Формирование графических навыков у дошкольников
консультация (подготовительная группа) по теме

Антонова Наталья Владимировна

Рекомендации для родителей как подготовить руку ребенка к письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл graf_navyki.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Пройдет совсем немного времени,  и ваши дети переступят порог школы. Это важное событие в их и вашей жизни. Вы будете вместе радоваться успехам и вместе переживать неудачи и трудности.

В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом.  У детей быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребенок не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обуславливаются в первую очередь неразвитостью мелкой моторики пальцев руки.

Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. А подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ним переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитие детского организма.

При обучении письму возникают противоречия между психофизическими особенностями ребенка – его быстрой утомляемостью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения и др. и дидактическими задачами.

Начиная с младшего возраста, и на протяжении четырех лет я с детьми провожу различные пальчиковые игры,  что стимулирует речевое развитие. Путем тренировки движений пальцев рук, у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движения, что в дальнейшем облегчит приобретения навыков письма. Мы играем с детьми в игры с крупой, пуговицами, мелкими камешками, бусинами. Большое внимание в группе уделяется играм с разными видами мелкого конструктора. О пользе конструктора в развитии мелкой моторики у детей мы говорили на нашей прошлой встрече.

Сегодня мы поговорим о том, как избежать негативных последствий при обучении ребенка письму.

Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать с игровой деятельности. Мною были подобраны игры и упражнения, позволяющие каждому ребенку постепенно без перегрузки, с максимальным учетом их индивидуальных особенностей подготовится к этому роду деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй узор по точкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, взрослый тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховок, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучения правильным приёмом действий: вести линию сверху вниз и слева на право, штриховать ровно без пробелов, не выезжая за контур.

Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других учебно – важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно – двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.

Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического навыка. Взрослый предлагает назвать элементы, из которых составлены изображения «какие элементы?», их пространственное расположение. Анализ образа букв, включает в себя умения ребёнка определять количество элементов в букве, давать их характеристику, объяснять пространственное расположение. Например: в печатной букве А три элемента – две длинные палочки и одна короткая. Синтез образа букв создает образ буквы из необходимых элементов. Дифференциация образа букв начинается с закрепления образа букв. Она включает в себя следующие игры и упражнения: «Подбери такую же», «Буква в разных нарядах», «Определи на ощупь».

Я хочу предложить вам несколько увлекательных способов подготовить детей к письму. Работа по подготовке детей к письму включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

- развитие «ручной умелости» (выполнение разнообразных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание сосредоточенность); мелкой моторики руки. Для развития кистей рук организуются лепка из глины или пластилина. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев.

- развитие пространственной ориентации детей, в частности на листе бумаги, а также в общих направлениях движения. Специально проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью (со страницей в тетради, расположением строк, с тетрадным листом в линейку и в клетку). Такие выражения, как «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний (правый или левый) угол», «нижний (правый или левый) угол», «середина страницы», «первая, вторая строка» и т. д., должны быть хорошо знакомы будущим школьникам.).

- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест. Ритмических упражнениях и играх                         (пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т. п.). Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста.

- развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений). Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание. С этой целью используются готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обращать внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Большую роль играют в развитии графических умений различные задания, связанные со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством воспитателя. Он показывает, как она выполняется, контролирует параллельность линий, их направление, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Должны выполняться и правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.

Уважаемые родители я надеюсь что моя консультация была для вас полезной. В заключении я хочу сказать самое главное. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что имеет место в ряде семей и чаще всего приводит к формированию неправильной техники письма.

Успехов Вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гигиенические правила при формировании графических навыков у дошкольников.

Здесь описаны необходимые требования для успешного и комфортного обучения детей письму и печатанию, а также примеры гимнастики для рук, шеи, глаз и позвоночника....

Консультация для родителей «Формирование графических навыков у дошкольников»

Наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму. Под графическими навыками подразумеваются владение каранд...

Консультация для родителей "Формирование графических навыков у дошкольников"

Эта консультация нацеливает родителей на необходимость формирования графических навыков у детей 5-7 лет.  Недостаточный уровень сформированности графических умений приводит к трудностям в освоени...

Памятка для воспитателей и родителей "Гигиенические правила при формировании графических навыков у дошкольников"

Данная статья полезна как для воспитателей ,так и для родителей. В ней рассказывается о том как должна лежать тетрадь, как правильно держать карандаш, как правильно сидеть при формировании графических...

Формирование графических навыков у дошкольников

Полезная информация на стед рекомендаций для родителей....