Консультация для родителей "Сенсорное воспитание ребенка".
консультация по теме

Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие ребёнка с одной стороны имеет самостоятельное значение, так, как обеспечивает получение отчётливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребёнка.

     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно тз центральных мест в работе с ними. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие ребёнка с одной стороны имеет самостоятельное значение, так, как обеспечивает получение отчётливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребёнка.

     Программа сенсорного воспитания в младшей группе предполагает развитие общих сенсорных способностей, понимаемых как способности к наиболее элементарной форме, опосредования использование сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. На занятиях по сенсорному воспитанию ребёнок знакомиться с такими образцами, как семь цветов спектра ( красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), пять геометрических фигур ( круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник), три градации величины (большой, средний, маленький). В овладении сенсорными эталонами как средством восприятия можно выделить несколько этапов:

    1й этап – появление предметных предэтапов, когда при восприятии одного предмета другой используется в качестве образца ( например треугольные предметы называют крышами).

     2й этап – переход от использования предэталонов к применению собственно эталонов, средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а образцы их свойств (основные цвета спектра, геометрические фигуры, градации величины).

    3й этап – более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов: знакомство с оттенками световых тонов, вариантами геометрических фигур, отдельными параметрами величины. Прогресс развития сенсорных способностей включает не только усвоение эталонов, но и действия по их использованию. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически путём проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой: когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребёнку не сложно обнаружить их одинаковость или неодинаковость.

      На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нём. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности (изобразительной, трудовой) в игре, но использовать его как сигнал к действию в быту (например понимать сигналы светофора). Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

      Необходимо научить ребёнка строить( конструировать) изображение. Например у дерева: ствол, ветки, листья. Приёмы конструирования из плоских деталей просты и доступны ребёнку и позволяют построить практически любое изображение на плоскости. Основным средством позволяющим установить сходство изображенных предметов с реальными, является форма. При изготовление аппликации дети работают с готовыми геометрические фигурами, которые выступают не только как элементы строительного материала, но и как готовое изобразительное средство. Правильная геометрическая форма например: круг, с самого начала играет для ребёнка роль меры для всех предметов круглой формы. Ребёнок воспринимает круг ни как обстрактную геометрическую фигуру, а как наиболее простое выражение формы того или иного конкретного предмета, и в зависимости от цвета и размера круга он может быть для ребёнка солнышком, яблоком, мячом, шаром и т.д. От  упрощённой передачи формы и строения объектов дети постоянно переходят к изображению характерных различий предметов по форме. С этой целью они используют уже  несколько  геометрических фигур и разными способами получают выразительное изображение предметов и объектов, имеющих свою характерную форму. Малыши любят создавать ритмические узоры, заниматься декаративной работой. Сначала они учатся выдерживать одинаковые интервалы между элементами, затем создавать орнаменты, чередуя их по цвету, форме, располагая узор на полоске, круге, квадрате и любом другом трафорете, цвету, размеру готовых геометрических фигур.

       Цвет в особенности интенсивный, возбуждает у детей положительные эмоции.

     Для каждого возраста подбирается определённый комплект рабочих полей и деталей, который отличается составом, количеством и цветом элементов. Для младших детей комплект может состоять из набора рабочих полей (фоны) и геометрических фигур (круг, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы), девяти цветов и их оттенков (красный, жёлтый, оранжевый, зелённый, синий, белый, чёрный, коричневый, фиолетовый). Этот конструкторский набор является основным, работая с ним ребёнок получает возможность увидеть не только геометрические фигуры определённой формы, конкретного цвета и размера, но и отношения между ними, т.е. воспринимает разнообразные сочетания и имеет возможность самостоятельно выбирать нужное изобразительное средство. Вместе с тем если ребёнок ограничивается простым созерцанием этих геометрических фигур, то он не пойдёт дальше знакомства с их формой, цветом, величиной. Прогресс конструирования позволяет получить значительно более полные представления о различных свойствах этих деталей. Для ребёнка трёх лет характерно быстрее развитие речи, накопление личного опыта. Он любознателен, живо откликается на предложение взрослого конструировать. Прежде всего его интересует процесс изображения, который приближается по своему характеру к игре. Поэтому необходимо направить обучение конструированием так, чтобы наряду с желанием поиграть, возникло желание создать всё более отчётливые изображения.

Литература:

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду». Под ред. М.В.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
  2. «Дети в школу собирайтесь»-книга для родителей и воспитателей детского сада О.М.Дьяченко, Н.Ф. Астаськова,  А.И.Булычёва-учебная литература 1996г.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание ребенка в семье".

1. Упрямство детей.2. Как преодолеть капризы.3. Секреты любви и взаимопонимания.4. Чтобы воспитать ребенка нужно.........

Консультация для родителей «Воспитание ребенка в неполной семье»

Отражение  неполноты семьи на эмоциональном самочувствии ребёнка....

Консультация для родителей "Воспитание ребенка в неполной семье"

Воспитание ребёнка в неполной семье требует особого подхода. В подавляющем большинстве это семьи без папы, так называемые «материнские семьи», хотя в последнее время стали возникать такие семьи, где н...

Консультация для родителей "Воспитание ребенка в семье"

Консультация предназначена для родителей и содержит основные правила поведения взрослых при воспитании деией....

Консультация для родителей "Воспитание ребенка в семье"

Консультация предназначена для родителей и содержит основные правила поведения взрослых при воспитании детей....

Консультация для родителей "Воспитание ребенка в труде"

В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений ....

Консультация для родителей: «Воспитание ребенка 2-3 лет»

Консультация для родителей: «Воспитание ребенка 2-3 лет»...