Знакомство ребенка с миром прекрасного.
статья (младшая группа) по теме

Сыргий Мария Николаевна

Часто современные родители задаются вопросом, когда и как начинать знакомство ребенка с миром прекрасного, то есть заниматься его эстетическим воспитанием.  Именно это и обсуждается на наших страницах.
Приобщение к Прекрасному у ребенка начинается с первых дней жизни: теплые отношения в семье, эстетическая атмосфера дома, игрушки, колыбельные песни у кроватки – все это настраивает на пробуждение души. Красота мира формирует внутреннюю красоту, развиваясь и приобретая зрелость. 

Для развития в ребенке чувства прекрасного родители могут сделать очень многое, но для этого возможно им необходимо узнать, все ли способы им знакомы. Мы предлагаем подойти к вопросу с разных сторон, ведь прекрасное можно найти как в музыке и книгах, так и в труде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_mirom_prekrasnogo.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с миром прекрасного.

Часто современные родители задаются вопросом когда и как начинать знакомство ребенка с миром прекрасного, то есть заниматься его эстетическим воспитанием.  Именно этот вопрос мы и хотели бы  осветить в данном материале.

Приобщение к Прекрасному у ребенка начинается с первых дней жизни: теплые отношения в семье, эстетическая атмосфера дома, игрушки, колыбельные песни у кроватки – все это настраивает на пробуждение души. Красота мира формирует внутреннюю красоту, развиваясь и приобретая зрелость.  

Для того чтобы дети познали прекрасное, этого должны очень сильно захотеть взрослые. Для развития стремления жить по законам прекрасного, родителям необходимо обратить внимание на средства эстетического воспитания:

Природа

Необходимо учить смотреть и видеть красоту природы, обсуждать особенности прекрасного в зависимости от времени года, погоды и никогда не переставать удивляться и восхищаться явлениями вместе с детьми.

Например, осенью на экскурсии в парке научить слушать голоса улетающих птиц, вдыхать осенний воздух, наслаждаться последними теплыми лучами солнышка, ярким нарядным убором деревьев и кустарников.

Труд

В труде тоже необходимо учить видеть прекрасное.  В этом помогает анализ и обсуждение результатов труда.

Научить понимать цель конкретной трудовой деятельности, развивать стремление к созданию этого прекрасного можно путем приобщения ребенка к самой трудовой деятельности. Ручной художественный труд является необходимым элементом нравственного и эстетического воспитания маленьких детей, а также прививает уважение к народным традициям и культурным ценностям. В детских садах часто устраивают праздники народного искусства, организуют ярмарки с самодельными товарами, в создании которых дети принимали участие наряду со взрослыми.  Постепенно дети подводятся к мысли, что труд дает возможность жить радостно. С малых лет они приучаются не только любоваться красотой окружающего мира, но и вносить свой посильный вклад в эту красоту.

Музыка

Классические произведения музыкального искусства способны вызвать глубокие переживания у человека любого возраста.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментально-вокальными произведениями разного характера. Они переживают, испытывают определенные чувства. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор. С помощью музыки дети познают мир художественных образов, характеризующих явления природы, птиц, животных.  

Задачей родителей становится умение научить ребенка слышать музыку -- чувствовать настроение в музыке, различать выразительные средства, создающие яркий образ; угадывать настроение и характер произведения. Музыка способна развивать воображение посредством сильных образов, но нужно побуждать ребенка к оценке музыки, как  эмоциональной, так и словесной. Репертуар для прослушивания вместе с ребенком может сочетать произведения классиков, наряду с современным творчеством и фольклором. Сегодня можно приобрести очень удачные подборки, например, на дисках, составленные для детей определенного возраста.

Изобразительное искусство

Предметы искусства создают в сознании человека образ прекрасного. Необходимо помочь детям увидеть и осмыслить произведение, понять его сущность.

Основным способом сделать это считается рассматривание репродукций картин известных художников.

При отборе картин нужно прежде всего следить за тем, чтобы они были не многоплановыми, простыми по композиции, яркими по цвету, без лишних деталей. Это обеспечит доступность восприятия. Рассматривая с детьми картины родитель или педагог учит понимать замысел художника, настроение, переданное им в картине, учит определять изобразительные средства, которые использовал автор, учит детей выражать словами впечатления, полученные от восприятия картины. В зависимости от возраста дети упражняются в умении выделять цвета и его оттенки, находить сходства и различия в эмоциях, изображенных на картине.

Художественная литература

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем сказок и рассказов. Слушая сказки ребенок отождествляет себя с главными героями, таким образом развивая свое воображение, а самое главное, что он учится быть справедливым, отзывчивым, понимает значимость плохих и хороших поступков, их последствия. Хорошие произведения обогащают также словарный запас ребенка красивыми выражениями, речевыми оборотами, побуждают к сочинительству.

Перед родителями и взрослыми иногда встает непростая задача в выборе книг для прочтения детям. Наилучшим решением будет выбор в пользу классиков детского творчества (А. Барто, С. Маршак, К. Чуковский) и фольклора.

Необходимо постараться использовать в воспитании ребенка все виды искусства: сказки, рассказы, загадки, песни, картины, музыку, описательные рассказы. Все это в совокупности  органично сформирует  у детей любовь к прекрасному, обогатит их духовный мир, разовьет отзывчивость на все доброе и красивое.