Родительский клуб «МЫ ВМЕСТЕ» Тема: «Семейное чтение» . Автор-составитель старший воспитатель 1й квалификационной категории Руденко Ольга Васильевна
методическая разработка на тему

Шумский детский сад

 

Цель. Информирование родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3ya_vstrecha_knigi_chtenie_d.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский клуб

«МЫ ВМЕСТЕ»

«Родительская библиотека»

Тема: «Семейное чтение»

Цель. Информирование родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения.

В программе:

Микроисследование  «Роль книги в семейном воспитании» - педагог Ивлева Т.И

Представление  «Литература для дошкольников»  – педагоги возрастных групп.

Игровые упражнения – педагог-психолог Миникаева Н.А

Рефлексия – старший воспитатель Руденко О.В

Карточки на память… «Несколько полезных советов по возрождению традиции семейного чтения».

Детские «заставки» – воспитанники детского сада.

Оформление. Выставка книг

Оборудование: 

Ведущая. Здравствуйте уважаемые родители!

Мы вас приветствуем в родительской библиотеке. Мы поведём сегодня разговор о книге, её ценности для каждого человека, о значении совместного общения родителей и ребёнка с книгой.

(Дети читают стих)

В детской книжке сто картинок,

Сто стихов и сто историй

Сто вопросов и ответов
    Тьма загадок и затей.

Обо всем расскажет книжка,

Мир большой покажет книжка

Доброму научит книжка

И больших и малышей

Там под яркою обложкой

Проживает тетя Кошка

Храбрый олененок Бемби,

Бармалей и Айболит.

Злой всегда там проиграет,

Жадный больше потеряет,

А кто друга выручает

Смело слабых защищает,

И в беде не унывает –

Непременно победит!

Ведущий. Наши детки, ну просто очень любят, когда им родители читают книги. И они, уважаемые родители, хотят поделиться с вами  прочитанным, услышанным.

(Дети показывают книги и кратко рассказывают о содержании.)

Ведущая. Желание провести родительскую библиотеку на эту тему возникло неслучайно: современные дети не часто просят взрослых почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильмов или компьютерные игры.

Наша главная задача – вывести детей на средний уровень речевого общения. Вместе с тем мы считаем необходимым привить им любовь к книге и чтению, а сделать это можно, в том числе и через игру, которая, как известно, является ведущим видом деятельности детей; более того, формой их жизни.

Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — воспитатель и, учитель, и друг. Мнение психологов сводится к тому, что привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать гораздо труднее, а иногда и невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей.

Ведущий. Для начала мы проведем небольшое упражнение-разминку…

     Упражнение «Выбери дистанцию» (педагог Моисеенко Н.Н)

Воспитатель. Сегодня символ обсуждаемой темы -  детская книга (кладет ее на куб в центре зала). Встаньте, пожалуйста,  от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. А затем одной фразой объясните выбранное вами расстояние.

Ведущая. Вывод. Мы видим, что всех присутствующих заинтересовала тема нашей встречи и я передаю слово педагогу средней группы Ивлевой Т.И.

   Воспитатель. (Ивлева Т.И) добрый вечер, уважаемые родители. Я хочу пригласить вас  принять участие в микроисследовании  «Роль книги в семейном воспитании» .

Существует два противоположных взгляда на воспитательную роль книги: одни родители считают, что книга-средство развлечения и забава; другие – что это полезное занятие для всестороннего воспитания ребенка.

-Как вы думаете: какова роль книги в семейном воспитании. (мнение родителей)

- Всегда ли стремление взрослых купить ребенку как можно больше книг приводит к положительным воспитательным результатам? Так ли безопасен культ книг? (мнение родителей)

Наше микроисследование будет проводиться при помощи цветика-многоцветика. На лепестках многоцветика – вопросы, на которые вам, уважаемые родители предстоит ответить. Но вот еще один момент... С вашими детьми тоже проводилась интервью-беседа и вы узнаете как же на некоторые эти  же вопросы отвечали ваши дети.

(родители разбирают лепестки цветика-многоцветика, на лепестках,  которого написаны вопросы и отвечают на них)

Вопросы для родителей.

Ваши любимые детские поэты и писатели.

Ваши любимые литературные герои детских книжек.

Любите ли вы читать  ребенку?

Какие книги любят в вашей семье?

Какие произведения охотно слушает ваш ребенок?

Кто из взрослых вашей семьи чаще читает  ребенку книги?

В какое время вы, как правило, читаете ребенку?

Ваш ребенок считает книгу хорошим подарком или предпочитает что-то другое?

Какие книги (жанры) предпочитаете лично вы?

Ведущая. А сейчас о серьезном играя. Мы с вами вспомним пословицы о книгах и, возможно, узнаем новые.

Упражнение  «Доскажи пословицу»

Задание. На карточках разного цвета написаны части пословиц. Карточки раздаются родителям и под веселую музыку родители должны составить пословицу о книге, а затем ее озвучить.

(звучит музыка, родители выполняют задание»

Дом без книги – день… без солнца

Книга учит жить, книгой… надо дорожить

В доме без книг, как без… окон, темно

Испокон века книга…растит человека

Книга поможет в беде и … выручит в беде

Кто много читает, то…много знает

Книга в счастье украшает, а в несчастье  утешает

Книга книгой, да и своим умом двигай

Книга мала, а ума придала

Книги не говорят, а правду сказывают

Книги читай, а дела не забывай

Книги читать-не в ладушки играть

Не на пользу читать, коли только вершки хватать

Книга – мост в мир знаний

Золото добывают из земли, а знания из книг

Ведущий. Педагоги детского сада используют различные методы и приёмы при ознакомлении детей с художественной литературой. После чтения произведения они проводят беседы по его содержанию, учат пересказывать текст или отрывки из него. На занятиях и в свободное время дети прослушивают аудиозаписи литературных произведений, смотрят видеофильмы, учатся выразительно читать стихи, участвуют в инсценировках, играх-драматизациях, рассматривают рисунки художников – иллюстраторов и выполняют творческие работы по мотивам сюжетов книг.

Один из способов привить ребенку интерес к чтению – это обсуждать с ним прочитанное.

Какие вопросы следует задавать по прочитанной книге?

Вот примерный список вопросов, которые вы можете задавать ребенку о любом прочитанном тексте: сказке или рассказе, статье в журнале или книге. Постепенно он приучиться задавать их себе самостоятельно.

ЧТО?

  • Что это за история, о чём?
  • Что произошло?
  • Что говорили (думали, чувствовали) герои?

КОГДА?

  • Как давно это было?
  • Когда это произошло?
  • Что случилось до этого?
  • Что произошло дальше?

ГДЕ?

  • Где это случилось?
  • Можешь себе представить это место?
  • Это реальное или придуманное место?

КТО?

  • Кто это написал?
  • Как ты думаешь, кто здесь главный герой?
  • Кто помогал главному герою?
  • Кто мешал ему и почему?

КАК?

  • Как это началось?
  • Как это случилось?
  • Как это закончилось?
  • Как это могло бы закончиться?
  • Как бы ты закончил эту историю?

ПОЧЕМУ?

  • Зачем автор написал это произведение?
  • Почему всё случилось именно так?

Только поговорив о прочитанном, вы сможете выяснить, действительно ли ребенок понял произведение. Это очень важно, так как если малыш не понимает чего-то, он теряет к этому интерес.

 Воспитатель младшей группы. (Педагог Шкилева Е.В), дети 3-4 лет

Какие же книги читать детям 3-4х лет
- Сказки народные о животных, сказки волшебные, авторские, стихотворные.
- Истории про сказочных животных, про реальных животных.
- Про маленьких волшебных человечков: Карлсона, Мурзилку, Мумми-тролей и т. п.
- Про детей, попавших в сказочный мир.
- Про детей в реальной жизни.
- Книги познавательного характера, обязательно красочные.
- Любимые книги вашего детства.

