Рекомендации по созданию благоприятных условий для развития правильной речи детей в семье. Этапы развития детской речи в Онтогенезе
консультация (младшая группа) на тему

Петрова Анастасия Ивановна

Очень часто я вижу родителей и педагогов, воспитателей, которые не знают, в каком возрасте появляется какой звук. Мы часто видим мам, желающих слышать звук Р у трехлетнего ребенка. И главное, что она уже и переживать начала, что с ее ребенком что- то нехорошее происходит. Часто видим и другую ситуацию: когда на логопеда смотрят косо, если звук Р не появляется после месяца работы( это я, конечно утрирую, но...) Очень мне хотелось бы осветить в своей статье именно тонкости развития речи, вопросы последовательности и терпимости к индивидуальным возможностям ребенка. Рекомендации для развития речи многим  знакомы. Я постаралась выделить их в четкие и ясные тезисы. Думаю, что моя статья будет интересна и родителям и особенно воспитателям как обычных, так и логопедических групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_ontogeneze.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по созданию благоприятных условий

для развития правильной речи детей в семье.

Этапы развития детской речи в Онтогенезе.

Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям и педагогам необходимо соблюдать ряд условий.

  • Не стараться ускорить ход естественного речевого развития ребенка.

Не перегружать его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

  • В общении с ребенком следить за своей речью. Говорить с ним не торопясь, звуки и слова произносить четко и ясно, при чтении не забывать о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объяснять малышу.
  • Не подделывать свою речь под детскую, не злоупотреблять так же уменьшительно-ласкательными суффиксами- все это тормозит речевое развитие ребенка.
  • Своевременно устранять недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее- тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопиться высказать свои мысли или, наоборот, говорит тихо, напоминаем ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ваш ответ?
  • Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем- беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи от 1 до 5-10 минут ( в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Этапы развития речи

В этой части я хочу рассказать этапы и временные рамки появления слов, фраз и звуков.

Это важно для понимания принципа «не навреди» в нашей работе очень важно не торопиться и правильно видеть возможности индивидуального развития ребенка.

Опять же эта информация важна и для душевного спокойствия родителя, который хочет, чтобы его ребенок был общителен, спокоен и успешен в дальнейшем, в школе.

Развитие речи ребенка с рождения

1 месяц

Ребенок выражает свое физиологическое неблагополучие рефлекторным плачем.

С 26-30 дня со дня рождения и до 4 месяцев 

У ребенка начинается  всем нам знакомый Комплекс Оживления. Чаще всего слышаться звуки КГХ, заднеязычные, так ребенок лежит на спинке и язык выгнут горкой. Это Гуление или бубуканье, гуканье,а по-научному - доречевые вокализации.

4 месяца

Этот этап называется Лепет . Когда ребенок начинает анализировать, различать на слух звуки, а именно звуки человеческой речи. Он уже различает звуки по тону, тембру, по высоте. На этом этапе ребенок, видя лицо мамы, повторяет за ней звуки. Здесь  мы уже слышим четкие осознанные  звуки ПБ, М, А,Ы,Э,О,У, ТДН. Это звуки раннего онтогенеза.

Звук «Т» в развитии очень важен, так как через него появляются такие сложные звуки как С,Ш,Л,Р. Чуть позже появляются зубки и мы слышим звуки Ф,В. Удивительно, но звуки К,Г,Х в этот момент могут пропасть, так как их артикуляция не видна, а то что произносил ребенок лежа- это были только подобия звуков. Появятся они чуть позже, но уже достаточно осознанные. Лепет сам по себе уже осознанная деятельность.

 В шесть месяцев

 появляется слоговой лепет (та-та-та, па-па-па), понимание обращенной речи, словесных конструкций.

К 1 году

У ребенка уже есть  в арсенале 10 двухсложных простых слов и три глагола.

 ( н-р Дай, на, упа) Ребенок говорит обычно ударные слоги слов. ( собака- ба) Так же большинство звуков произносятся мягко. (сябака) Это нормально, правильно. Неправильно, когда родители произносят специально упрощенные слова такие как Бух, Бах. Необходимо общаться красивым правильным языком. Стараться употреблять в речи больше глаголов.

 Период с 1 года до двух очень важен. Ведь в это время словарь ребенка вырастает в 20 раз! Такого больше не будет никогда!

К 2м годам 

Ребенок уже произносит 200-250 слов.

Есть все звуки раннего онтогенеза

ПБМ-ТДН-ФВ-КГХ, всепростые гласные

Эти звуки должны быть! Если нет, то необходима консультация логопеда.

 Сложный «Й» может появиться позже. Как и гласные слоги,  обозначаемые буквами Я,Ю,Е

В этот период важны прилагательные! Особенно названия цветов ,качество, размер, ощущения. Ребенок должен знать названия пяти цветов.

4-5 лет.

 К пяти годам у ребенка должна быть развитая разнообразная речь, содержащая в себе и существительные, и глаголы, и прилагательные, и предлоги и наречия. К этому моменту появляются уже и сложные звуки нашего языка: свистящие, шипящие.

  А к шести годам и Р, Л

Сроки появления сложных звуков

 Я хочу  показать как появляются  эти звуки. Главное, какие замены в речи для этих звуков правильные, физиологичные.

Свистящие « С,З» появляются к 2,5-3 годам.

 Это очень важный момент. Если звук искажен, или заменяется другим, то  нужно показать ребенка логопеду.

В норме замены звуков происходят так:

Сначала ребенок заменяет «С»-Т мягким, затем Т твердым, после появляется С мягким и уже после него С твердый. Если таких замен не наблюдается, или звук не похож на себя, слышится хлюпанье и другие призвуки- это повод сходить на консультацию к логопеду.

Так же появляется и звук «З»  сначала от мягкого Д и так далее.

Аффрикат Ц появляется после С к пяти годам.

Шипящие «Ш,Ж»  появляются  в 4,5-5 лет

Способ замены абсолютно аналогичен свистящим звукам.  Только после Т ребенок перейдет на С, а уже только потом на Ш. (сапка-шапка) И снова, прислушайтесь, если звук другой, не похожий, с призвуками, если звуки не получаются сами к пяти годам - повод идти к логопеду.

Соноры

Самые сложные звуки в русском языке.  И оставшиеся, кстати,  в такой сложной артикуляции только в русском языке.  В европейских языках, как мы можем видеть, варианты «Л» и «Р»  упрощены. ( французское, английское произношение)

«Л» Появляется в 4-5 лет

И замены здесь такие:

 Сначала ребенок вообще не произносит этот звук (ампа- лампа)

Затем появляется Й (йампа-лампа). Затем может возникнуть мягкий и твердый Д (дямпа), а после уже и мягкий и твердый Л.

«Р» появляется к 5-6ти годам.

Замены у него аналогичны звуку Л. И здесь важно понять, что Л, Д- это очень хорошие замены для этого самого трудного звука! Так как кончик языка работает, поднимается! Хуже, когда мы слышим вибрацию на французский манер- тогда понятно, что язык не работает. Такой дефект в последствии достаточно сложно убрать.

Не нужно торопиться и ставить звуки раньше времени. Но нужно и быть внимательными если звук не появляется сам ко времени, или заменяется изначально звуком неправильным, некрасивым, искаженным, а не теми физиологическими заменами, которые указаны выше. Если звуки искажены, ребенок говорит невнятно, ему трудно произнести длинное слово без ошибок, он переставляет слоги местами, то необходимо показать ребенка логопеду.

Развитие фонематического слуха.

Из важных этапов развития речи не забудем так же развитие фонематического слуха, различение фонем русского языка на слух. И это гораздо важнее, чем раннее обучение грамоте. Ребенок должен на слух различать какой звук слышим в начале слова, слышать  заданный звук в слове. Различать между собой близкие по звучанию звуки.

Как проверить хорошо ли развит фонематический слух у ребенка?

Можно подобрать картинки на близкие звуки. Или просто произносить пары звуков прикрыв рот экраном.

Это могут быть такие пары:

Свистящие-шипящие: с-ш, з-ж, с-щ, ц-ч

Твердые и мягкие: т-т*, д-д*, н-н*

Звонкие-глухие: б-п, д-т, г-к

Соноры: р-л

По ответам ребенка вы увидите делает ли он ошибки и поймете где нужно поработать.

        В заключении хочу отметить, что главное не торопиться, но быть внимательными к ребенку. Быть с ним рядом, говорить с ним, читать ему вслух. Хочется также напомнить, что все игры и задания лучше сопровождать короткими стихами, рифмовками, тогда и речь станет более четкой, ритмичной, яркой, усилится контроль над выполняемыми движениями, разовьется память ребенка, воображение и фантазия.

        Играйте с ребенком, внимательно смотрите вокруг, прислушайтесь к ребенку!

Учитесь, познавайте, наслаждайтесь процессом игры. Пусть каждая минута совместной деятельности с ребенком вернется к вам сторицею!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания».

        Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспекта...

Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство и...

Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство и...

Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания

Понятие термина "адаптация", закономерности протекания, подготовка ребенка к детскому саду, особенности адаптирующегося ребенка, родителя, педагога. Способы снижения мышечного и эмоционально...

Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для ее протекания

В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длиться период адаптации. Никто не поможет в сложный для ребенка перио...