«Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»
статья (старшая группа) по теме

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие

Трудно растить детей в сложном современном мире. Сегодняшнее общество очень сложное. Оно насыщено экономическими и политическими кризисами. На семью извне давит множество социальных, материальных и других проблем. Под этим натиском очень трудно сохранить благоприятный климат, который так необходим для полноценного развития личности ребенка, а особенно в дошкольном детстве, ведь детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.

Мне в последнее время все чаще приходится сталкиваться с рядом негативных тенденций: молодые родители не стремятся зарегистрировать свои отношения, браки через короткое время распадаются и дети растут в неполной семье.

Все чаще приходится сталкиваться с проблемой низкого образовательного уровня родителей. Достаточно частыми становятся случаи запущенности ребенка в семье. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

В беседе со мной родители очень часто подчеркивают, что им не хватает времени на выполнение всего того, что необходимо ребенку. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что у современных родителей нет избытка времени. Однако мои наблюдения показывают, что увеличение того количества времени, которое родители проводят со своими детьми, само по себе не приводит к повышению эффективности воспитания. Не время, как правило, ограничивает родительскую любовь, и проблема не только в количестве времени, сколько в его содержании.

Искусство воспитания имеет одну особенность: всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким. И чем менее человек знаком с теорией и практикой воспитания, тем легче оно ему кажется. Эти слова написаны К. Д. Ушинским более 130 лет назад. К сожалению, до сих пор в подходе к воспитанию у родителей преобладает подобное мнение.

Передо мной встает вопрос - как привлечь внимание родителей к ценным советам, как предотвратить отчуждение семьи от детского сада, семьи от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Считаю, что должна работать так, чтобы родитель смог:

• Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

• Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;

• Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;

• Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

Я выстраивала свою систему работы с родителями опираясь на определённые цели и задачи поставленные перед работниками ДОУ для успешного взаимодействия с семьёй.

В работе с родителями я использую много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Такие как:

• Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;

• Педагогические беседы с родителями;

• Круглый стол с родителями;

• Тематические консультации;

• Организация “уголков для родителей”;

• Оформление витрин (фотомонтажей) ;

• Работа с родительским активом группы.

В случае, когда личный контакт невозможен, использую:

Доски объявлений:

- объявления о собраниях;

- объявления о предстоящих мероприятиях;

- информация о деятельности в группе: какая в данный момент идет тема в группе, чем занимаются дети в группе;

- высказывание детей в течение дня;

- ежедневные расписания;

- благодарности родителям.

Информация на стенде может дублироваться или развивать информацию, фигурирующую в записках, в беседах.

Брошюры: Помогают родителям ознакомиться с программой. Они могут содержать краткое изложение философии, общую информацию о ней.

Информационные бюллетени: Могут рассылаться раз или два раза в месяц, (цели могут быть разными) :

- информация о различных специальных мероприятиях: собраниях, вечерах, экскурсиях, спектаклях и т. д. ;

- описание событий, происходящих в детском саду;

- описание видов занятий, приводящихся в группе, а так же мер, по поддержке этих занятий дома;

- изложение идей, позволяющих лучше преподнести тему, которая проходит в группе (“Осень”, “Моя семья”, “Домашние животные” и т. д.) ;

- благодарности добровольным помощникам;

- просьба принести какие-либо материалы или оказать какую-либо помощь.

(каждый день, несколько раз в неделю) .

Индивидуальные кармашки:

В кармашки складываются записки о последних достижениях ребенка, его успехах и новых приобретениях.

Личные фотоальбомы, альбомы, дневники: которые передаются от педагога к родителю и обратно:

- короткие сообщения о достижениях ребенка;

- извещение о особых событиях;

- благодарность родителям;

- здоровье ребенка;

- личный рост.

Закрытые ящики: (в виде почтового ящика) для предложений. Анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы. Этот способ особенно подходит родителям, которые легко выражают свои мысли в письменной форме.

Эффективной формой работы с родителями является выполнение творческих заданий совместно с детьми. Например «Счастлив тот, кто счастлив дома». Работа предполагалась в интересной, необычной форме представить свою семью. Была организована выставка не только в группе, но и выставлена на городской конкурс «Я и моя семья» в городской библиотеке. Данная работа была отмечена грамотой. Такая совместная творческая деятельность не только объединила нас, но и принесла свои плоды. Родители стали более общительнее, пошли на контакт со мной, стали предлагать свою помощь.

В современном образовании появляются новые, инновационные технологии, но ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семьи. Если дошкольное учреждение и семья “закрыты” друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание неуверенность.

Я считаю, что эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия как в детском саду, а детский сад будет решать проблемы семьи. Главной должна стать атмосфера добра, доверия, и взаимопонимания между педагогами и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.

И еще об одном моменте в системе работы с родителями мне хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители. “Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях”, - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это сказано точно.

Несмотря на различия всех этих форм, их объединяет одно назначение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

В заключении я хочу сказать, что выбранные мною формы работы с родителями не могут быть стандартом, думаю, они должны быть гибкими к запросам семьи. И если мы привлечем родителей к взаимодействию, преодолеем сопротивление, нежелание, настороженность, то работа даст удовлетворение, внесет перемены в отношениях родителей и педагогов.

И основное правило в работе с родителями – никогда не жалуйся, не говори о ребенке плохо. Мы одна семья, мы вместе и навсегда!