Готовность к школе. Что необходимо знать и уметь будущему первокласснику. Рекомендации по подготовке ребенка к школе
консультация (подготовительная группа) на тему

Салмина Валентина Сергеевна

Материал содержит описание компонентов психологической готовности к школьному обучению, значимых для первоклассников навыков и умений, а также рекомендации для родитетей и воспитателей по подготовке детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55 г. Благовещенска»

Готовность к школе. Что необходимо знать и уметь будущему первокласснику. Рекомендации по подготовке ребенка к школе

                                                                                                     

                                                        Педагог-психолог: В.С. Быкова

Благовещенск, 2016

Психологическая готовность к занятиям в школе – это уровень развития  ребенка, необходимый для изучения школьной программы. Готовность к обучению в школе - это итог развития в дошкольном возрасте.

ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ: мотивация к обучению, развитие воли, умение контролировать своё поведение, интеллектуальное развитие, умение понимать смысл сказанного.

Мотивация к обучению складывается при желании познавать и умении трудиться. Ребёнок стремится познавать мир с рождения. Если ребёнок развивается нормально, то стремление к познанию повышается. Для развития мотивации к обучению родители должны постоянно удовлетворять познавательную потребность: отвечать на вопросы «почемучки», читать им художественные и развивающие книги, играть в развивающие игры, хвалить ребёнка за его успехи, подбадривать в его начинаниях.

На этапе интеллектуального развития формируется способность к решению задач. Начинается это развития с решения задач на связи между предметами (например, расставить предметы по местам). Затем эти действия ребёнок учится производить в уме, то есть уже не с реальными предметами, а с их мысленными образами. Задачи непрерывно усложняются в рисовании, игре, конструировании, при выполнении заданий ребёнок не просто выполняет выученные действия, а меняет свои действия и получает новые результаты, учится планировать свои действия.

При поступлении в школу ребёнок должен знать:

1 Свои ФИО;

2 Свою дату рождения и возраст;

3 ФИО родителей, их профессии;

4 Домашний адрес: город, улица, дом, подъезд, этаж, квартира;

5 Главные достопримечательности своего края;

6 Название своей страны и её столицы;

7 Дни   недели,   месяца,   времена  года,   загадки   о   временах  года, основные приметы каждого времени года;

8 Названия домашних и диких животных и их детенышей, их повадки;

9 Растения и знать, где они растут;

10 Части человеческого тела;

11 Названия профессий;

12 Русские народные сказки;

13 Великих русских писателей и поэтов (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, С.А. Есенин, Ф.И. Тютчев), их основные детские произведения.

И уметь:

1 Различать живое и неживое, рода (мужской и женский),число (единственное и множественное), времена суток; обувь, одежду, и головные уборы; рыб, птиц, насекомых, зверей; овощи, ягоды, грибы, фрукты; водный, воздушный и наземный транспорт; мебель, посуду и т.д.; геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал;

2 Ориентироваться в пространстве и на бумаге, различать право-лево, верх-низ;

3 Выучить и рассказать наизусть небольшое стихотворение;

4 Полно и последовательно пересказать прочитанный или прослушанный рассказ;

5 Составить рассказ по предъявленной картинке;

6 Запомнить и перечислить по памяти шесть-десять слов, предметов, картинок;

7 Разделять слова на слоги притопами или хлопками;

8 Различать согласные и гласные звуки;

9 Определять последовательность и количество звуков в словах такого типа: «дом», «мак», «дубы», «суп», «зубы»,»сани», «осы»;

10 Правильно держать ручку, карандаш, кисточку;

11 Проводить горизонтальные и вертикальные линии без линейки; рисовать животных,геометрические фигуры, людей, различные предметы из геометрических форм; аккуратно штриховать карандашом, закрашивать, оставаясь в пределах контура предметов;

12 Пользоваться ножницами (разрезать лист бумаги на квадраты, полоски, прямоугольники, круги, треугольники, овалы, вырезать геометрические фигуры по контуру);

13 Делать аппликации из разноцветной бумаги;

14 Лепить из пластилина и глины;

15 Считать от единицы до десяти и обратно, выполнять арифметические операции в этих пределах;

16 Соотносить цифру с количеством предметов;

17 Внимательно, слушать на протяжении 30-35 минут;

18 Сохранять правильную осанку сидя на протяжении 30-35 минут;

19 Выполнять физические упражнения, играть в спортивные игры.

Рекомендации по подготовке ребенка к школе

Первое, что нужно делать – развивать речь. Ребёнок должен уметь давать не односложный, а полный ответ на вопрос (на вопрос: «Сколько тебе лет?» лучше отвечать: «Мне шесть лет», чем односложно: «Шесть»). Нужно дойти до такого уровня, чтобы ребёнок мог составлять предложения по два-три слова и связывать их в рассказ из трёх-пяти предложений.

Научите ребёнка определять, сколько слов входит в предложение, называть слова по порядку (первое, второе, третье слово). Ему нужно научиться выделять из слов звуки, соотносить звуки и буквы (это крайне важно для обучения чтению и письму).

Следующим шагом будет умение пересказывать прочитанный рассказ, сказку, вести диалог. Покажите ребёнку картинку и попросите его рассказать, что он на ней видит, кто на ней, что происходит - так он научится составлять рассказ по картинке. Читайте ему рассказы сказки (если уже умеет, то пусть лучше сам читает) и просите пересказать своими словами, задавайте вопросы по содержанию.

Также важно уметь произносить все звуки. Если у ребёнка проблемы с произношением, обратитесь к логопеду или найдите упражнения для развития этих звуков и работайте самостоятельно. Случается, что родители так привыкают к речи ребёнка, что не замечают в ней дефектов, поэтому ещё раз внимательно проверьте, все ли звуки произносит ваш ребёнок.

Попробуйте сделать более «продвинутый» рассказ по картинкам -предложите ребёнку не одну картинку, а сразу серию картинок и попросите составить рассказ, пусть он научится связывать начало, продолжение и конец рассказа.

Вам следует контролировать не только произношение отдельных звуков, но и речь ребёнка в целом - её темп и окраску, правильность. Спокойно указывайте ему на его ошибки на те элементы речи, которые вы хотите откорректировать. Научите его контролировать свою речь (не говорить слишком быстро, строить фразу в уме перед произнесением вслух), разговаривайте с ним, обсуждайте прочитанные книжки, просмотренные фильмы. Попросите малыша описать сюжет, назвать героев, рассказать о них, назвать главных героев.

Попросите его придумать слова: имеющие противоположное значение, сходное значение, уменьшительно-ласкательные. Предложите ему закончить начатое вами предложение.

Задавайте ребёнку вопросы, о которых ему нужно будет подумать - очень важно, чтобы ребёнок учился размышлять. Читайте познавательные книги про родину, природу, космос, путешественников и т.д.

На развитие ребёнка влияют также внешние источники информации -телевидение, журналы, газеты, Интернет. Всё это контролировать нужно очень осторожно: держа ребёнка в «ежовых рукавицах», вы вряд ли добьётесь положительного результата, а если и добьётесь, то временного.

Учитывайте, что когда вы строго-настрого запрещаете смотреть ребёнку какой-то телеканал, то именно этот канал и будет представлять собой особый интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Часто приходится сталкиваться с вопросами родителей о том, что такое "готовность к школе". Прежде всего необходимо помнить, что под "готовностью к школе" понимаются не отдельные знания и умения, но их...

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?Социально-психологическая готовность к школе:Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраж...

"Скоро в школу!" Что должен знать и уметь будущий первоклассник

Рекомендации по интеллектуальной готовности  ребенка к школе...

Готовность к школе. Что необходимо знать и уметь будущему первокласснику. Рекомендации для родителей по подготовке ребенка к школе.

Психологическая готовность к занятиям в школе – это уровень развития  ребенка, необходимый для изучения школьной программы. Готовность к обучению в школе - это итог развития в дошкольном во...

Статья на тему «Готовимся к школе. Что необходимо знать и уметь будущему первокласснику?»

Подготовка к школе является важнейшей проблемой для родителей. Некоторые считают, что готовить детей не нужно, так как образовательные организации созданы для того, чтобы научить их всему. Другие, нао...

Интеллектуальная готовность к школе. Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс.

Материал содержит общие рекомендации для ролителей по школьной готовности....

Статья на тему «Что необходимо знать и уметь будущему первокласснику?»

Основой для успешного обучения будущего первоклассника в школе является подготовка. Важно дать не только базовые навыки для успешного освоения письма, чтения, счета, но и научить ребенка взаимодейство...