Главные вкладки

    Хотите, чтобы у детей была хорошая речь – развивайте мелкую моторику пальцев рук.
    консультация по теме

    Луковенкова Марина Александровна

    Рекомендую родителям некоторые игры и упражнения для развития мелкой моторики, которые они могут организовать с детьми в домашних условиях: с прищепками, проволокой, крупой и т.д. А хорошо развитая моторика пальцев является предпосылкой для правильной речи малышей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл motorika.docx683.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Хотите, чтобы у детей была хорошая речь – развивайте мелкую моторику пальцев рук.

                  Прошло четыре месяца работы с детьми младшей группы.  Должна отметить, что у многих  ребят имеются речевые нарушения, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.

                 О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

       Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

    Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься с детьми, как в детском саду, так и дома.

    Упражнения с бельевыми прищепками

                                                                             «Котенок»

    Бельевой прищепкой (проверьте на своих руках, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

                                                                  «Прищепки на веревке»

    Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько разноцветных и разных по размеру прищепок. На каждый ударный слог ребенок прицепляет прищепку к веревке: «Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку».

              

                              Пальчиковые бассейны («Сухой аквариум»)

    Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары,  заполненные различными наполнителями:  мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной и другими крупами), песком, солью. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий: «Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку)», «Найди фигуру по образцу», «Найди фигуру и назови ее». Игры проводятся ежедневно по 3—5 минут.

              

                                                                          Пальчиковый массаж

                                                                        Упражнения с мячиками

                  Существует большое количество различных приспособлений для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. И малышей, и старших дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений, сопровождая действия словами, например: Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат?». 

         

                                                                      Игры с бусинками

    Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук. Ребенку предлагают для нанизывания на веревочку бусины с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз–рука».

     

                                                                         Игра «Мозаика»

    Идея мозаики заключается в составлении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. 

                     

                                                                    Игры-шнуровки

                   По-настоящему зашнуровать ботинок –  дело довольно сложное. Можно для начала потренироваться на плоском домике или игрушечном башмаке. В таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости. Первые простые шнуровки для малыша можно сделать самостоятельно. Потребуются плотный картон, дырокол и разноцветные шнурки. Проделайте дыроколом несколько отверстий в картоне. Покажите ребенку, как сквозь них можно протаскивать шнурок. Пусть малыш потренируется на одной или на двух дырочках. Если ребенку удалось попасть в дырочку, обязательно похвалите его за первый успех. В дальнейшем задания можно усложнять, создавая с помощью дырокола контур несложного рисунка.

                          

                                                    Создание картин из макарон и круп

                                        (гречки, проса, фасоли, риса, гороха, семечек)

    Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики. Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить  –  получится фантастическая композиция. Чтобы выполнить ее аккуратно, нужны умелые и ловкие руки, ведь удержать в пальцах маленькую макаронину нелегко. Еще труднее – нанести на нее клей и поместить в нужное место на «холсте».

     

                    Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую и учебно-практическую деятельность.

    У нас еще есть время, чтобы подготовить руку ребенка к письму в школе.

                                                          Я желаю вам успехов.

                                     С  уважением  воспитатель ГБДОУ детский сад № 136

    Марина  Александровна.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самомассаж по активизации речи, развитию мелкой моторики пальцев рук и повышению иммунитета с использованием грецкого ореха.

    Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтерова, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не тольк...

    Развивая мелкую моторику пальцев рук - развиваем речь детей

    Игровые упражнения на развитие мелкой моторики. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным, всесторонне развитым, с хорошей правильной речью. Развивая мелкую моторику пальцев рук - развив...

    Консультация для родителей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь».

    Консультация рекомендована родителям детей старшего дошкольног возраста. В ней подобраны игровые упражнения для развития мелкой моторики рук:...

    Открытое занятие по дополнительному образованиюПрограммное содержание: 1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам. 2. Закре « Подготовка руки к письму » в подготовительной группе. « ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ»

    Программное содержание:1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам.2. Закрепить умение действовать по плану, предложенному воспитателем; соотносить пред...

    Хотите, чтобы ваши дети были здоровы, начните утро с гимнастики Стрельниковой!

    Комплекс дыхательной гимнастики для здоровья ваших детей....

    Проект "Речь на кончиках пальцев" Формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

    Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной...