Родительское собрание. Тема: «Как по-настоящему любить своего ребенка».
консультация (старшая группа) по теме

Пелина Елена Васильевна

Родительское собрание.

Тема: «Как по-настоящему любить своего ребенка».

предлагаю вам поговорить…о любви. Не просто о любви, а о родительской любви, Я начинаю с вопроса: «Скажите, пожалуйста, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребенка?» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_trening.docx40.96 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема: «Как по-настоящему любить своего ребенка».

Добрый вечер! Уважаемые родители! Я сегодня не буду вам говорить о режиме дня дошкольника, о занятиях к подготовке к школе, о программах и требованиях.

Я предлагаю вам поговорить…о любви. Не просто о любви, а о родительской любви, Я начинаю с вопроса: «Скажите, пожалуйста, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребенка?»  (ответы родителей)

Кто-то говорит, что любить своего ребенка — значит заботиться о нем, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду и вещи... А в последнее время  все чаще можно услышать, что любить своего ребенка — это говорить ему: «Я тебя люблю!»

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поощрять своих детей.

Самое главное для ребенка, чтобы его любили таким, какой он есть.

Какое это счастье – Материнство!
Услышать долгожданный первый крик,
Почувствовать священное единство,
И навсегда запомнить этот миг.

 Быть родителем – это счастливая, но трудная  миссия, которая невозможна без проблем и противоречий. Эти трудности и противоречия неизбежны и объективны. Они не зависят от материального уровня, социального статуса и даже от образования человека. Чтобы пояснить эту далеко не утешительную мысль, давайте рассмотрим природу родительской любви и своеобразие отношения родителя к своему ребенку.

Я предлагаю сейчас разыграть сценку, которая называется «Статуя ребенка», с тем, чтобы воочию убедиться, насколько влияет на ребенка содержание слов, произносимых родителями.

Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка.

Затем я раздаю присутствующим родителям фразы, которые они будут произносить по моей команде.

Ты — моя маленькая дочь. Мы с тобой спешим в детский сад, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали.

— Мама, а что там такое, посмотри! — говоришь ты.

— Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть! — я тебе отвечаю.

И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально — он закрывает глаза, как приказала мама. (Я достаю шарфик и завязываю дочери глаза.) И мы дальше спешим в детский сад. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней беседовать. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:

— Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?

— Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!

(После этой фразы я завязываю девочке уши шарфиком.) Мы выходим из автобуса, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.

— Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести конфету.

— Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!

(Я завязываю рот еще одним шарфиком.) Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она непослушная:

— Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!

(Завязываю руки шарфиком.) Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее:

— Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!

(И в этот раз я завязываю ноги.) Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка:

— Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки —держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!

(И в этот момент я прошу всех в кабинете произносить громко те фразы, которые принадлежат им.) Ребенок начинает хныкать. Я уже почти ору на нее:

— Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня!

 И продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет.

Я недовольна всем, что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получалось, и причем — обязательно хорошо.

Затем я спрашиваю у дочери, что ей хочется развязать. Ей все запретили, да еще и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.

Затем я развязываю по очереди то, о чем просит девочка.

 И, когда все уже развязано, я спрашиваю ее, что она чувствовала на протяжении всего действия? О чем она думала? Каково ей было, когда все вокруг начали приказывать ей?

Звучат слова о душевной боли и очень часто о ненависти к матери и к залу, который я просила произносить громко определенные фразы.


Один из великих педагогов  говорил:
"Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродуют их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

- любовь умиления,
- любовь деспотическая,
- любовь откупа.

Любовь умиления развращает душу ребенка. Мать и отец радуются каждому его шагу, не задумываясь над тем, какой это шаг и к чему он может привести.
Ребенок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия "
можно", "нельзя", "надо". Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, и прежде всего у матери, отца, дедушки, бабушки, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. 
Величайшую ошибку допускают те родители, которые влюблены в своих маленьких детей, все прощают, никогда не наказывают. О таких сказано:
«Лелей дитя, и оно устрашит тебя». (Библия. Премудрый Сирах).  
Есть еще одна разновидность неразумной родительской любви.

Это любовь деспотическая. 
Постоянные упреки создают обстановку настоящего ада. И все это родители делают, как они говорят, только потому, что любят, желают добра, учат жить – чтобы умнее был и родителей уважал. 
Деспотизм – это одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке мелочных придирок, постоянных упреков маленький человек ожесточается.
Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребенка – его желание быть хорошим. Это желание есть буквально у каждого. Берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью. 

Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Родители убеждены в том, что, обеспечивая все материальные потребности детей, они выполняют свой родительский долг. Ребенок одет, обут, сыт, здоров – что же вам еще надо? Материальными затратами, считают они, можно измерить родительскую любовь.
В таких семьях ребенка окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Он живет среди людей и не знает людей. Его сердцу совершенно незнакомы и недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосердие.

Каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей, какое он занимает положение в семье. 

Благополучное, когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он уважает других. 

Неблагополучное, когда он баловень семьи, а затем нередко — деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он — “квартирант”. 

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети-свидетели. А может они учатся жить у жизни. 

Игра “Закончи предложение”. 

  • Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
  • Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
  • Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
  • Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
  • Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
  • Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
  • Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
  • Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.


Дети – наши постоянные свидетели,   где-то
краем глаза они видят срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.   Краем уха они   слышат, как мы разговариваем с друзьями, соседями, просто случайными попутчиками. Резкий тон, недоброе слово родителей по отношению к другим непременно оставят след в поведении и мироощущении ребенка, послужат примером для невольного подражания, хотим мы этого или не хотим. К сожалению, этот образ жизни и будет усвоен детьми.

Терзают наши семьи ссоры, склоки,
Бурлящий их поток неиссякаем,
Мы не прощаем детям те пороки,
Которые им сами прививаем.

С. Севрус (Русский литератор. Наст. Имя Борохов. Цитаты и афоризмы»

 Как же надо не любить свое дитя, чтобы отправить его в жизнь со своими недостатками!

Воспитывая ребенка, мы только и думаем, как мы воздействуем на него и совсем не предполагаем, что дети тоже на нас действуют, действуют куда сильнее, чем нам кажется. Именно дети делают нас красивее, добрее, покладистее, умнее, собраннее, счастливее.

5 ошибок в воспитании:

  1. Обещание больше не любить
  • Это одно из сильнейших средств в воспитании, но эта угроза родителями, как правило, не осуществляется.
  • Дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы надолго теряете доверие ребенка.
  1. Безразличие
  • Не показывайте ребенку, что вам все равно, чем он занимается. Он немедленно начнет проверять, настоящее ли ваше безразличие, изначально совершая плохие поступки.
  • Ребенок ждет, последует ли критика, поэтому с ним нужно наладить дружеские отношения, даже если его поведение вас не устраивает.
  1. Навязанная роль.
  • Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям.
  • Они готовы погрузиться в мир сложных взрослых проблем, вместо того, чтобы обсуждать со сверстниками свои интересы.
  • При этом их собственные проблемы остаются нерешенными.
  1. Нет времени
  • Если есть ребенок, надо обязательно найти время для общения с ним.
  • Иначе он будет искать среди чужих людей родственную душу
  1. Слишком мало ласки
  • Дети любого возраста стремятся к ласке. Она помогает им ощущать себя нужными и придает уверенность в своих силах.
  • Стремление к ласке в большинстве случаев должно исходить от самого ребенка.
  • Не навязывайте активно свою любовь – это может оттолкнуть.

Безусловная любовь – это маячок, который не даёт ребенку сбиться с пути в океане жизненных трудностей. Служит ориентиром при поиске решений, если возникают разногласия.

  • ни от внешности ребенка;
  • ни от его достоинств и недостатков;
  • ни от способностей;
  • ни от сиюминутного поведения.

Похвала – лучший способ закрепить положительные поступки, она улучшает взаимоотношения родителей и детей. Не умеют хвалить те, кого в детстве мало хвалили или не хвалили вообще.
Похвала матери, отца в особенности,
окрыляет ребенка. Скажите мне доброе слово, и я оправдаю его; скажите мне доброе слово и я приумножу его. В похвале ребенок зримо ощущает родительскую любовь.                      Ребенку, прежде всего, важно, чтобы его любили и показывали эту любовь в ласковых прикосновениях, словах, взгляде.

Объятия -  прижать к себе ребенка и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдет.

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально, — 12 раз в день! И между прочим — не только ребенку, но и взрослому.

Говорят, что руку ребенка надо держать до тех пор, пока он ее сам не отнимет. Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось.

Ребенку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Слова любви и восхищения:

  • Я тобой горжусь.
  • Это трогает меня до глубины души.
  • Ты-просто чудо.
  • Мне очень важна твоя помощь.
  • Тут мне без тебя  не обойтись.
  • С каждым днём у тебя получается всё лучше.
  • Я знал, что тебе это по силам.
  • Я горжусь тем, что тебе это удалось.
  • Ты сегодня много сделал.
  • Я просто счастлив.

Наряду с огромной ответственностью, быть родителем, это ещё и необыкновенное счастье, самое простое, предначертанное самой природой, которое надо суметь не пропустить мимо себя. Это счастье отцовства и материнства, заменить которое не смогут все наши богатства и все знания, всё обаяние личности и весь её творческий потенциал... 

А теперь уважаемые родители, я предлагаю немного расслабиться.Мы слушаем спокойную музыку. Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь и представьте себе звездное небо, на котором зажигаются звезды. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальней, - каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой Космос, своя Галактика.

Давайте продолжим вглядываться в ночное небо. Найдите на нем свою звезду. «Приблизьте» ее к себе и рассмотрите: она больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет излучает: теплый или холодный? А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна!».

Отпустите ее обратно на небо, проследите ее путь, а когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом.

Выполнение практического задания тренинга.

        А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.

        В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат карандаши разного цвета, нарисуйте на листе бумаги звезды. Это и будет ваша собственная Галактика.

        Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочку для своего малыша. Подпишите ее тоже. Определите звезду вашего супруга, напишите его имя. Всем оставшимся звездам дайте имена своих родных и близких, всех тех, кто вас окружает. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!

  1. Пояснительная часть.

        С точки зрения психологии, вы создали мир, в котором живете и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая,  и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с окружающими? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?

        Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей. Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; розовый –нежным, чувствительным, уязвимым; оранжевый – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; Зеленый – это симбиоз двух цветов – синего и желтого, поэтому значение этого цвета будет двояким; с одной стороны - это безграничная энергия, а с другой всепоглощающее спокойствие. фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным; черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

        А теперь выясните, где находится звездочка вашего малыша. Какого она размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребенка: значимая ли он фигура в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете его на эмоциональном уровне? Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где-то далеко? А может, ваша и его звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочка вашего ребенка находится далеко от вас, то чьи звезды его окружают? Как эти люди влияют на вашего ребенка? Таким же образом проанализируйте местонахождение звезды вашего мужа. Если она находится рядом с вашей и звездой вашего ребенка, значит, все в порядке. А если нет? Какую роль играет ваш муж в семье? Не думаете ли вы, что он отстранился от выполнения своих обязанностей? Достаточно ли времени он проводит с семьей?        

        Рассмотрите все звезды своей Галактики. Обратите внимание на звезды черного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались»? Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?

Уважаемые родители, нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткое сердце матери и отца найдут правильное решение. Так относитесь же к своим детям так же, как вы хотите, чтобы они относились к вам и к своим детям в своих будущих семьях!

Любите своих детей! Любите своих детей правильно!

Эту тему хотелось бы завершить стихотворением педагога Н. Дереклеевой, которое неплохо было бы вручить мамам и папам на последней родительской встрече, посвященной взаимоотношениям между взрослым и ребенком:

Чем проповедь выслушать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут всё без труда.

Слова порой запутаны

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если всё мне показать –

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям и словам

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живёшь,

По правде или нет.

Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация родительское собрание "как по-настоящему любить своего ребенка"

презентация родительского собрания по теме "Как по-настоящему любить своего ребенка"...

Родительское собрание Тема: «Поощрение и наказание в воспитании ребенка».

Актуализироватие и обсудение с родителями проблемы поощрения и наказания в семье...

Родительское собрание Тема: «Что я знаю о своем ребенке ?»

Цель: развитие интереса к познанию своего ребёнка, эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке....

Родительское собрание: встреча в кафе "Давайте понимать своего ребенка"

Основной формой работы с родителями является родительское собрание, которое способствует педагогическому просвещению семьи и концентрирует в себе весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия...