«Влияние родительских установок на развитие детей» (лекция для родителей)
материал (старшая группа) по теме

Долгих Татьяна Викторовна

 

В лекции внимание родителей привлечено к тому, что они говорят своим детям в детстве и как это отражается в дальнейшем на их развитии, можно ли избежать негативного программирования собственного ребенка и, наоборот, заставить его поверить в себя?  Родителям показана возможность самостоятельной психокоррекционной работы с детьми посредством положительного воздействия словом, предложены  способы трансформации часто встречающихся негативных родительских установок в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя.

Лекция адресована родителям, а также будет полезна всем взрослым, которые общаются с детьми дома, в детском саду, в школе, на улице.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №57 «Радуга»

        Всероссийский открытый творческий конкурс работников

образовательных учреждений «Моё призвание»

Номинация: «Моё публичное выступление»

«Влияние родительских установок на развитие детей»                                      (лекция)

                                                           Долгих Татьяна Викторовна,

                                                                  воспитатель МДОУ

                                                                 

Старый Оскол

2013

Моя лекция обращена ко всем взрослым, которые общаются с детьми дома, в детском саду, в школе, на улице.

        Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание.

        В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом.

        Все родители искренне хотят воспитать самого умного, самого талантливого, «самого-самого» ребёнка. Нередко они желают, чтобы их ребёнок был «не хуже их», либо достиг большего.

        Иногда родители имеют некоторый, порой неосознаваемый, образ того, каким бы они хотели видеть своего ребёнка в будущем. В соответствии с этим образом  они и предпринимают усилия, направленные на то, чтобы «совместить» реального ребёнка с этим образом. Живой ребёнок воспринимается как «материал» в их руках – подобно глине или необработанному камню. Иногда этот материал послушный, иногда не очень, но в любом случае ему потребуется придать определённую форму – разумеется, в его,  же интересах и из лучших побуждений.

        Но при этом родители забывают, что ребёнок -  индивидуальность со своими особенностями, возможностями и судить его нужно по его собственной шкале ценностей. Есть такая притча. Собрались как-то кенгуру, кузнечик и блоха и заспорили: кто из них выше прыгает? Прыгнула выше всех кенгуру, а рекорд все-таки поставила блоха, потому что она на сто своих ростов вверх подпрыгнула. У нас же часто кенгуру делают чемпионом.

        Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально – личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Их авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…» и т. д.

        В отличие от сформировавшейся личности  ребёнок дошкольного возраста не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам его поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка.

        У Бориса Павловича Никитина есть такое высказывание: «Если посмотреть на родителей и на их ребёнка, можно предположить, каким будет ребёнок: уверенным в себе, активным, жизнерадостным или пассивным, ждущим указания и поддержки. Самое интересное, что смотреть нужно на родителей, на то, как они общаются с ребёнком, а не на самого ребёнка».

        Аналогичный подход можно найти у Эрика Берна, психиатра. Берн считает, каким вырастет ребёнок – «победителем» или «неудачником», полностью зависит от родителей.

        Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства и чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведение и чувства.

        Вот так наши дети реагируют на всё, что они слышат. (Приложение №1)

        Оружием против негативной установки может стать только контр установка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты всё можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребёнок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной действительности (рисование, лепка, пение и т. д.).

        Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость – глупость, где важны стойкость, вера в себя и в свои силы.

        Приведу несколько примеров из наиболее часто встречающихся негативных родительских установок.

Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных родительских установок, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребёнка и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

Негативные установки

           Позитивные установки

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя исправьтесь

«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…»

Замкнутость, отчуждённость, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению

«Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»

«Горе ты мое!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

«Счастье ты мое, радость моя!»

«Плакса- вакса, нытик!»

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи.

«Поплачь будет легче…»

«Вот дурашка, все готов раздать…!

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

«Молодец, что делишься с другими!»

«Одевайся теплее, заболеешь!»

Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания

«Будь здоров, закаляйся!»

«Неряха, грязнуля!»

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»

«Уйди с глаз моих,  встань в угол!»

Нарушение взаимоотношений с родителями, «уход» от  них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

«Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!»

«Не ешь много сладкого, зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!»

Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие в себя.

«Кушай на здоровье!»

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

«Держи себя в руках, уважай людей!»

Мы, педагоги, должны донести до  родителей понимание роли установок, оценок, которые они дают своим детям, помочь найти им способы их трансформации в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя. Например, сказанное так «плакса-вакса, нытик!» вовремя исправьте «поплачь, будет легче» или «неряха, грязнуля» на «как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен». Ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, в конечном итоге может повлиять на жизненный сценарий ребёнка.

        Как часто вы говорите детям?..

- Я сейчас занят (а)…

- Посмотри, что ты натворил!

- Это надо делать не так…

- Неправильно!

- Когда же ты научишься? 

- Сколько раз я тебе говорила!

- Нет! Я не могу!

- Ты сведешь меня с ума!

- Что бы ты без меня делал!

- Вечно ты во все лезешь!

- Уйди от меня!

- Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

        А эти слова ласкают душу ребёнка:

-Ты самый любимый!

- Ты очень многое можешь!

- Чтобы мы без тебя делали?!

- Я радуюсь твоим успехам!

- Иди ко мне!

- Садись с нами!

- Чтобы не случилось, твой дом - твоя крепость.

- Расскажи мне, что с тобой...

        В процессе взаимодействия мы получаем от ребёнка «обратную» связь и сами её даём. Предлагаю вашему вниманию список утверждений доктора Барбары Вулф, который имеет общий заголовок «Ребёнок учится тому, чему его учит жизнь». Эти утверждения выглядят следующим образом:

Если ребёнка критикуют, он учится обвинять.

А вам, уважаемые коллеги, я предлагаю закончить следующие утверждения, выбрав из общего списка подходящий, по вашему мнению вариант.

1.Если к ребёнку относятся враждебно,

1.он учится находить любовь.

2.Если ребёнка высмеивают,

2.он учится уверенности в себе.

3.Если ребёнка стыдят,

3.он учится чувствовать себя виноватым.

4.Если ребёнок вынужден проявлять терпимость,

4.он учится быть застенчивым.

5.Если ребёнка поощряют,

5.он учится благодарности.

6.Если ребёнка хвалят,

6.он учится любить себя.

7.Если к ребёнку относиться честно,

7.он учится доверять.

8.Если ребёнок растёт в безопасности,

8. он учится драться.

9.Если к ребёнку относятся с одобрением,

9.он учится справедливости.

10.Если ребёнок живёт в атмосфере любви и признания,

10.он учится терпению.

А теперь предлагаю сравнить ваши ответы с вариантом автора: 1-8, 2-4, 3-3, 4-10, 5-2, 6-5, 7-9, 8-7, 9-6, 10-1.

Чувство вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения, поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая «травинка на асфальте», которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.

Мы все, родители и педагоги, должны стремиться к вот такому стилю общения:

Дети + мы = радость, удобство, комфорт.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить…

В. Шефнер

Уважаемые взрослые, давайте будем думать прежде, чем говорить! Давайте осознавать и решать свои проблемы. Давайте освобождаться от установок, данных нашими родителями, чтобы «обойти» стороной кризис среднего возраста, не передавая нашим детям наши страхи и комплексы «в наследство».

Список использованной литературы:

  1. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка в воспитании дошкольника. – М: Сфера, 2005. – 96с.
  2. Курочкина И. Н. Как научить ребенка поступать нравственно. - М.: Флинта. 2002. – 128с.
  3. Любина Г. Как воспитать ребенка удачника? //Дошкольное воспитание. 1997. №1, - 73с.
  4. Мальханова И. А. Школа для трудных родителей. – М: АиФ Принт, 2004. – 248с.
  5. Фроман Э. Десять ошибок, которые совершает человек. - М.: Педагогика. 2000. – 170с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей"

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание....

Работа с родителями Консультации для родителей Влияние родительских установок на развитие детей.

Работа с родителямиКонсультации для родителейВлияние родительских установок на развитие детей.Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осо...

«Влияние родительских установок на развитие детей» (консультация для родителей)

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки....

"Влияние родительских установок на развитие детей" консультация для родителей

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание....

Влияние родительских установок на развитие детей. Консультация для родителей.

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере очень важное ...

Влияние родительских установок на развитие детей. (консультация для родителей)

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание....