развитие речи у дошкольников.
консультация (младшая группа) по теме

Никифорова Елена Валентиновна

Как развивается речь,с какого момента, можно говорить что речь ребенка развивается в норме?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МДОУ№ 16 С.Ростовановского

Воспитатель: Никифорова Е.В.

Консультация для родителей

Развиваем речь у дошкольника.

Когда  начинается развитие детской  речи ?  Для родителей- в тот незабываемый день , когда малыш произнёс первое слова : мама, папа, дай, на. А на самом деле- гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и месяцы , в течение которых  ребёнок  учится отличать одни речевые звуки от других , близких по звучанию , а его губы , язык , мягкое небо приобретают гибкость и подвижность, необходимые для правильного и чёткого произношения звуков и слов.                                                                                                

    В дошкольный  период  происходит становление речи и её формирование . В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчётливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.

     Речь- явление социальное и служит средством общения людей друг с другом .  Своевременное и правильное речевое развитее – необходимое  условие формирование личности ребёнка . Благодаря  речи малыш  познаёт окружающий мир , накапливает знания , расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения . При помощи речи человек выражает свои потребности , высказывает свои чувства и переживания , делится впечатлениями о своём  отношении к предметам и явлениям  окружающей его действительности . В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном  возрасте – необходимое условие для овладения грамотой , для дальнейшего обучения в школе.        

     Речь как средство выражения мысли является орудием мышления . Она связана с умственным развитием . Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте .

      Ребёнок овладевает речью , подражая речь взрослых при  непосредственном общение с ними. Поэтому, чтобы научится говорить , он должен прежде всего слышать речь. Малыш слушает обращенные к нему ласковые слова , отвечает улыбкой на улыбку , издать звуки. Пока  это только эмоционально общение, но в нем основы будущей речи. Вот почему речевое общение ребенка и взрослого – необходимое условие возникновения и развития речи малыша.

    Формирование и развитие речи происходит постепенно . Это довольно длительный и сложный процесс. Тоесть если родители часто общаются с малышами , играют с ними , читают ему книгу, учат с ними  стихи ,то обычно речь ребенка развивается современно и правильно.

     Некоторые родители считают, что неправильно произношение звуков, тороплива или недостаточно отчетливо речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, что несовершенство детской речи- возрастное явление, происходящее со временем. Но недопустимо, когда ребенок в пять , шесть и даже в семь лет не может поддержать разговор на знакомую для него тему, связно и понятно для слушателей пересказать сказку, сразу, когда он неточно пользуется лексическими средствами, допускает грамматические ошибки, неправильно произносить звуки.

От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающий степени зависит свободное и непринужденное общение ребенка с окружающими.Он легко вступает в контакт со взрослыми, активно участвует в играх детей, может четко и ясно излагать свои мысли.

Дети же, которые нечетко произносят звуки, заменяют одни на другие стесняются разговаривать с незнакомыми людьми, выступают с чтением стихотворений, избегают игр, боясь, что другие дети не поймут их или, что еще хуже, будет смеяться над ними.

Не у всех детей речь развиваться одинаково. Они рано начинают хорошо говорить и правильно произносить все звуки уже к 3-4 годам. Другие говорят четко и ясно лишь в 6-7 лет. Даже среди первоклассников встречаются дети, которые неправильно произносят некоторые звуки, говорят слишком быстро или недостаточно отчетливо, пропускают звуки и <<проглатывают >> окончание слов.

С целью активизации и расширение словарного запаса ребенка, формирование грамматической правильности , развития разговорной и связи речи разнообразные игры, упражнения с усложнение их на каждый возрастной  этап.

Среди огромного разнообразия речевого материала, пожалуй, только скороговорки могут быть использование и направление непосредственно на развитие звуковой стороны речи.

Роль скороговорок как речевого материала велика.

Скороговорки ( чистоговорки )- это, как правильно, небольшой по объему речевой материал, специально построенный на сочетание звуков, трудных для произношений. Они с большим успехом могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата для закрепления правильного произношение звуков во фразы и их дифференциации, для выработки отчетливо и внятной речи но и в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата, для  выработки умения пользоваться различным темпом речи, для работы над интонационной выразительностью.

Заучивание скороговорок осуществляется в слегка замедленном темпе, при этом родители должны четко произносить все звуки в словах.

Игры и упражнение, данные книге, способствуют не только развитию речи. Многие из них одновременно расширяют знания ребенка об окружающих предметах, развитию мышление, память, восприятие, воображение.

Прежде чем требовать от него выполнения того или иного задания, убедится, понял ли он поставленную перед ним задачу, если нужно, объяснить, как выполнять задания.

Занятие с детьми надо проводить 2-3 раза в неделю. Если же ребенок отстает в речевом развитии- имеет бедный запас слов, неправильно произносит отдельные звуки, плохо пересказывает, то занятия надо проводить ежедневно. При задержках речевого развития, при наличии каких-либо дефектов речи следует обратится к логопеду – специалисту по исправлению речи, который поможет устранить тот или иной дефект.

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно,  чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшей,  родителями необходимо соблюдать ряд условий.

*Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры. Упражнения, речевой материал должно соответствовать его возрасту.

* В общении с ребенком следить за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречаются в тексте, непременно объясните малышу.

*Не подделывать под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно – ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка.

*Современно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточность и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучше – тактично поправить его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорите надо внятно, четко и не спеша.

*Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понять ли ему ваш ответ?                                                              

*Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем – беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывание. Время записи- от 1 до 5-10 минут ( в более старшем возрасте ), при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.