Родительское собрание "Сюжетно-ролевая игра в процессе всестроннего развития дошкольника"
презентация к уроку на тему

Кузьмина Валентина Сергеевна

Презентация с докладом для проведения родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_roditelskoe_sobranie.docx26.36 КБ
Файл prezentatsiya_roditelskoe_sobranie.pptx786.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8 «Белоснежка»

Родительское собрание

«Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Подготовила: Кузьмина В.С.,

старший воспитатель

г. Мегион

1 слайд: «Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста»

2 слайд: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира.

        Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой.

3,4,5,6,7 слайд: Давайте разберёмся, что же представляет собой игра? Любое понятие можно рассматривать с двух сторон.  Попробуйте выразить сущность игры одним словом.

  1. Игра – это… (интерес, развитие, познание, творчество, радость, социализация, гармония…). 

2) Антитема (противоположность развитию в игре): изолированность, торможение, неудовлетворённость…
3) Дать определение (
прилагательные) «Развитие в игре какое?» (активное, длительное, ускоренное, деятельное, результативное, творческое, нравственное, умственное, социальное…)
4) «Торможение
какое?» (умственное, аварийное, предельное, замедленное, пугающее…)
5) Ассоциации: «Развитие в игре…»
(уверенность, прогресс, признание, общение, динамика, непосредственность…)
«Торможение»
(беда, авария, тупость, отсутствие…).

8 слайд: Выбор. Что же мы выбираем?  Дать возможность ребёнку развиваться в игре или тормозить его развитие?

9 слайд: Таким образом, игра – это развитие.

10 слайд:

  • Средство развития личности;
  • Средство общения;
  • Форма организации детского общества;
  • Способ обучения и самообучения
  • Средство коррекции развития ребенка;
  • Диагностическое средство;
  • Психотерапевтическое средство

А что же развивает игра, я предлагаю вам понять на собственном опыте. Мы с вами сейчас представим себя маленькими детьми и поиграем. Разделимся на 3 микрогруппы. Одна группа будет играть в «Больницу», вторая группа будет играть в «Семью», и  третья группа будет играть в «Парикмахерскую» (провести творческие игры с использованием предметов-заместителей)

  1. Обсудить, что было сложного в проигрывании?

- не хватило фантазии для развертывания сюжета;

-мало времени для игры;

-малознакомы с принципом построения ролевой игры;

-нужно было преодолевать стеснение;

- не знали, как использовать и  обыграть игрушки;

- не могли договориться между собой;

-мало играют с детьми дома, нет опыта игры.

  1.  слайд: Может ли игра чему – то научить? Что развивает игра?

Творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника. Такая игра оказывает огромное влияние на интеллектуальное и личностное развитие ребенка.

12 слайд: В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.

        Игра является наиболее свободной, непринуждённой, приносящей максимальное удовольствие деятельностью дошкольника. В игре он делает только то, что хочет. Ребенок свободно выбирает сюжет игры, его действия с предметами абсолютно свободны от их обычного, «правильного» использования.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

13 слайд:

        Однако игровая роль в развитой форме не возникает сразу и одномоментно. В дошкольном возрасте она проходит существенный путь своего развития. При одном и том же сюжете, содержание игры на разных этапах дошкольного возраста совершенно различно.

Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определённых действий с игрушками. Они многократно повторяют одни и те же действия с одними игрушками: "трут морковку", "режут хлеб", "моют посуду". При этом результат действия не используется детьми - нарезанный хлеб никто не ест, а вымытая посуда на стол не ставится. Сами действия при этом максимально развёрнуты, они не могут быть сокращёнными и не могут заменяться словами. Роли фактически есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его. Как правило, дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Эти роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребёнка.

В середине дошкольного детства та же по сюжету игра проходит иначе. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли которых дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. Дети называют их до начала игры. Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры - если каша накладывается в тарелочки, если нарезается хлеб - то всё это даётся "детям" на обед. Действия, производимые ребёнком, становятся короче, не повторяются, а одно действие сменяется другим. Действия выполняются уже не ради них самих, а ради осуществления определённого отношения к другому играющему в соответствии со взятой на себя ролью.

Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли. Дети 6-7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнёров общепринятым правилам поведения - бывает так или не бывает: "Мамы так не делают", "Суп после второго не подают". Это высший уровень развития игры, когда дети уже действуют произвольно и осмысленно, осознавая свои действия и свои отношения с партнёрами по игре.

Выделенные этапы не являются прямым следствием возраста. Развитие игры зависит, прежде всего, от условий жизни и воспитания ребёнка, а значит от нас, близких взрослых. Для того чтобы ребёнок умел хорошо играть, и чтобы игра давала действительный развивающий эффект, необходимо учить его играть, и, прежде всего, готовить к принятию игровой роли.

14 слайд:

Самое очевидное влияние взрослого на ролевую игру это старт самой игры, показать, как и во что можно играть. Учитывая, что ребенок одинаково копирует хорошее и плохое, то, давая направление его сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, играя, можно воспитывать малыша. Для того чтобы правильно организовать ролевую игру надо помнить три простых правила.

  • Во-первых, игра не должна строиться на принуждении, это свободное проявление воли ребенка.
  • Во-вторых, игра - это творческий процесс, не стоит загонять ребенка в какие бы то ни было жёсткие рамки.
  • В-третьих, старайтесь, что бы игра менялась и имела свое развитие, но при этом не стоит чрезмерно бояться повторов: если ребенок, «ставший поваром», второй день жарит блины – не страшно, он просто запоминает и тренирует полученный навык. Поощряйте это.

Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в больницу, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - плюшевый мишка получает слишком много лекарства - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить новых героев, например. Превратитесь, скажем, в главного врача и отправьте ребенка-врача на помощь больному в другую страну. Покажите, где она находится на карте, помогите построить корабль или машину… вот так постепенно вы вовлечете ребенка в новую ситуацию. А потом тихонечко отходите и дайте ему самому развивать игру.

Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок охотиться за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно - главный герой.

15 слайд:

«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» А.С. Макаренко

16 слайд: Дайте  детству  состояться! Дайте   детству наиграться!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста» Подготовила: Кузьмина В.С., с тарший воспитатель

Слайд 2

« Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности » В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Что такое игра?

Слайд 5

Противоположность развитию в игре…

Слайд 6

Развитие в игре какое? Торможение какое?

Слайд 7

Развитие в игре Торможение

Слайд 8

Выбор. Что же мы выбираем? Дать возможность ребёнку развиваться в игре или тормозить его развитие?

Слайд 9

Что такое игра? Игра – это развитие

Слайд 10

Игра – это …

Слайд 12

Ролевая игра – королева игр в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт; и гра развивает потенциальные возможности детей; в игре развивается способность к воображению, образному мышлению; и гра имеет решающее значение для психического развития ребенка; и грая, ребенок примеряет на себя разные роли; и гра является формой моделирования ребенком социальных отношений, в игре ребенок осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими;

Слайд 13

Уровни игровой деятельности 1, 5 – 3 года. Условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстниками 3 – 5 лет. Умение принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступая в ролевое взаимодействие с партнёром-сверстником. 5 – 7 лет. Умение развёртывать в игре разнообразие по последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2- 3 партнёров – сверстников. Реализовывать события через ролевые взаимодействия и предметные действия.

Слайд 14

Правила организации сюжетно-ролевой игры

Слайд 15

« Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре » А.С. Макаренко

Слайд 16

Дайте детству состояться! Дайте детству наиграться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Роль игры в процессе познания природы дошкольниками»

В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. Воспитание сознательного, бережного отношен...

Родительское собрание: «Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Родительское собрание на тему: «Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста»...

Выступление к родительскому собранию "Игра как средство нравственного развития дошкольников"

  Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуж...

Методическая разработка "Использование игры - головоломки «Танграм» в процессе интеллектуального развития дошкольников"

Танграм – старинная китайская игра-головоломка.Методическая разработка раскрывает возможности её использования для развития у детей восприятия, внимания, памяти, воображения, а также с...

Дидактические игры в процессе математического развития дошкольников.

Дидактические игры в процессе математического развития дошкольников....

"Игра - головоломка Танграм в процессе интеллектуального развития дошкольников".

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают мате...

«Развитие творческих способностей детей через театральную игру в процессе музыкального воспитания дошкольников». план по самообразованию

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживаниЗанятия театральной деятельностью с д...