Откуда берутся «нехорошие» слова
статья (младшая группа) по теме

Гераськина Ирина Сергеевна

Изумлению родителей нет предела, когда их малолетнее чадо однажды в разговоре вдруг употребляет не совсем уместные в детской речи слова и выражения: "Откуда это у него?" В чем причина детского сквернословия и как этого избежать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.docx15.84 КБ
Файл плохие слова, откуда?16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников младшего возраста

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.

       Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений.

      В настоящей работе делается акцент на одной из важных сторон развития речи - звуковой культуры детей младшего дошкольного возраста через скороговорки и заучивание стихотворений.

ОТРАБАТЫВАЕМ С ДЕТЬМИ ЗВУК Ррррр!

Все бобры добры до своих бобрят.

Три вороны на воротах,
Три сороки на пороге,
Три дерева, три тетерева.

Поперёк реки пробирается паром,
Прыгают на языке скороговорки,
Как паром на сковороде.

Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался.

Жили-были раки, раки-забияки.
Жили раки шумно, затевали драки.

Два дровосека, два дроворуба
На дворе дрова топорами рубят.

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

Трое трубачей трубили в трубы.

На горе Арарат растёт красный крупный виноград.

на траве тропка, травка на тропке.

Орёл на горе, перо на орле.

Три тропки, три рубки.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Дробью бьют по перепелам да по тетеревам.

Проворонила ворона воронёнка.

Шел Егор через двор,
Нес топор чинить забор.

Королева кавалеру каравеллу подарила.
Королева с кавалером в каравелле удалилась.

Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.

Ушёл Прокоп - кипел укроп.
Пришел Проком - кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так без Прокопа кипел укроп.

Пётр Петров по прозванью Перов,
Поймал птицу-перепелицу.

Марина грибы мариновала.

Пётр Петрович Прыгунов прибыл из Перми в ростов.

Улов у Поликарпа - три карася, три карпа.

В аквариуме у Харитона
Четыре рака да три тритона.

Топоры остры до поры, до поры остры топоры.

За тараканом с барабаном, за комодом с топором.

Мамаша давала Ромаше
Сыворотку из-под простокваши.

Ювелир Валерий Калерин в Карелии
Оправлял кораллы, полировал опалы.

Ехал Грека через реку,
Видит грека - в речке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак его за руку - цап!

Отпустите красной краски для покраски.
Красной краской красной крыши в красный цвет.

Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Растеряла Маргарита маргаритки на траве.

Привёз Пров Егору во двор дров гору.

Клара у Раи играет на рояле.

на горе, на горке герой наш Егорка.

Ищу для себя смирного робота,
Чтоб делал уроки мои он без топота.
(М. Пляцковский)

Грач летает над рекой:
-Кра-кра-кра!
Поглядите-ка, какой
Рак,рак, рак
(А. Шибаев)

Роя норку, старый крот разрыхлил нам огород.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
А Борис Ларису угостил ирисом.
(А Демин)

Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом.
(С. Маршак)

Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
(С Маршак)

Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос.
Мне тарелку Валерка на подносе принёс.
(В Лифшиц)

Была у Фрола - Фролу про Лавра наврала,
Пойду к Лавру - Лавру про Фрола навру.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
И на мели две недели карамель матросы ели.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Молодой человек приятной наружности:
Тридцать три версты в окружности.

У Андрея и Арины растут георгины.

Тридцать три трубача трубят в тревогу.

Нашего пономаря не перепономарить.

Кирюша-Кирилл огород долго мерил.
Мерил, мерил, перестал, лёг под деревом - устал.

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
-Сено грабь граблями, краб.

На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.

Забыл Панкрат дома домкрат.
А Панкрату без домкрата
Не поднять на тракте трактор.

Курочка шустра, пестра,
Уточка с носка плоска.

Тара-тара, тара-ра!
У крыльца растет трава.
Ай, тари-тари-тари,
Куплю Рае литари.

Солил Терентий грибочки -
Сразу тридцать три бочки,
Съел Терентий грибочки -
Сразу тридцать три бочки.

На горе у речки
Уродилась гречка.

У стряпухи Дарьи весь день аварии.

Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот.
И никто не разберет, где ворота, а где рот.

Курьера курьер обгонял в карьер.

Ходит грач с грачихой чёрной в огороде на гряде.

Троша ткёт, трет кастрюлю с тряпкой.

Три дровосека,
Три дровокола,
Три дроворуба
Говорили про Ларю,
Говорили про Ларьку,
Говорили про Ларькину жену.



Предварительный просмотр:

Откуда берутся «нехорошие» слова

Изумлению родителей нет предела, когда их малолетнее чадо однажды в разговоре вдруг употребляет не совсем уместные в детской речи слова и выражения: "Откуда это у него?" В чем причина детского сквернословия и как этого избежать?

Источников «плохих» слов вокруг нас очень и очень много. Это может быть и детский сад, и улица, и телевизионные программы, и мультфильмы, и знакомые взрослые, и даже, как это ни удивительно звучит, семья. Всегда ли мы замечаем за собой, а потом помним об этом, что в периоды раздражения и гнева произносим вслух те же самые "плохие" слова. Так чего же ждать потом от маленького ребенка, который только учится жить в этом мире и впитывает как губка все то, что он видит и слышит вокруг?

Родители и воспитатели отмечают, что употребление детьми "плохих" слов происходит все чаще и чаще и, самое главное, стало очень трудно справляться с таким поведением. Причем выговор, замечание или другое наказание делают детей более сдержанными только на некоторый период времени, но при этом не способствуют перевоспитанию и стойкому изменению поведения к лучшему.

В более раннем возрасте (до 4-5 лет) употребление «плохих» слов может быть неосознанным, то есть ребенок просто не знает, что это плохо. Здесь самое главное - первичная реакция родителей на ругательство, чтобы эти слова не вошли в привычное употребление.

Если 5-7-летний ребенок произносит «плохие» слова, зная о том, что это неправильно и плохо, для начала достаточно просто сделать замечание: «Ты знаешь, что ты сказал плохо. Я не хочу этого больше слышать». Но если это повторяется снова и сквернословие становится привычкой, то нужно выяснить причину.

Наиболее распространенные и характерные причины нарушений поведения:

  • Способ привлечения внимания
  • Подражание и стремление быть на кого-то похожим
  • Компенсация неуспешности
  • Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки
  • Желание отомстить
  • Влияние коллектива

Как же правильно прореагировать на «плохие» слова, чтобы ребёнок больше не стал их повторять? 

  • Главное – не паниковать! Когда малыш произнесёт «плохое» слово, вы должны отреагировать спокойно. Если вы, напротив, проявите бурную реакцию, то можете ожидать, что это слово будет часто проявляться в лексиконе вашего ребёнка.
  • Никак не реагировать на «плохие» слова тоже не стоит, поскольку именно на вашу реакцию малыш и хочет посмотреть. А если вы пропустите «плохое» слово мимо ушей, то ребёнок начнёт повторять его до тех пор, пока эту реакцию не увидит от вас.
  • Объясните ребёнку, что говорить «плохие» слова неприлично, а хорошие детки не говорят таких слов. А он ведь у вас хороший? Затем переключите тему на что-нибудь другое, более интересное и увлекательное, чем «плохие» слова.
  • Узнайте у ребёнка, от кого он услышал «плохие» слова, сделайте так, чтобы малыш был откровенен с вами. Если вы наладите эмоциональный контакт, то в следующий раз малыш придёт за любым советом к вам, поскольку ему будет важно мнение друга. Если ребёнок услышал «плохое» слово из телевизора или от кого-то из вашего окружения, то в будущем вы сможете контролировать эти моменты.
  • Если предыдущие пункты не помогли, то можно пойти на крайние меры. Например, за каждое «плохое» слово лишайте малыша любимого занятия, предоставляя взамен нелюбимое. Например, помыть посуду вместо просмотра мультфильма или прогулки на улице. За хорошее поведение и отсутствие «плохих» слов, наоборот, оказывайте поощрение.
  • Для впечатлительного ребёнка подойдёт метод запугивания. Надо сказать малышу, что «хорошие» слова делают его умнее, красивее и лучше, а от «плохих» слов он становится некрасивым, глупым и с ним никто не захочет общаться.
  • Если ребёнок скажет «плохое» слово при посторонних, то извинитесь за ребёнка и смените тему. Таким способом малыш хочет добиться от вас и окружающих людей внимания. Вы сможете подарить ему это, но не после «плохих» слов, а когда он будет вести себя хорошо.

Каждый ребёнок – уникальная личность со своими капризами и потребностями. Иногда стоит поискать причину, по которой малыш говорит «плохие» слова. Возможно, он нуждается в вашем внимании или дисциплине? Понаблюдайте за своим ребёнком и помогите ему преодолеть эту проблему.

Помните! Дети подражают нам – взрослым!

Материал подготовлен И.С. Гераськиной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядная информация для родителей «Откуда берутся болезни»

В материале представлены причины некоторых  заболеваний (ОРЗ, плоскостопие и т.д.) и их профилактика....

Что такое дислексия, или откуда берутся гении?

В презентации рассмотрены формы дислексии, речевая и неречевая симптоматика дислексии, психологические аспекты дислексии, а также мифы о дислексии...

Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?»

Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?» Цель: провести исследования имеющихся рецептовмыльных пузырей, выявить наиболее эффективный из них....

Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?»

Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?» Цель: провести исследования имеющихся рецептовмыльных пузырей, выявить наиболее эффективный из них. Задачи: познакоми...

Откуда берутся «нехорошие» слова

Изумлению родителей нет предела, когда их малолетнее чадо однажды в разговоре вдруг употребляет не совсем уместные в детской речи слова и выражения: "Откуда это у него?" В чем причина детского скверно...

Нехорошие слова

Консультация для родителей...

«Нехорошие слова»

laquo;Нехорошие слова»Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим о детском сквернословии. Ещё совсем недавно вы старались «разговорить» своего любимого ребёнка и были счастливы...