Главные вкладки

    Буклет для родителей "Как правильно хвалить и критиковать ребенка"
    консультация по теме

    Синегубова Валентина Викторовна

    Каждый родитель сталкивается с различными проблемами в воспитании и не редко задает себе вопрос - как правильно воспитывать ребенка? И на этот вопрос ждет конкретный ответ. В данном буклете раскрываются такие вопросы как правильно хвалить, и как хвалить нельзя, как правильно критиковать, и как критиковать вредно, и кроме того содержит советы о том как родителям сдерживать себя от оскорблений в адрес ребенка. Буклет может быть использован как раздаточный материал на родительских собраниях, а так же при  индивидуальных консультациях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл buklet_roditelyam_kak_pravilno_khvalit_i_kritikovat.docx34.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Как надо воспитывать своего ребенка? Как правило, родители ждут конкретного ответа на этот вопрос: воспитывать строго или снисходительно? наказывать или не наказывать? Кого и что хвалить: ребенка или его поступки?

    Как можно хвалить и как нельзя

            Многие родители верят, что похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. На самом же деле похвалы могут привести к нервозности, плохому поведению ребенка. Почему? 
            Да потому, что чем больше он получает незаслуженных похвал, тем чаще стремится проявить свою "истинную натуру, будто стремясь опровергнуть похвалу.

    Не стоит пользоваться похвалой направо и налево. Похвалой стоит пользоваться осторожно: оценивать, хвалить можно только поступки и дела ребенка, а не его самого.
    похвалы, оценивающие самого ребенка, а не его поступок, только вредны:
    - Ты чудесный сын.
    - Ты настоящий мамин помощник.
    - Что бы мама делала без тебя?
    Такие комментарии вызовут лишь сомнения и тревогу: ребенок почувствует, что он далеко не такой "чудесный сын" и совсем не может быть этим образцовым сыном. Поэтому, не дожидаясь, что его "разоблачат", он предпочтет немедленно облегчить свое сердце, сознавшись в каком-нибудь проступке.
    Похвала так же бьет в глаза, как и яркое солнце, - и так же сильно слепит. Ребенку становится неловко, если его называют чудесным, милым, щедрым, скромным. Он чувствует, что должен опровергнуть эту похвалу, хотя бы частично. Нельзя заявить во всеуслышание: "Спасибо, я принимаю вашу похвалу". Но и внутренний голос говорит ребенку, что нельзя честно сказать себе самому: "Я просто чудесный: я и добрый, и сильный, и щедрый, и скромный".

    Итак, похвала должна быть направлена на дела и поступки ребенка, а не на его личность. Нужно построить свой комментарий таким образом, чтобы дети сами делали положительные выводы о себе и своих способностях.
    малышей и малышек, а также их родителей.

             Похвала складывается из двух компонентов - наших слов и выводов детей. Наши слова должны выражать четкую положительную оценку детских поступков, намерений, помощи ребенка нам, его понимания и т. д. Вот несколько примеров, показывающих, как нужно хвалить детей.
    Правильная похвала: "Твое стихотворение меня очень тронуло".
    Возможный вывод: "Хорошо, что я умею выразительно читать  стихи".
    (Неправильная похвала: "Для твоего возраста это неплохие стихи".)
    Правильная похвала: "Большое спасибо, ты вымыл сегодня всю посуду!"
    Возможный вывод: "Я помог маме".
    (Неправильная похвала: "Ты сделал это лучше, чем наша мама".)

    То, что ребенок скажет о себе в ответ на наши слова, позже он повторит и мысленно. Эти внутренние реалистические положительные оценки в значительной степени определяют хорошее мнение ребенка о себе самом и об окружающем его мире.

    Критика созидательная и критика разрушительная
    Когда критика является созидательной и когда разрушительной? Созидательная критика ограничивается тем, что указывает, как сделать то, что нужно сделать, целиком и полностью опуская отрицательные оценки личности ребенка.

    Пятилетний Ваня  нечаянно пролил за завтраком стакан молока.
    Мать. Ты уже не маленький, а стакан держать не умеешь! Сколько раз я тебе говорила - будь осторожней!
    Отец. Он всегда был неуклюжим, таким и останется. 
    Да, Ваня пролил стакан молока, но едкие насмешки здесь совершенно неуместны: они могут стоить родителям гораздо большего - потери сыновнего доверия. Не время высказывать ребенку, что ты о нем думаешь, если он провинился. В этом случае нужно осудить только его поступок, но никак не его самого.

