Агрессия ребенка
статья на тему

Голубева Ольга Сергеевна

Сегодня широкое распространение агрессивных проявлений именно в детской среде вызывает все большую тревогу и обеспокоенность общества. Становится ясно, что детство как одно из явлений общественной жизни подчиняется не только общим законам развития человеческого общества, но имеет некоторые свои специфические закономерности, которые нам мало известны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Агрессия ребенка35.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Агрессия ребенка

В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно от матери. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления агрессивности является одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Будет ли ребенок агрессивным - многое зависит от взрослых.

В подростковом возрасте дети, как известно, стараются избавиться от зависимости от родителей и вести себя максимально самостоятельно.

Сегодня широкое распространение агрессивных проявлений именно в детской среде вызывает все большую тревогу и обеспокоенность общества. Становится ясно, что детство как одно из явлений общественной жизни подчиняется не только общим законам развития человеческого общества, но имеет некоторые свои специфические закономерности, которые нам мало известны. В результате по-прежнему большинство взрослых – и родителей, и педагогов – склонны упрощенно воспринимать детство как период жизни беззаботный и беспроблемный. Как часто, слушая жалобы или просто глядя на детей, взрослые говорят или думают про себя: «Мне бы его проблемы!» Такое отношение к детству  делает взрослых особенно нетерпимыми к негативным поступкам детей: обнаруживая детскую ложь, агрессию, они легко становятся враждебными к ребенку, которого еще пять минут назад, казалось бы, безоблачно и беззаветно любили. Как правило, взрослые стремятся при этом подавить у ребенка желание ударить, отобрать, сказать что-то обидное другому человеку. В такие моменты взрослые забывают о своей ответственности за будущее своих детей, поскольку, загоняя внутрь непонятные детские проблемы, стоящие за их агрессивными проявлениями, они не столько способствуют искоренению агрессии, сколько создают условия, ухудшающие психологическое самочувствие ребенка и всю систему его отношений с миром.

Агрессия – что это такое?

В процессе формирования социальных эмоций ребенок часто переживает противоречивое отношение к людям, которые его окружают. До тех пор пока нравственные ценности не станут для ребенка основной его мотивационно-потребностной сферы, присущие ему эгоцентризм и социальная незрелость часто создают ощущение неизбежного конфликта его интересов других людей, побуждая к агрессивной защите своих позиций.

Способность ребенка строить конструктивные отношения с окружающими, совместно с ними разрешать возникающие конфликты является важным показателем развития личности ребенка. Характерные для каждого человека способы поведения в трудных ситуациях и отношение к окружающим начинают закладываться на ранних этапах развития личности, в процессе активного включения ребенка в систему общественных отношений, осознания себя и своего места в ней.

Агрессия как форма поведения встречается у значительного числа детей в раннем детстве как отражение слабой социализированности личности и отсутствия более сложных конструктивных коммуникативных навыков. Постепенно на смену агрессии приходят новые, более сложные формы поведения, опосредованные социальными нормами, нравственными представлениями. И только у определенной категории детей агрессия сохраняется и, более того, продолжает развиваться, трансформируясь в устойчивое негативное восприятие и отношение к окружающим. В итоге значительно снижается положительный потенциал личности и общества, сужаются возможности полноценной социализации ребенка в обществе, где агрессия осуждается. Изучение условий, которые провоцируют закрепление агрессивного поведения у детей и их психологических особенностей, необходимо для того, чтобы разработать программу мероприятий по предупреждению возникновения отклонений в процессе позитивного развития личности ребенка. Создание такого рода программ востребовано практиками и отвечает целям гуманизации образовательного процесса в целом, в частности, принципу индивидуального подхода к воспитанию детей. Особого внимания в этом отношении требуют те из них, кто уже на ранних этапах становления личности обнаруживает отклонения в поведении, трудности усвоения и неразвитость социальных представлений, регулирующих поведение личности в социуме.

Значительные расхождения между различными авторами, проводящими исследование агрессии, возникают уже при попытке определить содержание самого понятия «агрессия». Наряду с определением агрессии как сильной активности, стремления к самоутверждению или как стремления к подчинению себе других людей или к преобладанию другими объектами, встречается понимание под агрессией чувств, оскорбляющих, ранящих партнера и направленных на его уничтожение.  Наиболее распространенными в зарубежной психологии определениями агрессии можно  считать следующие:

  1. основанное на оценке поведения: «агрессия – это любой вид поведения, приносящий вред другому»;
  2.  основанное на оценке намерения: «агрессия – это любое действие, имеющее целью причинение вреда другому».

Однако ни одно из этих определений не способно охватить весь спектр ситуаций, связанных с причинением вреда другому человеку. Широко распространено в общественном сознании понимание агрессии как насильственных захватнических действий. Вместе с тем соотношение понятий «насилие», «жестокость» и понятия «агрессия» представляется далеко не однозначным. В первую очередь это относится к детскому возрасту и агрессии у детей. В целом общими моментами для большинства существующих в психологии определений агрессии являются признание целенаправленности такого поведения  и его вредоносного характера.

В психологии проблема агрессии имеет давнюю историю. Некоторые ее аспекты рассматриваются в работах отечественных ученых – П.П. Блонского, Л.С. Выгодского.  Однако основная заслуга в выдвижении проблемы человеческой агрессии в качестве специального предмета научного психологического анализа принадлежит, несомненно,

З. Фрейду и психоанализу в целом.

В настоящее время изучение агрессии проводится в русле традиционных основных направлений в психологии. В зависимости от того, в чем авторы видят источник агрессии, можно классифицировать имеющиеся исследования следующим образом:  

  1. исследования, базирующиеся на признании врожденного характера агрессии у человека. Большое внимание в них уделяется изучению биологических факторов развития: здесь рассматриваются такие факторы, как наличие у человека врожденного разрушительного инстинкта, особенности обмена веществ, хромосомные аномалии, связь агрессивного  поведения с определенными зонами мозга, влияние органических поражений центральной нервной системы и т.д.
  2. исследования, признающие «выученный», прижизненно приобретаемый характер агрессии : как правило, здесь изучаются различные воспринимаемые ребенком модели агрессивного поведения окружающих (например, наказание) либо условия, подкрепляющие собственные агрессивные действия ребенка.
  3. Исследования, основанные на системном подходе к изучению источников агрессии. В частности, Выгодский полагал, что в основе агрессии лежит  врожденный оборонительный рефлекс, однако его реализация подвергается значительной трансформации в процессе социализации ребенка в зависимости от складывающихся отношений с окружающей средой. Этот подход к изучению агрессии позволяет преодолеть основные недостатки исследований, относящихся к первым двум группам, а именно свойственный им схематизм, одномерность, оторванность от реальной жизнедеятельности ребенка. Он дает возможность учесть такой фактор развития, как активность самого ребенка в построении взаимоотношения со средой, изучить механизмы влияния тех или иных условий на формирование агрессивного поведения и агрессивности как личностной черты.

Какой бывает агрессия?

Различия между отдельными видами агрессии в той или иной степени отражают уровень социализированности индивида, усвоения им сущности социальных норм. К основным видам агрессии относят физическую и вербальную агрессию, которая может носить активный (по собственной инициативе) или пассивный (быть реакцией в ответ на чье-то воздействие), направленный (когда точно известен объект агрессии) или ненаправленный характер (когда агрессия вымещается на любом попавшемся под руку объекте). При этом направленная агрессия может быть прямой и косвенной. Например, вариантом косвенной агрессии, по Бассу, может быть распространение клеветы против жертвы или агрессия, направленная против объектов – заместителей (в частности, вещей, принадлежащих жертве, критика ее вкусов и т. д.) или представителей круга лиц, близких жертве. Прямая агрессия всегда обращена непосредственно на жертву.

Агрессия у маленьких детей.

Поскольку человек – существо биологическое, было бы естественно предположить, что агрессия имеет свои биологические предпосылки (корни). Может быть, одним из наиболее очевидных доказательств этого положения является то, что в той или иной степени и форме агрессивное поведение мы наблюдаем практически у всех детей с самого раннего возраста. Это и так заметно: чем меньше ребенок, тем чаще в его поведении встречаются самые примитивные проявления агрессии. Дети щипают, кусают, могут ударить друга и даже взрослого.

При объяснении причин агрессии сегодня «модно» ссылаться на психоанализ. Действительно, еще в начале прошлого века Зигмунд Фрейд – отец психоанализа – выдвинул предположение о  наличии у человека двух основных инстинктов – инстинкта жизни и инстинкта смерти. Первый из них, по Фрейду, находит свое выражение в сексуальности человека, второй – в разрушительных действиях. Однако во многом данное утверждение пересмотрели его собственные ученики, найдя иные причины, объясняющие трудности адаптации человека в современном обществе. Напомним, что законы психоанализа были сформулированы Фрейдом на основе опыта лечения людей, страдающих неврозами. Невроз относят к пограничным нервно-психическим расстройствам. Возможно, наиболее близки к истине те, кто считает, что не может быть поведение здорового человека объяснено законами поведения людей с нарушенным здоровьем. Точно также общественная жизнь и присущие ей проблемы не могут быть правильно и глубоко поняты с точки зрения законов биологических.

В конце прошлого века широко обсуждалось открытие, согласно которому агрессивное поведение вызывается специфической хромосомной аномалией XYY. Увы, следующим этапом было разочарование тех, кто считал, что тайна происхождения человеческой агрессии раскрыта. Оказалось, что связь между этой хромосомной аномалией и агрессивным поведением очень слабая и не может быть по крайней мере основной причиной агрессии. Исследования показали, что подавляющее большинство детей с нарушениями поведения не имеют никаких хромосомных аномалий, а большинство лиц с лишней хромосомой не являются агрессивными.

Мы знаем, что только что родившейся малыш приходит в мир вооруженный оборонительным рефлексом. И поскольку этот рефлекс относится к природным, то могут быть природными и задатки к наступательным действиям. Однако, в зависимости от того как ребенка воспитывают и в каком обществе он живет, эти задатки могут быть преобразованы как в приемлемую для общества «боевитость», энергичность, так и во враждебное по отношению к окружающим поведение, в агрессивность. И правильно беспокоятся те родители, дети которых не могут даже в случае необходимости проявить способность к самообороне, настоять на своем и т.д. Но неумение защитить себя не повод учить ребенка быть враждебным. Это только повод задуматься над тем, чему и как учить ребенка дальше, как его воспитывать.

З. Матейчек отмечает, что агрессия более характерна для мальчиков, и считает это явление «биологической данностью», усиленной культурновоспитательными традициями (в частности, выбор игрушек для мальчиков, характер предпочитаемых игр, занятия спортом и т.д.). Однако не удалось обнаружить какое - либо статистическое подтверждение подобных выводов за исключением данных Раттера о том, что в школьном возрасте синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков – это особенно ярко проявляется в случаях антиобщественного поведения: соотношения мальчики: девочки равно 10:1.

Согласно позиции отечественных ученых, существует связь между агрессивностью и свойствами нервной системы. Вероятность агрессии повышается, когда нервная система человека характеризуется повышенной возбудимостью при слабом действии активного торможения. Это означает, что человек даже в ответ на незначительное воздействие, раздражение реагирует очень сильно и при этом в силу особенностей своей нервной системы оказывается не в состоянии проконтролировать свою реакцию.

Вероятность агрессии достаточно высока также в те периоды жизни, когда происходят существенные изменения в деятельности нервной системы. Общеизвестно, что для маленьких детей и стариков характерны трудности торможения – отсюда и родилась, наверное, поговорка: «что старый, что малый». Суть в том, что у малышей еще не устоялись основные механизмы, отвечающие за регуляцию поведения. Их нервная система интенсивно развивается. Произвольность поведения, основанная на соподчинении мотивов, рефлексии и внутреннем плане деятельности, проявляющаяся как способность проявлять волевое усилие – затормозить свои действия или, наоборот, заставить себя делать требуемое, - складывается у детей только в младшем школьном возрасте (7-10лет). А у людей в преклонном возрасте, наоборот, в силу происходящего распада эти механизмы уже работают значительно хуже, чем в молодости. Отсюда – вспыльчивость, нетерпимость, капризы.

