Тематическое родительское собрание в старшей группе "Безопасность ребенка в быту".
методическая разработка (старшая группа) по теме

Долгих Татьяна Викторовна

Родителям показаны игровые приемы по формированию опыта безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod._sobranie.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое родительское собрание в старшей группе

«Безопасность ребенка в быту.

 Цели: формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка; педагогическое просвещение родителей по теме собрания.

 Задачи: обозначить возможные опасности дома для ребенка дошкольного возраста; определить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей.

 Форма проведения: организационно-деятельностная игра

План проведения

  1. Вступительная часть
  2. Активизирующая игра «Слепой и поводырь»
  3. Работа в группах
  4. Обсуждение результатов работы групп
  5. Интерактивная игра
  6. Заключительная часть

I Подготовительный этап

1. Анкетирование родителей

Цель: определить степень воздействия семьи на формирование у ребенка опыта безопасного поведения дома.

2. Оформление помещения, тематической выставки, текста программы собрания.

3. Подготовка оборудования, инвентаря.

II Организационный этап

Столы в помещении расставлены для групповой работы. Звучит музыка.

Ход мероприятия

(Звучит сигнал машины специального назначения)

        Воспитатель. Уважаемые взрослые, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите подобные звуки? (Ответы родителей). 

      Особую тревогу мы испытываем за маленьких детей. Дети обладают естественной любознательностью, у них масса энергии и воображения. Им надо немедленно узнать все, что их окружает.

По мере того, как ребенок растет, меняется его интерес к повседневно окружающим его вещам. И именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев.

       Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возраста надо учить ребенка правильному поведению в чрезвычайных ситуациях.

       Что такое безопасность? Это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, применение знаний на практике.         

     - Как вы думаете, что должны делать взрослые, чтобы обеспечить безопасность и здоровье своих детей? (Ответы родителей)

Вывод. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте и т.п. В-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

       Обучение детей безопасному поведению сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт. Только во взаимодействии друг с другом мы можем создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

 Все мы – педагоги и родители – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей?» Давайте вместе постараемся найти ответ на него.

Активизирующая игра «Слепой и поводырь»

         Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам разбиться на пары по собственному желанию. Определитесь, пожалуйста, кто из вас будет играть роль первого номера, а кто – второго. Первый номер играет роль слепого, а второй - поводыря. Ваша задача: пройти по обозначенному маршруту, выполняя свои роли (поводырь ведет слепого).

         Определяется маршрут, даются указания о направлении движения.

         Воспитатель. Какие чувства испытывали «слепые»? (Неуверенность, страх или спокойствие, потому что были уверены в поводыре…)

    - Какие чувства испытывали поводыри? (Ответственность, тревогу за партнера)

    - Как вы думаете, а в отношениях родитель-ребенок кто какую роль выполняет? (Ребенок – это слепой, а родитель - поводырь)

        Совершенно верно, мы заботимся и беспокоимся о своих детях как о слепых котятах, стараясь за них определить их дальнейший шаг. Не проще ли научить своего ребенка навыкам безопасного поведения?

     - Какие опасности могут подстерегать ребенка дома? (Ответы родителей)

Воспитатель записывает возможные опасности на доске.

       Воспитатель.  Мы определили ряд опасностей, и я предлагаю вам разделиться на группы по количеству опасностей.

Работа в группах

       Воспитатель.  Ваша задача: обсудить в группе ситуацию и сформулировать правила безопасного поведения ребенка.

Опасность первая. Острые, колющие и режущие предметы.

Правило 1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Опасность вторая. Электрические приборы. Они могут ударить током или стать причиной пожара.

Правило 1. Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон и другие электроприборы.

Правило 2. Никогда не тяни за электрический провод руками (а кота за хвост).

Правило 3.  Ни в коем случае не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них.

Опасность третья. Лекарство и бытовая химия.

Правило 1. Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это не вкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

Правило 2. Что такое бытовая химия? Это стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов и многое другое. Дети конечно не тараканы, но яд от тараканов действует и на людей. Поэтому ни в коем случае не открывай никаких упаковок с бытовой химией.

Опасность четвертая. (Невидимая и неслышимая). Газ.

Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться, поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила.

Правило 1. Срочно скажи об этом взрослым.

Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проверить квартиру.

Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.

Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04.

Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.

Опасность пятая. Балкон, открытое окно.

Правило 1. Никогда не играй на балконе в подвижные игры.

Правило 2. Не перегибайся через перила балкона (если внизу что-то интересное, лучше спуститься вниз по лестнице).

Правила 3. Нельзя самим открывать окна и выглядывать из них.

Обсуждение результатов работы групп

        Представитель от группы предлагает для обсуждения ряд правил безопасного поведения в быту, и в дальнейшем они вывешиваются на стенд для подробного изучения.

Выводы.

- Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – тогда она станет действенным регулятором его поведения.

- Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказываются малоэффективным.

-Важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.

-Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

- Дети могут оказаться дома в непредсказуемой ситуации, поэтому  главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Интерактивная игра

         Воспитатель. А сейчас мы познакомим вас с некоторыми приемами, которые мы используем в работе с детьми. Предлагаем поучаствовать в интерактивной игре по правилам безопасности в быту. Для этого разделимся на две команды.

        Обе команды проходят два уровня сложности: детский и взрослый. Итак, мы начинаем.

Задание 1. Заканчивает стихотворение тот, кто поймает мяч.

  1. Дом в порядке содержи.

Вилки, ножницы, ножи,

И иголки, и булавки.

Ты на место….. (положи)

  1. Балкон не место для игры,

Без взрослого туда не выходи.

Опасно там играть и веселиться,

Ты можешь с высоты большой…. (свалиться).

  1. Не суй в розетку пальчик –

Ни девочка, ни …. (мальчик)

  1. Его учует только нос.

Ведь невидимка он для глаз.

Живет в плите уж много лет

Опасный, ядовитый …(газ).

  5) Когда в кастрюле кипяток,

        Не прикасайся к ней, дружок,

        Поверь: кипящая вода

        Была опасною …(всегда)!

          6)Сынок хотел, как папа стать

И начал гвозди забивать;

Попал по пальцу молотком-

На рев сбежался целый…(дом).

Задание 2. Игра «Четвертый лишний»

  1. Найдите четвертый лишний предмет, который может стать причиной пожара.

1) зажигалка, кресло, ваза, картина

2) ковер, спички, стол, чашка

2.Найдите четвертый лишний предмет, которым нельзя порезаться или уколоться.

Нож, ножницы, подушка, пила

3. Найдите четвертый лишний предмет, которым можно уколоться или порезаться.

Одеяло, носки, иголка, ковер

   Воспитатель.  Поздравляем! Обе команды успешно переходят во взрослый уровень.

Задание 3. «Черный ящик».

          Воспитатель. А сейчас перед вами появится черный ящик. (Под музыку выносится черный ящик, в котором лежит любой предмет, связанный с темой «Безопасность в доме»). Догадайтесь, что находится в нем. По очереди задаем наводящие вопросы, ответить на которые я могу только «да» и «нет». Кто первый догадается, тот победит.  

Задание 4. Работа с карточками.

  1. Составьте из карточек алгоритм поведения ребенка при пожаре, если он дома один.
  2. Подберите к данным ситуациям способы оказания первой помощи и самопомощи.

         Воспитатель. На этом наша интерактивная игра заканчивается. Поздравляю! Обе команды успешно прошли все испытания.

Заключительная часть

Подведение итогов

         В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Придя  домой, спросите себя, какие изменения вы могли бы внести, чтобы обезопасить свой дом. Меры предельно просты. Для начала как-нибудь присядьте на корточки, на уровень роста ребенка и попробуйте взглянуть на вещи  из его положения. Посмотрите на тянущийся провод электрочайника (причину самых ужасных ошпариваний) и рукоятки сияющих сковородок; торчащие над плитой; откройте дверцу, за которой скрыт набор бутылочек разных цветов и форм с отбеливателем, чистящими средствами, возгораемыми жидкостями. Хоть и несколько примитивный прием, но он поможет вам понять, как притягательны для ребенка окружающие его предметы.

         Маленькие дети не осознают риска – у них просто нет опыта, который подсказал бы им, что может навредить, а что – нет. Помогите им его приобрести. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!

Рефлексия «Мое мнение»

        В конце собрания родителям предлагается высказать свое мнение о проведенном собрании, приклеив сердечки трех цветов (красного, зеленого и черного) на информационный стенд:

- кто узнал много нового, и было интересно – красного;

- кому было интересно, но нового ничего не узнал – зеленого;

-кому было скучно – черного.

        Воспитатель благодарит всех за активное участие и в память о собрании дарит каждому родителю памятку «Азбука для родителей» (учим ребенка правилам безопасности).

Вариант решения родительского собрания

1.Детям и родителям неукоснительно соблюдать правила безопасности.

2.Систематически осуществлять совместную работу детского сада и семьи по формированию у детей навыков безопасного поведения.

3. Оказать помощь воспитателям в создании «Центра безопасности» в группе (приобретение и изготовление дидактических пособий, игр, литературы).

4. Проводить с детьми различные совместные мероприятия познавательной, культурно-досуговой и спортивной направленности по теме собрания.

Литература

  1. Авдеева, Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 144с.
  2. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей детского сада/ К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. М.: Просвещение, 2006. – 94с.
  3. Родительские собрания в детском саду: Средняя группа /Авт.- сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2009. – 256с.
  4.  Родительские собрания в детском саду: Старшая группа /Авт.- сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2009. – 326с.