            
    Что делать в такой ситуации? Когда шестилетний  Паша случайно пролил на стол молоко, мама спокойно сказала: "Я вижу, ты пролил молоко. Вот еще стакан молока, а вот тряпка". Мама встала и дала сыну стакан молока и тряпку. Паша с удивлением посмотрел на нее, потом облегченно вздохнул и пробормотал: "Спасибо, мамочка". С маминой помощью он вытер со стола пролитое молоко. Мама не стала делать резких замечаний сыну. Она рассказывала потом, что ей очень хотелось сказать: "В следующий раз будь осторожнее!" Когда же она увидела, как сын благодарен ей за понимание его поступка, она удержалась от этих слов. Не сделай мама этого, настроение и у нее и у сына было бы испорчено - и надолго.

    Часто бывает, что и сами родители реагируют на события неадекватно. А ведь сломанные часы - это не сломанная нога, разбитое окно - не разбитое сердце! И говорить с детьми нужно примерно так:
    - Я вижу, ты опять потерял перчатку. Жаль, ведь она стоит денег. Печально, что и говорить, хоть это и не трагедия.
            Если сын потерял перчатку, не стоит из-за этого терять хорошее настроение.
            Оскорбления: что за ними скрыто?
             Оскорбления - это отравленные стрелы, и можно использовать их только против врагов, но никак не против детей.

             Когда ребенку все время повторяют: "Какой ты неуклюжий!" - он может в первый раз ответить: "Вовсе нет!" Но, в общем, дети прислушиваются к мнению родителей, и в конце концов ребенок и сам поверит, что неуклюж. Упадет, например, во время игры и сам себе скажет: "Какой ты неуклюжий!" Потом ребенок начнет избегать подвижных игр, требующих ловкости, потому что отныне он уверен в своей неповоротливости. Когда родители и учителя повторяют ребенку, что он глуп, в конце концов он этому поверит и его девизом станет: "Не пытайся вовсе, не старайся, неудач не будет".

              Родительский гнев
    В воспитании детей родительскому гневу отведено особое место. Нужно так выражать свой гнев, чтобы родителям это приносило какое-то облегчение, ребенку - урок, но ни в коем случае не давало вредных побочных эффектов ни для той, ни для другой стороны.

    Вот конкретные советы, которые укажут родителям путь к миру со своими детьми.
    Первый шаг. Прежде всего нужно вслух назвать свое чувство. Это будет сигналом, предупреждением для всех, кого это чувство затрагивает: "Осторожно! Пора остановиться!"
    - Я очень недовольна.
    - Я рассердилась.
    Если это не помогло разрядить "грозу", идем дальше. 
    Второй шаг. Выражаем свой гнев с возрастанием его силы.
    - Я сержусь.
    - Я очень сердита.
    - Я очень, очень сердита.
    - Я разгневана.
    Иногда одного выражения наших чувств (без объяснений) достаточно, чтобы ребенок подчинился. Если же этого не произошло, надо перейти к следующему этапу.
    Третий шаг. Здесь необходимо пояснить причины своего гнева, назвать свою реакцию на события - в словах и желаемых действиях.
    - Когда я вижу, что твои игрушки разбросаны по всей комнате, я начинаю злиться. И я сержусь не на шутку! Хочется открыть окно и выбросить все это прямо на улицу!
    - Я приготовила хороший обед. По-моему, он заслуживает похвалы, а не презрения.
            Такой подход позволяет родителям дать выход своему гневу, при этом никому не причиняя вреда. Как раз наоборот: дети увидят, что гнев можно выражать очень спокойно. Ребенок должен понять, что и его собственный гнев вполне поддается такой "разрядке". Но для того чтобы пояснить ему это, от родителей потребуется нечто большее, чем простое выражение своих отрицательных чувств. Отец или мать должны будут указать детям возможные пути выражения своих эмоций, а также разрядки гнева.

    Источник: Х. Джайнот "Родители и дети"

    Составитель: воспитатель, Синегубова В.В.

    МБДОУ Детский сад  75 «Сказка»

    Гр. «Солнышко»

    Буклет

    Как правильно хвалить и критиковать

    ребенка

    Прокопьевск 2014


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значение режима дня для ребёнка Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. У ребенка, приученного

    Введение.К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого во...

    КАК ПРАВИЛЬНО ХВАЛИТЬ И ПООЩРЯТЬ ДЕТЕЙ.

    Очень часто родители говорят своим детям "ты молодец!" - это плохо. " А что в этом плохого?" - удивятся многие. Ведь похвала подбадривает ребенка, поднимает настроение, пдталкивает на дальнейшие...

    Консультация для родителей «Правильно ли мы одеваем ребенка?»

    Консультация для родителей «Правильно ли мы одеваем ребенка?»...

    Практикум для родителей"Как хвалить и наказывать ребенка"

    Систематизировать знания родителей о методах поощрения и наказания, ориентировать на использование эффективных приемов в воспитании детей дошкольного возраста на основе анализа педагогических ситуаций...

    Буклет для родителей "Телевизор, компьютер и книги в развитии ребенка"

    Буклет для родителей "Телевизор, компьютер и книги в развитии ребенка"...