Заседание в семейном клубе «Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»
консультация (подготовительная группа) на тему

Огнёва Алёна Васильевна

«Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zasedanie_semeynogo_kluba.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей» города Ишима

Огнева Алена Васильевна,

педагог-психолог

Заседание в семейном клубе «Семь Я»

Тема: «Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»

Цель: Развитие готовности родителей к школьному обучению их детей.

Основные задачи:

  1. Познакомить родителей с элементами педагогической диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению, развивать знания и умения, связанные сформированием разных аспектов готовности к школе в условиях семьи.
  2. Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка – позиции школьника.
  3. Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей.
  4. Способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу.
  5. Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения.
  6. Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.

1. Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?

Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами), Вас всё равно не покидает какое-то беспокойство. Ещё большее волнение испытывает ребёнок, ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью. Дети 6–7 лет реагируют на состояние неопределённости всем своим существом: нарушается устойчивость к стрессам, растёт напряжённость. И с таким ребёнком, конечно, нелегко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни.

Что такое «психологическая готовность к школе»?

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

        Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

        Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ В ШКОЛУ и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту школу очень важно и почётно, наконец, потому что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё (и классы, и учительница, и систематические занятия) является новым. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома.        Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.

Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить вместе с ним его школьную жизнь.

А начните эту жизнь со следующего:

– расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

– на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;

– воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;

– воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

– никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу.

        На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

         Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.        

Чтобы понять, насколько готов ваш ребёнок учиться в школе, Вы должны знать, какими качествами вообще должен обладать ребёнок, чтобы учиться в первом классе:

– внимание, способность к длительному (15–20 минут) сосредоточению;

– хорошая память;

– сообразительность;

– любознательность;

– развитое воображение;

– начальные навыки чтения, счёта, письма;

– физическая ловкость;

– волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);

– организованность, аккуратность;

– дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

Чтобы успешно учиться в первом классе, ребёнок должен научиться понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность.

Помимо этого ребенок должен уметь различать цвет и форму, уметь скопировать фигуру, уверенно держать карандаш, уметь отвечать на вопросы: «Почему?», «Что… , если…», «Если…, то…», т. е. уметь решать простые логические задачи.  

У детей шестилетнего возраста, готовых к школе, должны быть сформированы элементарные математические представления: они должны уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение (впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед).  Кроме того, ребёнок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший, больше, меньше, равно). Как правило, все шестилетние дети считают до 10, но не все видят, что в словах (один, два, три…) воплощено количество, а значит, не вполне понимают смысл этих слов. Мы часто стараемся заранее научить ребёнка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребёнка главного – умения сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10–15.

Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые приобрёл ребёнок при поступлении в школу: умеет ли он убрать постель, игрушки, умеет ли привести себя в порядок, умет ли завязать шнурки на ботинках, застегнуть сандалии, может ли за столом вести себя «как следует» или его приходится кормить отдельно. Именно эти умения будут положены в основу самоорганизации при выполнении учебных заданий.

Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать). Обратите внимание на точность копирования – величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий. Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если линии «дрожат»,  если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена координация, то необходимы специальные тренировочные занятия.

Развитию тонких двигательных координаций очень способствует рисование, штриховка, раскрашивание поверхностей, нанизывание бусинок, лепка, определение «вслепую» форм предметов – сначала самых простых. Потом можно и посложнее. В быту эти навыки хорошо развиваются при застёгивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и любых узлов.

Очень важный элемент готовности к школе – умение ребёнка работать по инструкции. Посмотрите, как он работает с конструктором, с заводными и сложными игрушками, как выполняет ваши указания. Если видите, что ребёнок без отвлечения работать не может, на инструкцию не обращает внимания или быстро её забывает, не списывайте это на возраст и не надейтесь, что «со временем пройдёт».

Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.

Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму её жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителей. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют свои силы.

Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребёнок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.

Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя».

2. Кто должен осуществлять подготовку ребенка к школе?