Нужно добавить про  связь агрессии с нарушением развития. Отмечается повышение вероятности физической агрессии при отклонениях в развитии, низком интеллекте, а также в случаях психической патологии, когда нарушается функционирование высших уровней регуляции поведения. В последние десятилетия число детей с поражениями нервной системы неуклонно растет, поэтому проблема формирования адаптивного поведения таких детей становится все более актуальной.

К формированию и закреплению примитивных, не всегда адекватных ситуации форм аффективного реагирования, среди которых наиболее часто встречается агрессия, способны приводить и задержка, и искажение раннего развития. При этом проявления агрессии могут наблюдаться в виде:

           1) самоагресии или агрессивных действий по отношению к объектам                                                                                                                       окружения или другим людям;                                        

2)физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном или символическом плане;

  3)эпизодических вспышек, имеющих нестойкий характер либо характер типичного способа реагирования ребенка на воздействия из окружения, имеющих генерализованный характер и даже выглядящих как патологическое влечение.

При наличии органической травмы мозга, согласно мнению М. Раттера, риск возникновения расстройств поведения у ребенка повышается , но автор отмечает, что это несправедливо лишь по отношению к незначительному меньшинству детей. Наблюдения показывают, что при органических поражениях центральной нервной системы для детей часто характерны повышенная утомляемость, астенизация, снижение жизненного тонуса. Низкая работоспособность, отсутствие выносливости проявляются в том, что таким детям трудно быть целенаправленными и активными. Это ухудшает качество их игровой деятельности и делает неустойчивым, а часто сниженным их настроение. На этом фоне и проявляются агрессивные, иногда непонятные для окружающих и достаточно сильные вспышки гнева, ярость, разрушительные действия. Это пугает сверстников, которые впоследствии начинают избегать такого ребенка, не берут его в совместную игру. Однако склонность к агрессивным реакциям у многих детей с подобными проблемами развития чаще всего не является первопричиной трудностей в общении с окружающими. Она сама возникает как результат недостаточного внимания взрослых к состоянию ребенка, неправильно организованного режима жизни или его отсутствия, неумения взрослых управлять активностью ребенка, чередуя спокойные занятия (чтение, рисование и т.д.) и подвижные игры. Также соблюдение режима дня экономит его силы. В том случае, когда у ребенка нет постоянного режима дня, обстоятельства его жизни все время меняются, и каждый раз ему нужно приспосабливаться к новой ситуации. Необходимость каждый день приспосабливаться к переменам жизненных обстоятельств утомляет даже здорового ребенка. Так что же должен испытывать при этом ребенок, нервная система которого повреждена, какие у него при этом возникают перегрузки! К тому же, чем меньше малыш, тем больше его душевное равновесие зависит от стабильности, постоянства, скажем так, - равновесия его жизненной ситуации, ее основных элементов и условий. При дисгармоническом (нарушенном, поврежденном) развитии роль биологических условий в возникновении агрессивного поведения существенно повышается.

  Гиперактивность.

Не секрет, что есть дети, которые все время «попадают под руку», у них постоянно возникают конфликты и столкновения с окружающими: и взрослыми и детьми. Эти дети регулярно на кого-нибудь налетают, их невозможно удержать на месте, так же как невозможно дождаться от них завершения работы. Они вызывают непонимание и раздражение и в ответ сами часто проявляют агрессию, и физическую, и вербальную, часто несдержанны и плохо контролируют свои слова, поступки и эмоции, обида для них – одна из привычных реакций на происходящие конфликт. В то же время при ближайшем рассмотрении оказывается, что основной причиной дезадаптации таких детей часто является вовсе не агрессия. Специалисты называют таких детей гиперактивными, подчеркивая тем самым, что уровень и характеристики наблюдаемой в поведении ребенка активности не соответствуют естественным для возраста особенностям поведения. Агрессия при этом, как вторичный дефект, формируется в результате непонимания взрослыми своеобразия гиперактивного ребенка и переживаемых им трудностей адаптации, так и на почве измененного психофизиологического состояния организма.

