

    3. «По  сугробам  мы  шагаем»

    Выполните с малышом подвижные упражнения. Похвалите ребенка, если он будет не только выполнять движения, но и договаривать за вами стихотворные строчки.

По  сугробам  мы  шагаем,

Ножки  вверх  мы  поднимаем,

Спинки  вниз  мы  наклоняем

И  сапожки  очищаем.

Шагаем  на  месте,  высоко  поднимая  ноги.

2  наклона  вперед

Делаем  махи   руками  над  носочками  обуви (сметаем  снег)

    4.    Упражнение   «Зимний  ветер».  (Развиваем  умение  произносить  звуки  с  разной  громкостью)

    - Представьте  себе,  что  вы  деревья  в  лесу.  Подул  сильный,  холодный,   ледяной  ветер  и  закачались  деревья,  затряслись  веточки  на  них:  Ш-Ш-Ш-Ш… (Ребенок  поднимает  руки  вверх  и,  раскачиваясь,  произносит  громко:  Ш-Ш-Ш-Ш…).  

    - Ветер  затихает:  ш-ш-ш-ш…   (ребенок  повторяет  тихо:  ш-ш-ш-ш).

Возраст 3-4  года – это  возраст  «почемучек».  Ученые  доказали,  что  беспрерывные  вопросы «почему?»  и  «зачем?»  являются  врожденной  инстинктивной  программой.  Обрывая  «почемучек»  («Нипочему,  вырастешь – узнаешь!»),  мы  вредим  им и  душим  их  стремление  к  познанию.

Рекомендации к теме : «Новогодний праздник»

    1. Убедитесь, знает ли ваш малыш, какой праздник приближается и знаком ли он со словами НОВЫЙ ГОД, ДЕД МОРОЗ, ЁЛКА.  Поупражняйте  его в произношении  этих слов. Привлеките малыша к украшению ёлки. Похвалите его, если он будет называть ёлочные игрушки. При этом создайте радостную праздничную обстановку.  Украшая  елку стеклянным шариком,  расскажите, на что он похож: желтый – на солнышко, красный – на яблоко, синий - на капельку.

Эмоционально подкрепленное знание надолго запомнится ребенку.

    2. Используя елочные игрушки, поиграйте с малышом в игры  «Что исчезло?», «Что прибавилось?»,   «Что поменялось местами?».   Для  этого достаточно взять  3-4 игрушки, которые ребенок хорошо запомнил и знает. Положите перед ним, например, шар, шишку и снежинку. Предложите показать и назвать их. Затем попросите ребенка отвернуться и поменяйте шар и шишку местами. Когда ребенок повернется, спросите его, что поменялось местами.

Если ему трудно сказать, пусть хотя бы покажет.

    3. Слепите елочку из пластилина и предложите ребенку украсить ее пластилиновыми  шариками.  Покажите, как нужно лепить шарики.  Для этого из кусочка пластилина  скатайте между ладонями колбаску, отщипните от нее кусочек и скатайте шарик. Предложите малышу сделать это самостоятельно. Красивые  шарики  прикрепите к елочке,  и порадуйтесь,  какая  она получилась нарядная.

Упражнение способствует развитию мелкой (пальцевой) моторики.

    4. Проведите с ребенком подвижную игру. Стремитесь к тому, чтобы он проговаривал стихотворные строчки вместе с вами.   

                                               

Ёлочка

Наша елочка-краса

Поднялась под небеса.

Стройная красавица

Детям очень нравится.

Пойти по кругу, взявшись за руки.

Остановиться, потянуться руками вверх.

Опять пойти по кругу,  взявшись за руки.

Остановиться,  покачать  головой,  изображая  восторг.

    5.  «Повтори  чистоговорки»

Предложите  детям  повторить  за  вами    следующие  чистоговорки:

У-у-у - я  под  елку  погляжу-у-у.

У-у-у - я  подарок   найду-у-у.

У-у-у -  все  игрушки  унесу-у-у.

В  3-4  года  память  ребенка  носит  непроизвольный  характер.  Он  не  ставит  перед  собой  цели  запомнить  какие-либо  слова.  Ребенок  запоминает  их  прочно  только  в  тех  случаях,  когда  обучающая  ситуация  имеет  эмоциональную  окраску!