Психологам часто приходится слышать вопрос: кто же должен  осуществлять подготовку ребёнка к школьному обучению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах – родители, воспитатели детского сада и учителя, школа?

Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной.

 Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение – ни  детский сад, ни начальная школа – не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. В  дошкольном учреждении детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию, счёту, письму и чтению. Но если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребёнок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они обижаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придаёт особое значение всем достижениям ребёнка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода занятий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей.

3. Игры, для развития важнейших психических процессов,

    необходимых при обучении в школе

 

Игры   по  развитию   внимания

«Хлопни  в  ладоши».

ЦЕЛЬ: обучение  способности  к  переключению  внимания.

ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ. Говорим  ребенку: «Сейчас  я  буду  называть  разные слова. Когда  назову  какое – нибудь  животное – хлопни  в  ладоши».  Слова:  стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волка, галстук,  лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.

«Зачеркни  букву».

ЦЕЛЬ: обучение  способности  концентрации,  объема,  переключения,  устойчивости  внимания.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ:  вырезка  из  газеты  или  журнала  с  достаточно  большим  шрифтом.  Карандаш.

ИГРОВОЕ  ЗАДАНИЕ.  Ребенку  предлагается  газетная  вырезка. « на  этом  листочке  написано  много  разных  букв.  Ты  должен  искать  одну  и  ту  же  букву  и  зачеркивать  ее  карандашом.  Какую  букву  ты  хочешь  вычеркивать?»

В   следующий   раз  игра  проводится  на  бланке  с  заданием. Ребенку  предлагается  расставить  значки,  как  в  образце.

«Портрет».

ЦЕЛЬ: обучение  способности  концентрировать  внимание; уметь  сосредотачиваться  на  зрительной  информации;  уметь  смотреть  и  видеть;  уметь  рисовать  портрет  в  своем  сознании.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ:  кукла.

ИГРОВОЕ  ЗАДАНИЕ. Ребенку  предлагается  кукла.  Он  должен  рассмотреть  лицо  куклы,  внимательно  изучить его,  а  затем  назвать  как  можно  больше  характерных  деталей.

« Слушай  музыку».

ЦЕЛЬ:  развитие  активного  внимания.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ: магнитофон,  аудиозапись  с  веселой  мелодией.

ИГРОВОЕ  ЗАДАНИЕ. «Сегодня  у  нас  будет  интересная  игра. Пока  звучит  музыка,  вы можете  бегать,  прыгать,  танцевать.  Как  только  музыка  прекратится,  вы  должны  остановиться  и  не  двигаться,  пока  музыка  не  зазвучит  вновь».

« Узор».

ЦЕЛЬ: развитие  слухового  внимания.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ:  тетрадный  лист в клеточку,  карандаш.

ИГРОВОЕ  ЗАДАНИЕ. Ребенок  под  диктовку  рисует  узор. Например,  две  клеточки  вверх,  две  клеточки  вправо,  две  клеточки  вниз,  две  клеточки  вправо,  две  клеточки  вверх  и  так  до  конца  строчки.

В  следующий  раз  игра  усложняется  -  половину  строчки  ребенок  рисует  узор  под  диктовку,  затем  продолжает  рисовать  узор  до  конца  строчки  самостоятельно.

«Найди  отличия».

ЦЕЛЬ: развитие  концентрации  внимания.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ: две  картинки  с  похожими  изображениями  одного  и  того  же  предмета.

ИГРОВОЕ  ЗАДАНИЕ. «Посмотри  на  эти  две  картинки.  Они  очень  похожи, но  у  них  есть  много  отличий.  Назови,  пожалуйста,  чем  отличаются  картинки  друг  от  друга».

Игры  по  развитию  памяти

«Запомни  картинки».

ЦЕЛЬ:   развитие  зрительной  памяти.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ: пять  картинок  с  изображениями  знакомых  предметов: стула,  куклы,  яблока,  кастрюли,  тарелки.

