Консультация для родителей и воспитателей детских садов: «Как научить детей отгадывать и придумывать загадки»
консультация на тему
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Отгадывание и придумывание загадок – это не только прекрасное средство активизации умственной и речевой деятельности детей, но и увлекательные занятия. В процессе совместных игр, труда дети совместно с педагогом или родителями упражняются в отгадывании и придумывании загадок. Вечера вопросов и ответов, развлечения и утренники привлекают к совместной деятельности и родителей. Объединение детей в небольшие подгруппы (2-6 детей) играет большую роль в удовлетворении естественной потребности быть услышанным и понятым.
Приступая к отбору загадок для работы с детьми того или иного возраста, необходимо прежде всего определять доступность их содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристик, сложность художественного образа, язык загадки, а также опыт ребёнка, его знания.
Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребёнка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать, а далее придумывать они будут легче и точнее, так как приобретут навык логического рассуждения. Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь.
При обучении детей отгадыванию и придумыванию загадок используются следующие методы и приёмы работы.
Наглядные методы:
- наблюдение (осмотр, экскурсии, рассматривание натуральных предметов); - показ картин, фотографий, кино- и видеофильмов; - рассматривание картин, игрушек.
Словесные методы:
- беседы на интересные детям темы; - разговоры родителей и воспитателя с детьми; - высказывания детей из личного опыта; - чтение журналов, энциклопедических статей, познавательной и художественной литературы; - проблемные ситуации.
Практические методы:
- дидактическая игра; - словесная игра; - игра-драмматизация; - инсценировка; - подвижная игра; - игра-фантазия; - обследование предметов; - моделирование; - проблемно-поисковая деятельность.
Загадки бывают: рифмованные, описательные, загадки с отрицанием, метафорические.
Обучение детей придумыванию загадок лучше всего начать с загадок, основанных на отрицательных сопоставлениях. Для этого необходимо научить детей сравнивать предметы. Обучение сравнению можно начать с выделения главных признаков предмета. Например. Объект – ёжик. - Ёжик – какой? Дети называют признаки: колючий, круглый, маленький, серый. - Что ещё, кроме ёжика, бывает колючим? - Ёлка, кактус, иголка… - Что ещё бывает круглым? - Колобок, солнце, мяч… - Что ещё бывает маленьким? - Муравей, мышка, паучок… - Что ещё бывает серым? - Волк, мышь, заяц… Выбирается по одному обозначению из признаков: ёлка, колобок, муравей, волк. Получается загадка: колючий, а не ёлка. Круглый, а не колобок. Маленький, а не муравей. Серый, а не волк. Ответ: ёжик.
Загадки, составленные детьми средней группы «Колокольчик».
- Рыжий, а не лис.
Умеет летать, а не птица.
Растёт на дереве, а не фрукт. (Осенний лист).
- Круглый, а не колесо.
Жёлтый, а не солнце.
Умеет прыгать, а не мячик. (Колобок).
- Разноцветный, а не радуга.
Любит зёрнышки, а не воробушек.
Умеет говорить, а не человек. (Попугай)
- Любит мёд, а не медведь.
Умеет летать, а не птица.
Жужжит, а не жук. (Пчела)
- Светит, а не лампочка.
Круглый, а не мячик.
Жёлтый, а не одуванчик. (Солнце)
- Пушистый, а не цыплёнок.
Любит играть, а не ребёнок.
Лакает молоко, а не щенок. (Котёнок)
- Разноцветный, а не радуга.
Круглый, а не солнце.
Прыгает, а не заяц.
Катиться, а не колобок. (Мяч)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и воспитателей детских садов: «Как научить детей отгадывать и придумывать загадки»
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Отгадывание и придумывание загадок – это не только прекрасное средство активизации умственной и речевой деятельности детей, но и увлекательные занятия. В процессе совместных игр, труда дети совместно с педагогом или родителями упражняются в отгадывании и придумывании загадок. Вечера вопросов и ответов, развлечения и утренники привлекают к совместной деятельности и родителей. Объединение детей в небольшие подгруппы (2-6 детей) играет большую роль в удовлетворении естественной потребности быть услышанным и понятым.
Приступая к отбору загадок для работы с детьми того или иного возраста, необходимо прежде всего определять доступность их содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристик, сложность художественного образа, язык загадки, а также опыт ребёнка, его знания.
Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребёнка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать, а далее придумывать они будут легче и точнее, так как приобретут навык логического рассуждения. Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь.