Наиболее распространенным симптомом при гиперактивности считают симптомы дефицита внимания. Известно, что многие симптомы расстройства внимания типичны и для взрослых людей, трудности сосредоточения внимания, его ограниченный объем и т.д. вызывают у человека серьезное беспокойство. Когда же речь идет о детях, проблема становится гораздо сложнее. С одной стороны, у маленьких детей  умение быть внимательным еще только формируется. И если малыш еще может без большого труда сосредоточить свое внимание на чем - то  ярком, красивом и громком, то быть внимательным на занятии, сосредоточенно слушать взрослого, выполнять задания и вслушиваться в ответы сверстников для него проблематично. С другой стороны, требования к ребенку постоянно усложняются, и в этом процессе создаются условия, необходимые для постепенного совершенствования навыков и умений внимательного сосредоточенного поведения. Большинство детей в предшкольном возрасте более или менее успешно решают эту трудную задачу и научаются быть внимательными  не только когда хочется или просто интересно, но и когда требуется. Такое внимание называется произвольным. Без него невозможно формирование готовности к школе и последующее успешное обучение в ней.

На общем фоне гиперактивные дети предшкольного возраста, а затем и школьного выглядят крайне незрелыми, несобранными, так как не обнаруживают необходимой способности вести себя сосредоточено и действовать в соответствии с поставленной задачей, доводить ее до конца. Родители начинают испытывать чувство дискомфорта в связи с тем, что ребенок неправильно себя ведет, не следует даваемым ему инструкциям, знакомые и случайные люди предъявляют к родителям претензии по поводу того, что они не могут контролировать своих детей. К сожалению, наиболее типичной мерой воздействия на таких детей является ужесточение требований к нему и наказание за нарушение установленных границ поведения. Последствия такой линии поведения нередко оказываются разрушительными, в первую очередь ухудшаются взаимоотношения родителей и ребенка. Взаимная неудовлетворенность друг другом, которая неизбежно возникает при таком подходе к «коррекции» имеющихся у ребенка недостатков, вряд ли способна улучшить не только его поведение, но и понимание им сути предъявляемых требований.

Симптомы невнимания, характерные для гиперактивности, обнаруживаются уже в дошкольном возрасте. Чтобы поставить диагноз «гиперактивность», необходимо, чтобы в поведении ребенка присутствовали как минимум шесть симптомов из перечисленных ниже. Если речь идет о диагностике гиперактивности у детей школьного возраста, также необходимо убедиться, что выявленные симптомы невнимания появились ранее возраста 7 лет. Диагностика гиперактивности и ее симптомов представляет собой достаточно сложный процесс, поскольку внешние проявления симптомов варьируются. Поэтому специалисты особое внимание уделяют истории развития ребенка, начиная с момента беременности матери и рождения ребенка, а также используют результат наблюдений за ребенком в группе (в классе). В процессе диагностики гиперактивности проводятся беседы как со взрослыми (родителями, воспитателями и учителями) так и с самим ребенком.

В целом характерными для гиперактивных детей являются следующие качества.

- симптомы нарушений внимания

- симптомы нарушений двигательной активности

- симптомы импульсивности

Диагностируя гиперактивность у детей, нужно учитывать, что степень нарушений может быть очень разной, и, следовательно, различными будут риск дезадаптации и прогноз дальнейшего развития личности. Это значит, что в поисках индивидуального подхода к конкретному ребенку мы должны выявит не только степень нарушений, но и определить те условия, которые помогают ребенку компенсировать имеющиеся недостатки в развитии. Внимательное отношение к гиперактивным детям и создание необходимых условий жизнедеятельности, соответствующих их особенностям, помогут максимально полно реализовать потенциал развития и избежать возникновения отклонений в формировании личности, в том числе склонности к агрессии. В поисках индивидуального подхода к конкретному ребенку надо выявить не только степень нарушений, но и определить те условия, которые помогают ребенку компенсировать имеющиеся недостатки в развитии.

 Неудовлетворенные потребности.

Анализ причин детской агрессивности будет неполным без учета такого фактора, как фрустрация. Фрустрация – это состояние, которое возникает у человека в тот момент, когда он хочет что-то сделать и по каким-то причинам не может (состояние неудовлетворенности, потребности).