Список литературы

1. Андерсен Г.-Х. «Дюймовочка», Огниво», «Сказка о стойком оловянном солдатике»
2. Барто А. «Мы с Тамарой», «Младший брат»
3. Гаршин В. «Лягушкапутешественница»
4. Гримм. «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Храбрый портной»
5. Даль В. «Старик-годовик»
6. Дональдсон Д. «Груффало»
7. Ершов П. «Конек-Горбунок»
8. Заходер Б. «Мишка-Топтыжка»
9. Киплинг Р. «Книга джунглей», «На далекой Амазонке»
10. Левин В. «Глупая лошадь»
11. Мамин-Сибиряк Д. «Сказки», «Аленушкины сказки»
12. Маршак С. «Сказка о глупом мышонке», «Веселый счет»
13. Маяковский В. «Что ни страница, то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое плохо?»
14. Михалков С. «Мой щенок», «Упрямый лягушонок», «Три поросенка»
15. Мориц Ю. «Крыша ехала домой»
16. Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица»
17. Русские народные сказки. «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя»
18. Сеф Р. «Кто на кого похож»
19. Сутеев В. «Под грибом», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»?»
20. Толстой Л. «Сказки и рассказы»
21. Тувим А. «Азбука», «Где очки»
22. Хармс Д. «Удивительная кошка», «Врун», «Кораблик»
23. Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Крокодил», «Телефон», «Мойдодыр»
24. Чарушин Е. «Томка», «Что за зверь»
25. Яснов М. «Собиратель сосулек», «Вышел зайчик погулять»

 Сегодня выбор книг огромен. Но не все они годятся для чтения детей.

Педагог средней группы.(Моисеенко Н.Н) Дети 4-5 лет

В.Г. Белинский утверждал: детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. К сожалению, в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают  книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер.

Как же разбудить у детей интерес к книге? Кто же вводит ребёнка в мир книге? Прежде всего, родители, затем детский сад, библиотека.

И всё же со  своей первой книгой ребёнок встречается дома, сидя на коленях у мамы. Однако занятые родители с трудом ориентируются в море коммерческой детской литературы, где яркость издания не гарантирует качества. Поэтому репертуар литературных произведений для семейного чтения недостаточно разнообразен, зачастую случаен. Родителям не хватает педагогической подготовке, что читать в каком возрасте.

Литературный репертуар для детей 4-5лет отличается, разнообразием, в этом возрасте значительное место занимают произведения малых фольклорных форм, добавляются считалки, загадки, скороговорки.

Русский фольклор

«Сидит, сидит зайка….», «Кот на печку пошёл…», «Лень- потягота…» и т.д.

Сказки становятся объёмнее и сложнее

Русские народные сказки

«Про Иванушка- дурочка» обр. Горького, «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье», «Лиса и козёл», « Жихарка».

Сказки разных народов

«Как собака друга искала», мордовская, «Колосок» украинская, «Красная Шапочка» Ш.Перо, «Бременские музыканты» Гримм и т.д.

Басни Л. Толстой «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерёг овец» и т.д.

Проза К. Ушинский «Бодливая корова», В Бианки «Подкидыш», М. Зощенко, «Показательный ребёнок» и т.д.

Литературные сказки

М. Горький «Воробьишко», В Бианки «Первая охота», Э. Мошковская «Вежливое слово» и т.д.

Поэзия русских и советских поэтов

Е. Варатынский «Весна, весна!», С.Дрожжин «Улицей гуляет…», С.Есенин, « Поёт зима – аукает» Е. Благинина «Эхо» и т.д.

Произведения поэтов и писателей разных стран

Литературные сказки Г.Х.Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», Э. Блайтон « Знаменитый утёнок Тим», Т. Эгнер «Приключения в лесу Ёлки- на Горке» и т.д.

3 . Игровая пауза.

Ведущий. Все дети с удовольствием слушают сказки. Их привлекают динамичность сюжета, напряженность борьбы светлых и темных сил. А вы любите сказки?

Воспитатель проводит игру «Волшебный сундучок».

Соломинка, горошина, кольцо, яйцо, стрела, скорлупа грецкого ореха, синий воздушный шарик, коробка спичек, монетка, зеркало, мочалка.

Воспитатель старшей группы (Халикова В.В), дети 5-6 лет

      Детей старшей группы, 5-6 лет, необходимо знакомить с произведениями народного творчества.

Песенки. «Как на тоненький ледок». «Ранним-рано поутру».

Заклички. «Божья коровка»   «Дождик дождик, веселей».

Рекомендуем обратить внимание на следующие сказки:

 «Заяц – хвастун», «Лиса и кувшинчик», «Сивка – Бурка», «Хаврошечка», «Никита Кожемяк».

Сказки народов мира:   «Кукушка» - ненецкая сказка,  «Желтый аист» - китайская сказка, «Златовласка» - чешская.

Поэзия поэтов и писателей России. А.Аким «Жадина» С. Есенин «Береза», «Черемуха»,  М. Цветаева «У кроватки»                                                                  

Проза: Л.Толстой «Лев и Собачка», «Косточка»,    Носов «Живая шляпа».

Литературные сказки: А.Пушкин «Сказка о царе Салтане» , П.Бажов «Серебренное копытце»,  В.Катаев «Цветик – семицветик».

Заучивать наизусть: Е.Благинина «Посидим в тишине» А.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» Суриков «Вот моя деревня»                                                                                

А по любому из прочитанного произведения, рекомендуем вместе с ребенком нарисовать понравившейся сюжет или просто героя.

Мы считаем, что именно по этим прочитанным произведениям, сказкам, стихам – развивается логическое и образное мышление;

- дети познают окружающий мир;

- формируется эмоциональная сфера и эстетическое восприятие;

- происходит становление социальных и коммуникативных навыков.

Воспитатель подготовительной группы  (Кравец Г.Ф), дети 6-7 лет Совместное чтение – это общение. Постарайтесь сделать время, проведенное вместе с ребенком за книгой, интересным и познавательным, создавать ситуации, способствующие его речевой активности. Самое благоприятное время для совместного чтения – вечер. Малыш, лёжа в кровати, с удовольствием будет слушать сказки, рассказы или просто случаи из вашей жизни.

Во время чтения ребенку не отвлекайтесь на посторонние дела. Помните, что дошкольники способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут.

Литературное произведение большого объема можно читать в течении нескольких дней. Перед тем, как продолжить чтение, предложите ребенку вспомнить, на чем вы остановились в прошлый раз, что происходило с героями книги до этого момента. Задайте вопросы: «что в произведении тебе понравилось больше всего? Почему герой книги та поступил? А как бы ты повел (повела) себя в этой ситуации? » пусть ребенок выскажет предположение, что произойдет дальше.

Выбирая книгу, обращайте на иллюстрации. Они должны быть яркими, выразительными и как можно более реалистичными. Помните: содержание художественного произведения должно соответствовать возрасту ребенку

Художественная литература, с которой мы знакомим детей подготовительной группы:

Календарные обрядные песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда…», «как на Масленой

неделе». «Масленица, Масленица».

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей –разбойник» (отрывок); «Садко» (отрывок);

«Добрыня и змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам);

«Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А.Н. Афанасьева);

 «Семь Симеонов- семь работников», обработка И. Карнауховой.; «Не плюй в колодец-

пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского; «Чудесное яблочко», обр. Л. Елисеевой;

«Волк и лиса»;  обр. И. Соколова-Микитова.

Поэзия.  А. Блок. «Ветер принёс издалека»(в сокр), «На лугу»; М, Волошин; «Осенью»;

С. Городецкий, «Первый снег», «Весенняя песенка»; С. Есенин, «Пороша»; В. Жуковский,

«Жаворонок» (в сокр); М. Лермонтов, «Перед дождём» (в сокр)А. Пушкин.

Поэзия Ф. Тютчева, А. Фет, В. Берестова, Э. Мошковской, Н. Рубцова, И. Токмаковой

Для заучивания наизусть.

Я. Аким «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края»; Е. Благинина. «Шинель»;

С. Есенин. «Берёза»; С, Маршак. «Тает месяц молодой…»; Э. Мошковская. «Добежали

 до вечера»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…»; Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьёва. «Подснежник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится».

Педагог-психолог. Упражнение «Неравные возможности »

Уважаемые родители какие причины мешают нам систематически организовывать семейное чтение? (нет времени, не интересные книги, нет желания, и т.д)

Участники вытягивают жребий, на них написаны цифры 1, 2, 3, 4. Те, у кого оказалась «единичка»( нет времени) получают повязки на глаза; у кого написана «двоечка» (нет интересной литературы), должны убрать правую руку за спину; участники со жребием «троечка» (нет желания) держат карандаш двумя руками; для тех, кому выпала «четвёрочка» никаких ограничений не предусмотрено.

Испытание. Все получают листы бумаги и карандаши. Им даётся задание за 1 минуту нарисовать обложку к книге «Колобок».