ИГРОВОЕ  ЗАДАНИЕ. Ребенок  рассматривает  пять  картинок  и  запоминает,  что  на  них  нарисовано.  Затем  картинки  переворачивают. Показывая  на  перевернутую картинку,  ребенок  должен  вспомнить  и  назвать  предмет,  изображенный  на  ней.

В  дальнейшем  развитие  зрительной  памяти  происходит  в  условиях  уменьшения  времени

«Каскад  слов».

ЦЕЛЬ: развитие  объема  кратковременной  слуховой  памяти.

ИГРОВОЕ  ЗАДАНИЕ.  Ребенок  должен повторять  слова.  Начинать  нужно  с  одного  слова,  затем  назвать  два.  Ребенок  их  повторяет  в  той  же  последовательности. Затем  называются  три  слова  и  т.д.  Если  ребенок  не  справляется  со  словесным  рядом,  нужно  повторить  ряд  еще  2-3  раза.

  1. огонь;
  2. дом,  молоко;
  3. конь,  гриб,  игла;
  4. петух,  солнце,  асфальт,  тетрадь;
  5. крыша,  пень,  вода,  свеча,  школа;
  6. карандаш,  машина,  брат,  мел,  птица,  хлеб;
  7. орел,  игра,  дуб,  телефон,  стакан,  пальто,  сын;
  8. гора,  ворона,  часы,  стол,  снег,  картина,  сосна,  мел;

  1. мяч,  яблоко,  шапка,  морковка,  стул. Бабочка,  метро,  цыпленок,  носки;
  2.  грузовик,  камень,  ягоды,  портфель,  санки,  молоток,  лавочка,  скатерть,  арбуз,  памятник.

При  последующих  играх  слова  изменяются.

«Рассмотри  внимательно».

ЦЕЛЬ:  развитие  произвольного  внимания.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ:  любая  сюжетная  картинка.

ИГРОВОЕ  ЗАДАНИЕ.  Ребенку  предлагается  любая  сюжетная  картинка  с  просьбой  внимательно  ее  рассмотреть  и  запомнить  как  можно  больше  деталей.  Затем  картинку  закрывают. Ребенку  задаются  вопросы  по  ее  содержанию.

Игры  по  развитию  восприятия

« Дорисуй  фигуры».

ЦЕЛЬ:  развитие  целостности  восприятия.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ:  лист  с  изображением  недорисованных  геометрических  фигур.

ИГРОВОЕ  ЗАДАНИЕ. Ребенку  объясняют,  что  художник  забыл  дорисовать  геометрические  фигуры,  поэтому  они «дырявые». Ему  предлагают  дорисовать  фигуры,  чтобы  они  стали  целыми.

«Форма».

ЦЕЛЬ: развитие  наблюдательности,  ориентирования  на  форму.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ:  три  предмета  круглой  и  прямоугольной  формы.

ИГРОВОЕ  ЗАДАНИЕ. Предварительно  в  разных  местах  комнаты  выставляются  три  предмета  круглой  и  прямоугольной  формы.  Ребенку  предлагается  за  1  минуту  принести  все  выставленные  предметы.

«Что  забыл  нарисовать  художник?».

ЦЕЛЬ: развитие  наблюдательности,  умения  использовать  при  восприятии  свой  прошлый  опыт  и  знания.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ:  набор  карточек   с  изображением  недостающих  деталей.

ИГРОВОЕ  ЗАДАНИЕ.  Ребенку  предлагается  поочередно  каждая  карточка  и  задается  вопрос: «Что забыл  нарисовать  художник?».

« Что  нарисовано?».

ЦЕЛЬ:  развитие  умения  использовать  при  восприятии  свой  прошлый  опыт  и  знания.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ: набор  карточек (4-10 шт.)  с  пунктирным  изображением  знакомых  ребенку  предметов,  животных  и т.д.

ИГРОВОЕ  ЗАДАНИЕ. Ребенку  поочередно  показывают  карточки  и  задают  вопрос: «Что  здесь  нарисовано?».  Если  ребенок  затрудняется  с

ответом,  можно  предложить  ему  соединить  пунктирные  линии  карандашом.