Рекомендации к теме «Продукты питания»

    1. Уточните  словарный запас ребёнка по теме  «Продукты питания». Убедитесь, знает ли малыш такие названия, как СУП, КАША, ХЛЕБ, СОК, ЧАЙ, МОЛОКО, и умеет ли он правильно произносить их; пользуется ли глаголами ЕСТЬ, ПИТЬ, ХОЧУ, ДАЙ.  Поощряйте стремление ребёнка использовать в речи эти слова.

    2. Выполните с малышом подвижное упражнение. Стремитесь к тому, чтобы он проговаривал стихотворные строчки вместе с вами и делал упражнение выразительно,

радостно.                                                        

Каша

Эта каша для Любаши,

Сложить перед собой руки ковшиком.

Пар над кашей поднялся.

Потянуться руками вверх.

Где же каша?

Пожимать плечами.

Нету! Вся!

Отрицательно покачать  головой, а потом помахать рукой.

    3. Каждый раз перед завтраком, обедом и ужином читайте ребенку русские народные потешки. Читайте выразительно, четко выговаривая слова. Не забывайте об эмоциональной окраске потешек. Поощряйте стремление ребенка повторять отдельные слова или строчки.

Тень, тень, потетень,

В огороде-то плетень                    

В избе печка топится,

Бабушка торопится.                    

Она репу печет,

По тарелочкам кладет.                          

Пекла кошка пироги

Из гороховой муки.

Лист из печки вынула,

На пол опрокинула.

Покатился колобок,

Прямо к мышке под порог.

        

  1. Артикуляционная  гимнастика. 

Упражнение  «Рыбка» (артикуляция  звука  «П»)

  Открывает  рыбка  рот

                                             Да  не  слышно,  что  поёт.

Дети  беззвучно  размыкают,  а  затем   плотно,  но  без  напряжения  смыкают  губы.  

Упражнение  «Киска» (развитие подвижности языка, точности выполнения движений)

Язычок вперёд-назад, вносим и выносим из ротика, как будто лакаем молоко.

Упражнение  «Киска сердится» (развитие артикуляционной базы движений)

Кончик языка зацепить за нижние зубки, спинку языка выгорбить.

Киска, киска,

Киска, брысь,

На дорожку не садись.

Наша Катенька пойдёт,

Через киску упадёт.

    4.  Расскажите ребенку русскую народную сказку  «Колобок» (старайтесь, чтобы ребёнок договаривал части реплик героев, используйте игрушки, попытайтесь рассказывать сказку используя разные по высоте голоса героев)

     Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: - Испеки мне колобок. Старуха по амбару помела, по сусеку поскребла, набрала две горсти муки,  замесила тесто и испекла колобок. А остывать на окно его поставила.  Колобок лежал-лежал, да и спрыгнул на дорожку – и покатился по ней. Катится колобок, а навстречу ему заяц: - Я тебя съем!

 – Не ешь меня, я тебе песенку спою! И запел: Я колобок, колобок! Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти! И покатился дальше. Катится колобок по тропинке, а навстречу ему волк: - Я тебя съем!

– Не ешь меня, я тебе песенку спою. Спел свою песенку и покатился. Катится колобок по тропинке, а навстречу ему медведь, хворост ломает, кусты к земле гнет. – Колобок, колобок, я тебя съем!

– Не ешь меня, я спою тебе песенку. Колобок запел, а медведь и уши развесил. Так колобок от него и сбежал. Катится колобок дальше, а на встречу ему лиса. – Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький! Колобок обрадовался, что его хвалят, и запел свою песенку.

– Славная песенка, только я плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да спой еще разок. Колобок прыгнул лисе на морду, а та его – ам – и съела.

Рекомендации к теме «Посуда»

    1. Убедитесь, знает ли ваш ребенок названия посуды и умеет ли правильно произносить их. Рассмотрите вместе с ним посуду, которая есть у вас дома. Расскажите ребенку, для чего нужна посуда: «В кастрюле варят суп. В чайнике кипятят воду. Из тарелки едят. Из чашки пьют».

    Пусть малыш показывает и называет посуду. Сначала предложите ребенку задание: «Покажи чайник. Покажи кастрюлю. Покажи тарелку. Покажи чашку». Затем задайте вопросы о каждом из предметов: «Что это? Для чего нужно?»

    2.  Используя предметные картинки или кукольную посуду, поиграйте с ребенком в игры «Что исчезло?», «Что прибавилось?».   Для игры «Что изменилось?» понадобятся три картинки, или три предмета. Поставьте посуду перед ребенком и предложите назвать ее. Затем предложите малышу закрыть глаза и поменяйте два предмета местами. Теперь попросите малыша открыть глаза и определить. Что изменилось. Если малышу трудно сказать, пусть покажет, какие предметы поменялись местами, а вы прокомментируйте его действия.

   

3.  Дидактическая  игра  «Будь  внимателен»

    Цели. Развитие слухового восприятия. Воспитание внимания к неречевым звукам. Различение громких и тихих звуков.

    Оборудование. Стеклянный стакан, фарфоровая  чашка, металлическая кружка, деревянная палочка, маленькая ширма.

    Описание. Взрослый  демонстрирует детям посуду, предлагает показать и назвать ее, потом стучит по каждому предмету деревянной палочкой и предлагает ребенку  послушать, что как звучит.  Затем малыш сам стучит палочкой по посуде. После этого взрослый просит  ребенка  отвернуться и по очереди стучит по каждому предмету. Ребенок  угадывает и называет, что звучит. Взрослый  усложняет задание, объясняя, что будет стучать то громко, то тихо. Теперь ребенок  говорит, что звучит и как звучит.

    4. Выполните с малышом подвижные упражнения. Для этого сначала прочтите выразительно текст и покажите движения. Затем делайте упражнения вдвоем с ребенком. Похвалите его, если он проговаривает стихотворные строчки вместе с вами. Помните, что за один день следует разучивать с ребенком только одну игру.

Тарелка

Вот тарелка для Валерки-

Желтые колечки.

Для котлеты, для пюре,

Для блинов и гречки

Нарисовать руками в воздухе большой круг.

Нарисовать указательными пальцами в воздухе маленькие круги.

Загнуть на левой руке пальчики правой рукой, начиная с большого.

    5. Выразительно прочитайте ребенку потешку, четко произнося слова. Предложите ему запомнить, какие названия посуды в нем упоминаются. Для того чтобы малышу легче было запомнить названия посуды, выделяйте их голосом.

               

                  Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила.

                               Положила Маша кашку кошке – в чашку,

                               Жучке – в плошку, петуху – в большую ложку,

                               В миску курицам, цыплятам и в корытце поросятам.

                               Всю посуду заняла, все до крошки отдала.

6.Покажите ребенку, как рисуют тарелку, используя кисть и гуашь: изобразите замкнутую кривую линию. Предложите украсить тарелочку разноцветными точками. После окончания рисования можно рассказать уже знакомые по предыдущему заданию стихотворения «Вот тарелка для Валерки».

   7. Помогите ребенку из пластилина сделать тарелочку для куклы. Покажите, как это можно сделать, расплющив пластилиновый шарик пальцами. Помните, что работа с пластилином способствует  развитию тонкой моторики и стимулирует развитие речи. Похвалите ребенка и его «произведение», скажите ему, что тарелочка получилась такой красивой, что только принцессе из нее можно есть.

Маленькому ребёнку  при  ознакомлении  с  новыми  предметами    необходим  тесный  непосредственный  контакт  с  ними.     Предоставляйте    ребенку  возможность    потрогать  предметы,  поиграть  с  ними.

«Посуда»

    1. Упражнение   «Игра  с  язычком»

           Кто  же  так  стучит:  тук,  тук?

          Язычок – наш  верный  друг.

          Мы  тихонечко  приседаем,

          Язычками  поиграем.

          Той,  той,  той!

Дети  выполняют  артикуляцию  звука  [Т]:  стучат  кончиком  языка  за  верхними  зубами.  

    2. Подвижная  игра  «Чашка»

    Дети выполняют движения, подражая взрослому, и договаривают за ним словосочетания.  Педагог  побуждает  детей  к  произнесению  текста.

Чашка  синяя  для  Мити,

Чтобы  чаю  мог  попить  он,

Соку,  сливок,  лимонаду.

Нам  украсить  чашку  надо.

Присели,  правая  рука  на  поясе,  как  ручка  чашки.

Встали,  загибают  пальчики  на  правой  ладошке  левой  рукой  на  каждое  название.

Показывают,  как  украшают  чашку  точками.

    3.  Дидактическая  игра  «Будь  внимателен»

    Цели. Развитие слухового восприятия. Воспитание внимания к неречевым звукам. Различение громких и тихих звуков.

    Оборудование. Стеклянный стакан, фарфоровая  чашка, металлическая кружка, деревянная палочка, маленькая ширма.

    Описание. Взрослый  демонстрирует детям посуду, предлагает показать и назвать ее, потом стучит по каждому предмету деревянной палочкой и предлагает ребенку  послушать, что как звучит.  Затем малыш сам стучит палочкой по посуде. После этого взрослый просит  ребенка  отвернуться и по очереди стучит по каждому предмету. Ребенок  угадывает и называет, что звучит. Взрослый  усложняет задание, объясняя, что будет стучать то громко, то тихо. Теперь ребенок  говорит, что звучит и как звучит.

    4. Выразительно прочитайте ребенку потешку, четко произнося слова. Предложите ему запомнить, какие названия посуды в нем упоминаются. Для того чтобы малышу легче было запомнить названия посуды, выделяйте их голосом.

Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила.

                               Положила Маша кашку кошке – в чашку,

                               Жучке – в плошку, петуху – в большую ложку,

                               В миску курицам, цыплятам и в корытце поросятам.

                               Всю посуду заняла, все до крошки отдала.

    5.  Помогите ребенку из пластилина сделать тарелочку для куклы. Покажите, как это можно сделать, расплющив пластилиновый шарик пальцами. Помните, что работа с пластилином способствует  развитию тонкой моторики и стимулирует развитие речи. Похвалите ребенка и его «произведение», скажите ему, что тарелочка получилась такой красивой, что только принцессе из нее можно есть.

Возраст  3-4  года – это  благоприятный  период  для  развития  речи  ребенка.  Необходимо  учитывать  эту  особенность  и  уделять  развитию  речи  детей  как  можно  больше  времени!

«ДОМАШНИЕ  ПТИЦЫ»

    1. Убедитесь, знает ли ваш ребенок домашних птиц и умеет ли их называть. Потренируйте ребенка в узнавании и назывании ПЕТУХА, КУРИЦЫ, ЦЫПЛЕНКА, ГУСЯ, УТКИ.  

    Предложите малышу задания: «Покажи петуха. Покажи курицу. Покажи цыпленка. Покажи гуся. Покажи утку».   Про каждую птицу спросите: «Кто это?»

    2. Продемонстрируйте ребенку, какие звуки издают разные птицы. Делайте это выразительно, весело, чтоб превратить задание в игру. (Петух – ку-ка-ре-ку,   курица – ко-ко-ко,  цыпленок – пи-пи-пи, гусь – га-га-га,  утка – кря-кря.)

    Предложите ребенку самому изобразить этих птиц и показать, как они кричат. Скажите: «Превратись в петушка. Похлопай руками по бокам, как бьёт крыльями петух. Представь себе, что ты курочка. Присядь на корточки и позови своих цыплят. А теперь – ты маленький цыпленок. Бегай, ищи свою маму-курочку и пищи, как цыпленок» и т.п.

    3.  Поиграйте с ребенком в игры «Кого не стало?», « Кто появился?» следующим образом. Когда малыш покажет и назовет всех птиц на картинке, предложите ему отвернуться или закрыть глаза, а сами закройте одну из птиц картонной карточкой. Когда малыш откроет глаза, задайте ему вопрос: «Кого не стало?» затем закройте другую птицу. Попросите малыша назвать всех остальных птиц и закрыть глаза. Уберите картон и спросите: «Кто появился?»

    4. Прочитайте ребенку народные потешки. Помните, чем выразительнее вы будете их читать, тем больше желания подражать будет у ребенка.   

 

– Гуси, гуси!    

– Га-га-га!

– Есть хотите?  

-  Да-да-да!

– Так летите!

–  Серый волк под горой.                                                                                                  - А вы взвейтесь покруче,

  Да взлетите выше тучи,

  Там ему вас не достать,

   Не умеет волк летать.

              - Петушок, петушок,

             Ты продай мне гребешок.                

             - Не продам, не одолжу,

              Сам я Ваню причешу.          

                                                                                                             

 

   

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь, голосисто  поешь,

Деткам  спать не даешь?

