Сборник практических советов
консультация по теме

Практические советы для родителей по приобщению детей к музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сборник практических советов35.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА «КАК СЛУШАТЬ МУЗЫКУ С РЕБЕНКОМ»

 КАК ДОЛГО? ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ К НЕПРЕРЫВНО ЗВУЧАЩЕЙ МУЗЫКЕ УСТОЙЧИВО В ТЕЧЕНИЕ 1-2,5 МИНУТ, А С НЕБОЛЬШИМИ ПЕРЕРЫВАМИ В ЗВУЧАНИИ МЕЖДУ ПЬЕСАМИ - В ТЕЧЕНИИ 5-7 МИНУТ. СЛУШАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА. НАДО ИМЕТЬ В ВИДУ, ЧТО ДЕТИ СЛУШАЮТ МУЗЫКУ КАЖДЫЙ РАЗ ПО-РАЗНОМУ: С БОЛЬШИМ ИЛИ МЕНЬШИМ ЖЕЛАНИЕМ И ПОНИМАНИЕМ. ЭТО ЗАВИСИТ ОТ РЯДА ПРИЧИН. ОЧЕНЬ ВАЖНО, КАК ДЕТИ ПРОВЕЛИ ЭТОТ ДЕНЬ, КАКОВО ИХ НАСТРОЕНИЕ, ДУШЕВНОЕ ИЛИ ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ.  

 КАК? ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВЬТЕ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦЕНТР И КАССЕТУ (ДИСК, ДРУГОЙ НОСИТЕЛЬ). НАЙДИТЕ НА КАССЕТЕ (ДИСКЕ, ДРУГОМ НОСИТЕЛЕ) ПЬЕСУ, КОТОРУЮ ВЫ БУДИТЕ СЛУШАТЬ. ОПРЕДЕЛИТЕ СИЛУ ЗВУКА. МУЗЫКА НЕ ДОЛЖНА ЗВУЧАТЬ ГРОМКО! ИСТОЧНИК ЗВУКА ДОЛЖЕН БЫТЬ РЯДОМ ПЕРЕД ДЕТЬМИ. ПРЕДУПРЕДИТЕ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ, ЧТОБ БЫЛО ТИХО И ЧТОБ В КОМНАТУ ВО ВРЕМЯ ЗВУЧАНИЯ МУЗЫКИ НЕ ВХОДИЛИ.  

ПРИГЛАСИТЕ РЕБЕНКА СЛУШАТЬ МУЗЫКУ, МОЖНО ПОЗВАТЬ ТАКЖЕ И КОГО-ТО ИЗ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ. И ДЕТИ, И ВЗРОСЛЫЕ СЛУШАЮТ МУЗЫКУ СИДЯ. ВЗРОСЛЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ, ВНИМАТЕЛЬНЫМИ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫМИ. ИХ НАСТРОЕНИЕ ТУТ ЖЕ ПЕРЕДАЕТСЯ ДЕТЯМ. БЕЗРАЗЛИЧНЫЕ, СКУЧАЮЩИЕ, НЕДОВОЛЬНЫЕ ИЛИ СТРОГИЕ ЛИЦА ВЗРОСЛЫХ НЕ СОЗДАЮТ ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ И СПОКОЙНОЙ ОБСТАНОВКИ, НЕОБХОДИМОЙ ПРИ СЛУШАНИИ МУЗЫКИ.  

ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ НАПИСАННЫХ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ПЕСЕН И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ПЬЕС («ДОЖДИК», «МАШИНА», «ЗАЙКА» И Т. П.) С ДЕТЬМИ ЖЕЛАТЕЛЬНО ПОГОВОРИТЬ О МУЗЫКЕ. НО ВЕСТИ ТАКИЕ ЖЕ БЕСЕДЫ О КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ. СЛЕДУЕТ ТОЛЬКО РАЗУМНО ПОДДЕРЖАТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ МАЛЫШЕЙ.  

