Практикум для родителей. Тема: «Каким я представляю своего ребёнка в школе».
материал (подготовительная группа) на тему

Иванова Ольга Анатольевна

Собрание практикум для родителей в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_praktikum_.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей.

№1

 Тема: «Каким я представляю своего ребёнка в школе».

Цель: Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей о роли семьи в предшкольный период жизни ребенка. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, осознание родителями своего опыта взаимоотношений с ребенком.

Ход практикума

Ведущий: Скоро наступит волнительный момент для вас и ваших детей поступление в школу. И тема нашего диспута, «Каким я представляю своего ребёнка в школе». Перед вами первое задание. 

Задание 1

На карточках написано:

Определите степень волнения сына или дочери в связи с приближающимся школьным обучением.

На столах лежат цветные полоски: черная означает сильное волнение; синяя – умеренное; красная – радость, уверенность.

Выберите полоску и обоснуйте (по желанию) свой выбор.

(Подводится итог теста, родителям которые выбрали синие и черные полоски даются рекомендации).

Ведущий: Теперь мы предлагаем вашему вниманию рассмотреть и обсудить  рисунки детей на тему «Как я представляю себя в школе».

Задание 2. Давайте попробуем, глядя на рисунок, поразмышлять над тем, хочет ли ребенок взрослеть, хочет ли стать школьником. Каким, на ваш взгляд, видится ребенку его будущее: привлекательным или не очень? Его представления складываются из прошлого и настоящего опыта: общение, оценка его умений другими и оценка самого себя.

Попытайтесь почувствовать общую тональность рисунка. Какое настроение ребенка передает он? Радость? Тревогу? Неуверенность или даже страх перед школой? Есть ли на рисунке ученики, учитель? Каковы размеры фигуры учителя в сравнении с фигурами детей?

Пофантазируйте, что ребенок хочет сказать своим рисунком взрослым – родителям, учителям, воспитателям: «Я не боюсь, школы и буду рад сесть за парту», «Мне интересно выйти к доске…», «Мне интересно идти в школу, ведь со мной маа и папа, которые меня любят», «Мне тревожно и не на кого рассчитывать, мне страшно войти в школу…», «Мне радостнее возвращаться из школы домой, чем идти в школу» и др.

Ведущий стремится к тому, чтобы все родители высказались и задумались о характере взаимоотношений с ребенком (сопричастность, сопереживание друг другу или его зависимость от них). Относятся ли они с доверием к ребенку, его умениям, способностям и есть ли у него доверие к самому себе? Уверен ли ребенок, что родители считают его большим, самостоятельным? И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был, как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит готовность ребёнка к школе?

Задание 3 Мы предлагаем Вам небольшой тест «Пирамида», где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо, учиться в школе.

На демонстрационном стенде:

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

-Ответственность

-Умение считать, считать, писать

-Умение общаться со взрослыми и сверстниками

-Самостоятельность

-Настойчивость

-Состояние здоровья

-Умение логически мыслить

-Умение организовать рабочее место

-Развитие речи и памяти.

Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 3 -4 человека

Им предлагается следующее задание: Вам предлагаются на первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель.

Должна получиться вот такая пирамида:

Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место.)

Ведущий: Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.
1.
Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);

2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);

3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

4. Физическая готовность: состояние здоровья; физическое развитие; развитие основных движений.

В принципе, то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе, в общем, достаточны. Любой ребенок к окончанию детского садика, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением.

Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни – подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения. Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок – это не одно и то же. Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.
Оценить развитие будущего первоклассника можно самим или проконсультироваться у детского психолога. Специальные тесты для диагностики готовности к школе сейчас вполне доступны, продаются во многих книжных магазинах. Но одна отдельно взятая методика не позволяет полностью оценить все стороны развития ребенка. И все же такая проверка покажет, над, чем стоит еще поработать до 1 сентября.

Такие тесты обычно проверяют: (вопросы раздают каждому родителю)
- развитие памяти (норма при запоминании 10 слов – 6 и более слов);
- чистоту произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах;
- развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.);

- произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь);
- готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу);
- умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);

- развитие логического мышления (умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.);
- пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет – справа, слева, за, над, под и т.д.);
- общую осведомленность ребенка об окружающем мире;
- элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить не сложную задачу с помощью предметов).

Оценивают также, что привлекает ребенка в школе (возможность получить новые знания или чисто внешние атрибуты – новый рюкзак, интересный пенал и т.п.); как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы и многое другое.

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

- настроен исключительно на игру;
- недостаточно самостоятелен;
- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
- имеет серьезные нарушения речевого развития;
- не умеет общаться со сверстниками;
- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

При любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс.

Оценка уровня эмоционального развития.

- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
- Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
- Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
- Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?

Оценка умения общаться.

- Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
- Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
- Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

Оценка физического развития.

- Хорошо ли ребенок слышит?
- Хорошо ли он видит?
- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
- Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
- Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
- Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе.
(тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)

- Нравится ли вам ваш малыш?
- Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?
- Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?
- Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
- Поправляете ли вы речь малыша?
- Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

- Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
- Смеетесь ли вы вместе с ним?
- Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
- Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
- Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?
- Есть ли у малыша хотя бы одна - две собственные книги?
- Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?

- Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
- Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?
- Стараетесь ли вы сказать все за ребёнка, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?
- Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
- Задаете ли вы ребёнку вопросы о смысле увиденного по телевизору?
- Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?
- Стараетесь ли вы ходить с детьми на прогулки?
- Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?

Хотим обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии – тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками «да» или «нет»: допускаются и варианты «всегда, иногда, часто, редко, никогда».

Домашнее задание родителям: дома поговорить с ребенком, понаблюдать за ним задать ему выше изложенные вопросы.

В конце встречи можно предложить родителям домашние игры для подготовки к школе, например: «Выложи сам» (на умение анализировать форму предметов); «Угадай, что спрятано» (на умение узнавать предметы по их словесному описанию и самому давать описание разных предметов и др.).

Ведущий рекомендует родителям ознакомиться со следующими книгами.

Матвеева Л., Выбойшик И., Мякушкин Д Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М, 1997.

Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога: Книга для родителей / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1992.

Практикум для родителей

№ 2

Тема: « Социальная готовность ребенка к школе».

Цель: Способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Ход практикума:

Здравствуйте уважаемые родители.  Вторая тема нашего практикума «Социальная готовности ребенка к школе». Умение читать, считать и писать, конечно же, недостаточно при подготовке ребёнка к школе. Это мы увидели на прошлом занятии – практикуме. Не менее важно акцентировать свое внимание на эмоциональной и социальной готовности, включающие в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи. Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса.

- «В чем каждый из присутствующих видит проблему дискуссии на данную тему»? После высказываний родителей предлагает им выполнить задание.

 Задание 1

На карточках написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на будущего школьника и первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него. Напишите свои предположения.

-        Вот пойдешь в школу, там тебе покажут.

-        ТЫ, наверное, будешь двоечником!
(Могут вызывать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)

  • Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником! (Родительские притязания основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе.)
  • Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребенок. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». На ребенка взваливают бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный для ребенка психологический груз становится причиной невроза.)
  • Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (Не предъявляйте ребенку невыполнимые требования, не толкайте на путь заведомого обмана.)
  • Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!,(У ребенка, которому постоянно угрожают наказан» могут возникнуть враждебные чувства родителям, может развиться комплекс неполноценности и др.)

Ведущий: Часто школьные учителя, психологи, обеспокоенные трудностями адаптации ребенка к школе, говорят о «психогенной школьной дезадаптации», которая может выражаться в школьных страхах, неврозах и др.

Послушайте небольшой рассказ матери 10-летнего мальчика (см.: Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 93): «Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый - он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый, ну, как многие мальчишки. В школу он шел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом едва соображал на уроках, боялся идти в школу -вдруг опять двойка? И, конечно, они повторились. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как-то больше была расположена к девочкам, а мальчики ее раздражали своей беспокойностью... К пятеркам сын уже и не рвался, но было это не радостно для него. Накажут за что-нибудь его и ребят - всем ничего, отряхнулись и пошли, а он несколько дней сам не свой, напряженный, зажатый. Позже мы с мужем заметили, что он и вовсе теряет веру в себя... Заговорим с ним о школе - тускнеет...»

К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения.

Часто родители дошкольников, рассказывая детям о школе, стараются создать эмоционально однозначный образ. То есть говорят о школе только в позитивном или только негативном ключе. Восторженные родительские отклики звучат обычно так: "В школе-то как интересно", "Отличником у нас будешь". Родители полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к учебной деятельности, которое будет способствовать школьным успехам. В действительности же ученик, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: ситуация неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, недостаточное внимание со стороны учителя, расхождение оценки учителя с привычной родительской оценкой, а также множество подобных ситуаций.

Другие родители, понимая, что не все в школе будет у ребенка получаться с первого раза, заранее готовят его к неудачам: "Давай старайся, в школе еще труднее будет", "Это еще маленькое задание, в школе будут больше задавать". Иногда образ школы используют как устрашение: "Вот учительница тебе двоек наставит", "За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут". Такие родительские напутствия вряд ли научат малышей настойчивости в преодолении трудностей. Скорее они подготовят почву для действительных двоек и небезупречного поведения.

Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.

(Предлагает папам и мамам выполнить задание 2.)

 Задание 2. Я прочитаю стихи. Подумайте, о каких личностных качествах, необходимых для успешного обучения ребенка в школе, в них говорится.

Корзина малины

Когда ты шагаешь с тяжелой корзиной,

Дорога становится длинной-предлинной!

А если в корзине пылает малина,

Еще тяжелее бывает корзина.

Бежит, извиваясь, лесная дорожка.

С корзиной малины шагает Сережка.

«Приду я - и маме отдам всю малину.

И скажет мне мама: «Бери половину!»

Зачем же мне всю-то корзину нести?

Свою половину я съем по пути!»

 И правильно! Вмиг полегчала корзина!

Малины осталось - как раз половина!

«Вот, - скажет мне мама, -

какой молодчина!

Принес полкорзины!

Тебе - половина!»

Дорожка петляет.

Сережка шагает.

Малина в корзине опять убывает.

«Ну, тут на двоих еще хватит вполне!

Полполполкорзины достанется мне.

 Полполполкорзины делю пополам,

А все остальное я маме отдам!..

Дорожка петляет уже вдоль села.

Полполполполполполовина пошла!

Еще пополам бы!

Да жалко: в корзинке Полполполовинки последней малинки...

(В. Суслов)

Вопросы к родителям.

Нужно ли ребенку учиться удерживать в памяти цель действий?

Удается ли вашему ребенку преодолевать ситуативность поведения, подчинять свои желания социально значимому мотиву?

Как вы помогаете ребенку в этом?

Резюме. Выбор ребенком цели должен быть мотивирован, т.е. ребенок должен самому себе ответить на вопрос: «Ради чего я буду это делать?» - и решить, как ему поступить: как хочется или как нужно. Если дошкольник понимает, какую пользу его действия принесут другому человеку, ему легче преодолеть ситуативность поведения.

Таня-неумелочка.

Есть такая девочка -

Таня-неумелочка.

И чулочки и сапожки Надевают ей на ножки.

Все могла бы делать Таня,

Только нет у ней старанья.

Вот какая девочка -

Таня-неумелочка.

(М. Смирнова)

Вопросы к родителям.

Не занимаете ли вы аналогичную позицию по отношению к своему ребенку? Если да, то, какие меры предпринимали в связи с этим?

Резюме. Важно занять правильную позицию по отношению к ребенку, предоставить ему возможность самому делать все, что он в состоянии сделать. Позиция гиперопеки - выполнять за ребенка его школьные задания, идти у него на поводу, снисходя к его усталости, и пр. - может принести впоследствии массу неприятностей и родителям, и самому ребенку

Ссора.

Ты меня заобижала,

А скажи - зачем?

Леденец в руке зажала.

Я же весь не съем!

Я просил совсем чуточек,

Крошечку просил,

Осторожно уголочек

Я бы откусил.

Ну и что ж, .

Что он английский,

Этот леденец.

Был тебе я другом

Близким.

Все. Теперь конец.

Ты меня заобижала.

Уходи. Пора.

Лучше б кошка забежала

Просто со двора.

Молока бы ей из кружки

В блюдце б я налил.

