Организация помощи семьям детей раннего возраста поступающих в детский сад
консультация (младшая группа) по теме

Костенко Елена Николаевна

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение не только ребёнок, но и родители испытывают стрессовые переживания. Здесь на помощь семье должен прийти детский сад. Для этого в детском саду необходимы различные формы оказания помощи семьям  малышей посещающих детское учреждение. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmo_doklad.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение не только ребёнок, но и родители испытывают стрессовые переживания. Здесь на помощь семье должен прийти детский сад. Для этого в детском саду необходимы различные формы оказания помощи семьям  малышей посещающих детское учреждение. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

При организации помощи семьям детей раннего возраста перед собой мы ставили следующие задачи:

  1. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания и развития.
  2. Вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
  3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
  4. Способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с детьми.

Нами была разработана система мероприятий направленных на достижение результата.

  • Сбор информации о семьях воспитанников ДОУ
  • Изучение условий обучения и воспитания в семье, затруднений у родителей в вопросах воспитания
  • Повышение квалификации воспитателей в различных вопросах взаимодействия с родителями
  • Проведение информационных и тематических мероприятий
  • Наглядные формы работы с родителями
  • Приглашение на мероприятия и развлечения, проводимые в ДОУ

При сборе информации родители заполняют «Социальную анкету», воспитателями заполняется следующая документация:

  • общие сведения о родителях
  • сведения о воспитанниках
  • информация об особенностях физического и интеллектуального  развития детей

В рамках изучения условий обучения и воспитания в семье, а также затруднений у родителей в вопросах воспитания воспитателями может быть организовано посещение семьи.

Родителям предлагается написать «Родительское сочинение», которое позволяет выявить особенности родительской позиции и типа семейного воспитания, получить информацию об истории развития ребенка, получить описание проблем развития ребенка глазами родителей, а также зоны конфликтности в детско-родительском взаимодействии.

Беседа позволяет воспитателю прикоснутся к внутреннему миру родителя, увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими так и в семейном воспитании. Воспитатель предлагает простые нейтральные по смыслу вопросы:

Как семья предпочитает проводить свободное время?

Чем увлекаются члены семьи?

Как складываются отношения между детьми в семье?

Применяют ли к детям какие-либо наказания? Если да, то какие именно?

Какие виды поощрения приняты в семье?

Испытываете ли вы трудности в воспитании ребенка?

Нужна ли вам помощь детского сада? Какая именно?

Анкетирование проводится по следующим темам: «Мой стиль воспитания ребенка в семье», «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка», «Роль родителей в воспитании ребенка», «Здоровый образ жизни», «игровая деятельность детей».

Повышение квалификации воспитателей в различных вопросах взаимодействия с родителями происходит путем изучения периодической литературы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольная педагогика», Дошкольное воспитание», «Обруч», «Воспитатель ДОУ», а также методической литературы, интернет ресурсов, участия в РМО воспитателей групп раннего возраста.

Важным в организации помощи семьям детей раннего возраста является проведение информационных и тематических мероприятий.

Это:

  • индивидуальные беседы по темам: «Какие игрушки необходимы детям раннего возраста», «Что показывает градусник», «Формирование культуры поведения у детей», «Что рассказать ребенку на ночь?», «Как предупредить ОРЗ», «Об упрямстве и капризности», «Двигательный режим ребенка в течение дня» и др.;
  • консультации: «Адаптивный период вашего ребенка», «Сюжетно-ролевые игры, как средство адаптации», «Как заинтересовать ребенка физкультурой», «Как ваш ребенок говорит», «Закаливание Стоп», «Роль семьи в развитии детей», «Использование сенсорных игр для развития речи ребенка» и др.;
  • родительские собрания: «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей», «Что важно знать о ребенке, чтобы его понимать», «Безопасность детей младшего школьного возраста», «Игра с ребенком в жизни вашей семьи»;
  • рукописные стенды и журналы: «Дети говорят», «Рекомендации врача», «Мамочки любимые», «Поздравляем» и др.;
  •  по мере наполняемости «Почтового ящика», воспитатели знакомятся с поступившей в адрес специалистов детского сада информацией и определенным образом реагируют на неё;

В качестве наглядной формы работы с родителями выступают:

  • выставки организованные воспитателями групп: выставка фотопортретов «Мамочка любимая, самая красивая», выставка семейных альбомов «Любимые непоседы»;
  •  показ детских работ;
  • рекламные буклеты – это издание, отпечатанное на одном листе. Который складывается параллельными сгибами таким образом, чтобы его можно было читать не разрезая, а раскрывая ширмообразно. Тематика буклетов может быть следующей: «Подвижные игры с детьми», «Живём по расписанию», «Наша группа»;  
  • рекламные стенды могут содержать информацию: режим дня, сетка занятий, контактные телефоны воспитателей, заведующей, телефона доверия по которым родители могут позвонить в случае возникновения вопросов, сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе, о реализуемой образовательной программе;
  • памятки по темам: «Если ребенок заболел», «О способах стимуляции развития речи детей», «Игры для детей на свежем воздухе зимой», «Игры которые лечат», «Одежда в помещении детского сада» и др.;
  • публикации о работе ДОУ в местной печати.

Родители приглашаются на:

  • праздники, такие как : «Ходит осень по дорожкам», «Папы наши защитники», « Праздник мыльных пузырей», «8 Марта», «Новый Год у ворот» и др.;
  • тематические встречи: «В гостях у детства», «Песни наших бабушек и дедушек», «Зимний вечер», «Музыка в семье» и др.;  
  • акции: «Сделаем наш сад красивым», «Покорми птиц зимой», «Экологический плакат» и др..

В организации помощи семьям детей раннего возраста принимают участие все специалисты детского сада: воспитатели, психолог, логопед, медсестра, музыкальный руководитель, старший воспитатель. Каждый из сотрудников ДОУ, работающий с детьми раннего возраста, должен не только четко представлять особенности развития ребенка, задачи коррекционно-развивающей работы с ним и его семьей, но и свое место в решении этих задач, согласовывать содержание и методы своей деятельности с деятельностью других специалистов. В процессе такого взаимодействия происходит создание оптимальных  условий для полноценного развития и становления успешной совершенствующейся личности ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями, а также повышение педагогической компетентности родителей детей раннего возраста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация физического воспитания детей раннего возраста в семье

Описаны особенности двигательного поведения детей раннего возраста и подвижные игры с детьми...

Круглый стол для родителей на тему "Организация развития речи детей раннего возраста в семье"

Круглый сол для родителей на тему "Организация развития ркчи детей раннего возраста в семье"...

«Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями детей раннего возраста с нарушением слуха»

В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется созданию условий, обеспечивающих и расширяющих возможности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста и их семей...

"Добро пожаловать!" Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада с помощью подвижных игр.

Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.Задачи:·...