Речевое развитие детей первых лет жизни
консультация по теме

Светашова Ирина Евгеньевна

Родителям необходимо знать закономерность речевого развития ребёнка в норме. Только благодаря этим знаниям, родители смогут оценить навык своего ребёнка и своевременно обратиться к специалисту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie_detey_pervykh_let_zhizni.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

 ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ.

Импрессивная речь.

(понимание речи)

1 год

Ребёнок может в ответ на просьбу:

- показать знакомые предметы, игрушки

(Где зайка? Покажи киску);

- выделить среди взрослых близких людей

(Где мама? Где папа?);

- откликнуться на своё имя;

- адекватно выполнить словесные инструкции

(дай, возьми, на, помаши, сделай «ладушки» и т.д.)

1 год 6 мес.

- Показать предметы обихода, продукты питания, животных, растения и т.п.;

- выполнить действия

(постучи молоточком, открой коробку, брось мяч, дай маме, покорми Лялю);

- выделить среди двух-трёх картинок нужную

(покажи грушу; где машинка?);

- показать части лица и тела на себе, взрослом, на кукле.

2 года

- показать предметы, изображённые на 5-6 картинках, из различных тематических групп

(сапоги, воробей, ёлка, пирамидка, чайник и т.д.);

- опознать действие на простой сюжетной картинке

(Где девочка кушает? Где мальчик качается? Где тётя спит?);

- адекватно выполнить действие

(покажи, как птичка летает; покажи, как мама подметает; сядь на стул; отнеси папе; положи куклу на стул; положи мяч под стул; дай куклу; дай кукле);

- выбрать предмет, соответствующий некой характеристике

(дай большой мяч; принеси маленькую подушку);

2 года 6 мес.

- выполнить действие

(спрячь мячик под диван; спрячь мячик за диван; положи колечко в коробку, положи колечко на коробку);

- различать формы ед. и мн.ч. существительных муж. и жен. рода

(Где куклы? Где птичка? Где носок?);

- адекватно реагировать на вопросы по сюжетным картинкам – сказать или показать

(картинка: девочка гладит кукле платье утюгом; вопросы: Чем девочка гладит? Что девочка гладит? Кому девочка гладит платье?)

- прослушать элементарный рассказ из 3-4 предложений и продемонстрировать его понимание – ответить на вопросы или показать нужную картинку

(рассказ: Птичка сидела на дереве. Кот хотел её поймать, но птичка улетела; вопросы: Где сидела птичка? Кто хотел её поймать? Поймал кот птичку или нет?)

3 года

- ребёнок понимает содержание обращённой к нему речи взрослого в полном объёме;

- понимает содержание литературных произведений, адресованных детям этого возраста: стихов, рассказов, потешек, загадок.

Экспрессивная речь

(собственная речь)

1 год

- ребёнок может по просьбе взрослого найти и назвать нужный предмет. Называются предметы обиходно-бытовой тематики, хорошо знакомые ребёнку

(Кто это? Что это?);

- назвать близких людей;

- количественный состав произносимых ребёнком слов достигает 5 – 10 слов;

- ребёнок соотносит произносимые слова с конкретным предметом или действием.

1 год 6 мес.

- количественный состав произносимых ребёнком слов достигает 30 -40; в словаре присутствуют глаголы;

- лепетные слова вытесняются полноценными лексическими единицами, более совершенными в плане звукослоговой структуры;

- ребёнок мотивирован и способен к речевой имитации;

- для осуществления коммуникации использует слова, сопровождаемые жестом, мимикой, может изъясняться номинативными предложениями

(Дай! На!);

2 года

- наличие в речевой продукции слов, обозначающих предметы, действия, признаки и качества

(большой, горячо, горький)

указательные местоимения

(там, тут);

- называет предметы и действия, изображённые на картинках;

- способен комбинировать слова для выражения коммуникативного намерения

(дай кука-дай куклу; зими миску-возьми мишку; титить зюбки-чистить зубки)

- способен адекватно вербализовать ситуацию, изображённую на сюжетной картинке

(дядя кусает-дядя кушает; абатька пит-собачка спит);

- может использовать нужную форму слова в зависимости от ситуации

(И.п., Д.п., В.п. сущ. Ед.ч.: Там кука-там кукла; дай куку-дай куклу; дай куке-дай кукле; мачик исует-мальчик рисует; мачики исуют-мальчики рисуют);

- в речи присутствуют вопросительные слова

(Почему? Кто пришёл? Куда пойдём?)

2 года 6 мес.

- присутствуют слова, обозначающие предметы,

действия, признаки и качества, выходящие за рамки обиходно-бытовой тематики

(крокодил, ворона, автобус, гнездо, шишка, злой);

- ребёнок способен осуществлять коммуникацию с помощью предложений из 3-4 и более слов;

- способен поддерживать элементарный диалог со взрослым;

- происходит развитие планирующей функции речи

(если я пойду, то ты купишь …);

- овладение основными грамматическими формами

(И.п., Д.п., Р.п., Т.п., П.п. сущ. ед. ч.);

- некоторыми падежными формами сущ. мн.ч.

(ответы на вопросы: Чем рисует мальчик? Из чего дедушка пьёт чай?);

- системой личных окончаний глаголов

(рисует- нарисовал);  

- наличие и адекватное употребление в речи предлогов со значением местонахождения и направления движения

(в, на, из, по, под, у);

- ребёнок способен использовать вербальные средства общения для достижения прагматических целей

(попросить игрушку у сверстника или взрослого, отказать в просьбе другому человеку, сообщить о чём –то важном и т.п.).

3 года

- активный лексикон ребёнка насчитывает 1200-1500 слов, в нём присутствуют практически все части речи, кроме причастий и деепричастий;

- усложняется синтаксическая структура предложения, в речи могут быть конструкции с придаточными целями

(часто аграмматичные)

- способен построить элементарный рассказ из 3-4 предложений на основе увиденного или услышанного;

- способен воспроизвести содержание речи взрослого, не обращённой непосредственно к ребёнку, услышанные стихи и песенки.

Если на ваш взгляд, ребёнок не владеет данными навыками, следует обратиться к специалистам:

- логопеду;

- неврологу;

- психологу.

Своевременное выявление задержки речевого развития позволит начать коррекционную работу в ранние сроки, что приведёт к лучшим результатам логопедической работы.

Учитель-логопед

Светашова И.Е.

Д/с №2456


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей первого года жизни

Развитие ребенка до трех лет происходит невероятно интенсивно. В этот период он проходит путь от младенца, который умеет только есть и спать, до самостоятельно бегающего, любопытного и интересно рассу...

ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ.

ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ....

Конспект игровой ситуации для речевого развития детей первой младшей группы

Конспект организованной образовательной деятельности для детей первой младшей группы (2-3 года) по теме «Кто как кричит». Данный материал будет полезен воспитателям первой младшей группы....

Буклет-памятка для родителей "Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни"

Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития. В данном буклете ...

Отклонения в речевом развитии детей первого года жизни

Отклонения в речевом развитии детей первого года жизни...