О тебе, плохой подружке,

Сразу бы забыл.

(И. Токмакова)

 Вопросы к родителям.

Как вашему ребенку удается справляться с эмоциональными переживаниями?

Испытывает ли он в этом трудности?

Как вы ему помогаете в этом?

Резюме. Несправедливость со стороны сверстника больно ранит ребенка. Его не столько огорчает то, что он не получил игрушку или не был принят в игру, сколько сам факт нарушения доброжелательных дружеских отношений.

Ведущий. Важной предпосылкой готовности ребенка к школе является коммуникативная инициатива - способность ученика осознанно организовывать свое взаимодействие с учителем. В реальной школьной жизни это умение задать учителю вопрос по существу, спокойно выразить несогласие, попросить о помощи или самому предложить помощь. Как же всем этим премудростям научить дошкольника?

Известно, что первые образцы поведения малыш получает в семье. Если в семье принято корректно просить о помощи и предлагать ее, то и ребенок впитывает в себя это умение и будет демонстрировать его в соответствующих случаях. Если взрослые в семье часто рассказывают о своих интересах, увлечениях, наблюдения, трудностях, внимательно выслушивают собеседника и непринужденно задают ему вопросы по существу, то ребенок естественно научится этим навыкам, и они станут неотъемлемой частью его индивидуального коммуникативного стиля.

Существенным моментом является и отношение к ребенку. Если во время семейных разговоров ему постоянно твердят: "Не вмешивайся в разговор старших", "Молчи, когда взрослые разговаривают", то, вряд ли малыш будет проявлять инициативу в общении с учителем. В то же время нельзя назвать удачной и другую крайность, когда ребенок без конца перебивает взрослых, панибратски относится к родителям, бабушкам и дедушкам.

К семи годам ранее беспомощный малыш становится вполне самостоятельной и независимой личностью, способной к саморегуляции и осознанному поведению. Самостоятельность позволяет ребенку без посторонней помощи ставить личную задачу и достигать ее.

Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер, стиль общения с ним родителей, степень и своевременность их помощи. Недостаток самостоятельности ребенка или ее полное отсутствие часто является результатом чрезмерной родительской помощи и служит препятствием для развития саморегуляции и инициативы. Постоянное принуждение взрослых, их излишняя опека формирует у малыша чувство собственной слабости и ненужности.

Задание 3 Упражнение "Царство безмолвия". Все участники группы, взрослые и дети, по сигналу ведущего как бы попадают в царство безмолвия, где нельзя договариваться с помощью слов, а можно использовать только мимику и жесты. В таких непростых условиях участники должны построиться в шеренгу так, чтобы первые буквы их имен оказались в алфавитном порядке. Задание осложняется тем, что малыши еще не твердо усвоили алфавит.

Перед выполнением упражнения группа обсуждает, как с помощью мимики и жестов попросить о помощи, и дети тренируются в этом навыке. В "царстве безмолвия" каждая пара "мама - ребенок" ведет себя по-разному. Даша быстро соображает, что ее буква пятая в алфавите, и, довольная собой, встает в шеренгу. Ее мама, убедившись, что дочь правильно нашла свое место, начинает искать, куда встать самой. Ванина мама не дала времени осмотреться и подумать, сама поставила сына, а потом задумалась о себе. Руслан стоял вдалеке от всех, долго и старательно изображал растерянность и беспомощность, но его папа искал место себе, не обращая внимания на сына. Настроение у него портилось на глазах, когда чужая мама помогла ему.

 Вывод. Родителям важно дозировать свою помощь сыну или дочери. Если помощь взрослых избыточна, ребенок не учится что-либо делать, не осваивает нового навыка, но самое главное, теряет веру в свои силы, испытывает чувство беспомощности, у него формируется зависимость от окружающих его людей. Ребенок приобретает негативный опыт собственного бессилия, который в дальнейшем может определять его поведение в подобных ситуациях.

Если родительская помощь недостаточна, ребенок оказывается в ситуации "брошенности". У некоторых детей она вызывает чувство "никому ненужности", которое блокирует всякую активность. Поэтому они оставляют всякие попытки освоить то, чему их хотят научить взрослые, и надолго сохраняют убеждение: "У меня ничего не получается".

Другие дети в подобных ситуациях проявляют максимум усилий и настойчивости, чтобы добиться результата и научиться тому, чего хотят их родители. Ситуацию "брошенности" они тоже переживают, но выход из нее видят иной: "Достичь того, что хотят родители, как бы трудно это ни было, и таким образом добиться их любви". Такие дети, даже став взрослыми, стремятся достичь наилучших результатов во всем, для того чтобы доказать родителям: "Я достоин вашей любви".

Ведущий. В психологии коммуникативные способности определяют как индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

- желание вступать в контакт с окружающими ("Я хочу!");
- умение организовывать общение ("Я умею!"), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!").

Домашнее задание. Следуя трем направлениям - "Я хочу!", "Я умею!", "Я знаю!", - внимательно и терпеливо наблюдайте за своим сыном или дочкой. Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель - наблюдение. Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:

1. Легко ли ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?
2. Нравится ли он сам себе?
3. Часто ли ваш малыш обижается и плачет?
4. Участвует ли он в играх-соревнованиях?
5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?
6. Часто ли он участвует в драках?
7. Как малыш выходит из конфликтных ситуаций?
8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?
9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?
10. Спокойный ли у него сон?
11. Есть ли у вашего малыша друзья?
12. Принимают ли его в игру знакомые дети?
13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)?
14. Умеет ли ребенок отстаивать свое мнение?
15. Есть ли у него трудности с речью?


Возможно, наблюдая, как ребенок общается со сверстниками, родители понимают, что он испытывает те или иные трудности. Думающие родители не будут относить их на счет окружающих малыша детей, объясняя все возникшие проблемы невоспитанностью его друзей. Скорее всего, такие родители более пристально присмотрятся к собственному ребенку, стараясь определить его особенности. Может, для него характерны эмоциональная неустойчивость, агрессивность, конфликтность, замкнутость, застенчивость или тревожность. В таком случае родителям нужно обратить особое внимание на развитие коммуникативных навыков ребенка.

В заключение хочется сказать:

- Взрослея, наши дети привыкают применять подаренные им "ключики", которые постепенно становятся неотъемлемой частью их коммуникативного стиля. Со временем коллекция "золотых ключиков" обогащается, пополняется новыми способами совершенствования навыков общения. И, наконец, приходит время, когда повзрослевший ребенок сам придумывает новый, более совершенный способ взаимодействия с людьми - наступает этап самостоятельного поиска. Он начинается с первой попытки творческого подхода к общению и продолжается всю жизнь.

У нас всех есть роскошная возможность бесконечного и безграничного поиска "золотых ключиков" в страну любви, взаимопонимания, откровения, счастья единодушия и удивления перед Другим.

Литература:

 1. Ладутько Л.К., Шкляр С.В. «Познаём мир и себя». Мн.: «И.В.Ц.

Минфина», 2002

2. Попова Т.И. «Мир вокруг нас». М.: «Linka Press», 1998

3. Воспитание дошкольника в семье: (Вопросы теории и методики) /Под ред. Т. А. Марковой. - М.: педагогика, 1979.

4. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

5. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - С. 29-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей. Тема "Как оформить портфолио своего ребёнка"

В документе даётся понятие - портфолио ребёнка, для чего оно нужно. А так же предоставлена структура портфолио и небольшой образец....

Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность.»

В статье даны рекомендации по психологической подготовке ребенка к школьному обучению, а также практические советы и игры, которые могут применять родители в повседневной жизни при общении с реб...

Практикум для родителей «Как я представляю своего ребенка в школе»

Цель. Способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни, осознанию родителями собственной позиции принятия ребенка, сопричастного (эмпатического) взаимодей...

Родительское собрание в подготовительной группе. «Готовимся вместе к школе. Практикум « Каким я представляю своего ребенка в школе?»

    Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.     Повышение педагогической компетентности родителей при подготовке ...

Родительское собрание: «Каким я представляю своего ребёнка в школе?»

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи:•        Познакомить родителей с проблемами п...

Презентация к родительскому собранию «Каким я представляю своего ребёнка в школе?»

Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья....

Анкета для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?»

Анкета для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?»...