О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста
консультация по теме

Серебрякова (Зырянова) Ирина Дмитриевна

Консультация для родителей о поощрении и наказании детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста

Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребенка? Как наказывать? Как поощрять? Это вопросы, которые волнуют и педагогов, и родителей.

Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает. Если вспомнить свои детские проступки, наказания за них и те чувства, которые тогда испытывали, то в этих воспоминаниях может оказаться огромное разнообразие чувств и переживаний: вина, раскаяние, беспокойство, замешательство, обида, унижение и др. А ведь именно от того, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность этого воспитательного рычага. Именно чувства наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое нами наказание своей цели или нет. Чувства ребенка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания.

Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей дошкольного возраста требует особого внимания педагогов и родителей, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается положительными чувствами радости, гордости и т. п. Эти чувства возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок.

Например, очень часто родители малышей попадают в собственную ловушку, когда начинают приносить каждый вечер ребенку в детский сад обязательный подарок- поощрение за то, что малыш был без мамы и папы. Проходит немного времени, и вот уже ребенок, выбегая в раздевалку к родителям, первым делом интересуется тем, что же ему принесли. Подарок вытеснил радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного поощрения после детского сада может вылиться в скандал на тему «Ничего не принесли!».

Как наказывать и как поощрять детей дошкольного возраста?

Физические наказания остаются популярными у отдельной части современных родителей. Но вся беда, что только на время и только пока страх господствует над ребенком, пока малыш боится. Очень часто родители теряют рычаги управления в тот момент, когда ребенок перестает бояться.

Крик взрослого, направленный на маленького ребенка, не является безобидным сотрясанием воздуха — это, по сути, битье ребенка словами. Но не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребенка дошкольного возраста. Исключительно чувствительны к словам девочки дошкольного возраста, поэтому хвалить и уж тем более ругать их надо, учитывая эту особенность. Для девочки важно каждодневное подтверждение того, что она красивая, хорошая, замечательная и т. д. Очень важно слышать девочке эти слова (подчеркнем, что они должны быть абсолютно искренними!) от отца, дедушки или другого значимого для нее мужчины.

Поощрение детей дошкольного возраста:

  • Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно!

Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно!

  • Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь

это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получится. С каждым днем у тебя получается лучше.

  • Я знал (а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много

радости.

  • Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа.

Памятка «Как нельзя наказывать  детей дошкольного возраста»:

  • Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошкольного возраста

чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.

  • Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Лишение любви — это

самое сильное наказание. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.

  • Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не

скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно — вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.

  • Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком

дошкольного возраста как словесное битье.

  • Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании

ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его).

  • Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое

несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).

  • Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя

плохое поведение ребенка.