Главные вкладки

    Мой ребенок - будущий первоклассник или как подготовить к школе.
    статья (подготовительная группа) по теме

     Хацкевич Елена Васильевна

    Как адаптировать родителей будущих первоклассников к новой ступени в жизни их семьи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moy_rebenok_pervoklassnik.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОЙ РЕБЕНОК - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК

    ИЛИ КАК ПОДГОТОВИТЬ К ШКОЛЕ

           Семья - первая ступень в жизни человека. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок - будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.

           Школа – это совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущем опытом, но требующих максимальной мобилизации его физических и интеллектуальных сил.

    Одна из основных задач, которые ставит школа перед ребенком – необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. Готовность к обучению у всех детей различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, плохой памятью, низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, могут быть большие трудности в процессе организации учебной деятельности. Многие родители считают, что именно  интеллектуальную готовность является главной составляющей психологической готовности ребенка к школе. Однако не менее важными являются мотивационная и волевая готовность.

    Мотивационная готовность – это наличие у ребенка желания учиться. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его друзья туда идут; в школе он получит красивый портфель, пенал; кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все (классы, учительница, занятия)  является новым. Интерес к школьным принадлежностям и правилам поведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности. Конечно такой интерес не долог и он быстро исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний. Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в шкалу, какие обязанности он будет там выполнять. Можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это бесполезная трата времени и сил. Естественно исключайте угрозы: «Вот пойдешь в школу – там тебе покажут!».

    Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно развивать такое умение и дома, предлагая детям разные (вначале не сложные) задания. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники. Можно попросить ребенка вычеркивать определенную букву в предложенном тексте. Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредотачиваться на задании, их работоспособность. Если ребенок быстро устает, то можно облегчить ему задачу и сказать, что осталось вычеркнуть 5 букв. Если деятельность нормализуется, то можно говорить о наличии волевой готовности, хотя пока не очень хорошо развитой. Если же ребенок не может сосредоточиться, то волевая регуляция поведения у него отсутствует.

            

    Правила создания позитивной обстановки в обучении:

    • Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
    • Обучение требует систематичности: 10 – 15 минут в день принесут больше пользы, чем час – два в выходные.
    • Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше.
    • Старайтесь не создавать у ребенка впечатление, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому играйте, например, во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине, в автобусе («Слова – города» и др.).
    • Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому не хочется играть, или он плохо себя чувствует, то лучше отложить игру.  Не играйте через силу, с плохим настроением  – это не принесет пользы.

           

    В первом классе детей учат не только читать, писать и считать, но и умению учиться и основам теоретического мышления. Что же такое умение учиться?

    Ребенок, который умеет учиться:

    • понимает, что он чего – то не умеет, не может, приучен говорить об этом с учителем, не считает зазорным сказать: «Я не понял вопрос», «Я забыл в какую сторону пишется буква Ю»;
    • умеет отличить новую задачу от старой и задуматься над тем как ее решить, а не спешить с первым попавшимся ответом;
    • может не просто сказать взрослому о своем незнании, неумении, непонимании в негативной манере (я не знаю, я не понял, у меня не получается), но сформулировать причины своих трудностей, рассматривая предмет с разных точек зрения (Я не знаю марки этой машины: впереди она похожа на «Москвич», а сзади на «Жигули», а не объявивший с видам знатока, что это «Жигули» новой модели).

    Если у ребенка есть эти качества, то, будьте уверенны, что, не смотря на кривоватые палочки в прописях и далеко не беглое чтение, он прекрасно справится со всеми школьными трудностями.

       

    Школьное обучение  - это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.

    У детей надо сформировать следующие навыки общения:

    • Умение слушать собеседника не перебивая его;
    • Говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
    • Пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей и вульгаризмов.

    Часто родители жалуются на то, что дети, разговаривая между собой, перебивают друг друга и вместе с тем стесняются обратиться к чужому человеку, не умеют разговаривать по телефону. Преодолеть эти недостатки помогут игры, в которых участвуют не только дети, но и взрослые.    

    Например: «Мама звонит дочке», «Внучка поздравляет деда», «Узнать, какой фильм идет в кинотеатре», «Вызвать врача к заболевшему брату» - эти и другие ситуации, разыгранные вместе с ребенком, формируют у него умение вести диалог, разговаривать со взрослыми, сверстниками.

    Родители должны не только научить ребенка слушать других, но и признавать его право на собственное мнение. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка и подчиняться формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться.

    Создание у ребенка положительного отношения к школе

    и формирование направленности на обучение:

    Экскурсии с ребенком в школу.

    Встреча и знакомство с учителями.

     Рассказы о своих любимых учителях.

    Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.

    Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.

    Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.

    Семейное чтение художественной литературы.

    Организация книжного уголка для ребенка.

    Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.

    Знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.

    Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.

    Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе:

    • формирование адекватного поведения;
    • установление контакта с учащимися и учителем;
    • овладение навыками учебной деятельности.

                   Удачи Вам и вашим детям!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тесты для будущих первоклассников. Готов ли ребёнок к школе?

    В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школ...

    Информация для родителей будущих первоклассников "Мальчики - девочки. Обучаемся в школе одинаково?"

    Данная информация для родителей содержит ответы на наиболее часто задаваемые вопросы об учёте пола и возраста ребёнка при поступлении в школу, об особенностях обучения лево- и правополушарных детей....

    СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ на тему: «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ» в МБОУ СОШ № 23

    СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВна тему: «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ» в МБОУ СОШ № 23                      ...

    СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ на тему: «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ» в МБОУ СОШ № 23

    СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВна тему: «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ» в МБОУ СОШ № 23                      ...

    Заседание в семейном клубе «Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»

    «Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»...