«Наказание и поощрение детей дошкольного возраста в семье».
статья по теме

Нестерова Светлана Сергеевна

Статья для родителей воспитывающих детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nakazanie_i_pooshchrenie.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение – детский сад №68 Приморского района.

Статья:

«Наказание и поощрение детей дошкольного возраста в семье».

Автор: Нестерова Светлана Сергеевна

Санкт-Петербург 2014г.

        Наказания и поощрения играют большую роль в процессе воспитания ребенка. Как правильно применять эти «воспитательные средства»? На первый взгляд, все предельно просто.  Наказания  и поощрения призваны вырабатывать условный рефлекс: за неправильным поведением следует  наказание, за правильным  поощрение. Вопрос о наказании детей стар как мир. Горький осадок оставляют в душе родителей грустные, полные слез глаза наказанного малыша. Можно ли вырастить ребенка без наказаний?

        Нам, родителям, когда мы караем и милуем редко удается быть справедливыми вполне, и мы отталкиваем от себя детей. Наказания часто порождают озлобленность, обиду, страх, мстительность, притворство.

        При разговоре о наказании следует обратиться к этимологии этого слова. Оно является однокоренным со словами «наказ», «указ», то есть  урок. А там где урок, где мы хотим чему-то научить ребенка, не должно быть гнева.

        Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют.

        К самым неправильным, неблагоприятным формам следует отнести физическое воздействие. Обычно эта форма наказания применяется, когда родители слабо контролируют свое поведение. Нет более нелогичной картины, чем родитель, бьющий или шлепающий своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!»  Ребенок не поймет, что агрессия плохой способ для установления связи с миром, если этим способом активно пользуются его родители. К физическим наказаниям не следует прибегать, так как после них ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того, кто его наказал. Такое воздействие совершенно бесполезно, если вы хотите воспитать в ребенке желание правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то заставил.

        Подобно физическим наказаниям, малоэффективна речевая агрессия (ругань, оскорбления). Этот способ наказания ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками. Кажется, без этого не обойтись. С детства – «нельзя», «не тронь» и т.д. Зачастую из-за постоянной нашей занятости нам некогда спокойно, последовательно доказывать ребенку его неправоту. Повысили тон, крикнули «нельзя» - ребенок подчинился. А дальше? Или безропотно подчиняется приказанию, или делает все наоборот. Надо все время помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувством собственного достоинства! Самое дорогое для нас – дети. Давайте будем терпимы по отношению к ним. Ведь и мы, взрослые, часто ошибаемся.

        Весьма распространенной формой являются сепарационные наказания, лишающие малыша части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять ее нужно крайне осторожно и только очень непродолжительное время. Обычно мы отказываем в любви ребенку тогда, когда он больше всего нуждается в этом. Веселого и благополучного любят все, от неудачливого отворачиваются, хотя именно ему нужна наша любовь. Самые злобные чувства рождаются в душе «отвергнутого» ребенка, самые мстительные картины появляются в его сознании.

        Самым распространенным наказанием в семье является лишение награды (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.п.) Такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события. Но нельзя лишать ребенка того, что необходимо для полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками.

Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.п., то почти каждый ребенок хоть раз сталкивался с проявлением жестокости, давления со стороны своих родителей.

        Известный российский психолог Владимир Леви написал «Семь правил для всех»:

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать….
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - НЕ наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
  • За один раз – одно!
  • Наказание – не за счет любви; что бы не случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
  • Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
  • Наказан – прощен. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
  • Наказание без унижения. Наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
  • Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения…

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

        Поощрение – более действенный институт воздействия. Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Поэтому ребенок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения, свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал и обязательно захочет повторить его.

        Награда, одобрение и похвала возвышают ребенка и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное – значит и самому испытывать радость.

        Важно при совершении ребенком какого-либо нежелательного поступка выяснить его мотивы: сделан ли он по незнанию или из любопытства, с умыслом или по забывчивости, от скуки или по какой-то другой причине. Только исходя из мотивов следует  оценивать случившееся.

В первую очередь, поощрять следует  неординарные поступки, те, которые совершены ребенком самостоятельно, без обычных напоминаний с вашей стороны. Действия, не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно, заслуживают похвалы.

Но в свою очередь чрезмерная похвала тоже вредна, не стоит хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.); не хвалите больше двух раз за одно и тоже; не хвалите из жалости; не хвалите из желания понравится.

Завершить разговор хочется словами С.Соловейчика – писателя, большого знатока детских душ, который утверждал: «Любить – значит принимать человека таким, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей?» отвечал: «Бороться-то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок».

Каждый родитель будет хорошим воспитателем, знающим за что ругать, а за что хвалить, помня несколько не хитрых правил:

  1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы.
  2. Ваш ребенок – не ваша собственность,  а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для реализации.
  3. Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
  4. Во многих повинностях и шалостях малыша повинны вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, каков он есть.
  5. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.

Список использованной литературы:

  1. В.В.Ветрова «Уроки психологического здоровья» 2001г.
  2. Л.Свирская «Работа с семьей: необязательные инструкции». Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. 2007г.
  3. Е.А.Сочеванова «Наказание ребенка» Дошкольное воспитание,2008г.
  4. В.Леви «Нестандартный ребенок», 1988г.
  5. Н.Метенова «Искусство хвалить» Ребенок в детском саду.2001.
  6. С.В.Чиркова «Родительские собрания в детском саду» 2010г.