Консультация для родителей и воспитателей детских садов «Зачем читать детям книги?»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Леханова Екатерина Юрьевна

Не раз доводилось слышать мнение: «Современные дети книг не читают». Действительно, в нашей жизни все больше времени занимают телевизор, реклама, компьютерные игры и Интернет. Появилась опасная тенденция падения интереса детей к книге. Эта проблема требует от нас действий, направленных на пробуждение истинной духовности через книгу.

Народные песенки и потешки, короткие стишки и простые сказки – одни из первых источников познаний ребенка. Они помогают малышу узнать и запомнить новые слова, формируют его мир желаний и чувств. Маленький человечек – самый преданный поклонник, готов вновь и вновь слушать любимые произведения. Но постепенно родители все реже читают малышу книги, а он, в свою очередь, реже просит их об этом. Чтение книг сводится к минимуму и подменяется просмотром мультфильмов и телепередач. Почему так происходит?Не раз доводилось слышать мнение: «Современные дети книг не читают». Действительно, в нашей жизни все больше времени занимают телевизор, реклама, компьютерные игры и Интернет. Появилась опасная тенденция падения интереса детей к книге. Эта проблема требует от нас действий, направленных на пробуждение истинной духовности через книгу.

Народные песенки и потешки, короткие стишки и простые сказки – одни из первых источников познаний ребенка. Они помогают малышу узнать и запомнить новые слова, формируют его мир желаний и чувств. Маленький человечек – самый преданный поклонник, готов вновь и вновь слушать любимые произведения. Но постепенно родители все реже читают малышу книги, а он, в свою очередь, реже просит их об этом. Чтение книг сводится к минимуму и подменяется просмотром мультфильмов и телепередач. Почему так происходит?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

и воспитателей детских

садов «Зачем читать детям

книги?»

Не раз доводилось слышать мнение: «Современные дети книг не читают». Действительно, в нашей жизни все больше времени занимают телевизор, реклама, компьютерные игры и Интернет. Появилась опасная тенденция падения интереса детей к книге. Эта проблема требует от нас действий, направленных на пробуждение истинной духовности через книгу.

Народные песенки и потешки, короткие стишки и простые сказки – одни из первых источников познаний ребенка. Они помогают малышу узнать и запомнить новые слова, формируют его мир желаний и чувств. Маленький человечек – самый преданный поклонник, готов вновь и вновь слушать любимые произведения. Но постепенно родители все реже читают малышу книги, а он, в свою очередь, реже просит их об этом. Чтение книг сводится к минимуму и подменяется просмотром мультфильмов и телепередач. Почему так происходит?

В первую очередь это связано с тем, что родителям приходится отдавать много времени и сил работе. Стараясь полноценно обеспечивать ребенка, волей-неволей они жертвуют вниманием к нему. Что тут можно сказать? Конечно, все родители любят своих детей и хотят видеть их счастливыми, умными, добрыми и воспитанными. Но для ребенка, кроме одежды, еды и многочисленных игрушек, нужны наша любовь, забота, понимание и наше время. Ведь именно от нас и нашего живого участия зависит настоящее и будущее детей! А мы надеемся, что все образуется само собой. Есть хорошая пословица: «Что посеешь, то и пожнешь». И к взаимоотношениям с детьми это подходит как нельзя лучше. Когда ребенок вырастет, то уже мы будем нуждаться в его внимании и участии. И тогда вряд ли у него тоже найдется для нас немного теплоты, времени и сил.

Вторая причина, или скорее оправдание для родителей – отсутствие знаний о том, что почитать ребенку и чем его занять. Нам хочется, чтобы ребенок сам взял книжку и полистал ее, сам изучил буквы и цифры, сам построил из кубиков гараж и целый день завозил и вывозил из него машинки. Но перед нами стоит сложнейшая задача – научить ребенка общаться, играть, понимать происходящее в мире, воспринимать природу, музыку, поэзию... Поэтому взрослым надо многое знать и уметь, а для этого, как ни банально это звучит, необходимо постоянно учиться. Мы должны всегда идти хотя бы на один шаг впереди ребенка, чтобы оставаться для него интересными.

Важно учесть, что малыш чувствует отсутствие желания у мамы или папы наладить с ним доверительные отношения. И если мы не можем овладеть искусством общения с нашим ребенком и не хотим тратить на него свое драгоценное время, малыш подсознательно начнет искать заменитель общения с нами, родителями, и «лекарство от скуки». И найдет! Что может быть проще, чем лежать на диванчике и следить за яркими событиями на экране телевизора. И уже в скором времени нам будет довольно проблематично отвлечь его от этого занятия. Бесконечный поток неконтролируемой информации станет заполнять маленького ребенка, и кто знает, чем может закончиться такое пассивное, непредсказуемое и в значительной степени ограниченное обучение.

