Игра в жизни ребенка дошкольного возраста
консультация (младшая группа) по теме

Зубкова Екатерина Александровна

Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_v_zhizi_rebeka_doshkolika.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка - игра. Если вы хотите развить необходимые способности малыша, научить его думать, понимать речь взрослых, воображать, действовать с предметами - играйте с ним как можно чаще. Развивающие игры приносят в жизнь малыша радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.

Для того, чтобы правильно организовывать развивающие игры, взрослые должны в какой-то степени экспериментировать и чутко реагировать на состояние и возможности ребёнка. Только близкие взрослые могут определить, что малышу интересно, а что скучно, что у него получается, а что пока не идёт. Каждая игра требует сочетания занимательности, эмоциональной привлекательности занятия с его развивающим эффектом. Если игра не требует никаких усилий и помощи взрослого, это значит, что возможности ребёнка гораздо шире того занятия, которое вы ему предлагаете, а потому оно не имеет должного развивающего эффекта. Конечно, нет ничего плохого, если малыш поиграет в лёгкую и доступную для него игру, не требующую никакого усилия. Но для развития нужны игры, в которых ребёнок осваивает что-то новое: новые свойства вещей, новые движения, новые действия с предметами. Всё это требует определённых усилий, но в то же время дарит ребёнку и взрослому радость открытия и преодоления. В этих играх участие и помощь взрослого необходимы.

Если же игра слишком сложна для ребёнка - развивающего эффекта также не будет. Он не включится в игровой контакт и скорей всего такая слишком трудная задача быстро ему наскучит. Поэтому при подборе и проведении игр необходимо чутко следить за настроением ребёнка и подстраиваться к его возможностям, слегка опережая их. Для ребёнка от года до трёх больше всего подходят игры с пирамидками, кубиками, картинками.

Игры, в которых используются действия с предметами, развивают не только движения, но и восприятие, внимание, память, мышление и речь ребёнка. Для развивающих игр с малышами лучше использовать различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров или цвета разных деталей. В некоторых случаях будут необходимы два одинаковых предмета - один для показа и образца, другой - для воспроизведения правильного действия с ним. 

Игры с пирамидкой 

Пирамидка - очень полезная игрушка для малышей. Однако, недостаточно просто дать её в руки ребёнку, нужно научить его как с ней можно играть.

Для детей от до 1 года 2-3 мес. пирамида должна быть простая, состоящая из 3-4 колец разного цвета и одного размера. Нужно научить ребёнка брать кольцо пирамидки пальцами и одевать его на стержень. Свой показ и помощь в овладении правильными действиями желательно сопровождать словами:"Вот так, взял колечки пальчиками, надел колечко на палочку, молодец, давай ещё".Малышу, который ещё не научился надевать колечки, можно помочь, взяв его ручки и действуя вместе.

Затем можно игру усложнить, предложив пирамидки с колечками разного размера и цвета. Поначалу малыш будет складывать кольца, не обращая внимания на их размер. От 1 года 3-4 мес. можно учить его складыванию так называемой гладкой пирамиры. Пирамидка, сложенная правильно (от большего кольца к меньшему), на ощупь гладкая. Обратите внимание ребёнка на этот факт, научите его проверять ручкой, гладкая ли пирамидка. Проведите ручкой малыша по неправильно собранной пирамидке и обратите его внимание на имеющиеся неровности. А потом сделайте то же самое с правильно собранной, гладкой пирамидкой.

От 1 года 6 мес. до 2-х лет можно разнообразить действия с пирамидкой. Предложите ребёнку сложить дорожку из колец, располагая их от большего к меньшему. Сначала можно складывать, не обращая внимания на величину колец, потом сложите вместе ровную, постепенно сужающуюся дорожку. Для этой игры подходит пирамидка из семи колец с колпачком. Затем из колец можно построить башенку. Чтобы башенка была прочной, каждое верхнее колечко должно быть меньше нижнего. Чтобы ребёнок учился различать величину колец, можно разложить все кольца вперемежку, и предложить малышу найти самое маленькое, а потом самое большое и т.д. Накладывая одно колечко на другое, нужно показать, что большее по размеру кольцо всегда выступает из под меньшего.

Пирамидка с кольцами разного цвета служит прекрасным материалом для различения разных цветов. Для этого игра с ребёнком должна сопровождаться не только показом, но и речевыми комментариями. Одним из вариантов этой игры является использование двух одинаковых пирамидок из 3-4 колец разного цвета - одна для Вас, другая - для ребёнка. Предложите малышу, который уже умеет нанизывать кольца, разобрать свою пирамидку (то же самое сделайте и со своей). Затем покажите кольцо определённого цвета и спросите малыша: "У тебя есть такое же, красное?" Если малыш ошибётся, помогите найти нужное и приложите к своему, чтобы продемонстрировать совпадение цветов.

Для детей третьего года жизни пирамидка может состоять из 6-7 колец разного цвета. Взрослый показывает малышу красное колечко и просит: "Найди все красные (зелёные, жёлтые) колечки".

При складывании пирамидки важно учить ребёнка определять размеры колец на ощупь, а не только с помощью зрения, и на ощупь узнавать, правильно ли сложена пирамидка. Ребёнка 2-3 лет можно попросить закрыть глаза (или завязать их платком), и ощупать пирамидку, а потом спросить, ровная она или нет. Эту загадку можно сделать чрезвычайно интересной для ребёнка.

Играя с пирамидкой, вы можете обратить внимание малыша на те её свойства, которые не видны сразу. Например, составленную из двух примерно равных колец пирамидку можно катать, как колёсики - это так интересно!

Если по завершении занятия малыш с увлечением продолжает собирать и разбирать пирамидку, пусть даже неправильно, Вам лучше оставить её для игры. Но как только вы почувствуете, что интерес угас, или что ребёнок просто разбрасывает колечки и действует с ними "не по назначению", лучше уберите её подальше.


Играя с ребёнком, помните, что ему необходимо ваше внимание и одобрение. Если малыш с усердием нанизывает колечки не правильной величины, на первых порах можно похвалить его и за это:" Как хорошо ты надеваешь колечки!". Но если ребёнок легко справляется с нанизыванием колец на стержень, его внимание следует привлечь к величине колец и к "ровности" пирамидки. "Посмотри на мою пирамидку. Она такая же? Давай проведём пальчиком по моей и по твоей." Однако, не следует фиксировать внимания на неудачах и неумелости ребёнка. Лучше чаще хвалить и одобрять его.

Игры с кубиками

Уже во втором полугодии первого года жизни можно дать ребёнку для игры различные пластиковые кубики, он будет бросать их или складывать в коробку, по своему манипулировать ими. Кубики требуют специальных движений для захвата и перекладывания из одной руки в другую.

К концу первого года можно приступить к строительству несложной башни из двух-трёх кубиков разной величины. Для ребёнка практически всё равно, как вы будете называть эти предметы - кубики, кирпичики, блоки или ещё как-то. Главное, чтобы ваши слова были хорошо артикулированы и ясны для ребёнка. Очень важно, также, чтобы предметы, с которыми Вы его знакомите, содержали элемент новизны, а ваши действия заинтересовывали ребёнка. Детям обычно очень нравится, когда простая башня рушится со словом "бах" и игра повторяется вновь и вновь. Иногда малыш приходит от такой игры в неописуемый восторг.


При постройки башни нужно обращать внимание малыша на величину кубиков: "Большой кирпичик, поменьше, ещё поменьше". Если малыш складывает башню сам, нужно помогать ему словами: "Вот большой взял, правильно, теперь нужно искать поменьше. А где у нас самый маленький?" Такое речевое сопровождение действий ребёнка поможет ему осознавать и контролировать их.

Со временем можно перейти к постройке башни, состоящей из большего числа кубиков разной величины. Для ребёнка третьего года жизни такая башня может состоять из 6-8 кубиков. Для того, чтобы башня не развалилась, нужно правильно и внимательно подбирать кубики. Подготовкой к такому занятию может стать выкладывание кубиков разной величины на столе. Если кубики будут сложены правильно, от большего к меньшему, получится лесенка. По ней можно "пройтись" пальчиком вниз и вверх.

На втором году жизни можно построить дом для куклы, сложив из кубиков постройку, напоминающую букву П (ворота). Можно также вместе сложить кровать или стул. Сначала вы показываете, как это можно сделать, подробно рассказывая, какой кубик куда нужно класть, и как кукла может "использовать" вашу постройку, а затем предлагаете ребёнку сделать так же, комментируя и оценивая его действия. После этого можно сравнить две получившихся постройки - его и вашу.