В зарубежной психологии есть целое направление, представители которого считают, что именно фрустрация является основной (если не сказать единственной) причиной в возникновении агрессии.

В отечественной психологии более распространено мнение, что эпизодические проявления агрессии в норме чаще всего провоцируются попаданием индивида ситуацию фрустрации, хотя между агрессией и фрустрацией не существует однозначной связи. Дело в том, что в любой ситуации у человека есть возможность вести себя по-разному. К числу других, альтернативных агрессии, способов поведения в ситуации фрустрации можно отнести, в частности, депрессию аффективного типа, агрессию, обращенную на себя, игнорирование проблемы, уход из ситуации и т.д.

Фрустрация может рассматриваться более широко как следствие противоречивости личных желаний человека и ограничений и запретов, налагаемых обществом. При этом в результате усвоения человеком социальных стандартов по мере взросления человека этот конфликт (между желаниями и запретами) становится внутренним, приобретая характер внутреннего барьера (фрустратора).

Однако знание одних и тех же норм поведения одних людей делает свободными, а других – зажатыми, скованными.

Фрустрация и конфликт могут влиять на человека конструктивно, помогая ему мобилизоваться, заменить средства достижения цели или саму цель, переоценить ситуацию. Эти способы изменения своего состояния известны даже детям.

В других ситуациях влияние конфликта и фрустрации может оказаться деструктивным, в том числе приводить к агрессии. Это происходит как в случае, когда человек не в состоянии исследовать причины своих состояний и не обладает необходимой гибкостью поведения, так и в тех ситуациях, когда конструктивные пути выхода из ситуации фрустрации и конфликта не приводят к достижению цели и напряжение продолжает усиливаться. Сила напряжения при этом такова, что оно уже не способствует деятельности, направленной на достижение цели, а приобретает разрушительный характер. Это можно проследить на примере любви и ревности: начинается все с любви, но если ситуация развивается иначе, не так, как этого хочет человек, напряжение растет, любовь уступает место ревности, и на фоне вызванного ею напряжения, ребенок в порыве ревности к младшему братику кусает любимую маму и т. д.

Как только уровень возбуждения достигает и превосходит порог индивидуальной толерантности (устойчивости) к фрустрации появляются существенные деструктивные последствия, в том числе агрессия. Одной из типичных черт состояния неудовлетворения потребности является эмоциональность, которая у детей проявляется в большей степени, чем у взрослых. Это связано с тем, что дети, попавшие в ситуацию фрустрации, обладают меньшими возможностями приспособления, у них меньше жизненный опыт. Ребенку ничего не остается, кроме как ответить на проблему сильной эмоциональной реакцией. Можно предположить, что это особенность детской психики, а также то обстоятельство, что чувства, эмоции ребенка еще очень тесно связаны с действием, лежат в основе столь широко распространенной в детстве физической агрессии.

Большую роль в формировании агрессивности, обидчивости, озлобленности и других негативных свойств личности играет неуспех, переживаемый дошкольником в игровой деятельности. При этом психологи указывают, что неуспех в игровой деятельности не только не деформирует потребность в общении со сверстниками, а напротив, даже усиливает ее.

Когда не удовлетворяется потребность ребенка в общении, это способно вызвать и другие искажения развития личности, в частности резкое снижение активности ребенка на занятиях (при этом ребенок вполне может владеть необходимыми знаниями). Он не включается в те отношения, которые возникают в ходе занятия между детьми и со взрослым.  

Роль фрустрации в формировании агрессии не ограничивается только рамками поведения в конкретной ситуации, где блокируется та или иная потребность ребенка. Есть основание полагать, что повторяющиеся ситуации фрустрации, сопровождающиеся агрессивными действиями ( в первую очередь те из них, которые привели к достижению цели), способны обусловить развитие агрессивности у человека, прежде не обладавшего данным качеством. В связи с этим встает вопрос об устойчивости к ситуации фрустрации. Существует различные виды толерантности, и экспериментально показано, что она зависит от условий, в которых воспитывается ребенок. Следует обратить внимание на негативные результаты агрессивного поведения в ситуации фрустрации:

- препятствие требует иногда более тонких методов преодоления, чем атака в лоб, вызванная гневом;

- возникает опасность генерализации агрессии, распространения ее и на другие ситуации, особенно когда ребенок часто оказывается в состоянии блокированных потребностей.