Чтобы расширить кругозор ребенка, развить его мышление и внимание, заложить основы такого важного качества, как любознательность, нужно сделать ребенка активным участником познавательного процесса. Это поможет ему в дальнейшем в обучении и развитии и станет залогом успеха в будущем. И лучший помощник в этом непростом деле – КНИГА. Именно книга всегда была и будет для человечества великим учителем и любимым и интересным другом. Она поможет ребенку познать окружающий мир, ответит на волнующие вопросы. Без книги немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она развивает не только интеллект, воображение и память, но и обогащает эмоциональное, нравственное и духовное состояние ребенка. Воспринимая и впитывая в себя язык книг, дети обогащают свою речь.

Но, самое главное, книга – еще и способ общения ребенка и взрослого. Что может быть приятнее для малыша, чем слушать мамин голос, чувствовать родительское тепло и ощущать неповторимую атмосферу любви и нежности. И как грустно, когда малыш лишен всего этого.

Любовь ребенка к книгам – это огромный шаг вперед! Вот почему так важно прививать интерес к чтению с самого раннего возраста. К сожалению, многие родители упускают это время, а многие и не понимают значение книги в жизни ребенка. Бывало мамы и дети спрашивали меня: «Ну почему же вы не включаете телевизор? Дети хотят посмотреть мультфильмы». И действительно, многие ребята предпочитают чтению книги просмотр телевизора.

Большую часть своего времени ребенок проводит в детском саду. Конечно, все понимают, насколько значительна роль воспитателя в жизни ребенка. И именно воспитатель, болеющий за свое дело, у которого есть желание, соответствующие умения и знания, в состоянии создать оптимальные условия для развития личности ребенка, наряду с родителями быть непосредственным участником общения, развития и обучения ребенка.

Что же может сделать воспитатель, чтобы заложить детям любовь к книгам?..

Как известно, дети легче воспринимают стихотворную форму познания мира. Наполните день ребенка потешками ,прибаутками, приговорками. Малыши привыкнут к ним и скоро сами начнут повторять их вместе с вами, программируя себя на хорошее настроение.

Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом. Дети уже легли в кроватки, и 5-10 минут чтения особым образом подготовят их ко сну. Ярко и эмоционально прочитанный текст вызовет у каждого ребенка положительные эмоции у него начнет работать воображение, и мечты унесут его в страну далеких и  прекрасных сновидений. Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду, когда на улице нельзя гулять. Со временем у детей возникнет потребность в чтении «Почитай книжку» -будет первой победой.Вначале читайте детям произведения целиком, не задавая никаких вопросов.

А при повторном процессе чтения или если роизвндения длинные,делайте игровые перерывы.

Показывайте малышам иллюстрации в книге и просите назвать изображенный  предмет: «Посмотрите,кто это? А это что?» Предлагайте детям изобразить и озвучит героев книжки: «Покажи, как плакал зайка». Можно спросить у ребят, что происходит с героями на картинке(мальчик катится с горки). Побуждайте детей повторять или договаривать слова и фразы знакомого стихотворного текста. Обращайте внимание детей на цвета,размер,формы и качества предметов,нарисованых в книге.В месте с детьми сравниваем иллюстрации  сделанные разными хдожниками к одному и тому же произведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей детских садов: «Как научить детей отгадывать и придумывать загадки»

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса....

Рекомендации для воспитателей детских садов, занимающихся подготовкой детей к поэтическому конкурсу "Как научить детей выразительно читать стихи".

Рекомендации для воспитателей детских садов, занимающихся подготовкой детей к поэтическому конкурсу....

Конспект родительского собрания для детского сада «Зачем читать ребенку сказки?»

Материал для проведения родительского собранияЦель:Показать роль сказки в формировании личности ребенка-дошкольника.Дать некоторые рекомендации о чтении сказок....

Консультация для родителей и воспитателей детских садов «Пожарная безопасность в новый год»

В Первую очередь - это касается безопасности наших квартир:Елка должна стоять подальше от отопительной батареи, печей, каминов и свечей. Елку нельзя украшать легковоспламеняющимися игрушками. Гирлянды...

Консультация для родителей и воспитателей детского сада. Как разнообразить прогулку детей зимой

Нередко родители и воспитатели задаются вопросом: как сделать зимнюю прогулку интересной, чем занять детей, кроме раскопки сугробов, лепки снежных комков и катания на санках.Существует много веселых з...

Консультация для родителей в детском саду «Зачем читать детям книги?»

Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдет...