Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа) по теме

Павлова Юлия Николаевна

В данной подборке собраны игры, направленные на развитие памяти, логического мышления. на развитие речи и мыслительных процессов, на развитие слуха и на развитие тактильных ощущений, обоняния и вкуса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста.

Игры, способствующие развитию памяти.

Игра «Чемодан»

Цель: развивать у ребенка память, мышление, расширять словарный запас.

Для проведения игры специального оборудования не требуется.

Описание: в игру могут играть взрослый с ребенком. Взрослый говорит фразу: «К нам едет бабушка, и в своем чемодане она везет… (тапки, шапку, кофту и т.д.)». Можно называть любые предметы. Ребенок должен повторить фразу, добавив название еще одного предмета. Потом фразу повторяет взрослый и тоже добавляет название нового предмета. Игра заканчивается после того, как кто-то ошибется или забудет сказать одно из названий.

Игра «Число»

Цель: развивать у ребенка память, логическое мышление, внимание.

Описание: выбирается ведущий (математик). Он отходит в сторону, а остальные дети загадывают число. Ведущий возвращается и называет числа. Участники словами «больше», «меньше» подсказывают ему. Игра продолжается, пока число не будет угадано.

Игра «Знайка - вспоминайка»

Цель: развивать у ребенка память, внимание, ловкость и координацию движений.

Оборудование: небольшой резиновый мяч.

Описание: дети встают в круг. Ведущий кидает мяч любому игроку и называют тему, например: города, фрукты, игрушки и т.д. Участник должен назвать слов на эту тему и кинуть мяч другому игроку. Тоже выполняют и другие участники игры. Ведущий следит за тем, чтобы слова подбирались точно по теме и не повторялись.

Игра «Грибы»

Цель: развивать память и мышление ребенка.

Оборудование: макеты грибов.

Описание: в игре участвуют несколько человек. На полу раскладывают макеты грибов. Дети по очереди собирают грибы и называют их (грибы не должны повторяться). Выигрывает тот участник, который собрал и назвал больше всего грибов.

Игра «Овощи - фрукты»

Цель: развивать память, мышление ребенка, расширять его словарный запас.

Описание: дети делятся на две команды. По очереди из каждой команды выходят вперед по одному представителю. Один называет овощи, другой – фрукты. Выигрывает та команда, которая последней назовет свой овощ или фрукт.

Игры, способствующие развитию логического мышления.

Игра «Что лишнее»

Цель: развивать логическое мышление и память ребенка, расширять словарный запас.

Описание: ведущий говорит участникам игры цепочки слов. Дети должны выбрать слово, которое не имеет отношение к остальным словам. Кто нашел больше всех лишних слов, тот и выиграл.

Например:

старый, дряхлый, маленький, ветхий

храбрый, злой, смелый, отважный

яблоко, слива, огурец, груша

молоко, творог, сметана, хлеб

час, минута, зима, секунда

платье, свитер, шапка, рубашка

Игра «Угадай»

Цель: развивать память, логическое  и образное мышление ребенка.

Описание: дети садятся вокруг воспитателя. Он дает им описания различных предметов, например овоща: «красный, круглый, сочный». Дети узнают: помидор. Если ребенок затрудняется, то перед ним выкладывают картинки, и он выбирает нужную.

Игра «Режим дня»

Цель: развивать у ребенка логическое мышление, внимание.

Оборудование: 20 сюжетных или схематичных картинок о режиме дня.

Описание: участники игры делятся на две команды. Перед каждой командой раскладывают картинки в произвольном порядке. По сигналу они должны восстановить последовательность картинок, т.е. составить правильный режим дня.

Игра «Цветочки»

Цель: развивать внимание, ловкость, быстроту реакций ребенка.

Оборудование: несколько видов цветов (количество видов зависит от числа участников).

Описание: разложить на полу подготовленные цветы (можно искусственные). Каждому ребенку дается задание собрать определенный вид цветов. После условного сигнала дети приступают к выполнению. Выигрывает тот, кто первый соберет нужные цветы.

Игра «Птица»

Цель: развивать внимание и двигательную активность детей.

Описание: участники делятся на две команды. Одна команда – «вороны», другая – «воробьи». Ведущий говорит по очереди: «Вороны», «Воробьи». В зависимости от услышанного слова «вороны» начинают ловить «воробьев» и наоборот. Выбывают те, кто сбился.

Игра «Какие бывают елочки»

Цель: развивать внимание и мышление ребенка.

Описание: ведущий становится в центре круга и говорит: «Елочки бывают высокие, широкие, толстые и т.д.» Дети должны руками показать размер или какое-то свойство, названное ведущим, который старается своими движениями их запутать.

Игра «Мартышки»

Цель: развивать у ребенка внимание, координацию движений, двигательную активность.

Описание: участники игры встают по кругу. Ведущий (взрослый) становится в центре круга и читает стихотворение:

Мы – веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках

И друг к другу даже язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску,

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке.

Шире рот откроем,

Рожицы состроим.

Как скажу я цифру «три» -

Все с гримасами замри!

Дети совершают движения, который называет ведущий. А ведущий предупреждает участников игры, что будет их запутывать, поэтому его движения могут не совпадать с текстом. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Игра «Тайное письмо»

Цель: развивать у ребенка воображение, образное и логическое мышление.

Описание: один из участников выходит в центр круга и руками в воздухе «рисует» геометрические фигуры, буквы, слова. Остальные дети должны отгадать то, что он написал. За каждое отгаданное послание участник получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет большое количество фишек.

Игры, способствующие развитию речи и мыслительных процессов.

Игра «Картинка»

Цель: развивать связную речь у ребенка, активизировать его мыслительную деятельность.

Оборудование: красивая интересная картинка.

Описание: покажите детям картинку, задайте как можно больше вопросов с использованием вопросительных слов: что, кто, куда, откуда, зачем, почему, а как думаешь ты, а как бы ты поступил? Следите за тем, чтобы ребенок четко отвечал на поставленные вопросы, полным предложением.

Игра «Ласковые слова»

Цель: развивать у ребенка память, внимание, речь и мышление.

Описание: участники игры выбирают ведущего. Он показывает на какой-либо предмет или на человека. Игроки по очереди осыпают его ласковыми словами. Тот, кто сказал неточное слово или повторился, становится ведущим.

Игра «Прочитай письмо от Незнайки»

Цель: развивать внимание, мышление, речь.

Описание: ведущий читает детям письмо, написанное Незнайкой, в котором перепутаны некоторые слова и предложения. Задача детей – восстановить правильный порядок слов в письме.

Игра «Назови три слова»

Цель: развивать у ребенка внимание, речь, мышление, память.

Описание: участники игры встают в шеренгу перед ведущим. Он задает детям вопросы. Ответив на вопрос, дети делают шаг по направлению к ведущему. Например: «Что можно купить из одежды?». Ребенок отвечает: «Платье, брюки, кофту» и делает шаг к ведущему. Вопросы можно усложнить, например: «Что можно купить из летней одежды?». Вопросы могут быть разнообразные: что можно читать, что может летать, чем можно рисовать и т.д.? Если ребенок не может придумать нужное количество слов, он остается на месте. В конце игры измеряется расстояние от участников до ведущего. Проигрывает тот, кто находится дальше всех от ведущего.

Игра «Закончи предложение»

Цель: развивать у ребенка память, речь, мышление, фантазию.

Описание: участники игры рассаживаются перед ведущим. Он говорит детям начало предложения, а они должны его закончить.

Например: Маша положила хлеб… куда? (в хлебницу)

Катя не пошла в школу, потому что…

Я не хочу спать, потому что…

Кошка забралась на дерево, чтобы…

Предложение ведущий может придумывать самостоятельно.

Игра «Что это значит»

Цель: познакомить с особенностями русского языка, расширять словарный запас, развивать мышление, фантазию ребенка.

Описание: познакомьте ребенка с фразеологизмами типа «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку» и другими. Обратите внимание на то, куда уместно вставить фразеологизм или пословицу.

Игра «Картинки - загадки»

Цель: развивать речь, воображение, фантазию, мышление ребенка.

Оборудование: предметные картинки.

Описание: дети выбирают ведущего. Он берет картинку и описывает ее остальным участникам (они ее не видят). Дети угадывают, что нарисовано на картинке. Кто первый отгадал, тот и стал ведущим.

Игры, направленные на развитие слуха.

Игра «Испорченный телефон»

Цель: развивать слух и умение ребенка концентрироваться.

Описание: дети рассаживаются в ряд. Ребенок, который сидит с левого края, должен сказать на ухо соседу слово или фразу. Тот в свою очередь своему соседу и так далее. Последний участник должен встать и сказать ту фразу или слово,  которые ему передали. Чаще всего они доходят до конца в искаженном виде.

Игра «Что за воробушек?»

Цель: развивать слух ребенка.

Описание: ребенок садится на стул спиной к остальным детям. Дети по очереди подходят к сидящему ребенку. Он говорит: «Воробей, чирикни». «Воробей» произносит: «Чик-чирик». Ребенок, сидящий на стуле, должен отгадать, кто стоит у него за спиной.

Игры, направленные на развитие тактильных ощущений, обоняния и вкуса.

Игра «Узнай меня»

Цель: развивать у ребенка тактильные ощущения.

Описание: ребенку нужно завязать глаза и поочередно подводить к нему различных людей. Узнать их ребенок должен на ощупь.

Игра «Снежинки»

Цель: развивать у ребенка слуховое восприятие и тактильные ощущения.

Оборудование: небольшие кусочки ваты, две корзинки.

Описание: в игре должно участвовать не менее двух детей. На полу разложите кусочки ваты как снежинки. Дайте детям корзинки и завяжите глаза. Им предстоит собрать снежинки на ощупь. В чьей корзине окажется большее количество снежинок, тот и выиграл. На протяжении всей игры необходимо следить, чтобы дети с закрытыми глазами не ударились о какие-либо препятствия.

Игра «Маленький Карлсон»

Цель: развивать обоняние и вкус ребенка.

Оборудование: различные сладости.

Описание: посадить детей на стульчики и завязать им глаза. Класть детям в рот по маленькому кусочку сладости, а они должны определить, что едят.

Игра «Какой приятный запах!»

Цель: научить ребенка умению различать запахи.

Оборудование: цветы, фрукты, овощи  и так далее.

Описание: завяжите ребенку глаза и подносите к его носу разные предметы. Он должен по запаху определить , что ему поднесли.

Литература

Е.А. Андреева. Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры для детей. М.:РИПОЛ классик, 2006.

А.Г. Прокофьева. Сто развивающих игр для детей. – М.: ООО ТД «Издательство МИР книги», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю подборку игр на развитие всех психических процессов: памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления. Данный материал можно использовать как консультацию для родителей...

развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю подборку игр на развитие нимания, памяти, мышления, вооображения, восприятия.Данный материал может быть использован в качестве консультаций для родителей...

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СОДЕРЖАНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНО НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Известно, что результат развития воображения у дошкольников  не только высокие творческие достиже...

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста и их родителей

Совместные развивающие игры с детьми психологически сближают детей и  родителей.Представленный материал направлен на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста

Игры для детей старшего дошкольного возраста на развитие речи, внимания....

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста...

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста

«…Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой"»...