На третьем году жизни постройки могут быть достаточно сложными, в соответствии с образцом, который уже может быть изображён только на рисунке. Способность действовать по образцу чрезвычайно важна для дальнейшего развития и обучения детей. Кубики являются прекрасным материалом для развития этой способности. В этом возрасте малышам обычно очень нравится делать так, как показал взрослый. Нужно использовать эту особенность для развития способности действовать по образцу и сравнивать с ним свою постройку. Однако, такие игры с кубиками требуют внимательного участия и помощи взрослого, который не только даёт образец, но и помогает его воспроизвести.


Иры с картинками

В конце второго года жизни малыши уже начинают узнавать изображения знакомых предметов на картинках. Поэтому картинки (сюжетные или предметные) можно использовать для развивающих игр с ребёнком. Вот некоторые из них.

Найди половинку 


Для этой игры можно использовать два набора красочных открыток, один из которых предварительно нужно разрезать пополам. Эта игра ориентирует малыша на установление логической связи, и цветового единства, что позволяет из двух частей составить одно целое. Покажите малышу половинку, и попросите найти подходящую к ней из 3-4 (не более!) половинок от разных открыток. Предварительно нужно положить перед малышом ту целую открытку, половинку к которой он должен найти. Если это трудно, можно вместе прикладывать половинку к другим разрезанным картинкам и таким образом искать, когда получится понятное, законченное изображение. В дальнейшем эту игру можно усложнять. Предложите ребёнку уже от 6 до 8 различных половинок. Ещё более сложной будет задача, если картинки разрезать на 3 или на 4 части. Степень сложности задания взрослые должны подбирать сами, исходя из возможностей малыша.

Угадай, что на картинке 


Для этой игры также потребуются разрезанные картинки, на которых должно быть изображено, что-либо хорошо знакомое ребёнку (например, стол, или яблоко, или лицо человека, или знакомое животное и пр.) Вы показываете ребёнку половину изображения и просите угадать, что здесь нарисовано. Картинку не обязательно разрезать, можно просто закрыть часть рисунка белой бумагой, а потом открыть её и вместе удивиться, как это малыш смог отгадать.

В более сложном варианте этой игры можно показывать не половину, а третью или четвёртую часть картинки.

Зайчик и белочка. 


Для этой игры придётся приготовить вырезанные из бумаги морковки и орехи (по 5-6 штук) и две игрушки - зайчика и белочку. Игра заключается в следующем. Вы показываете ребёнку игрушки, сажаете их в разных частях комнаты и объясняете (или напоминаете), что зайчики любят морковку, а белки - орешки.

После этого даёте ему заранее заготовленные "продукты" и просите, зайчику отнести все морковки, а белочке - орешки. Когда малыш справится с заданием, можно поблагодарить его от имени игрушечных персонажей.

Понятно, что при необходимости, зайчик и белочка могут быть заменены другими персонажами - ёжиком, мишкой, собачкой и пр. Игрушки могут быть заменены их изображениями, т.е. картинками различных животных. Здесь неважно, какое именно животное и что именно оно любит, а важно, чтобы ребёнок учился удерживать и выполнять инструкции взрослого и осуществлять элементарную классификацию предметов.

И последний, но очень важный совет. Все игры предметами должны быть по возможности выделены из других событий повседневной жизни - они должны иметь очевидные для ребёнка начало и конец. По завершении каждой игры нужно аккуратно сложить игрушки и убрать их в недоступное для малыша место. Этим вы исключите привыкание и утомление от предметов, постоянно находящихся перед глазами ребёнка. Они останутся по-прежнему привлекательными и желанными.

А привычка к порядку и организованности скоро станет внутренней потребностью малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни ребенка дошкольного возраста

В данном методическом материале рассматриваются особенности педагогической и профилактической работы с родителями воспитанников  детского сада "Морозко"....

Значение игры в жизни ребенка дошкольного возраста

Консультация для родителей, которая раскрывает важное значение игровой деятельности для развития дошкольника....

Игра в жизни ребенка дошкольного возраста

Малыш растет и развивается. И ни для кого не  является секретом, тот факт, что детская игра служит ему не только развлечением, но и знакомством  с взрослым миром, с его правилами и законами....

Игра в жизни ребенка дошкольного возраста

В  статье  рассматривается  роль  игры  как  ведущий вид   деятельности в жизни ребенка дошкольного возраста ,а  также  виды  игр  и  их...

Консультация для родителей "Компьютерные игры в жизни ребенка дошкольного возраста"

Компьтерные игры и их влияние на обучение и воспитание ребенка в целом....

«Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста».

​Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связа...