Консультация для родителей « Занимательная математика»
консультация на тему

Сомина Валентина Валентиновна

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом, подбирая занимательный материал, воспитатели должны учитывать возрастные особенности детей, где будут учитываться задачи всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, увлекать и развлекать детей, развивать ум, сообразительность, смекалку, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, а затем их реализовывать в других видах деятельности.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те , которые сопряжены с сухими упражнениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_mat-ke.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа № 9

города Новокуйбышевск Самарской области

структурное подразделение « Детский сад « Родничок»

Консультация для родителей

« Занимательная математика»

Подготовила воспитатель:

Сомина Валентина Валентиновна

г.о. Новокуйбышевск

2013 год

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом, подбирая занимательный материал, воспитатели должны учитывать возрастные особенности детей, где будут учитываться задачи всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, увлекать и развлекать детей, развивать ум, сообразительность, смекалку, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, а затем их реализовывать в других видах деятельности.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те , которые сопряжены с сухими упражнениями.

С  помощью логико-математических игр-шуток, головоломок уточняются и закрепляются представления детей о числах,  отношениях между ними , геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях; развиваются наблюдательность, внимание, память, мышление ,речь, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познавательные интересы ( какая фигура здесь лишняя и почему? Чем отличается одна картинка от другой? Нарисуй недостающую фигуру и т.д.)  

Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражнение детей в различении ,выделении, назывании множеств предметов, чисел , геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами  действий.   Каждая из фигур решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных представлений детей.

Дидактическая игра» Сосчитай геометрические фигуры» ( старшая группа)

Цель: Закрепление представления о количественных отношениях между числами

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические  игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи ( найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя ( Буратино, Чебурашки ). Игровые упражнения следует отличать  от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно. А представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны и детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта ( игра  «Танграм», « Колумбово яйцо»).

Назначение загадок и задач-шуток. Занимательных вопросов в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несуществующими данными. Задачки-сказки развивают у детей не только мыслительные процессы, но и учат их воображать, фантазировать. Слушая задачку, ребенок живо представляет себе сказочную ситуацию, вживляется в динамику происходящих событий и в то же время учится усидчивости и терпению, тренируют внимание. Умение дослушать до конца, так как неизвестно, какой будет задан вопрос в конце.

Вопросы в задачках разные, касаются не только количества, но и закрепляют знания ребенка о форме, цвете, размере, качестве, величине, пространстве и времени.

Тематика в задачках самая разнообразная: цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, грибы, одежда, транспорт, игрушки, овощи, фрукты и, конечно, сказочные герои. Именно такой подход позволяет расширить представления детей об окружающем мире.

Слушая такие задачки-сказки, решая их. Дети проявляют к ним большой интерес, пробуют самостоятельно сочинять аналогичные, а главное – понимать, что считать можно всегда, везде и все-все-все, что нас окружает.

Пример: На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей на чай, приготовила стулья. Первыми приползли гусеницы и заняли два стула. Затем прилетели три бабочки, тоже сели на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях. Только хотели пить, в дверь постучали, приполз жук и занял еще одно место.

Вопросы: Сколько стульев было занято?( 9) Сколько было гостей? ( 8)

В старшем дошкольном возрасте используют головоломки с палочками.  Их называют  «задачами на смекалку геометрического характера», так как в ходе решения, как правило,  идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи - головоломки. Кроме этого потребуются таблицы с графическими изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Также в старшей группе находит широкое применение использование стихотворений и считалок с числительными.

« Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

Прилетайте все на чай!

Сколько чаек, отвечай!»

Загадка: » Два кольца, два конца

Посередине гвоздик»

Пословиц, поговорок: « Семь раз примерь, один раз отрежь»

Художественное слово обогащает математическое образование дошкольников. Все эти игры можно использовать в конце занятия на закрепление материала.

В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания: словесные и с использованием пособий, настольно - печатные, такие, как « Домино фигур, «Составь картинку», « Арифметическое домино», « Лото», « Найди пару», игры в шашки и шахматы.

При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются. Но этого  недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. Дети редко играют в них по собственному желанию. В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он   проявлял бы самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

В группе нужно создать уголок занимательной математики - это специально отведено,, математически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Воспитатель предлагает установить в группе традицию « Игра  в гости к нам»

Каждый воспитанник группы будет по очереди приносить из дома в группу и оставлять на неделю математическую игру или игру на внимание, запоминание, сообразительность, фантазию. Он будет помещать игру в « Математическую игротеку» и учить других детей в нее играть.

Затем воспитатель предлагает ввести еще одну традицию-« Игра напрокат» В пятницу дети будут драть из детского сада  домой одну из игр «Математической игротеки», а в понедельник  ее возвращать. В выходные дни у ребенка появляется поиграть с близкими, показать родителям свои достижения в играх, объяснить правила. Во время игры с домашним партнером будут закрепляться математические представления и умения ребенка, будет налаживаться непринужденное познавательное общение взрослых с детьми.

При использовании логико-математических игр на занятиях и в свободное время у ребенка формируются самостоятельность, наблюдательность, находчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе. Проявляя при этом творчество.    

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Занимательная математика дома"

Предлагаются игры математического содержания , которые можно использовать дома без специальной подготовки и дидактического материала....

Консультация для родителей «Занимательная математика дома»

Уважаемые родители!Любая математическая игра, загадка, задача, упражнение развивает у детей память, внимание, познавательный интерес, способствует вовлечению детей к исследовательскому творческому пои...

Консультация для родителей «Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников»

Консультация для родителей «Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников»...

Консультация для родителей: "Занимательная математика дома"

Консультация для родителей  "Занимательная математика"...

Консультация для родителей "Занимательная математика"

Консультация была создана по просьбе родителей. В консультации собраны способы и приемы развития  у дошкольников логики и мышления по формированию элементарных математических представлений....

Консультация для родителей «Занимательная математика дома»

 Приобщение детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.   Известно, что игра как один...