После окончания соревнования  предлагается обсудить результаты:

  • Как чувствовали себя участники, чьи возможности были ограничены условиями упражнения?
  • Как чувствовали себя те, чьи возможности ограничены не были?
  • Возникало ли желание помочь друг другу?

А теперь, посмотрите на рисунки и представьте на месте участников, чьи возможности были ограничены детей, которые лишены семейного чтения.

1 Рассмотрим обложку, где возможности семейного чтения не ограничены (обсуждение), ограничены (обсуждение). А теперь ответим на вопрос, какой из этих вариантов достоин пойти в печать?  А какие ассоциации возникают при виде рисунков с ограничениями  (желание помочь).

Как показывает статистические исследования дети лишенные систематического просмотра литературы, прочтения родителями сказок, стихов, имеют низкий уровень знаний окружающего мира, развития речи, недоразвития нравственных аспектов, познавательных процессов (памяти, внимания, воображения).

Ведущий. Мы просим вас, уважаемые родители, обменяться опытом в вопросах домашнего чтения, как вы привлекаете детей к слушанию, как вы поступаете, если ребенок отказывается слушать ваше чтение…

Ведущий. Каждого ребёнка можно осчастливить читающим детством, что бы оно было умным, содержательным, весёлым и гарантировало каждодневную потребность в общении с книгой на всю жизнь. Ведь дошкольник ещё не читатель, а только слушатель книг, и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемым громким чтениям. Анкетирование, проведённое в группе, показало, что только третья часть семей практикует семейное чтение вслух! А вот назвать книгу, которую вы прочитали своим детям недавно, смогли лишь (называет число) детей. Конечно, нам порой не хватает элементарных знаний, умений и навыков по воспитанию юных читателей.

Рефлексия. «Выбери книгу по душе»

Ведущий. Перед вами выставка книг, прошу каждого подойти и выбрать книгу.

(родители выбирают с выставки книги и рассаживаются)

Ведущий. А теперь мы хотим послушать почему вы выбрали именно эту книгу.

Заключение.

Ведущий. Читать вместе – это огромный труд, но, когда вы читаете, ваши дети фантазируют, создают красочный мир, в котором живут их друзья – литературные герои.

Когда вы читаете вслух, вы делите с ребенком не только время, но и интерес, вы рассуждаете, обсуждаете прочитанное.

Когда вы читаете, вы учите ребенка слушать, слушать долго, и не прерываясь, слушать вдумчиво и внимательно.

Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает вас в мир своего детства.

      Мы дарим вам на память карточки «Несколько полезных советов по возрождению традиции семейного чтения.» Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка педагогического семинара "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста". Старший воспитатель 1й квалификационной категории Руденко Ольга Васильевна

Здоровье детей на первом месте в деятельности детского сада, вот почему педагоги углубленно изучают и внедряют современные технологии оздоровления детей....

Конспект занятия по математике «В гости к сказкам» /вторая младшая группа/воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск

Цель:    Формировать элементарные математические представления.Задачи:-упражняться в прикладывании предмета точно по одному, строго учитывая интервалы между ними.-...

Мастер – класс для педагогов«Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск

Определили следующие этапы работы:1 этап. Диагностический.Выявили уровень детского творчества на начальном этапе. Использовали методику Т. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной “Изучение творче...

Конспект открытого занятия "Украсим рукавички для лесных зверей" воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск

Программное содержание:      Учить    видеть различия в форме  отдельных частей. Закрепить навык разрезания широких и узких полосок по линии сгиба, чередовать э...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя I квалификационной категории Ивановой Ольги Васильевны

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя I квалификационной категории Ивановой Ольги Васильевны по теме «Развитие познавательного интереса и исследовательской активности...

План по самообразованию на межаттестационный период с 2015 по 2019 учебный год воспитателя первой квалификационной категории Ключниковой Ольги Васильевны МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Березка» пгт Актюбинский Азнакаевского муниципальн

План по самообразованию  на межаттестационный период с 2015 по 2019 учебный годвоспитателя первой квалификационной категории Ключниковой Ольги Васильевны МБДОУ «Детский сад комбинированного вида ...

План на межаттестационный период старшего воспитателя высшей квалификационной категории

Участия, выступления, разработки, обучение на семинарах, повышение квалификации, публикации в межаттестационный период с 2014г. по 2018г....