Ответить на вопрос, в каком обществе мы живем, агрессивном или нет, можно ответить по-разному. С одной стороны, с ростом цивилизации мы наблюдаем, как уходят в прошлое дикие по своей сути сцены публичной казни, детство становится ценностно для общества, исторически не так давно запрещены детский труд и продажа детей. Принята «Декларация прав ребенка». Сегодня мы учимся бережно относиться к детям. С другой стороны, в этом же самом цивилизованном обществе растет преступность, в том числе подростковая и даже детская, возможность создаваемого оружия массового поражения поражают воображение. Человек научился использовать свои интеллектуальные способности во вред, для уничтожения живого и неживого.

Очевидно, сколь велика роль социокультурных факторов воспитания в формировании агрессивного поведения и агрессивности как личностной черты. Известно, что воспитание в атмосфере борьбы и соперничества приводит к усилению агрессивно-конкурентных черт личности. Специалисты обращают внимание общественности на то обстоятельство, что широкое распространение агрессии в условиях современного общества во многом обусловлено теми важными функциями, которые они выполняют, позволяя людям с наименьшими затратами реализовать их цели и желания, обеспечивая престиж и успех в обществе.

На развитие агрессивности подростка влияют природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, они способствуют формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.

Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на отдельных стадиях подросткового возраста и из разных социальных слоев населения дает необходимую ориентацию в характере эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности ребенка младшего, среднего и старшего подросткового возраста, развивающегося под воздействием различной микросреды, позволяя целенаправленно строить воспитательный процесс.

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Все свои проблемы, начиная с момента рождения, человек решает с участием других людей. По этой причине болезни и трудности роста общества легко становятся болезнями и трудностями роста человека. Вместе с тем, добиваясь личностной зрелости детей, важно помнить, что личность характеризуется не только тем, в какой степени она способна приспособиться к среде, в том числе и общественной. По мере своего продвижения к совершенству цельности и гармонии человек становится все более способен создавать условия, необходимые для реализации его жизненных целей и ценностей, приспосабливать среду к себе. Для того чтобы этот процесс проходил успешно, и требуется каждому из нас знания объективных законов действительности и социальной жизни.      

                             

           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2005. – 436с.

  1. Колосова С.Л. Детская агрессия.- СПб.: Питер,2004.- 224с.: - (Серия «Детскому психологу»)

  1. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии:                                                                                        Научно-методические рекомендации/ Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Санкт-петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2003. – 320с.

  1. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие/ Л. М. Семенюк. – 3-е изд.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005.-96с.

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учебное пособие для специалистов и делетантов.- СПб.: Речь, 2004.-144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины агрессии ребенка

Агрессия в том или ином виде присуща всем людям - эта инстинктивная форма поведения является одним из способов самозащиты и помогает нам выживать.Но если взрослый человек может контролировать соб...

"АГРЕССИЯ РЕБЕНКА НА ВЗРОСЛОГО И ЧТО С НЕЙ ДЕЛАТЬ ?"

Что может сделать взрослый в случае агрессии на него ребенка:...

Агрессия ребенка. Как с ней бороться?

Детская агрессивность - признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Каковы же причины агрессивности? Как п...

Агрессия ребенка

Проблема детской агрессии, к сожалению, имеет все тенденции развития и сегодня это проблема уже не отдельных семей, а всего общества. Беспричинные всплески ярости, желание поломать, разорвать, ущипнут...

Как реагировать на агрессию ребенка, чтобы она не повторялась.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20702500","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...

"Как реагировать на агрессию ребенка, чтобы она не повторялась?"

Детская агрессия может быть эпизодической или проявляться как стойкое агрессивное поведение. Чтобы агрессия не повторялась, определите ее причину, научите ребенка правильно выражать свои эмоции и созд...

Консультация для родителей «Агрессия ребенка. Причины и профилактика»

Агрессия - форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда человеку или другому живому существу. Условно агрессию у детей делят на враждебную - имеет единственную цель - причинени...