Главные вкладки

    Консультация для родителей и воспитателей детских садов: «Как научить детей отгадывать и придумывать загадки»
    консультация на тему

    Постник Ольга Фёдоровна

     

    Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.         

    Отгадывание и придумывание загадок – это не только прекрасное средство активизации умственной и речевой деятельности детей, но и увлекательные занятия. В процессе совместных игр, труда дети совместно с педагогом или родителями упражняются в отгадывании и придумывании загадок. Вечера вопросов и ответов, развлечения и утренники привлекают к совместной деятельности и родителей. Объединение детей в небольшие подгруппы (2-6 детей) играет большую роль  в удовлетворении естественной потребности быть услышанным и понятым.

    Приступая к отбору загадок для работы с детьми того или иного возраста, необходимо прежде всего определять доступность их содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристик, сложность художественного образа, язык загадки, а также опыт ребёнка, его знания.

    Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребёнка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать,  а далее придумывать они будут легче и точнее, так как приобретут навык логического рассуждения. Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь.

    При обучении детей отгадыванию и придумыванию загадок используются следующие методы и приёмы работы.

    Наглядные методы:

    - наблюдение (осмотр, экскурсии, рассматривание натуральных предметов); - показ картин, фотографий, кино- и видеофильмов;                                                   - рассматривание картин, игрушек.

     

    Словесные методы:

    - беседы на интересные детям темы;                                                                              - разговоры родителей и воспитателя с детьми;                                                                     - высказывания детей из личного опыта;                                                                            - чтение журналов, энциклопедических статей, познавательной и художественной литературы;                                                                                                              - проблемные ситуации.

    Практические методы:

    - дидактическая игра;                                                                                                                                                          - словесная игра;                                                                                                                                 - игра-драмматизация;                                                                                                                 - инсценировка;                                                                                                                                      - подвижная игра;                                                                                                                           - игра-фантазия;                                                                                                                                 - обследование предметов;                                                                                                                - моделирование;                                                                                                                 - проблемно-поисковая деятельность.                       

    Загадки бывают: рифмованные, описательные, загадки с отрицанием, метафорические.

    Обучение детей  придумыванию загадок лучше всего начать с загадок, основанных на отрицательных сопоставлениях. Для этого необходимо научить детей сравнивать предметы. Обучение сравнению можно начать с выделения главных признаков предмета. Например. Объект – ёжик.                  -  Ёжик – какой?  Дети называют признаки: колючий, круглый, маленький, серый.                                                                                                                                                  - Что ещё, кроме ёжика, бывает колючим?                                                                   - Ёлка, кактус, иголка…                                                                                                                - Что ещё бывает круглым?                                                                                                   - Колобок, солнце, мяч…                                                                                                         - Что ещё бывает маленьким?                                                                                             - Муравей, мышка, паучок…                                                                                                                   - Что ещё бывает серым?                                                                                                                            - Волк, мышь, заяц…                                                                                                                                   Выбирается по  одному обозначению из признаков: ёлка, колобок, муравей, волк.  Получается загадка: колючий, а не ёлка.  Круглый, а не колобок. Маленький, а не муравей.  Серый, а не волк. Ответ: ёжик.

    Загадки, составленные детьми средней группы «Колокольчик».

     

    1. Рыжий, а не лис. 

    Умеет летать, а не птица.

    Растёт на дереве, а не фрукт.         (Осенний лист).                                                         

                                                                                                                                      

    1. Круглый, а не колесо.

    Жёлтый, а не солнце.

    Умеет прыгать, а не мячик.              (Колобок).

     

    1. Разноцветный, а не радуга.

    Любит зёрнышки, а не воробушек.

    Умеет говорить, а не человек.                     (Попугай)

     

    1. Любит мёд, а не медведь.

    Умеет летать, а не птица.

    Жужжит, а не жук.                                       (Пчела)

     

    1. Светит, а не лампочка.

    Круглый, а не мячик.

    Жёлтый, а не одуванчик.                        (Солнце)

     

    1. Пушистый, а не цыплёнок.

    Любит играть, а не ребёнок.

    Лакает молоко, а не щенок.                     (Котёнок)                  

     

    1. Разноцветный, а не радуга.                                                           

    Круглый, а не солнце.

    Прыгает, а  не заяц.

    Катиться, а не колобок.                             (Мяч) 

     

                                                                                               

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zagadki_postnik.docx16.25 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Консультация для родителей и воспитателей детских садов:  «Как научить детей отгадывать и придумывать загадки»

    Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.          

    Отгадывание и придумывание загадок – это не только прекрасное средство активизации умственной и речевой деятельности детей, но и увлекательные занятия. В процессе совместных игр, труда дети совместно с педагогом или родителями упражняются в отгадывании и придумывании загадок. Вечера вопросов и ответов, развлечения и утренники привлекают к совместной деятельности и родителей. Объединение детей в небольшие подгруппы (2-6 детей) играет большую роль  в удовлетворении естественной потребности быть услышанным и понятым.

    Приступая к отбору загадок для работы с детьми того или иного возраста, необходимо прежде всего определять доступность их содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристик, сложность художественного образа, язык загадки, а также опыт ребёнка, его знания.

    Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребёнка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать,  а далее придумывать они будут легче и точнее, так как приобретут навык логического рассуждения. Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь.

    При обучении детей отгадыванию и придумыванию загадок используются следующие методы и приёмы работы.

    Наглядные методы:

    - наблюдение (осмотр, экскурсии, рассматривание натуральных предметов); - показ картин, фотографий, кино- и видеофильмов;                                                   - рассматривание картин, игрушек.

    Словесные методы:

    - беседы на интересные детям темы;                                                                              - разговоры родителей и воспитателя с детьми;                                                                     - высказывания детей из личного опыта;                                                                            - чтение журналов, энциклопедических статей, познавательной и художественной литературы;                                                                                                              - проблемные ситуации.

    Практические методы:

    - дидактическая игра;                                                                                                                                                          - словесная игра;                                                                                                                                 - игра-драмматизация;                                                                                                                 - инсценировка;                                                                                                                                      - подвижная игра;                                                                                                                           - игра-фантазия;                                                                                                                                 - обследование предметов;                                                                                                                - моделирование;                                                                                                                 - проблемно-поисковая деятельность.                        

    Загадки бывают: рифмованные, описательные, загадки с отрицанием, метафорические.

    Обучение детей  придумыванию загадок лучше всего начать с загадок, основанных на отрицательных сопоставлениях. Для этого необходимо научить детей сравнивать предметы. Обучение сравнению можно начать с выделения главных признаков предмета. Например. Объект – ёжик.                  -  Ёжик – какой?  Дети называют признаки: колючий, круглый, маленький, серый.                                                                                                                                                  - Что ещё, кроме ёжика, бывает колючим?                                                                   - Ёлка, кактус, иголка…                                                                                                                - Что ещё бывает круглым?                                                                                                   - Колобок, солнце, мяч…                                                                                                         - Что ещё бывает маленьким?                                                                                             - Муравей, мышка, паучок…                                                                                                                   - Что ещё бывает серым?                                                                                                                            - Волк, мышь, заяц…                                                                                                                                   Выбирается по  одному обозначению из признаков: ёлка, колобок, муравей, волк.  Получается загадка: колючий, а не ёлка.  Круглый, а не колобок. Маленький, а не муравей.  Серый, а не волк. Ответ: ёжик.

    Загадки, составленные детьми средней группы «Колокольчик».

    1. Рыжий, а не лис.  

    Умеет летать, а не птица.

    Растёт на дереве, а не фрукт.         (Осенний лист).                                                          

                                                                                                                                     

    1. Круглый, а не колесо.

    Жёлтый, а не солнце.

    Умеет прыгать, а не мячик.              (Колобок).

    1. Разноцветный, а не радуга.

    Любит зёрнышки, а не воробушек.

    Умеет говорить, а не человек.        (Попугай)

    1. Любит мёд, а не медведь.

    Умеет летать, а не птица.

    Жужжит, а не жук.        (Пчела)

    1. Светит, а не лампочка.

    Круглый, а не мячик.

    Жёлтый, а не одуванчик.                        (Солнце)

    1. Пушистый, а не цыплёнок.

    Любит играть, а не ребёнок.

    Лакает молоко, а не щенок.                     (Котёнок)                  

    1. Разноцветный, а не радуга.                                                            

    Круглый, а не солнце.

    Прыгает, а  не заяц.

    Катиться, а не колобок.                             (Мяч)  

                                                                                               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей и воспитателей «Как можно научить дошколят различать «лево» и «право»

    Консультация для родителей и воспитателей «Как можно научить дошколят различать «лево» и «право» Тренируемся ежедневно!У малышей до 3 лет преобладает конкретное мышление. Это значит, что они восп...

    Консультация для родителей «Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку»

    Консультация для родителей «Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку»...

    Консультация для родителей «Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку»

    Консультация для родителей «Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку»...

    Консультация для родителей Адаптация к детскому саду. Как подготовить Ребенка

    Что такое адаптация ? Адаптация – это привыкание организма к условиям окружающей среды. И, как мы знаем, ребенок, когда идет в садик, он тоже начинает адаптацию. И адаптацию мы можем разделить н...

    Консультация для родителей «Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста»

    Ремнева Н.П. Консультация для родителей «Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста» Плавание, как средство передвижения в воде...

    Консультация для родителей «Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста»

    Плавание, как средство закаливания и гигиеническое воспитание детей. Гигиеническое воспитание....