Театр дома
статья на тему

Зайцева Галина Геннадьевна

     Какимм же должны быть театральные игры дошкольников, страдающих заиканием,

и как помочь детям возможно полнее и разносторонее проявить себя в своём  "детском театре"?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Театр дома"50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 Детский сад комбинированного вида № 1386

 Северного окружного управления образования города Москвы

« Театр дома »

 

Музыкальный руководитель Зайцева Г.Г.


«Театр - дома»

     Театральное искусство близко и понятно детям,  ведь в основе театра лежит игра. Анализ роли театра в формировании художественной культуры человека показал, что, например, школьники, интересующиеся театром, чаще имели более высокий художественный вкус – важный показатель эстетической воспитанности человека.

     Какими же должны быть театральные игры дошкольников, страдающими заиканием, и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»?

     Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в два-три года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщенны и потому несут в себе большой положительный заряд.

     Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и мамы понимают, куда и засеем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух-трехлетних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль-игру и даже привлечь к нему самого малыша можно. Домашние спектакли как-то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, компьютер, но ничто не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.

     Не стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно с простейшего: «Посмотри, Машенька, что я тебе принесла», - говорит мама и достает из сумки сверток, разворачивает его … Перед глазами малышки предстает забавная, пушистая, мягкая собачка. Девочка прижимает её к себе, весело смеется, потом целый день ходит с ней, не выпуская из рук, и, наконец, ложится с ней спать. Так продолжается несколько дней, а потом девочка к ней привыкает и вот уже симпатичная собачка, несколько помятая, валяется в углу…

     Что же произошло? Ушла новизна восприятия, появились новые впечатления, которые погасили в ребенке непосредственность тех первых чувств, которые вызвал образ собачки, её привлекательный внешний вид. Но вот неожиданно все меняется. Снова на собачку направлен восторженный взгляд. Знакомая собачка вдруг заговорила, ожила…

     …. На пороге комнаты показывается мама, а за ней на поводке движется знакомая уже собачка.

- Гав, гав, гав, - как-то очень по щенячьи повизгивает собачка и затем, совсем, уже по-человечьи: - Нет, не надо сюда, я не хочу…

- Почему? – спрашивает уже мама.

- Меня здесь не любят,  - снова говорит собачка (разумеется, за неё говорит мама).

- Ну, не обижайся на Олю, - теперь уже опять говорит мама.

- Вы снова подружитесь, и она будет тебя любить еще больше. А потом, и ты виновата тоже, почему все время молчала, почему не сказала, как тебя зовут, где ты жила раньше, почему не договорились с Олей, как будете жить вместе?

     ….Было еще много маминых «почему», Оля изумленная, смотрела и слушала, а потом и сама заговорила.

- Собаченька, миленькая, скажи мне как тебя зовут?

     Эту импровизацию можно продолжать, развивать; своими действиями мама заставила Олю поверить в реальность собачки. Это, конечно, не театр, но здесь присутствуют его элементы, попытка драматизации действия, исполнения по ролям импровизированного диалога, выявления некоторых черт характера персонажа (обидчивость). И, конечно, «сверхзадачей» мамы было заставить Олю включится в диалог, развернуть совместное с персонажем действие. Мама без дидактического нажима обучала девочку

игровым приемам, будила её воображение и фантазию, подводила к элементарным творческим проявлениям.

     Обыграть можно любую детскую игрушку, от простейших действий с ней постепенно перейти к небольшим сюжетам. На год повзрослевшая Оля предлагает маме:

- иди сюда, мамочка, посмотри, что умеют мои Ав и Гав (тоже собачки, которых Оля сажает на подушки, пытается показать цирковое представление).

- Ав, смирно! Гав, иди ко мне (сама ведет Гава). Гав, але-гоп! (Подставляет обруч, в который прыгает Гав. Делает вид, что дает Гаву вознаграждение, и сажает его снова на подушку). Ав, теперь ты в обруч и обрато. Але-гоп! Молодец!

     Мама-зритель хлопает в ладоши, собачки кланяются.

     Постепенно действия игрушек становятся более сложными, все больше подчиняются заранее обдуманному замыслу. Теперь уже можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. Например, сказка «Теремок». В продажу поступают готовые комплекты для игр по этой сказке, небольшие по величине, которые состоят из сборно-разборного домика-теремка и персонажей. Этот комплект своего рода модель, и с ним ребенок один может проиграть всю сказку, проговорив слова каждого персонажа и действуя за каждого из них.

     Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по-своему, разными голосами. Двигаться они тоже должны по-разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было до того, как он увидел теремок. Хорошо, если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представление малыша об игровом образе.

     Игрушка в своем обобщенно-образном виде, чаще всего лишенная характерности и тем более пластической динамичности, подвижности, во многом ограничивает театральное действие. Возникает потребность в использовании дополнительных выразительных средств, таких, как декорации, костюмы, а в дальнейшем музыкальное или шумовое оформление. Совершенствуются умения ребенка в управлении персонажем, в речевой характеристике образа. К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально-игровой деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнено театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и даже приглашенные. Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появиться собственные пьески или инсценировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменить театральной куклой и от сценической плоскости перейти к сценическому пространству на ширме. Можно попытаться расширить границы жанра и подобрать свой репертуар для показа его друзьям и гостям.

     Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведет малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем.

     Используя взятый из книги или из просмотренного спектакля сюжет, дети создают своеобразные инсценировки. Такая игра идет так, как будто бы все, что в ней совершается, происходит с её участниками на самом деле. Но даже при самом большом увлечении игрой дети ясно отдают себе отчет, во что они играют. И все же «как будто» и только оно помогает ребятам действовать искренне и убедительно. Наивное и чудесное «как будто» словно путеводитель детской творческой фантазии, обязательный спутник их образного мышления, неизменный помощник в их игровой деятельности. В одинаковой степени это относится и к обычным ролевым играм. И к драматизации (инсценировкам), и к сценической игре, игре театральной, руководимой взрослыми.

     Инсценировками, драматизациями, т.е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что-то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игр вообще, но и от того, что исполняют ту роль, которая им нравится.

     Вряд ли стоит говорить о том, что в театрализованных играх дети создают законченные художественные образы, но в их сценических этюдах иногда просматриваются элементы подлинного творчества. Живое реалистическое исполнение роли доставляет эстетическую радость, как участникам игры, так и зрителям. Дети смотрят, слушают, запоминают, потом, обмениваются впечатлениями, из которых можно сделать вывод, насколько ясно было передано содержание разыгрываемого произведения.

     Но игра-драматизация – это лишь ступенька, которая выводит но более высоки уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. Это новая и довольно сложная форма игровой деятельности для детей, хотя и здесь нужно стремиться сохранить характер сюжетно-ролевой игры.

     В сюжетно-ролевой игре и игре-драматизации дети играют для своего собственного удовольствия, хотя у них и могут быть наблюдатели, своего рода зрители. Спектакль – это сцена, зрительный зал. Частники спектакля ответственны за то, чтобы зрителям было интересно смотреть их спектакль. Это уже игра не только для себя, но и для других. Не всем детям удается принять участие в таком спектакле, хотя он является притягательным для всех без исключения. Но одних сковывает робость, стеснительность, других подводит нечистая речь, плохая память, несобранность или рассеянность. С такими детьми лучше работать малыми группами или специально предусматривать для них посильные роли. К подбору исполнителей нужно подходить осторожно, чтобы впоследствии не травмировать детей неудачами, не подрывать у них веру в свои возможности.

     В детском саду или школе несложно подобрать детей для участия в спектакле. Но как быть с домашним театром, когда в семье чаще всего один, два, реже три ребенка. Конечно, вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и этого часто бывает недостаточно для спектакля. Впочем, вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Тем более, что и цель-то у них совсем друга, чем в условиях детского сада и школы. Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт.

     Дома можно пойти на некоторый компромисс в оценке исполнительских умений ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявлении. Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие очень скоро принесет первые положительные результаты.

     Сохранить непосредственность и живость игры наиболее эффективно помогает подробный анализ того, что происходит по сюжету, и уточнение конкретных действий каждого персонажа. После такого разбора детям становится понятным, что надо делать, они полнее развертывают в своем воображении обстановку, где все это происходит.

     В театральной игре ребёнок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителями дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребёнка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Театр дома - учите общаться"

Что наша жизнь? Игра… игра актеров и актрис… Какая роль предназначена в этом огромном спектакле Вашему ребенку и как сделать его исполнителем главной роли?Театр для ребенка – это самый лучший вид твор...

театр дома

Рекомендации для родителей по введению элементов театрализованной деятельности в среду ребенка...

Консультация для родителей «ТЕАТР ДОМА»

Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»....

"Театр дома"

Консультация для родителей на тему  "Театр Дома"...

Театр дома

Консультация для родителей в создании домашних спектаклей...

Консультация для родителей: «Играем в театр дома. Виды театра.»

Консультация для родителей: «Играем в театр дома. Виды театра.». Какие есть виды театра, какие из них наиболее удобно и дешевле/бюджетно использовать дома. Из чего можно сделать ширму. В к...

В рамках проекта "Театр для детей" консультация для родителей «Играем с детьми в театр дома».

Консультация для родителей «Играем с детьми в театр дома». «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр   великий русский поэт...