КОГДА? ВЫБЕРИТЕ УДОБНОЕ ДЛЯ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО ВРЕМЯ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ (КОГДА РЕБЕНОК НЕ УВЛЕЧЕН ИГРОЙ, НЕ ВОЗБУЖДЕН ПРИХОДОМ КОГО-ЛИБО В ДОМ, ХОРОШО СЕБЯ ЧУВСТВУЕТ). ЛУЧШЕ ВСЕГО ПОСЛЕ ЗАВТРАКА ИЛИ ДНЕВНОГО СНА.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ СЛУШАНИЯ ДОМА С ДЕТЬМИ

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ

 МЕНУЭТ СОЛЬ МАЖОР(ФОРТЕПИАНО)  

РОНДО РЕ МАЖОР (ФОРТЕПИАНО)

 АЛЛЕГРО ФА МАЖОР (ФОРТЕПИАНО)

 АНДАНТИНО ДО МАЖОР (ФОРТЕПИАНО)

ЖАН ФИЛИПП РАМО

ПЬЕСА "КУРИЦА" (КЛАВЕСИН)

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ

ПЕСЕНКА №4 РЕ МАЖОР (ФОРТЕПИАНО)

МАРШ ФА МАЖОР (ФОРТЕПИАНО)

ГАВОТ (ОРКЕСТР)

МИЛИЙ БАЛАКИРЕВ

ПОЛЬКА (АРФЫ)

ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

МАРШ ИЗ БАЛЕТА «ЩЕЛКУНЧИК» (ОРКЕСТР)

ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ ЛЕБЕДЕЙ ( ОРКЕСТРОВОЕ ИСПОЛНЕНИИ)

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

МАЛЕНЬКАЯ ПРЕЛЮДИЯ РЕ МАЖОР (КЛАВЕСИН)

МАЛЕНЬКАЯ ПРЕЛЮДИЯ № 3 РЕ МИНОР (КЛАВЕСИН)

ИНВЕНЦИЯ № 3 РЕ МАЖОР.

ИНВЕНЦИЯ № 2 (ФОРТЕПИАНО)

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ

ВАЛЬС - ШУТКА (ФЛЕЙТА И ФОРТЕПИАНО)

ГЕНРИ ПЁРСЕЛЛ

СОНАТА РЕ МАЖОР, 1 -Я ЧАСТЬ (ТРУБА, ОРГАН)

ЖАН БАТИСТ ЛЮЛЛИ

ГАВОТ

ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СВИРИДОВ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МОМЕНТ. ВЕСНА , ИЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К ПОВЕСТИ А. ПУШКИНА «МЕТЕЛЬ» (ФОРТЕПИАНО)

Как помочь детям с нарушением эмоциональной сферы.

Эмоциональное развитие ребенка начинается с первых мгновений беременности матери. Хроническая усталость, семейные неурядицы уже подготавливают «негативную почву» для эмоциональных проблем ребенка еще до его рождения. Процесс рождения, первые минуты, месяцы жизни ребенка определяют многое в эмоциональной сфере мальчика или девочки. Очень важно, если в семье единый стиль воспитания. Тогда ребенку не придется «разрываться» в выборе своих действий.  Эмоциональность ребенка определяется и наследственным фактором.

Некоторые дети эмоциональны внешне (плаксивые, шумные), иные внутренне эмоциональны (боязливые, тревожные), но и тем, и другим сложно справляться со своими эмоциями. Крики и наказания усиливают проблемы у детей. Так что же делать?

Необходимо попытаться понять своего ребенка, что с ним происходит, что он чувствует. Когда родители в конфликтах проговаривают своё понимание детям, ситуация значительно меняется. Например: «я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль, радость, страх…) или хочешь (играть, гулять, кричать…), но ты пойми и меня, я чувствую…» После этого останется только предложить ребенку альтернативу или ограничить эмоциональные проявления во времени.

Таким образом, убирается агрессия, направленная на взрослых, и родителям легче быть более последовательными в требованиях. А когда последовательности нет, т.е. если сегодня вы сказали «Да», а завтра «Нет», не объясняя причин, или после детских приставания вы сдались, тогда можете считать, что ребенок начнет вами манипулировать.

Что делать, если такое уже случилось и ребенок путает «можно» и «нельзя». На помощь приходит игра «Солнышки». Красиво оформляется лист бумаги. Детям предлагается вступить в игру: «Ты  у нас уже большой, многое можешь делать самостоятельно, но, например, убирать игрушки у тебя еще не совсем получается» Можно формировать любое другое желаемое взрослыми качество, назвав его ребенку.

«Мы будем рисовать солнышки, когда ты поиграешь и сам правильно уберешь игрушки. Если у тебя будет более двух солнышек, то в конце дня получишь сюрприз». Сюрприз обязателен! Когда одно качество сформировано, тогда можно приступать к формированию другого.

Эмоциональные дети нуждаются в двигательной физической активности. Можно использовать «агрессивные»  игры (Злая-добрая кошка, Упрямая подушка, Минута шалости и др.). Кроме того, необходимо обучать их расслаблению, релаксации, так как постоянные зажимы у детей могут приводить к психосоматическим заболеваниям.

Однако, прежде чем применять свои педагогические находки, рекомендуем родителям посоветоваться с психологами. Так как иногда родительское творчество вместо положительных результатов приносит отрицательное.

Из чего можно сделать шумовые инструменты дома?

       Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: «посудный оркестр» на кухне,  деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами. Раздражающих звуки доставляют детям наслаждение,и они готовы ими упиваться. Дети безотчетно стремятся ко всем предметам, из которых они самостоятельно могут извлечь звуки. Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, кусочки железа, стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчества неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов подойдет всё, что угодно:

- бумага (целлофан, газет, пергамент, гофра и т.д.);

-деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;

-коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от        йогурта, от шоколадных яичек, ячейки);

-леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;

-природные материалы: жёлуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки;

-кусочки пластилина, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.);

-металлические банки разных размеров;

-стеклянные бутылки и фужеры;

-пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески;

И многое другое из чего можно извлечь звук!

                                                Самодельные шумовые инструменты

Шуршунчики.

Заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов, крупой, семенами, песком, и т.д., коробочки от киндер сюрприз, банки из под чипсов, железные банки из под кока-колы.

Волшебные нити.

Связки из бубенчиков, фисташек, фасоли, пуговиц, скорлупы грецких орехов. Гвозди, подвешенные к чайному ситечку.

Волшебные барабаны.

Пластмассовая банка, плотная бумага, ткань, прикрепить к банке бумагу, сверху насыпать стеклярус, прикрепить ткань.

Колокола.

Чугунные крышки от казанов.

Ударная установка из недопитых бутылок; бутылка со срезанным донышком и неразрезанными снизу вверх полосками; бутылки, наполненные мелкими предметами; трещотки из погремушек.

Необыкновенные стаканчики.

Если подергать за резинку, можно услышать жужжащие звуки. Если поиграть с бумагой, можно услышать, как шепчутся листья. Если надеть стаканчик на руку, то с ним можно танцевать, как с султанчиком.

Скрепер из соломинок.

Нарезать из соломинок для коктейля заготовки длиной 8 см; склеить их с помощью липкой ленты;

Склеить цилиндр из полоски картона; приклеить соломинки к цилиндру; звук извлекается деревянной палочкой.

Бамбошка.

Коробочки, наполненные крупой, песком, камешками, орехами.

Японский дождик.

Кухонные миски разных размеров.

Оркестр.

Трубочки; пластинки от металлофона; ключи; колокольчики, подвешенные на рамку.

Бумажный биг-бум.

Барабан из бумажных трубок разной величины и диаметра, с одной или двух сторон закрытых целлофаном.

Отстраните возникшие вдруг мысли: на что будет походить зал, когда все дети понесут из дома «чудо-инструменты»? Как воспримет этот оркестр заведующая? Что подумают родители? А всё -таки попробуйте. Не проиграете!

СОВЕТЫ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ НАУЧИТЬСЯ

ПОНИМАТЬ И ЛЮБИТЬ МУЗЫКУ.

Есть такое человеческое качество – тонкость эмоциональной души. Человек с эмоциональной душой не может забыть горя, страдания другого человека и всегда придёт на помощь. Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте его научить любить и понимать музыку!

Учите его, учите вместе с ним!

     Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого искусства.

1. Помните, что   музыку надо внимательно слушать и, главное, хотеть слушать. Музыка всегда наградит слушателя новым чувством, настроением, возможно, прежде никогда в жизни не испытанным.

2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения. Ведь навык слежения слухом за звуками ещё не наработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Это может быть вокальная музыка (исполняется голосом) или инструментальная (исполняется на музыкальном инструменте).

3.. Прислушиваясь к звукам, постарайтесь понять общий характер изменения настроения, различить динамические, регистровые оттенки музыкальной речи, темповые изменения, как они влияют на развитие музыкального образа.

4. Слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чём хотел сообщить композитор, какими мыслями, чувствами, переживаниями хотел поделиться.

В инструментальной музыке слов нет, но от этого она не становится менее интересной.

5. Тематика репертуара, музыкальные образы должны быть понятны, близки вашему ребёнку.

     Возьмите кассету, диск с записью известного сочинения П.Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отражены в этой музыке! Здесь вы услышите очень ласковые мечтательные пьесы «Сладкая грёза», «Мама», «Зимнее утро». Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла».

     Также музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У С.Прокофьева альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребёнком. Послушайте из этого альбома «Сказку» или «Ходит месяц над лугами».

   

 Р.Шуман «Альбом для юношества» - здесь вам и вашему ребёнку обязательно понравится пьесы «Смелый наездник», «Весёлый крестьянин», «Дед Мороз», они оживляют фантазию и воображение любого слушателя.

   

  В «Детском альбоме» А.Гречанинова каждого может рассмешить музыкальная пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное происшествие», возможно, кого-нибудь чуть-чуть напугает.

   

 Произведения композитора С.Майкопара «В садике», «Маленький командир», «Пастушок» будут близки и понятны даже самым маленьким.

6. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь знакомые произведения, тем они с каждым разом всё больше нравятся, они становятся более понятными. Ничто не должно отвлекать ребёнка от общения с музыкой, иногда нельзя делать это наспех.

7.Посещайте с детьми концерты, театры.

Для вашего ребёнка такое посещение концертного зала станет большим праздником. Сама атмосфера дворца, где «живёт» музыка, создаёт особый настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Надо настроиться на такое посещение, перед концертом или оперным спектаклем желательно иметь представление о музыке, которая прозвучит. Для этого полезно заранее прослушать грамзаписи, прочитать книги, познакомить с либретто (словесным текстом) оперы: ведь знать и понимать о чём поют артисты очень важно.

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

        Влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка огромно. Она пробуждает чувства, созвучные образу песни. Уже в первые месяцы жизни ребенок прислушивается к ласковой мелодии колыбельной песни, он может живо реагировать на плясовую, останавливает взгляд на звучащем музыкальном инструменте – дудочка, металлофон и так далее. Учитывая это, мы через музыкальный образ воспитываем определенную направленность детских переживаний.

        

      На втором году жизни мы формируем слуховое восприятие, развиваем сосредоточенность при слушании музыки, побуждаем подпевать отельные слова или слоги. В дошкольном учреждении ребята занимаются под руководством музыкального руководителя: исполняют песни детских композиторов, учатся танцевать, двигаться под музыку, приобщаются к шедеврам мировой классической музыки, учатся самостоятельно «творить» под музыку.

        

      И все знания, которые дети получают в учреждении, должны подкрепляться семейным воспитанием. Интересуйтесь, чем занимается ваш ребенок на музыкальных занятиях и развлечениях, какие попевки и песенки он поет, чтобы пропевать вместе с ним. Итогами всей работы музыкального руководителя являются праздники. Обязательно посещайте их, ведь праздник будет радостен вдвойне, когда ваш ребенок будет радоваться не один, а со своим близким человеком – мамочкой и папочкой.

        

      Необходимо, чтобы дети чаще слушали у себя дома классическую музыку. Ни в коем случае музыка в доме не должна звучать громко, реже слушать популярные песни «легкого» содержания. Закрепляйте знания вашего ребенка, которые мы даем ему здесь.

                 Вы всегда можете обратиться за помощью к воспитателю группы или музыкальному руководителю. Мы всегда вас примем, выслушаем и поможем.

 

  

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

 

        А вы знаете, с каким нетерпением ваш ребенок ждет праздника в детском саду?!

        Новый год самый веселый, самый любимый праздник. Это праздник елки и зимы. Прежде всего, это сказка, которая уносит ребенка в мир фантазии, будит воображение, наполняет сильными эмоциональными впечатлениями, развивает творческие проявления в каждом. Этому способствуют встречи с необыкновенным: Дедом Морозом, Снегурочкой, различными сказочными персонажами…

        В новогодний праздник даже самые нерешительные и застенчивые дети включаются в хороводы, идут плясать, петь и играть с Дедом Морозом, Снегурочкой.

        Одежда на празднике должна отличаться легкостью, нарядностью, она должна быть удобна вашему ребенку. Красивые платья, нарядные костюмы доставляют детям большое наслаждение. Аккуратная нарядная одежда способствует формированию художественного вкуса, культуре правильно одеваться.

        Особой теплотой и непосредственностью отличаются те праздничные дни, в которых принимают участие вы – родители!!! Огромная просьба не отказывать в помощи в подготовке к празднику и принимать активное участие в его проведении.

 

РАДОСТНЫЙ ПРАЗДНИК – ПРАЗДНИК НАВСЕГДА!

 

  

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! 

 

        Каждый родитель хочет видеть своего ребенка культурным, добрым, отзывчивым. Именно такие качества формирует музыка.

        Успешность музыкального развития детей в большой степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье.

        Ваша задача, уважаемые родители: содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживать стремление к пению, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах, стимулируя попытки детей к самостоятельным действиям.

        Организация музыкального воспитания в семье разнообразна. Это проведение семейных праздников. Ваш ребенок должен быть в центре внимания в такие дни, поэтому родителям необходимо заранее составить небольшую программу праздника, предусмотрев сюрпризные моменты. В программе может быть не только застолье с угощениями и прекрасная музыка для фона, но и маленький концерт силами взрослых и детей.

        Одним из способов организации в семье музыкальной среды может быть создание «домашнего музея». Тут все зависит от творчества родителей. Домашний музей может быть создан и на основе коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных инструментов. Можно начать с музея самодельных музыкальных инструментов, постепенно расширяя его экспозицию.

        Можно организовать музыкальную деятельность в домашней обстановке. Это может быть совместное пение доступных песен для вашего ребенка, игры-забавы, музыкальный конкурс, подвижные игры-драматизации под пение типа «Каравай», «Репка», слушание музыкальных композиций, сказок.

        В каждой семье желательно иметь скромную фонотеку, состоящую из аудио- и видео-кассет с записью для детей.

        Практически в каждой семье смотрят телевизор, очень полезны детские телепередачи. Однако здесь важно соблюдать умеренность, помня о том, чтобы не навредить здоровью ребенка. Впечатления, которые ваш ребенок получает от просмотра детских телепередач, являются мощным стимулом для творческих проявлений.

        Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Удивляйте своих детей прекрасной музыкой, и из вашего ребенка вырастет добрый, отзывчивый, чуткий человек.

 

 

 

Уважаемые родители!

 

Сегодня мы можем говорить о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, самореализации как личности.

Ученые констатируют, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память.

Музыкальные занятия повышают успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшают пространственно-временные представления, координацию движений. Кратковременное прослушивание фрагментов музыки перед решением различного рода задач активизирует аналитические отделы мозга.

Нейропсихологии считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активизируется во время исполнения музыки, а, значит, становится активным человек.

Следует вспомнить, что музыка является не только его духовным наследием, но и биологическим наследством каждого человека. Важнейший результат нейропсихологических исследований заключается в том, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие.

Нужно начать сейчас использовать то, что ему даровано природой, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется.

Обучение творчеству, или, вернее, обучение через творчество может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, сколько для создания хорошего человека.                      

Музыкальное воспитание должно рассматриваться сейчас как важная часть общего воспитания, которая не просто дает сумму навыков и знаний о музыке, но готовит жить и действовать в этом мире.

 

 

 

 

Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка:

 Родители могут выполнять с ребенком под веселую, ритмичную музыку различные физические упражнения. Музыка создаст необходимый энергичный фон для ребенка, поможет ребенку почувствовать ритм. Включать спокойную, плавную музыку, без слов во время выполнения ребенком рисования, лепки и еще когда ребенок учится писать. Психологи установили, что когда в первом классе учителя включали классическую музыку, в то время, когда дети учились писать, то движения детей становились более плавными и они лучше сосредоточивались на выполнении заданий. Пусть родители включают музыку и почаще танцуют с ребенком. Это замечательно для воспитания ребенка. Ребенок научится танцевать, хорошо двигаться под музыку, чувствовать ритм каждой мелодии, кроме того, ребенок посредством танца общается с няней или родителями без слов, что важно для наилучшего взаимопонимания. Можно пригласить к ребенку профессионального преподавателя музыки и проверить, есть ли у ребенка музыкальный слух, способности к обучению игре на музыкальном инструменте. Если есть, и, еще, что очень важно, желание играть, тогда можно учить ребенка музыке с преподавателем. Если у ребенка нет никакой заинтересованности к игре на музыкальном инструменте, то не настаивайте, потому что, в противном случае, это может вызвать обратную реакцию и ребенок будет всю оставшуюся жизнь вспоминать о том, как его заставляли играть на пианино, ругали и может относиться к музыке с отвращением. Музыкальные способности + добровольное желание ребенка играть! Не обязательно учить играть ребенка только на пианино, можно попробовать нежную флейту, романтичную гитару, энергичные барабаны, скрипку и т.д. Попробовать разное, чтобы почувствовать, какой музыкальный инструмент ребенку больше по душе.

Пойте ребенку колыбельные песенки, пойте их сами перед сном, а также ставьте ему их послушать в профессиональном исполнении. Пойте с ребенком различные песенки, легкие для запоминания, песенку «Крокодила Гены», «Винни Пуха», другие песенки из мультфильмов. Если у вас дома есть система караоке, замечательно, тогда под музыку родители могут петь самые разнообразные песенки. Если нет, то можно петь под аудиодиск.

Играйте с ребенком в музыкальные игры, например, кружитесь с маленьким ребенком в ритме вальса, или играйте под музыку в «Ладушки- ладушки – где были – у бабушки» или под энергичную музыку играйте в игру «испекли мы каравай – вот такой ширины – вот такой высоты» или «Мы едем-едем-едем в далекие края – хорошие соседи-хорошие друзья» или «Море волнуется раз – море волнуется два – фигура замри» и т.д. Можно включать определенные мелодии для поддержания режима дня, например, колыбыльные – сигнал для ребенка, что пора идти спать, веселая песенка Винни Пуха – пора собираться на прогулку, песенка «Антошка – готовь к обеду ложку» – пора есть, другая мелодия – время игр и т.п. Это особенно важно для маленького ребенка, который не умеет говорить или плохо говорит.

Если ребенок часто болеет простудными заболеваниями, кашляет или у него астма, то ребенку обязательно надо почаще петь или учиться игре на флейте. Это помогает детям справиться с проблемами дыхания, держать определенный ритм дыхания. Музыка помогает, если у ребенка речевые дефекты. В таком случае, ребенку лучше всего почаще петь, это может помочь справиться с заиканием, с речевыми проблемами.

Если ребенок гиперактивный – ему надо почаще ставить слушать спокойную музыку. Если у ребенка что-то болит, то можно дать ему послушать красивую мелодию без слов, и поглаживая больное местечко, приговаривать «у сыночка (у дочки) не боли, боль – скорее уходи». Этот старинный способ заговаривания боли отвлекает, успокаивает ребенка, дает «обезболивающий эффект», а дети постарше уже сами будут так «заговаривать боль». Покупать ребенку музыкальные игрушки, самому маленькому – мелодичные погремушки, затем музыкальных кукол-неваляшек, музыкальных пупсиков, детям постарше – музыкальные игрушки посложнее. Чаще слушать с детьми различную красивую музыку: классическую – Моцарта, Чайковского, Грига, Шумана, Шуберта и др.; этническую, народные песни; музыку природы – пение птиц, звуки моря; мягкое, мелодичное пение; красивую, романтичную музыку без слов; красивые, выразительные оперные арии; джаз; блюз. Хорошо, когда няня или родители слушают музыку вместе с детьми, но можно периодически и оставлять ребенка наедине с музыкой. Рассказывайте ребенку о различных композиторах, об их интересных судьбах, а затем поставьте ребенку послушать музыку этого композитора. Рассказывайте о разных музыкальных инструментах, обязательно сопроводив свой рассказ музыкальными комментариями. Учите ребенка чувствовать музыку, подскажите ему, что музыка отражает настроение, пусть он сам подберет ту музыку, которая соответствует его разным ощущеним и разному настроению. Это поможет ребенку научиться быстро и правильно разбираться в своих чувствах и правильно слышать музыку своей души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зернышко доброты" Сборник практических материалов по организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Сборник включает в себя практические материалы по формирование духовно-нравственных качеств у детей посредством приобщения их к ценностям Православной культуры и духовно-нравственным традициям русског...

"Праздники Православия" Сборник практического материала по организации совместно культурно – досуговой деятельности с родителями и детьми дошкольного возраста.

 В сборник практических материалов включены мероприятия по организации  совместной  культурно – досуговой  деятельности с детьми  и родителей.  Сборник адрес...

"Семейная гостиная" Сборник практического материала для работы с родителями

 В сборник практических материалов включены мероприятия по ознакомлению и приобщению детей и родителей к духовно – нравственному воспитанию.  Сборник адресован для православных ...