Игры    по  развитию  мышления

«Чего  не хватает?»

ЦЕЛЬ: развитие  способности  на  основе  зрительного  и  мыслительного  анализа  устанавливать  закономерность  в  изображении.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ: карточка  с  заданием (приложение).

ИГРОВОЕ  ЗАДАНИЕ.  Ребенку  предлагается  рассмотреть  карточку  и  сказать,  какая  фигура  должна  быть  в  пустой  клеточке.

«Сыщик».

ЦЕЛЬ: развитие  умения  декодировать  информацию.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ:  схема  групповой  комнаты,  на  которой  отмечены  стол,  стулья,  окна,  двери,  кроватки;  крестиком  отмечено  место,  где  спрятана  игрушка.

ИГРОВОЕ  ЗАДАНИЕ.  Говорим  ребенку: « На  листочке  нарисован  план  нашей  группы. Вот  нарисован  стол,  рядом  стулья,  это – двери,  это – окна и т.д. А  вот  здесь,  где  стоит  крестик,  спрятана  игрушка.  Попробуй  по  плану  найти  ее».

«Четвертый  лишний».

ЦЕЛЬ: развитие  умения  классифицировать  предметы  по  существенным  признакам  и  обобщать.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ:  пять  карточек,  на  каждой  карточке  изображены  четыре  предмета;  три  предмета  связаны  между  собой  каким – либо  признаком,  а  четвертый  -  лишний.

Варианты  карточек:

  1. сапог,  тарелка,  тапок,  ботинок;
  2. вилка,  тарелка,  яблоко,  кастрюля;
  3. яблоко,  груша,  виноград, огурец;
  4. помидор,  морковь, машина,  картофель;
  5. шапка,  машина,  самолет,  поезд.

ИГРОВОЕ  ЗАДАНИЕ. Ребенку  поочередно  показывают  карточки. «Посмотри  на эти  предметы: их – четыре,  три  предмета  как-то  связаны  между  собой,  что-то  у  них  есть  общее,  похожее,  а  четвертый – лишний,  его  нужно  убрать. Покажи  и  назови  этот  предмет».

В  следующих  играх  слова  меняются.

Тест для родителей Е.А. Муратовой.

«Готов ли ребенок к школе?»

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там многое узнает и в ней будет интересно учиться?

3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут?

4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинкам не короче чем из пяти предложений?

6. Может ли ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли изменять существительное по числам?

8. Умеет ли считать по слогам или целыми словами?

9. Умеет ли считать до 10 и обратно?

10. Может ли решать простые задачи на вычитание и сложение единицы?

11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

12. Любит ли рисовать или раскрашивать картинки?

13. Может ли пользоваться ножницами и клеем?

14. Может собрать разрезанную картинку из пяти частей за 1 минуту?

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (овощи, посуда и т.д.)

17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, играть?

18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Обработка результатов:

За каждый положительный ответ - 1 балл.

15-18 баллов: ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если возникнут, будут легко преодолимы.

10-14 баллов: вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий.

меньше 9 баллов: почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, что он не умеет. Подберите упражнения, задания, игры для развития ребенка. При подборе заданий обратите внимание на слабые места ребенка.

Рекомендации для родителей воспитанников по подготовке ребенка к школе:

  • При воспитании ребенка,  учитывать его возрастные нормы и индивидуальные особенности.
  • Ни в коем случае не отвергать ребенка и не занижать его самооценку.
  • Создавать для ребенка благоприятный климат в семье.
  • Любить как прежде, а может быть и больше. Всегда напоминать ему об этом.
  • Следить за умственным развитием ребенка, создавать условия для развития интеллекта ребенка.
  • Читать ребенку сказки, стихи и сказки, учить с ним песни, вместе слушать музыку, смотреть мультфильмы.
  • Всегда поощрять успехи ребенка, чаще хвалить.
  • Водить в музеи, театры, цирк и зоопарк.
  • Дарить чаще разные игрушки, необходимые для его возраста.
  • Любыми способами поощрять общение ребенка со сверстниками.
  • Учить ребенка управлять своими эмоциями и быть эмоционально-независимым от вас.
  • Следить за состоянием здоровья ребенка.
  • Заранее готовить ребенка к школе. Правильно мотивировать, реалистично рассказывая о школе.
  • Ни в коем случае не требовать только хороших результатов.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНКУ,

ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ

1. Свое имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живет.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детенышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Знать  великих  русских  поэтов  и   писателей: А.  С.   Пушкина,  Л. Н. Толстого, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.

14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.).

16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.

17. Запомнить и назвать 6–10 предметов, картинок, слов.

18. Различать гласные и согласные звуки.

19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».

21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.

24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30–35 минут).

25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

КАК НУЖНО ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ,

ПОСТУПАЮЩЕМУ В 1 КЛАСС

  1. Испытывать уважение к ребенку как к личности.
  2. Сохранять доброжелательную атмосферу в семье.
  3. Развивать и поддерживать интерес ребенка к обучению.
  4. Убеждать ребенка соблюдать правила поддержания здоровья.
  5. Поощрять успехи, не акцентировать внимание на неудачах.
  6. Не требовать любой ценой только хороших результатов и оценок.
  7. Объяснять, как важно получать новые знания.
  8. Не наказывать ребенка ограничением его двигательной активности (гулять, играть с другими детьми).
  9. Строго придерживаться режима дня.
  10.  Не разрешать долго смотреть телевизор и играть в компьютер.
  11.  В выходные дни больше бывать на свежем воздухе.
  12.  Во время выполнения домашних заданий, делать физкультминутки, следить за осанкой ребенка.
  13.  Постоянно напоминать правило «Успеваек» - «Делом занимайся- и не отвлекайся!»
  14.  Чаще выполнять с ребенком комплекс упражнений для закрепления мышц спины, плечевого пояса и живота (с целью сохранения правильной осанки).
  15.  Чаще делать пальчиковую гимнастику, используя песенки для улучшения вентиляции легких.
  16.  После школы гулять 30-60 минут.
  17.  Ложиться спать не позже 22.00.
  18.  Перед сном проветрить комнату.
  19.  Посидеть возле ребенка, погладить его, поцеловать, сказать, что завтра все будет хорошо и все у него получится.
  20.  Следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным. Не ставить будильник  у изголовья кровати.
  21.  Вводить в рацион питания продукты, богатые минералами и микроэлементами.
  22.  В период заболевания ОРВИ давать в виде добавки к супам чеснок и лук.
  23.  Обеспечить ребенка одеждой из натуральных волокон, чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой ребенок - будущий первоклассник или как подготовить к школе.

Как адаптировать родителей будущих первоклассников к новой ступени в жизни их семьи....

Готовность к школе. Что необходимо знать и уметь будущему первокласснику. Рекомендации по подготовке ребенка к школе

Материал содержит описание компонентов психологической готовности к школьному обучению, значимых для первоклассников навыков и умений, а также рекомендации для родитетей и воспитателей по подготовке д...

Рекомендации для родителей будущих первоклассников по повышению мотивации ребенка к обучению в школе

Проблема подготовки детей к школе, пожалуй, одна из самых актуальных на сегодняшний день. И к такому моменту, как поступление ребенка в школу, родителям нужно подготовиться заранее и тщательно.Многие ...

Заседание клуба для родителей будущих первоклассников "СемьЯ"

Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за шко...

Анкета для родителей будущих первоклассников "Как Вы готовите ребенка к школе?"

Подготовка детей к школе – это очень ответственный момент. Анкета поможет педагогу узнать, как семья ребенка готовит его к школе. А ответы помогут выявить трудности в процессе подготовки к школе...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Как психологически подготовить будущего первоклассника к школе»

Цель: повысить психологическую культуру родителей будущих первоклассников по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению, формировать навыки позитивного общения с детьми для сохранения психологиче...