Методика ИЗО Формирование графических навыков у дошкольников
календарно-тематическое планирование по рисованию (старшая группа)

План

 

  1. Физиологическое и психофизиологическое развитие дошкольника в процессе формирования двигательных навыков и умений
  2. Формирование графических навыков и умений у дошкольников в процессе обучения
  3. Индивидуальные особенности усвоения графических навыков и умений дошкольниками
  4. Составить тематический план занятий по рисованию для любой возрастной группы. Укажите постепенное усложнение технических задач, способствующих развитию графических навыков детей

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvenno_-_kopiya.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование графических навыков у дошкольников

План

  1. Физиологическое и психофизиологическое развитие дошкольника в процессе формирования двигательных навыков и умений
  2. Формирование графических навыков и умений у дошкольников в процессе обучения
  3. Индивидуальные особенности усвоения графических навыков и умений дошкольниками
  4. Составить тематический план занятий по рисованию для любой возрастной группы. Укажите постепенное усложнение технических задач, способствующих развитию графических навыков детей

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Дошкольный возраст – это период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности. Важнейшая особенность развития двигательных навыков дошкольника –  насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность.

Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, учит относится к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.

Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям, они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.

Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности.

2

Формирование технических навыков и умений требует длительного времени и постоянного внимания. Достижение эффекта в овладении навыком требует переключения цели деятельности ребенка с результата на способы ее осуществления. Процесс упражнений тесно связан с подражанием, которое играет существенную роль в упражнении. Постепенно подражание становится осознанным: ребенок начинает сознательно усваивать заданный образец движения, все более и более осознанно подравнивать способ выполнения действия воспринятому. правильные графические навыки и умения нужно формировать с самого начала обучения детей рисованию, не ожидая закрепления неправильных.

В специальных упражнениях могут отрабатываться навыки рисования прямых линий — вертикальных и горизонтальных, различные способы действия кистью, способы создания различных форм и др.

Если упражнение проводится впервые (когда у детей не сформированы технические навыки), воспитатель покалывает и объясняет, как это нужно делать. Если же ранее дети учились рисовать эти линии, для показа у доски целесообразно вызвать ребенка, предложив прежде всем детям вспомнить, как надо правильно держать руку с карандашом. Затем следует предложить всем детям показать правильное движение руки с карандашом в воздухе, после чего уже провести линии на отдельных небольших листках бумаги. Могут быть продуманы специальные упражнения для отработки определенного качества движений. В целях отработки различных движений и их качеств очень важно обеспечить повторность движений на одном занятии, что позволяет упражнять руку, способствует выработке двигательных навыков.

В целях отработки различных движений и их качеств очень важно обеспечить повторность движений на одном занятии, что позволяет упражнять руку, способствует выработке двигательных навыков.

3

Индивидуальный подход в обучении технике рисования на первых этапах овладения детьми деятельностью мотивирует успешному формированию ее у всех детей. Дети получают равные возможности изображения окружающих предметов и явлений. И дальше развитие техники изображения идет с индивидуальными различиями.

Особенно ярко проявляются различия в манере исполнения при рисовании с натуры. Дети все по-разному передают один и тот же предмет. И хорошо видны индивидуальные особенности интерпретации натуры. Одни рисуют более обобщенно, не останавливаясь на прорисовке мелких деталей, другие стараются передать мельчайшие детали; часть рисуют крупно, другие несколько уменьшают изображение по сравнению с натурой и т. д.

У некоторых детей качество рисунка снижается из-за неумения активно участвовать в обследовании предмета, и результате чего отсутствует достаточно ясное представление о предмете, совокупности его пространственных свойств. Можно наблюдать иногда затруднения, которые испытывают дети и в силу того, что рука их «не слушается». Ребенок видит несоответствие рисунка представлению предмета и не может добиться большей точности в передаче величины, формы, пропорций, прямизны или плавного закругления линий. Совет и помощь воспитателя принимаются детьми охотно. Улучшенный рисунок радует их.