При обучении детей отгадыванию и придумыванию загадок используются следующие методы и приёмы работы.
Наглядные методы:
- наблюдение (осмотр, экскурсии, рассматривание натуральных предметов); - показ картин, фотографий, кино- и видеофильмов; - рассматривание картин, игрушек.
Словесные методы:
- беседы на интересные детям темы; - разговоры родителей и воспитателя с детьми; - высказывания детей из личного опыта; - чтение журналов, энциклопедических статей, познавательной и художественной литературы; - проблемные ситуации.
Практические методы:
- дидактическая игра; - словесная игра; - игра-драмматизация; - инсценировка; - подвижная игра; - игра-фантазия; - обследование предметов; - моделирование; - проблемно-поисковая деятельность.
Загадки бывают: рифмованные, описательные, загадки с отрицанием, метафорические.
Обучение детей придумыванию загадок лучше всего начать с загадок, основанных на отрицательных сопоставлениях. Для этого необходимо научить детей сравнивать предметы. Обучение сравнению можно начать с выделения главных признаков предмета. Например. Объект – ёжик. - Ёжик – какой? Дети называют признаки: колючий, круглый, маленький, серый. - Что ещё, кроме ёжика, бывает колючим? - Ёлка, кактус, иголка… - Что ещё бывает круглым? - Колобок, солнце, мяч… - Что ещё бывает маленьким? - Муравей, мышка, паучок… - Что ещё бывает серым? - Волк, мышь, заяц… Выбирается по одному обозначению из признаков: ёлка, колобок, муравей, волк. Получается загадка: колючий, а не ёлка. Круглый, а не колобок. Маленький, а не муравей. Серый, а не волк. Ответ: ёжик.
Загадки, составленные детьми средней группы «Колокольчик».
- Рыжий, а не лис.
Умеет летать, а не птица.
Растёт на дереве, а не фрукт. (Осенний лист).
- Круглый, а не колесо.
Жёлтый, а не солнце.
Умеет прыгать, а не мячик. (Колобок).
- Разноцветный, а не радуга.
Любит зёрнышки, а не воробушек.
Умеет говорить, а не человек. (Попугай)
- Любит мёд, а не медведь.
Умеет летать, а не птица.
Жужжит, а не жук. (Пчела)
- Светит, а не лампочка.
Круглый, а не мячик.
Жёлтый, а не одуванчик. (Солнце)
- Пушистый, а не цыплёнок.
Любит играть, а не ребёнок.
Лакает молоко, а не щенок. (Котёнок)
- Разноцветный, а не радуга.
Круглый, а не солнце.
Прыгает, а не заяц.
Катиться, а не колобок. (Мяч)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/12/picture-562389-1421017986.jpg)
Рекомендации для воспитателей детских садов, занимающихся подготовкой детей к поэтическому конкурсу "Как научить детей выразительно читать стихи".
Рекомендации для воспитателей детских садов, занимающихся подготовкой детей к поэтическому конкурсу....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-355103-1385474851.jpg)
Консультация для родителей и воспитателей детских садов «Пожарная безопасность в новый год»
"Пожарная безопасность в новый год"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-365765-1415125614.jpg)
Консультация для родителей и воспитателей детских садов «Пожарная безопасность в новый год»
В Первую очередь - это касается безопасности наших квартир:Елка должна стоять подальше от отопительной батареи, печей, каминов и свечей. Елку нельзя украшать легковоспламеняющимися игрушками. Гирлянды...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/07/picture-891049-1486492328.jpg)
Консультация «Профилактика детских конфликтов в детском саду. Как научить детей дружить»
презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-945540-1504932754.jpg)
Как научить детей отгадывать и составлять загадки?
Дети очень любят произведения малого фольклорного жанра: скороговорки, потешки, считалки, прибаутки, поговорки, заклички, загадки.Эти произведения развивают любознательность, поддерживают интерес к кн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/05/picture-1414097-1657031472.jpg)
Консультация для родителей и воспитателей детских садов «Зачем читать детям книги?»
Не раз доводилось слышать мнение: «Современные дети книг не читают». Действительно, в нашей жизни все больше времени занимают телевизор, реклама, компьютерные игры и Интернет. Появилась оп...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/14/picture-261113-1442237271.jpg)
Консультация для родителей и воспитателей детского сада. Как разнообразить прогулку детей зимой
Нередко родители и воспитатели задаются вопросом: как сделать зимнюю прогулку интересной, чем занять детей, кроме раскопки сугробов, лепки снежных комков и катания на санках.Существует много веселых з...