Кризис трёх лет.
консультация на тему

Наумова Марина Евгеньевна

То, что необходимо знать...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_3-kh_let.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис трех лет

«…Кризис 3-летнего возраста, называемый многими авторами фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. »

Л.С.Выготский «Проблема возраста»

Кризис 3 лет = «и вновь продолжается бой…»

Кризис 3 лет – один из ярких, эмоциональных и насыщенных периодов в развитии ребенка. В этот период происходит очень много изменений в психике ребенка, а потому быстрые и качественные изменения обязательно сказываются на поведении ребенка. Многие мамы говорят о том, что ребенок становится упрямым, строптивым, неуправляемым, везде перечит и впадает в капризы и истерики. В этот период ребенок как чашка, в которую льют и льют, и вода выплескивается из нее бурными струями, переливаясь через край.

Кризис трех лет – непростое время и для ребенка, и для родителей. Для ребенка – потому что он сам иногда не знает, чего хочет, его не понимают взрослые, ребенок прямо соткан из противоречий. Для родителей – потому что они тоже не могут понять, чего хочет ребенок, не знают, как справляться с эмоциональными волнами малыша и как остаться любящим, спокойным и вменяемым родителем.

Ребенок в период кризиса трех лет – это маленький тиран и террорист. Хотя еще пару дней назад ничего не предвещало изменений, сегодня он бесконечно отказывается есть любимую кашу, убирать за собой игрушки, смотреть любимый мультфильм и целовать любимую тетю.

По мнению специалистов, кризис трех лет характеризуется следующим «семизвездьем» симптомов:

  •  негативизм – стремление делать все наоборот и противоречить всем и везде;
  •  упрямство – настаивать на своем, не потому что очень нужно, а просто так, «из принципа», потому что «Я захотел так»;
  •  строптивость – подобна негативизму, но ни на кого конкретно не направлена, это просто позиция «против системы», против образа жизни и положения вещей;
  •  своеволие – ребенок диктует свою волю, через заявления «я сам», даже если не особо умеет это делать;
  •  протест-бунт – постоянный «бунт на корабле», состояние войны, борьбы, конфликта со всеми;
  •  обесценивание – все старое, что раньше было дорого (вещи, люди) отвергаются, причем иногда с употреблением всяких бранных слов;
  •  деспотизм – везде и во всем пытается проявить свою власть; «властелин колец» семьи.

И вот неожиданный вопрос – а для чего все это «богатство» поведенческих реакций необходимо для развития ребенка? Какие задачи решаются таким путем?

Неожиданный – потому что с этими симптомами родители часто пытаются бороться, и часто силовыми методами. Или задабриванием и умасливанием. Но метод кнута и пряника поведенческие проблемы ребенка в период кризиса 3 лет не решает! К 3 годам ребенок достаточно хорошо сформирован физически: развивается координация движений, он может быстро бегать, взбираться по шведской стенке, ездить на трехколесном велосипеде. С лозунгом «я уже большой» уже довольно убегать от мамы. Таким образом расширяется пространство вокруг ребенка и развивается самостоятельность в движениях.

Самостоятельность в передвижениях развивает самостоятельность в мышлении. Мозг трехлетнего ребенка созревает для наглядно-образного мышления: он уже умеет думать и представлять образные картинки, вспоминать что-то в образах. Перестройки в структуре головного мозга и периферической нервной системе влияют и на то, что получается (или не получается) придумать, смастерить-построить своими руками, нарисовать, манипулировать с мозаиками, шнуровками и т.д. Эти же перестройки оказывают влияние на эмоциональную сферу малыша, а с эмоциями он еще не в силах справляться.

Кстати об эмоциях. Головной мозг малыш еще не несет полной ответственности за контроль за поведением. Поведение ребенка непроизвольное и неосознаваемое в полной мере. Это значит, что он легко может «запустить» истерику, но не может ее самостоятельно остановить. Поэтому у ребенка легко запускается любая эмоциональная реакция, но справиться с ней сам он не в силах. В этом отличие от всех последующих кризисов, где ребенок уже может контролировать себя в большей степени. Кризис трех лет – это период анархии в нервной системе.

Самое главное изменение в период кризиса 3 лет – это осознание себя и формирование зачатков личности. Именно в этот период ребенок начинает делить мир на Я и Другие; выделять себя из окружающего физического и, главное, социального мира.

Симптомами этого осознания могут быть: интерес к своему изображению в зеркале, интерес к внешности, нарядам (у девочек), своим способностям и навыкам (у мальчиков, например, к конструированию или лепке, рисованию).

Главный девиз кризиса 3 лет – «Я сам». Это не только проявление личности и индивидуальности ребенка (слово Я), но и основа для формирования самостоятельности, активности и инициативности ребенка. Подавив инициативу этих заявлений, сделав что-то за ребенка, прикрикнув на него или подстегивая неумеху в делах, можно потерять львиную долю его самостоятельности в будущем.

Именно в период кризиса трех лет формируются зачатки волевой сферы(своеволие, упрямство, деспотизм) и первые моральные и нравственные нормы. Начинает формироваться механизм выбора между «надо или хочу», между «нельзя и хочу». А это оооочень важный механизм жизни в обществе!

Кризис трех лет несет очень важный и значительный позитивный смысл для развития личности ребенка. Прежде всего, развиваются волевая, мотивационная и эмоциональная сферы. Это новые и прогрессивные личностные качества: упрямство – упертость, стремление достигать целей; своеволие – умение осознавать, чего хочу, а чего не хочу.

Исследования показывают, что, если по каким-то причинам (длительная болезнь, авторитарное или попустительское воспитание, физические наказания) кризис трех лет протекает у ребенка вяло, неярко, невыразительно, бессимптомно, то в будущем это может сказаться на его волевых, эмоциональных и «достигаторских» качествах.

Можно сказать и наоборот, чем более ярко протекает трехлетний кризис, тем в большей степени Ваш ребенок – боец и борец за справедливость. В этот год мучений уповайте на бойцовские качества ребенка в будущем.

Итак, кризис 3 лет у ребенка – это один из самых острых кризисов в развитии, но и один из самых важных. Родителям важно в этот период общения с ребенком не ломать его сопротивление, а найти достойную сферу проявления его самостоятельности. Лучше всего для этого подходит игра.

Мира и тепла Вашему дому!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризис трёх лет: как договориться с ребёнком. Советы психолога.

Знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: ма...

Кризис трёх лет

Что такое кризис трёх лет? Консультация для родителей...

Кризис трёх лет

3-4 года очень важный период в жизни ребенка. В этом возрасте происходит очень важныйдля ребенка психологический процесс- это первое яркое выражение своего "Я"....

Кризис трёх лет

Статья рассказывает о возможных изменениях в поведении ребёнка в период так называемого "кризиса трёх лет" и о его безболезненном преодолении....

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

Консультация для родителей "Кризис трёх лет или кризис "Я САМ!"

Консультация для родителей "Кризис трёх лет или кризис "Я САМ!"...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет или кризис «Я сам!»»

Вашему малышу скоро 3 года. С каждым днём он становится всё самостоятельнее, но не всегда это радует родителей....