консультация для родителей
консультация (средняя группа) на тему

"Слышит ли рука глаз?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slyshit_li_ruka_glaz_2011.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

СЛЫШИТ ЛИ РУКА ГЛАЗ (средняя группа)

консультация

    Цель:

•    показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

•    обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;

•    привести  примеры  игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук.

        Оборудование:

•    Плакаты с высказываниями:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).                        

«Рука – это своего рода внешний мозг» (Э.Кант).                                                                    

«Рука – это инструмент всех инструментов». (Аристотель).

Ход.

 В самостоятельной деятельности я предложила детям отгадать загадку:

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»,

Угадайте, как их звать?

Наши ребята не сразу догадались, о чём идёт речь. Речь шла о пальцах.

Моя тема посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.

Предлагаю посмотреть выставку работ детей нашей группы.

 Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем  сразу три задачи:

1.    косвенным образом влияем  на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

2.    готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет  избежать многих проблем школьного обучения.  

3.  оказываем  оздоровительное  воздействие  на  организм  малыша .

Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, нас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.

Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3 – 4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:

   Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

   В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), и не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.)

   В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координаций руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, необходимо  не забывать хвалить ребёнка, создавая ситуации успеха.

У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи. (Предлагаю  коллегам  изобразить фигуру этого театра).

Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, - это оригами. Это не случайно. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.

Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок. (Раздаю листы бумаги и показываю несколько простейших способов изготовления фигурок с помощью техники оригами).

Вообще, без специальной подготовки трудно организовать игры с ребёнком на развитие мелкой моторики рук, поэтому сейчас я коротко расскажу и о других формах такого развития:

•    работа с раскрасками – штриховка;

•    пальчиковая гимнастика – шнуровка;

•    игры с конструктором, мозаикой;

•    лепка из глины и пластилина;

•    нанизывание бус, бисера;

•    сматывание цветных ниток в клубочки;

•    работа с ножницами.

Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).

Некоторые игры представлены на нашей выставке, вы можете познакомиться  с  ними  позже. Обращаю внимание коллег на выставку приготовленных игр для развития мелкой моторики рук.

Эти игры:

    развивают мелкую моторику рук;

    развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;

    формируют навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант);

    способствуют развитию речи;

    развивают творческие способности;

    косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Наша задача состоит в том, чтобы развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

Игры  с  пальчиками:

«Пальчиковый бассейн»

Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

«Пальчики здороваются»

Исходное положение – сидя на пятках, руки согнуты в локтях, ладони прямые, большой палец противопоставлен остальным. Ребёнок выполняет упражнение двумя руками одновременно: два раза ударяет каждым пальцем по большому пальцу, начиная от указательного к мизинцу и обратно.

«Резиночка»

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром примерно 4 – 5см. Ребёнок вставляет все пальцы в резинку и двигает ими так, чтобы резинка переместилась на 360 градусов. Упражнение выполняет сначала в одну, а затем в другую сторону; вначале одной, потом другой рукой.

Необходимо  признать,  что  исходя  из  оздоровительного  воздействия  на  организм  ребенка,  развитие  мелкой  моторики -  методика,  направленная  на  сохранение  здоровья  (развитие  мелкой  мускулатуры  пальцев  рук)  и  укрепление  сил  в  организме  (снятие  раздражения,  психической  напряженности,  нервной  усталости).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...