Воспитатель не сковывает возможности выразительной передачи детьми образа, не навязывает детям одинаковую манеру, не принуждает к однообразному решению.

Овладев техникой работы, разными материалами, каждый используют их по-своему, выразительно раскрывая характер предметов в рисунке. индивидуальные различия сказываются в изображении отдельных предметов, использовании цвета, расположении изображений на листе бумаги и т. д. Сюда входят: величина изображения (тенденция к уменьшению или увеличению изображения), передача характерной формы и пропорции, характер линий конструктивного назначения, характер линий контура, манера накладывания краски, закрашивания рисунка карандашом, темп рисования. цвет, стремлении к высветлению или затемнению, композиция рисунка, заполнение пространства листа (широкое, полное или суженное, неполное).

Однако повторение изображения на одном занятии будет служить упражнением в выработке двигательных навыков при условии, что дети применяют правильные способы действия с инструментом. Иначе это повторение сыграет отрицательную роль, так как каждый раз будет закрепляться неправильное движение и сформируется неправильный навык. Поэтому очень важно позаботиться о том, чтобы у детей был сформирован образ движения, и отрабатывалось его правильное воспроизведение.

4

ПЛАН ПО РИСОВАНИЮ

СТАРШАЯ ГРУППА

                                                     Сентябрь

неделя

       ВИД   ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 

                             ЦЕЛИ

  ЛИТЕРАТУРА

1

Рисование гуашью “Мое лето”

Продолжать развивать образное восприятие, образные представления; учить отражать в рисунке впечатления, полученные летом; закреплять умение располагать изображение на полосе внизу листа, и по всему листу; учить оценивать свои и другие работы.

Комарова “Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе”, с.35

2

Рисование  акварельными красками “Знакомство с акварелью”

Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями; краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; учить способом работы с акварелью.

Комарова, с. 36

3

Рисование по представлению  гуашью “Деревья в нашем парке”

Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны

Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа”, с.32

4

Беседа о дымковских игрушках.

Рисование элементов дымковской росписи  гуашью “Узор на платочке”

Знакомство дымковской игрушкой как видом народного декоративно – прикладного искусства. Учить сочетать узор на листе бумаги;  добиваться правильное расположение узора: круги, точки, штрихи

Лыкова, с. 58

Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа”, с.53

                                                               

                                                            Октябрь

  неделя

              ВИД   ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 

                             ЦЕЛИ

  ЛИТЕРАТУРА

1

Рисование цветными восковыми  мелками  “Идет дождь”

Учить образно, отражать в рисунке впечатления от окружающей жизни; закреплять умение строить композицию рисунка; упражнять в рисовании простым и цветными карандашами (восковые мелки)

Комарова, с. 43

2

Рисование цветными карандашами   “Автобус едет по улице”

Учить изображать отдельные виды транспорта; передавать форму основных частей, величину и расположение; учить правильно, размещать изображение на листе; учить закрашивать рисунки, используя разный нажим на карандаш.

Комарова ,с. 52

3

Рисование акварельными красками “Девочка в нарядном платье”

Учить рисовать фигуру человека, передавать форму платья, форму расположения частей, соотношение их по величине; закреплять приемы закрашивания рисунка.

Комарова ,с. 48

4

Рисование (коллективное) гуашью

“Дымковская слобода (деревня)”

Закреплять знания о дымковских игрушках, о дымковской росписи; закреплять эмоциональное положительное отношение к народному декоративному искусству.

Комарова ,с. 47

                                                         Ноябрь

неделя

              ВИД   ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 

                       ЦЕЛИ

  ЛИТЕРАТУРА

1

Рисование фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками, гуашью “Сказочные домики”

Учить создавать образ сказочного домика; передавать форму, строение части; закреплять умение рисовать знакомыми материалами, выбирая их по желанию.

Комарова, с.54

2

Рисование акварелью по мокрой бумаге “Разноцветный дождь”

Познакомить с техникой “по – мокрому”; учить отображать состояние погоды (дождь), используя технику ТРИЗ; развивать чувство цвета, передавать цвета и оттенки. Закрепить умение пользоваться красками.

