О пользе совместного чтения.
консультация по теме

Бобочка Ольга Алексеевна

Консультация  с презентацией для родителей. Может использоваться как выступление на родительском собрании.

О пользе семейного чтения.

 

[Слайд1]

ПРОБЛЕМЫ детского чтения начинаются, как известно, со взрослых. «Вечно занятым» родителям, проще включить ребёнку телевизор или компьютер­ную игру, чем сесть с ним рядом и почитать книжку. Хотя бы потому, что этим невозможно заниматься «между делом», совмещая, с мытьём посуды или любимым сериалом.

       Исследования показывают, что средний взрослый в России тратит на просмотр телепередач 3 часа в день, средний, работающий – два! Умножим на 7 дней. Минимум 14 часов в неделю – полный  день от подъёма до отбоя. А потом мы говорим, что нет времени читать детям ... И жалуемся, что дети не слушаются, не управляемые, все больше «уходят» в компьютер.  Если вдуматься, все эти проблемы во многом результат именно этого. Дети ищут компенсацию недостатку общения.

         А ведь чтение вместе – это  и есть общение. И нужно-то на него 20 минут в день. Традиция се­мейногo чтения – очень  важная часть в системе се­мейногo воспитания и ценностей. И не надо думать, что она уйдет в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации.

[Слайд 2]

Семей­ное чтение – это  не способ получить информацию и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший, на мой взгляд, способ общения и ненавязчи­вого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное; это и  совместная  читательская деятельность в условиях творческого общения ребенка с родителями, направленная на нравственно - эстетическое развитие личности.

[Слайд 3]

         Как правило, под семейным чтением подразуме­вают общее или только взрослыми для детей чтение вслух.

Важность чтения вслух состоит не только в том, что ребёнок, не умеющий читать, приобщается главным образом к книге, так же процесс чтения вслух содержит в себе очень важные для развития ребёнка моменты совместного действия, сопереживания, стимулирует эмоциональное, интеллектуальное,  физическое  и социальное развитие.

[Слайд 4]

Чтение вслух стимулирует эмоциональное развитие.

  • Повышает уважение к себе.
  • Вырабатывает мотивацию поступков.
  • Стимулирует воображение.
  • Дает возможность отдохнуть.

 

[Слайд 5]

Чтение вслух стимулирует интеллектуальное развитие.

  • Увеличивает запас слов.
  • Увеличивает время, в течение которого удерживается внимание ребенка.
  • Улучшает его восприятие (умение понимать).

[Слайд 6]

 

Чтение вслух стимулирует физическое развитие.

  • Переворачивание страниц способствует развитию двигательной координации, навыка сложных движений.
  • Рассматривание картинок улучшает зрительные навыки.
  • Слушание обостряет навыки аудирования (процесс слушания и понимания текста на слух).

[Слайд 7]

Чтение вслух стимулирует социальное развитие.

  • Время проводится в контакте с ребенком.
  • Члены семьи привыкают к ролевому моделированию.
  • Читающий узнает интересы другого.
  • Повышается уверенность в себе.

[Слайд 8]

Семейное чтение становится важной частью домашнего уклада, когда оно превращено в ритуал. Например, читают вслух, когда уже все собрались после рабочего дня,  после ужина или перед сном. Хорошо, если к этому времени у ребёнка закончены все текущие дела (уборка игрушек, умывание  и т.п.). В предвкушении чтения и эти дела, которые  часто вызывают проблемы, пройдут легче. Важно  не превращать чтение в орудие поощрения или наказания. Не стоит говорить: «Уберёшь игруш­ки – почитаю». Лучше предположить, что они и так будут убраны, но «чем быстрее ты уберешь игрушки, тем больше мы успеем прочитать».

 

Организация чтения дома

  •     Найдите спокойное место.
  •     Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.
  •     Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.
  •     Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.
  •    Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.

         Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребенка или настроения взрослых в течение дня, иначе пропадает интерес к чтению, так как  процесс будет связан с неприятными эмоциями. Если чтение происходит не вечером, а среди дня, то очень важно, чтобы это было не в суете одновременно с домашними делами, а как специальное дело: сидя рядом, не отвлекаясь на телефон и другие разговоры.  Такое чтение формирует взаимопонимание детей и взрослых. После первых сказок и коротких рассказов можно переходить к большим книгам, растягивая удовольствие на много дней.

[Слайд 9]                                          Для  родителей «ДА»

  • Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).
  • Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).
  • Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.
  • Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.
  • Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.
  • Дарите ребёнку книги.
  • Поощряйте ребёнка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.
  • Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
  • Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.

[Слайд 10]«НЕТ»

  • Не заставляйте читать насильно.
  • Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она вас об этом не попросит.
  • Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
  • Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.
  • Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.
  • Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.
  • Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.
  • Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать «что-то» лучше, чем ничего не читать.

[Слайд 11]

            Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать сами.

 Во-первых, само­стоятельное чтение на первых порах представляет для ребенка нелёгкую работу, и он еще долго не сможет получать удовольствия от сюжетных ходов и языка книги, будучи поглощённым самим процессом чтения.  

Во-вторых, и в-главных, семейное чтение – важнейший  момент общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития дошкольников тактильные ощущения столь же важны как и другие),а так же сопереживание, и обсуждение.

[Слайд 12]          И в заключении…

            Читайте с ребенком, читайте ребенку, слушайте, как читает ребенок – и вы удивитесь, какой интересный мир откроется вам, и каким интересным собеседником растет ваш малыш.

 [Слайд 13] Спасибо за внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon o_polze.ppt2.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О пользе семейного чтения Подготовила: Педагог – психолог МБДОУ детского сада №6 г.Данилова Бобочка О.А.

Слайд 2

Семейное чтение – это важнейший способ общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания. Это и есть самое главное и самое действенное. Совместная читательская деятельность в условиях творческого общения ребенка с родителями, направленная на нравственно- эстетическое развитие личности.

Слайд 3

Семейное чтение - это совместное или только взрослыми для детей чтение вслух. Чтение вслух стимулирует: эмоциональное развитие; интеллектуальное развитие; физическое развитие; социальное развитие .

Слайд 4

Чтение вслух стимулирует эмоциональное развитие. Повышает уважение к себе. Вырабатывает мотивацию поступков. Стимулирует воображение. Дает возможность отдохнуть.

Слайд 5

Чтение вслух стимулирует интеллектуальное развити е. Увеличивает запас слов. Увеличивает время, в течение которого удерживается внимание ребенка. Улучшает его восприятие (умение понимать).

Слайд 6

Чтение вслух стимулирует физическое развитие. Переворачивание страниц способствует развитию двигательной координации, навыка сложных движений. Рассматривание картинок улучшает зрительные навыки. Слушание обостряет навыки аудирования

Слайд 7

Чтение вслух стимулирует социальное развитие. Время проводится в контакте с ребенком. Читающий узнает интересы другого. Повышается уверенность в себе .

Слайд 8

Организация чтения дома Найдите спокойное место. Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу. Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения. Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.

Слайд 9

Для родителей «ДА» Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером). Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день. Читайте сами, показывая пример своему ребёнку. Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения. Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой. Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг. Дарите ребёнку книги. Поощряйте ребёнка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым. Сделайте чтение приятным времяпрепровождением. Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.

Слайд 10

Для родителей «Нет» Не заставляйте читать насильно. Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она вас об этом не попросит. Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения. Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи. Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее. Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми. Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам. Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать «что-то»лучше, чем ничего не читать.

Слайд 11

Чтение вместе – это ещё один из способов общения с ребёнком. Семейное чтение – важнейший момент общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития дошкольников тактильные ощущения столь же важны как и другие) и сопереживание, и обсуждение.

Слайд 12

Читайте с ребенком, читайте ребенку, слушайте, как читает ребенок – и вы удивитесь, какой интересный мир откроется вам, и каким интересным собеседником растет ваш малыш.