Рекомендации для родителей будущих первоклассников по повышению мотивации ребенка к обучению в школе
консультация (подготовительная группа) по теме

Шехтман Ирина Вячеславовна

Проблема подготовки детей к школе, пожалуй, одна из самых актуальных на сегодняшний день. И к такому моменту, как поступление ребенка в школу, родителям нужно подготовиться заранее и тщательно.Многие родители, чей ребенок не посещал детский сад, но пороге поступления будущего первоклассника в школу, задаются вопросом: следует ли отдать его в руки профессионалов в области детской педагогики и психологии, которые целенаправленно будут заниматься подготовкой ребенка к школе, или оставить на попечении бабушек и дедушек, которые обеспечат ему индивидуальный уход, присмотр, условия для развития интересов и склонностей. Выбор не прост, так как каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей будущих первоклассников по повышению мотивации ребенка к обучению в школе

Проблема подготовки детей к школе, пожалуй, одна из самых актуальных на сегодняшний день. И к такому моменту, как поступление ребенка в школу, родителям нужно подготовиться заранее и тщательно.

Многие родители, чей ребенок не посещал детский сад, но пороге поступления будущего первоклассника в школу, задаются вопросом: следует ли отдать его в руки профессионалов в области детской педагогики и психологии, которые целенаправленно будут заниматься подготовкой ребенка к школе, или оставить на попечении бабушек и дедушек, которые обеспечат ему индивидуальный уход, присмотр, условия для развития интересов и склонностей. Выбор не прост, так как каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

Чем же хорош детский сад?

Конечно, в первую очередь, детский сад является некой ступенькой в развитии вашего малыша. Взрослея, наши дети поэтапно входят во взрослую жизнь, режим которой довольно часто сильно разнится от домашнего уютного времяпрепровождения, где все вниманию предоставляется только ему и все желания тут же удовлетворяются. В саду ребенок учится подстраиваться под заведенный режим и определенный ритм жизни – это первые шаги самостоятельности и самодисциплины.

Во-вторых, подготовительная группа детского сада, как раз и отличается тем, что здесь детей целенаправленно развивают и готовят к следующему этапу – обучению в школе.

Основными образовательными областями в детском саду являются: развитие речи; ознакомление с природой; познание окружающего мира; занятия изобразительным искусством, лепкой, аппликациями; навыки математики и логического мышления; развитие памяти с запоминанием небольших стихотворений; укрепление физического здоровья, с использованием упражнений и некоторые другие способности.

Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника и принятию новой позиции – школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребенка.

Л.И. Божович выделяет мотивационный компонент как наиболее значимый для определения готовности к школе.  При этом, выделяются две группы мотивов учения (мотив – побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности):

- мотивы, связанные с потребностью в общении;

- мотивы, связанные с потребностью в интеллектуальной активности.

Синтез мотивов этих двух групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

- положительных представлений о школе;

- желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;

- сформированной позиции школьника.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи. Все эти психические особенности личности ребенка возникают и развиваются под воздействием благоприятных факторов, при разумном и целенаправленном педагогическом влиянии. Только, исходя из природных возможностей ребенка, можно определить лучшим образом соответствующие этому возрасту содержание и методы обучения, не допустить перенапряжения и переутомления, обеспечить полноценное, разностороннее и гармоническое развитие.

Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее. Особое значение при этом имеет достижение сформированности личной позиции ребенка в отношении к новой роли ученика, желание и умение учиться. Таким образом, здесь играет роль не только интеллектуальная зрелость, но и нравственно-волевая готовность к учебной деятельности – общаться в коллективе, правильная реакция на требования взрослого, усвоение норм поведения. Все это входит в состав социальной активности личности.

Опираясь на возрастные особенности детей 6 лет, педагогу надо иметь в виду широкую палитру индивидуальных различий возможностей и их способностей. Мастерство в обучении и воспитании как раз в значительной мере выражается в способах индивидуального подхода к каждому ребенку.

Становление мотивационной сферы ребёнка является основополагающей проблемой психологии развития. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста.

Принято считать, что этот возраст является периодом интенсивного формирования и выражения познавательных интересов ребёнка [2, с. 85]. Умственная активность дошкольника приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Вместе с тем, очевидно, что познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством в равной мере. Успешному формированию познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия: развитие интереса к школе, формирование познавательной потребности через пробуждение любознательности, стимулирование познавательного интереса посредством развивающих игр, чтением художественной литературы, формированием интереса к экспериментированию; систематическое взаимодействие специалистов ДОО и родителей по формированию познавательной мотивации. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели. Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции школьника», прежде всего, характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:

- ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;

- учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;

- сформирована широкая полимотивация учения;

- сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;

- сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;

- ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

Литература

1. Гринек Т. В., Каменская И. Н. Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб. – 2004. – 208 с.

3. Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной. – СПб. – 2004.

4. Шадриков В.Д., Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность детей к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Владос, 2001. – 256 с.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 1999. – 382 с.

6. Ильина М.Н. Подготовка к школе. – М.: Дельта, 1998. – 222 с.

7. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 1998. – 243 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"За год до школы" Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников

Подборка  игр и упражнений. которые могут использовать родители и воспитатели для развития у детей произвольности, воображения,логического мышления, памяти....

«Повышение мотивации дошкольников к обучению в школе»

Одним из эффективных средств решения актуальной проблемы педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения  считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...

"Ваш ребёнок идёт в школу" - рекомендации для родителей будущих первоклассников

Поступление в школу вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Прежде всего, ребёнок становится более самостоятельным, учится планировать и контролировать свои действия. Матерал, ...

Анкета для родителей будущих первоклассников "Как Вы готовите ребенка к школе?"

Подготовка детей к школе – это очень ответственный момент. Анкета поможет педагогу узнать, как семья ребенка готовит его к школе. А ответы помогут выявить трудности в процессе подготовки к школе...

Анкета для родителей будущих первоклассников "Готов ли Ваш ребенок к школе?"

Уважаемые родители!Ответьте на вопросы анкеты и прочитайте получившийся результат....

Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников "Скоро в школу"

помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребенка в ш...