Хотите, чтобы у детей была хорошая речь – развивайте мелкую моторику пальцев рук.
консультация по теме

Луковенкова Марина Александровна

Рекомендую родителям некоторые игры и упражнения для развития мелкой моторики, которые они могут организовать с детьми в домашних условиях: с прищепками, проволокой, крупой и т.д. А хорошо развитая моторика пальцев является предпосылкой для правильной речи малышей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorika.docx683.46 КБ

Предварительный просмотр:

Хотите, чтобы у детей была хорошая речь – развивайте мелкую моторику пальцев рук.

              Прошло четыре месяца работы с детьми младшей группы.  Должна отметить, что у многих  ребят имеются речевые нарушения, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.

             О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

   Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься с детьми, как в детском саду, так и дома.

Упражнения с бельевыми прищепками

                                                                         «Котенок»

Бельевой прищепкой (проверьте на своих руках, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

                                                              «Прищепки на веревке»

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько разноцветных и разных по размеру прищепок. На каждый ударный слог ребенок прицепляет прищепку к веревке: «Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку».

          

                          Пальчиковые бассейны («Сухой аквариум»)

Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары,  заполненные различными наполнителями:  мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной и другими крупами), песком, солью. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий: «Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку)», «Найди фигуру по образцу», «Найди фигуру и назови ее». Игры проводятся ежедневно по 3—5 минут.

          

                                                                      Пальчиковый массаж

                                                                    Упражнения с мячиками

              Существует большое количество различных приспособлений для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. И малышей, и старших дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений, сопровождая действия словами, например: Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат?». 

     

                                                                  Игры с бусинками

Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук. Ребенку предлагают для нанизывания на веревочку бусины с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз–рука».

 

                                                                     Игра «Мозаика»

Идея мозаики заключается в составлении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. 

                 

                                                                Игры-шнуровки

               По-настоящему зашнуровать ботинок –  дело довольно сложное. Можно для начала потренироваться на плоском домике или игрушечном башмаке. В таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости. Первые простые шнуровки для малыша можно сделать самостоятельно. Потребуются плотный картон, дырокол и разноцветные шнурки. Проделайте дыроколом несколько отверстий в картоне. Покажите ребенку, как сквозь них можно протаскивать шнурок. Пусть малыш потренируется на одной или на двух дырочках. Если ребенку удалось попасть в дырочку, обязательно похвалите его за первый успех. В дальнейшем задания можно усложнять, создавая с помощью дырокола контур несложного рисунка.

                      

                                                Создание картин из макарон и круп

                                    (гречки, проса, фасоли, риса, гороха, семечек)

Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики. Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить  –  получится фантастическая композиция. Чтобы выполнить ее аккуратно, нужны умелые и ловкие руки, ведь удержать в пальцах маленькую макаронину нелегко. Еще труднее – нанести на нее клей и поместить в нужное место на «холсте».

 

                Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую и учебно-практическую деятельность.

У нас еще есть время, чтобы подготовить руку ребенка к письму в школе.

                                                      Я желаю вам успехов.

                                 С  уважением  воспитатель ГБДОУ детский сад № 136

Марина  Александровна.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самомассаж по активизации речи, развитию мелкой моторики пальцев рук и повышению иммунитета с использованием грецкого ореха.

Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтерова, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не тольк...

Развивая мелкую моторику пальцев рук - развиваем речь детей

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным, всесторонне развитым, с хорошей правильной речью. Развивая мелкую моторику пальцев рук - развив...

Открытое занятие по дополнительному образованиюПрограммное содержание: 1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам. 2. Закре « Подготовка руки к письму » в подготовительной группе. « ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ»

Программное содержание:1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам.2. Закрепить умение действовать по плану, предложенному воспитателем; соотносить пред...

Хотите, чтобы ваши дети были здоровы, начните утро с гимнастики Стрельниковой!

Комплекс дыхательной гимнастики для здоровья ваших детей....

"Для чего нужно активно с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев ребенка"

Развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказываются на становление детской речи,повышает работоспособность ребенка,его внимание и умственную ак...

Консультация для родителей детей 2 младшей группы " Развиваем мелкую моторику рук, играя"

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Ответ на этот вопрос вы найдете в консультации...