5. Поиграйте с ребенком в подвижную игру. Для этого сначала прочитайте текст и покажите движения. После чего предложите ребенку сделать это вместе. Похвалите его за проявленные активность и самостоятельность.

«УТОЧКИ»

Ути – ути – утки,

Уточки-малютки,

На волнах качались,

Брызгались, плескались.

Вперевалку пройти по кругу друг за другом.

Присесть.

Встать, помахать руками, как крыльями.

 

6. Прочитать ребёнку сказку «Курочка Ряба» (адаптированный текст).

   Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое, а золотое. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: «Не плачь дед. Не плачь баба. Я снесу вам яичко, не золотое, а простое.»

 Задайте ребёнку вопросы

Взрослый.  Кто снес яичко?

Ребенок. Курочка.

Взрослый. Какое было яичко?

Ребенок. Золотое.

Взрослый. Кто разбил яичко?

Ребенок. Мышка.

Если  есть возможность, покажите ребенку картинки с изображением домашних птиц. Разберите с ребенком, чем отличаются птицы от животных (у них есть крылья, а вместо шерсти – перья и пух.)

7. Поиграйте в игру «Кто наша мама». Покажите ребенку птенца домашних птиц (цыпленка, утенка, гусенка) предложите назвать,  кто их мама и показать ее на картинке.

 

Рекомендации к теме: «Домашние животные».

     1. Убедитесь, знает ли ваш ребенок домашних животных и умеет ли их называть.  Объясните  ребенку,  почему  этих  животных  называют  домашними   (Они  живут  рядом  с  человеком,  дома  или  около  дома).

    Потренируйте его в узнавании и назывании КОТА, СОБАКИ, КОРОВЫ, КОНЯ, КОЗЫ. Предложите малышу задания:  «Покажи кота. Покажи собаку. Покажи корову. Покажи коня. Покажи козу». О каждом из животных спросите: «Кто это?» обратите внимание ребенка на то, что кот – пушистый, у собаки – хвост колечком, у коровы и козы – есть рога, а у коня есть грива.

        

    2.    Продемонстрируйте, какие разные звуки издают животные. (Кот – мяу-мяу, собака – гав-гав,   корова – му-му,   конь – иго-го,   коза – ме-е-е.)

   Предложите ребенку изобразить домашних животных и показать, как они кричат: «Представь себе, что ты кот. Помяукай, как кот. А теперь превратись в собаку и полай. Теперь ты будешь коровой. Сделай из пальчиков рога и помычи» и т. п.

    3.   Поиграйте  с  ребенком  в  подвижную  игру  «Корова».  Хвалите  за  любое  проявление  активности.

- Му-му-му! –   мычит  корова.

- Забодаю  Катю  с  Вовой.

Вы  не  пьете  молоко?

Убегайте  далеко!

Пойти    по  кругу,  сделав  рога  из  указательных  пальцев.

Повернуться  в  круг  и  делают  два  поворота  вправо-влево.

Погрозить  пальчиком,  сделать  сердитое  лицо.

Побежать  в  любом  направлении

    4.  Выразительно  прочитайте  сказку     «Репка».   Предложите  ребенку  ответить  на  вопросы:

-  Какие  животные  помогали  деду,   бабке  и  внучке  вытянуть  репку?  

-  Кто  из  них  не  домашнее  животное?  (Мышка)  

    5.  Прочитайте  ребенку  русские  народные  потешки.  Слова  потешки  произносите  четко,  выразительно.  Предложите  ребенку  договаривать  за  вами, показывать пальчиками сюжет.

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

Зацепилась за перила

Прямо в речку угодила! – Бух!

Кошка мышку – АААМ!

Поймала, подержала,

Ппоиграла, отпустила,

«До свидания» сказала.

Ну а мышка убежала!

Пошел  котик  под  моток,

Поймал  рыбку  за  хвосток.

Думает-гадает,

Как  быть  не  знает:

Или  съесть,

Иль  отпустить,

Или  деток  угостить.

«Домашние  животные»

    1.  Повторите  с  детьми  домашних  животных.   Потренируйте в узнавании и назывании КОТА, СОБАКИ, КОРОВЫ, КОНЯ, КОЗЫ.  О каждом из животных спросите: «Кто это?» обратите внимание ребенка на то, что кот – пушистый, у собаки – хвост колечком, у коровы и козы – есть рога, а у коня есть грива.

    Сравните  животных,  найдите  их  отличия.  (Например:  конь – большой,  а  кот  маленький;  у  коровы  есть  рога,  а  у  собаки  нет  и т.п.)

    2.  Поиграйте  с  ребенком  в  игру  «Назови  ласково»

Собака – собачка

Кошка – кошечка

Лошадь – лошадка

Коза – козочка    и т.п.

    3.  Выясните,  знает  ли  ваш  ребенок,  как  называются  детеныши  домашних  животных.  Предложите  повторить  вслед  за  вами  предложения:

У  кошки – котенок.

У  собаки – щенок.

У  коровы – теленок.

У  козы  - козленок.

У  лошади – жеребенок.

    4.  Дети  учатся  переключаться  с  артикуляции  одного  звука  на  другой:  «О – губы  кружочком,  У – губы  трубочкой,  И -  губы  растянуты  в  узкую  полоску»  и.т.п.  

    Желательно  делать  это  упражнение  перед  зеркалом,  чтобы  ребенок  видел  положение  своих  губ.     Звуки  произносим  четко!

    5.   Пальчиковая  игра   «Повстречались»

Повстречались два котенка:

 "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го-го!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Му-у!".

Смотри,  какие  рога!

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы

 

«Мамин праздник»

    1. Убедитесь, знает ли ребенок, какой праздник приближается, кого поздравляют в этот день.

    Введите   в  словарь ребенка словосочетания:   МАМИН ПРАЗДНИК,   МАМИН ДЕНЬ,   ПОЗДРАВЛЯТЬ МАМУ,    БАБУШКУ,    СЕСТРЕНКУ. 

    Для этого расскажите: «Скоро будет праздник 8 Марта. В этот день поздравляют маму и бабушку. Это мамин праздник.

    2.  Предложите ребенку вспомнить слова стихотворений и песенок, которые учили к празднику в садике. Например:

МАМОЧКА

Мамочка, мамуля,

Так тебя люблю я.

Я платок тебе дарю,

Вот как я тебя люблю.

Протянуть руки к маме.

Прижать руки к груди.

Протянуть руки вперед.

Обнять себя руками.

    3.  Вместе с ребенком рассмотрите фотографию мамы и нарисуйте ее портрет.

    Дайте ребенку лист бумаги, кисточку, гуашь, окажите необходимую помощь.  Помогите ребенку правильно выбирать краски.

  1. Игра  «Расскажи  о  маме».  Попросите  ребенка  рассказать  о  мама,  какая  она:

-   Моя  мама…   (ласковая,  добрая,  умная,  нежная,  любимая,  веселая,  заботливая,  красивая,  дорогая   и  т.д.)

    5. Прочитайте ребенку поговорки:

  • При солнышке тепло, при матушке добро.
  • Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

   Объясните ему, что мама любит своих детей, и поэтому никто не может быть лучшим другом, чем мама.

Ребенку  в  возрасте  3-4  лет  «крайне  необходимо  уделять  самое  активное  внимание.  Если  мы  будем  следовать  этим  правилам,  РЕБЕНОК,  вместо  того  чтобы  обременять  нас,   проявит  себя  как  самое  великое  и  утешительное  чудо  природы!»

                                                                               Мария  Монтессори

Рекомендации к теме: «Дикие птицы»

    1. Убедитесь, знает ли ваш ребенок диких птиц и умеет ли их называть. На прогулке понаблюдайте с ребенком за птицами: голубями, воробьями, воронами, воробьями. Покормите вместе с ним голубей. Потренируйте ребенка в узнавании и назывании птиц.

Взрослый. Это кто?

Ребенок. Голубь.

Взрослый. А эту птичку как зовут?

Ребенок. Воробей.

Взрослый. Воробей маленький?

Ребенок. Воробей маленький.

Взрослый. А голубь большой?

Ребенок. Голубь большой.

Взрослый. А черная птичка – это грач?

Ребенок. Черная птичка – грач.

Взрослый. Грач больше воробья?

Ребенок. Грач больше воробья.   И т.д.

Развивайте наблюдательность малыша, обратите его внимание на то, что птицы – разного размера и цвета, что у них разные клювы и оперение.

    2.  Прочитайте ребенку потешки. Похвалите его, если он проговаривает их вместе с вами. Потешку «Сорока - белобока» можно рассказывать, играя с пальчиками. Это развивает мелкую моторику.

Сорока – белобока,  кашу варила,  

Кашу варила, гостей манила.

Этому дала, этому дала, этому дала и этому дала.

А этому – ничего не дала.

Ты в лес не ходил, дров не рубил,

Воду не носил, печку не топил,

Кашу не варил! Не получишь каши!

    3.  Введите в речь ребенка глаголы ЛЕТАТЬ, КЛЕВАТЬ, КРИЧАТЬ. Наклейте  в  тетрадь  картинки  диких  птиц   (или  нарисуйте  вместе  с  ребенком)

    Составьте вместе с ним предложения по картинке, помогая ему вопросами, следующим образом.

Взрослый. Звери бегают, а птицы…что делают?

Ребенок. Птицы летают.

Взрослый. Соловьи поют, а ворона…что делает?

Ребенок. Ворона кричит.

Взрослый. Как кричит ворона?

Ребенок. Кар-кар.

    4. Выполните с ребенком подвижные упражнения. Предложите ему проговаривать текст упражнений вместе с вами.  Повторяйте   текст по одной строчке, сопровождая    движениями.

На фонарь ворона села,

Посидела, посмотрела.

«Кар – она сказала громко,

Не капризничает Ромка?»

Присесть.

Повернуть голову вправо-влево.

Нахмурить брови, погрозить указательным пальчиком правой руки.

Погрозить указательным пальчиком левой руки.

Рекомендации к теме: «Дикие животные»

  1. Убедитесь, знает ли ваш ребенок диких животных и умеет ли правильно называть их. Показывайте различные изображения животных, в различных позах. Побывайте с ребенком в зоопарке или цирке, где он сможет понаблюдать за ними.   

    Потренируйте ребенка в узнавании и назывании МЕДВЕДЯ, ВОЛКА, ЛИСЫ, ЗАЙЦА. Сначала малыш покажет всех животных по порядку, затем пусть назовет их.

    Рассматривая с малышом картинки, обращайте его внимание на особенности внешнего вида диких животных: медведь — большой, а заяц — маленький, волк и лиса — среднего размера. Покажите, что у зайца длинные уши, у лисы пушистый хвост, у волка сильные лапы, у медведя очень большая голова.

  1.   Введите в словарь ребенка глаголы ПРЫГАТЬ, БЕГАТЬ, СПАТЬ, СТОЯТЬ. Помогите ему составить предложения по картинке, используя вопросы, следующим образом.

Взрослый. Что делает зайка?

Ребенок. Зайка прыгает.

Взрослый. Что делает лиса?

Ребенок. Лиса бежит.

Взрослый. Что делает медведь?

Ребенок. Медведь спит.

Взрослый. Что делает волк?

Ребенок. Волк стоит.

  1.  Используя рисунки  животных  (или  игрушки), поиграйте с ребенком в игры «Кого не стало?», «Мемория» (или «Парочки»), «Кто появился?».

  1.  Поиграйте с ребенком в подвижные игры. Сначала выразительно прочитайте текст и покажите движения, а затем предложите малышу это сделать вместе.

ЗАЙКА

Зайка в травке скок - скок,

Зайка прыг за кусток.

Смелый зайка не боится,

Не поймать его лисице.

Четыре прыжка по кругу друг за другом, держа указательные пальцы, как ушки.

Четыре прыжка по кругу друг за другом, держа указательные пальцы, как ушки.

Присесть.

Четыре прыжка по кругу.

Малыш убегает, взрослый ловит его.

5.        Прочитайте ребенку и разучите с ним небольшие стишки. Это будет  способствовать формированию словаря по теме, развитию памяти и речи.

Серый волк крадется в чаще.

Очень страшный. Настоящий.

Хвост пушистый у лисицы,

Им не зря она гордится.

Спать залег в берлогу Миша.

Не шумите! Тише! Тише!

6.         Прочитайте ребенку потешки. Поощряйте желание ребенка рассказывать их вместе с вами.

*  Заяц Егорка свалился в  озерко.      

    Бегите под горку,

                             Спасайте Егорку.

                                             

                                              *   Лиса по лесу ходила,

                                                   Лиса голосом  вопила,

                                                   Лиса лычки драла,

                                                   Лиса лапти плела.

7.          Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Козлятки и волк»     (адаптированный текст)

Взрослый. Про кого эта сказка?

Ребенок. Про козу, козлят и волка.

Взрослый. Где жила коза с козлятами?

Ребенок. В лесу.

Взрослый. Какую песенку пела коза?

Ребенок. Козлятушки, ребятушки!

  Отопритеся, отворитеся!

  Ваша мать пришла —  Молока принесла.

Взрослый. Кто подслушал песенку?

Ребенок. Волк.

Взрослый. Как волк спел песенку?

Ребенок. Неправильно.

Взрослый. Что сделали козлята?

Ребенок. Не отворили дверей.

Взрослый. Как коза похвалила своих деток?

Ребенок. Она назвала их умницами.   И т.д.

ЗВЕРИ

Зайка скачет по кусточкам,

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,

Гриб несет бельчатам-деткам

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек.

Катится колючий ежик.

Поскакать на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.

Попрыгать, согнув руки перед грудью.

Пойти вперевалку.

Двигаться в полуприсиде, сделав круглые спинки.

Рекомендации к теме: «ТРАНСПОРТ»

     1. Убедитесь, знает ли ребенок названия городского транспорта, и умеет ли правильно называть МАШИНУ, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, ТРАМВАЙ.

    На прогулке вместе понаблюдайте за транспортом, потренируйте его в назывании транспорта. Пусть малыш сначала показывает транспорт по вашей просьбе, а потом называет его. Обратите внимание малыша на такие части машин, как колеса, кабина, фары. Пусть ребенок расскажет, какого цвета транспорт на картинке.

    2. Выучите с ребенком маленький стишок.

Вот шофер отличный — кот.

Грузовик шофер ведет.

    3.   Игра   «Сосчитай колеса».    Рассмотрите  картинки   с  изображением разных видов транспорта, и предложите  сосчитать количество колес. При этом помогите   малышу  согласовывать числительные с существительными: «У машины четыре колеса. У поезда много колес. У велосипеда два (три) колеса. У мотоцикла два колеса. У большого грузовика шесть колес».

    4. Выполните с ребенком следующее подвижное   упражнение.

Грузовик

Грузовик песок везет.

Удивляется народ:

 «Вот так чудо-чудеса,

В нем песок под небеса».

Пойти по кругу, изображая, что крутит руль.

Остановиться, повернуться лицом друг к другу, развести руками, сделать удивленным лицо.

Два раза наклонить голову вправо-влево.

Потянуться на носочках, подняв руки вверх.

    5.  Поиграйте с ребенком в игры «Чего не стало?» и «Что появилось?». Если у ребенка есть модели машин, можно поиграть не только в эти игры, но и в игру «Что поменялось местами?»

    6. Предложите ребенку вместе слепить грузовик из пластилина. Вы можете сделать кабину и кузов, а ребенку предложите слепить колеса. Он уже умеет формировать шарики.

      Расплющив их, он научится лепить колеса. А, слепив маленькие шарики, он сделает фары. Похвалите ребенка и его «произведение».

   7.  «Расскажем о машине».   Покажите  ребенку  картинку с изображением грузовой машины   (или  игрушку)   и расскажите: «Это грузовая машина. Она перевозит разные грузы. У машины есть кузов, кабина, колеса, мотор. Машину водит водитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания для детей средней группы компенсирующей направленности с ТНР. II - III период.

Настоящий материал адресован логопедам средней группы компенсирующей напрвленностидля детей с ТНР . Здесь предложены варианты домашних заданий для детей II и III периода обучения в соответсв...

Сборник домашних заданий для детей младшей группы

Очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность...

картотека домашних заданий для детей средней группы с ОНР по Нищевой Н.В.

картотека домашних заданий для детей средней группы с ОНР по Нищевой Н.В....

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Домашние животные. Звук и буква Ы

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Домашние животные. Звук и буква Ы...

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Домашние птицы. Звуки [м], [м\']. Буква М.

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Домашние птицы. Звуки [м], [м']. Буква М....

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Домашние животные. Звук и буква И.

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Домашние животные. Звук и буква И....

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Домашние птицы. Звук и буква М.

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Домашние птицы. Звук и буква М....