Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"
консультация (подготовительная группа) по теме

Лазаренко Наталья Юрьевна

Автором представлен практический материал для родителей воспитанников подготовительной к школе группы по их подготовке к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologicheskaya_gotovnost_k_obucheniyu_v_shkole.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к обучению в школе

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, говоря о готовности к школьному обучению, подразумевают такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, что ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Причем обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в зону ближайшего развития ребенка.

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

Выделяют следующие признаки компонентов психологической готовности к обучению в школе:

  1. Сильное желание учиться и посещать школу.
  2. Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.
  3. Способность к выполнению основных мыслительных операций.
  4. Достижение определенного уровня психологической и физической выносливости.
  5. Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.
  6. Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.

Психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающем интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.

Компоненты психологической готовности к школе:

Компоненты

психол. готовности

Содержательная

характеристика

Интеллектуальная готовность

наличие широкого кругозора и запаса знаний;

сформированность начальных умений учебной деятельности;

аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между  предметами и явлениями, способность действовать по образцу);

логическое запоминание;

развитие мелкой моторики и координации;

умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности;

развитие фонематического слуха.

Личностная готовность

принятие новой социальной позиции;

позитивное отношение к школе, самому себе,

учебной деятельности;

развитие любознательности;

развитие желания ходить в школу;

произвольное управление своим поведением;

объективность самооценки;

потеря «детскости», непосредственности.

Социально-психологическая готовность

владение способами установления взаимоотношений;

развитие потребности в общении;

 умение подчиняться правилам и нормам;

умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-

волевая готовность

развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности);

эмоциональная устойчивость;

сформированность «небоязни» трудностей;

умение ограничивать эмоциональные порывы;

умение систематически выполнять задания.

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

1. Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации, подразумевает побуждение к чему-либо, в данном случае речь идет о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но, поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять.

2. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя. Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованным самим человеком намерением. В школе недостаточное развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок: не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий; не умеет работать по правилу; не умеет работать по образцу; нарушает дисциплину.

3. Определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения. Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).
От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый - усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап невозможен без умения обобщать.  Обобщение развивается в процессе познания ребенком свойств различных предметов. Поэтому очень важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий его мир. Детям нравится возиться с песком, водой, глиной, камешками, деревяшками и т.д. Им интересно готовить вместе с мамой или бабушкой тесто, а потом печь пирог. Их интересует, что как пахнет, что съедобно, а что нет, что будет, если что-нибудь посадить и т.д.
Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото. По ходу таких игр ребенок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире. Развитию обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения.

4. Хорошее развитие фонематического слуха. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове. Для чего нужен первокласснику хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.

         Указанные компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала обучения в школе по программе любой сложности, но грамотной и адекватной возрасту первоклассника. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования взрослых, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

Готовность ребнка к обучению в школе рассмтривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками дл...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

Консультация дляродителей будущих первоклассников.«Готовность ребёнка к школе» Школьные программы сильно изменились. Учиться становится труднее. Умение читать, писать и считать ...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

как помочь ребенку подготовиться к школе...

консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

Консультация для родителей в подготовительной группе, раскрывающая особенности подготовки ребенка к будущей школьной жизни....

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

Консультация содержит полезную информацию для родителей при подготовке детей к школьному обучению....

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

В консультация подборка тестов, помогающих родителям определить готовность ребенка к школе....