Колдина “Рисование с детьми 5-6 лет”, с.21

3

Рисование декоративное по мотивам народной росписи гуашью “Золотая хохлома ”

Продолжать знакомить с народным искусством. Учить замечать элементы определяющие специфику “золотой хохломы ”; учить рисовать узоры из растительных элементов (травка, ягоды, кудрина, цветы; развивать технику _ умело пользоваться кистью.

Лыкова , с.66

4

Рисование цветными карандашами “Семья семеновских матрешек”

Познакомить с семеновской матрешкой. Учить рисовать простым карандашом силуэт матрешки с натуры. Упражнять в передаче характерных особенностей матрешки.

Колдина, с. 60

                                                             Декабрь

  неделя

              ВИД   ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 

                       ЦЕЛИ

  ЛИТЕРАТУРА

1

Рисование декоративное по мотивам народной росписи гуашью “Узор на полосе из бутонов и листьев”

Продолжать знакомить с народным искусством. Учить составлять узор из элементов городецкой росписи: изображать последовательность , симметричность узора, упражнять в смешивание красок.

Комарова .с 48

Швайко, с. 122

2

Рисование (тычок жесткой полусухой кистью) “Снеговик”

Продолжать учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кистью.

Колдина, с. 42

3

Рисование цветными мелками “Зима”

Учить передавать в рисунку картину зимы; закреплять умение рисовать разные дома, деревья; учить рисовать, сочетая в рисунке разный материал.

Комарова ,с. 61

4

Рисование гуашью, акварелью “Большие и маленькие ели”

Учить располагать изображения на широкой полосе (близко – далеко, ниже – выше). Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное состояние.

Комарова, с. 63

                                                            Январь

неделя

              ВИД   ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 

                       ЦЕЛИ

  ЛИТЕРАТУРА

1

Каникулы

-----------

--------------

2

Рисованию гуашью “Снегурочка”

Продолжать знакомить с понятием “холодные цвета”; учить рисовать сказочного героя, соблюдая пропорции тела. Закреплять рисовать контур простым карандашом без нажима.

Колдина, с. 40

3

Рисование угольным карандашом, мелками “Красивое развесистое дерево зимой”

Учить создавать в рисунке образ дерева, находить красивое композиционное решение(одно дерево на одном листе). Закреплять умение использовать разный нажим на карандаш для передачи более светлых и темных тонов.

Комарова, с. 80

4

Рисование гуашью с применением сыпучего материала “Деревья в инее”

Развивать эстетическое восприятие. Закреплять умение передавать в рисунке красоту природы . упражнять рисовать всей кистью и ее концом.

Комарова, с. 83

                                                           Февраль

  неделя

              ВИД   ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 

                       ЦЕЛИ

  ЛИТЕРАТУРА

1

Рисование – штриховка – “петелька”, фломастерами “Нарисуй свое любимое животное”

Продолжать учить намечать силуэт животного на четырех лапах, передовая его позу и строение. Познакомить с новым способом передачи изображения – штрихом – “петелькой”. Показать особенности и возможности безотрывных круговых движений при передачи фактуры меха. Поупражнять в рисовании “петелькой”.

Колдина ,с. 46

2

Рисование акварелью. Кляксография. “Веселые и грустные кляксы”

Познакомить с новым способом изображения – кляксографией, показать ее выразительные возможности. Учить придавать полученным кляксам настроение.

Колдина, с. 64

3

Рисование цветными карандашами “Солдат на посту”

Учить передавать образ воина, характерные особенности костюма, позы, оружия. Закреплять умение рисовать крупно правильно располагать на листе бумаги.

Комарова, с. 83

4

Рисование (сюжетное по сказке “Лиса и заяц”) “Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная”

Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения.

Комарова, с. 91

                                                                 Март

  неделя

              ВИД   ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 

                       ЦЕЛИ

  ЛИТЕРАТУРА

1

Рисование гуашью по представлению “Милой мамочки портрет”

Учить рисовать женский портрет, передавая внешний вид, характер и настроения человека.

Лыкова, с. 142

2

Рисование – экспериментирование. Рисование ватными палочками “Солнечный цвет”

Вызвать интерес к экспериментальному освоению цвета. Расширить цветовую палитру - показать способы получения “солнечных” оттенков.

Лыкова, с. 154

3

Рисование гуашью “Сказочная птица”

Продолжать знакомить с цветами радуги. Учить аккуратно, закрашивать, давая краске подсохнуть, закреплять умение передавать разные цвета и оттенки,  смешивая краски с белилами.

Колдина, с. 66

Рисование - экспериментирование. Рисование вилкой “Я рисую море…”

Вызвать интерес к рисованию моря различными нетрадиционными  техниками. Развивать воображения, чувство ритма и композиции.

Лыкова, с. 172

                                                          Апрель

неделя

              ВИД   ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 

                       ЦЕЛИ

  ЛИТЕРАТУРА

1

Рисование гуашью. Монотипия. “Комнатный цветок”

Познакомить с новой техникой – монотипией. Развивать пространственное мышление, глазомер, координацию движений.

Колдина, с. 67

2

Рисование набрызгиванием. Восковые мелки, гуашь. “Ракета в космосе”

Рассказать о космонавтах. Учить рисовать мелками ракету. Познакомить с новым способом рисования - набрызгиванием.

Колдина, с. 68

3

Рисование декоративное по мотивам народной росписи гуашью “Гжельская чашка”

Познакомить с гжелью. Учить выделять характерные особенности росписи, украшать бордюр чашки простыми элементами. Продолжать смешивать краску с белилами.

Колдина, с. 25

4

Рисование карандашами и мелками “На моей улице”

Познакомить с историей родного города Москва. Учить изображать контуры многоэтажных и одноэтажных домов. Закрепить знания об основных частях здания. Учить создавать городской пейзаж.

Колдина. с. 52

                                                               

                                                                  Май

неделя

              ВИД   ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 

                       ЦЕЛИ

  ЛИТЕРАТУРА

1

Рисование гуашью “Салют над городом”

Учить отражать в рисунке впечатления о празднике, создавать композицию рисунка. Закреплять готовить нужные цвета, смешивая краски.

Комарова с. 106

2

Рисование гуашью “Клоун и кукла”

Развивать умение передавать фигуру человека, изображая черты лица.

Колдина, с. 74

3

Рисование на камешках по замыслу “Превращение камешков ”

Учить создавать образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования. Развивать воображение.

Лыкова, с. 190

4

Рисование - экспериментирование. Рисование ладошкой “Зеленый май”

Вызвать интерес к экспериментальному освоению цвета. Развивать чувство цвета.

Лыкова, с. 196

Список литературы

1. Запорожец А.В. и Т.А. Маркова. Основы дошкольной педагогики. М., 1980. 48с.

2. Комарова Т. С. Формирование графических навыков  у дошкольников. - М., 1996.

3. Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2000. – 176с.

4. Дарья Николаевна Колдина - Рисование с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графических навыков у дошкольников

Рекомендации для родителей как подготовить руку ребенка к письму....

Гигиенические правила при формировании графических навыков у дошкольников.

Здесь описаны необходимые требования для успешного и комфортного обучения детей письму и печатанию, а также примеры гимнастики для рук, шеи, глаз и позвоночника....

Консультация для родителей «Формирование графических навыков у дошкольников»

Наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму. Под графическими навыками подразумеваются владение каранд...

Консультация для родителей "Формирование графических навыков у дошкольников"

Эта консультация нацеливает родителей на необходимость формирования графических навыков у детей 5-7 лет.  Недостаточный уровень сформированности графических умений приводит к трудностям в освоени...

Памятка для воспитателей и родителей "Гигиенические правила при формировании графических навыков у дошкольников"

Данная статья полезна как для воспитателей ,так и для родителей. В ней рассказывается о том как должна лежать тетрадь, как правильно держать карандаш, как правильно сидеть при формировании графических...